Консультация для педагогов "Дидактические игры по валеологии"
консультация ( группа) по теме

 

Проблема сохранения здоровья дошкольников является одной из значимых при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить, используя такой способ, который очень нравится детям – это игра.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы педагогов с детьми.

Так, дидактическая игра способствует:

1. Развитию познавательных способностей:

получению новых знаний их обобщению и закреплению;

в процессе игры усваиваются общественно выработанные средства и способы умственной деятельности;

многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот;

единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность;

некоторые дидактические игры как – будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

2.  Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

3.  Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

4. Социально-нравственному развитию: в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

5. Художественному воспитанию – совершая какое-либо действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии.

Проведение дидактической игры включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них).

Объяснение хода игры и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают).

Показ игровых действий, в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что не приведет к нужному результату. Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).

Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которые дети добиваются в игре, можно судить о ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (Н. Михаленко, Н. Короткова):

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения игры.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

 

Предлагаю интересные дидактические игры по валеологии для детей дошкольного возраста, которые можно использовать как в условиях детского сада, так и дома.

1. Дидактическая игра «Мое лицо».

Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.

Материал: разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Ход игры:

Используя различные материалы, дети составляют лицо человека; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

 

2. Дидактическая игра «Чистые руки».

Цели: Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

Ход игры:

1 вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

2 вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).

 

3. Дидактическая игра «Грязнули».

Цель: Помочь детям запомнить ситуации, когда необходимо мыть  руки, демонстрация способов распространения бактерий и микробов  от одного человека к другому.

Оборудование: мяч с нашитыми липучками, бактерии и микробы.

Ход игры:

Воспитатель выбирает участников игры. Раздает им бактерии и микробы и распределяет роли:  (на липучках)

 • Не помыл руки перед едой.

 • Не помыл руки после посещения туалета.

 • Не помыл руки после прогулки.

 • Съел грязными руками печенье на улице.

 • Гладил на улице кошу и не помыл руки.

 • Забыл прикрыть рот при чихании и кашле   (можно придумать другие аналогичные ситуации).

Затем воспитатель берет в руки мяч, притворяется, будто чихнул, говорит «Ой, теперь мои бактерии попали на мяч» и после этих слов приклеивает  бактерию на липучку, бросает мяч другому. Тот в ответ должен громко сказать слова своей роли «Ой, я забыл помыть руки перед едой» и приклеивает свою бактерию, кидает мяч другому. В заключении мяч у педагога и он говорит «Видели, как много бактерий мы передали друг другу. Вот почему мы должны мыть руки часто, чтобы предотвратить распространение бактерий и не заболеть».

 

4. Дидактическая игра «Части тела человека».

Цель: закрепить названия частей тела человека, определить их местонахождение.

Ход игры:

К модели картонного человечка подбирают 9 карточек с названиями основных частей тела (голова, шея, плечо, предплечье, кисть, туловище, бедро, голень, ступня). Нужно прочитать название на карточке и определить местоположение этой части.

 

5. Дидактическая игра «Умею – не умею».

Цели: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Ход игры:

В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

 

6. Дидактическая игра «Органы чувств».

Цель: Закрепить знания о пяти органах чувств.

Ход игры:

1 вариант: разложить картинки – схемы, а предметные картинки подобрать соответственно им (как можно почувствовать предмет).

2 вариант: каждую предметную картинку прикладывать к схемам и делать обоснованный выбор.

 

7. Дидактическая игра «Найди пару».

Цели: Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Ход игры:

Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

8. Дидактическая игра «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?»

Цели. Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь: повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.

Ход игры:

Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии), либо возвращают обратно. (Например: к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку, на которой изображен нос.) Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.

 

9. Дидактическая игра «Определи по звуку».

Цель. Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Ход игры:

Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

 

10. Дидактическая игра «Что можно кусать зубами?»

Цель. Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу.

Ход игры:

Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

 

11. Дидактическая игра «Полезно – вредно».

Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов.

Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

Ход игры:

На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка – выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.

 

12. Дидактическая игра «Свари борщ».

Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп, закреплять знания об овощах и фруктах.

Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для борща.

Ход игры:

Дети по очереди выбирают соответствующие предметные картинки с изображением продуктов для приготовления борща.

 

13.  Дидактическая игра «Много – мало».

Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый – сладкий, горький – солёный, овощи – фрукты.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами.

Ход игры:

1. Что будет, если съешь много (картинка)?

2. Много яблок съешь – это хорошо...

3. Много яблок съешь – это плохо…

Задание: разложить овощи – фрукты, «Вершки – корешки».

 

14. Дидактическая игра «Витаминное лото».

Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.

Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры:

Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.

15. Дидактическая игра «Волшебная кастрюля».

Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.

Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых блюд и продуктов, из которых их приготовили.

Ход игры:

Каждому ребенку выдается карточка с изображением готового блюда. Задача ребенка – подобрать предметные картинку с необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто выполнил задание, кладет свои картинки к волшебной кастрюле. Все вместе проверяют правильность выполнения.

 

16. Дидактическая игра «Угадай вид спорта».

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры:

Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

 

17. Дидактическая игра «Одень спортсмена».

Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.

Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов.

Ход игры:

Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.

 

18. Дидактическая игра «Внутренние органы».

Цель: Определить местоположение внутренних органов на модели картонного человечка, закрепить их названия.

Материал: Картонный человечек, изображения внутренних органов человека.

Ход игры:

Дети по просьбе ведущего берут изображение внутреннего органа человека и располагают в нужном месте на картонном человечке.

 

19. Дидактическая игра «Узнай и назови».

Цель: Различать и называть кровеносные сосуды по толщине.

Материал: Ниточки разной толщины.

Ход игры:

Ведущий называет кровеносный сосуд (вена, артерия, капилляр, а игроки выбирают ниточку соответствующей толщины).

 

20. Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.

Ход игры:

Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь...» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.

 

21. Дидактическая игра «Мы закаляемся».

Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.

Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь).

Ход игры:

Дети по очереди берут карточку с изображением предмета, необходимого для закаливания. Задача ребенка рассказать о назначении предмета и пользе для закаливания организма.

 

22. Рассказ по мнемотаблице «Если хочешь быть здоров».

Цель: Закрепить знания детей о разных факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Материал: мнемотаблица «Если хочешь быть здоров».

Ход игры:

На столе лежит мнемотаблица «Если хочешь быть здоров». Воспитатель просит рассказать по мнемотаблице о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Задача ребенка без ошибок правильно рассказать о факторах, способствующих укреплению здоровья.

 

23. Составление модели «Факторы, укрепляющие здоровье».

Цель: Закрепить знания детей о факторах, помогающих укреплению здоровья

Материал: Большой лист с изображением в центре человека. Карандаши цветные.

Ход игры:

Перед ребенком лежит большой лист с изображением в центре человека. Задача ребенка нарисовать вокруг человека все, что помогает укреплению здоровья человека (витамины, спорт и т.д.)

 

24. Составление модели «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни».

Цель: Закрепить знания о профилактике заболеваний.

Материал: Большие карты – 2 шт. с изображением больного ребенка; набор маленьких карточек с профилактическими мероприятиями и набор карточек с мероприятиями, направленными на быстрое выздоровление.

Ход игры:

Перед ребенком лежат 2 большие карты с изображением больного и здорового ребенка. Задача ребенка – составить модель поведения во время болезни; выбрав нужный набор карточек и положить их к карте с больным ребенком. А также составить модель профилактических действий, от простуды аналогично выбрав из имеющихся карточек нужные и положить их к здоровому ребенку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_did._igry_po_valeologii_2016_g.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема сохранения здоровья дошкольников является одной из значимых при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить, используя такой способ, который очень нравится детям – это игра.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы педагогов с детьми.

Так, дидактическая игра способствует:

1. Развитию познавательных способностей:

получению новых знаний их обобщению и закреплению;

в процессе игры усваиваются общественно выработанные средства и способы умственной деятельности;

многие сложные явления расчленяются на простые и наоборот;

единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность;

некоторые дидактические игры как – будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

2.  Обогащению чувственного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей.

3.  Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

4. Социально-нравственному развитию: в игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

5. Художественному воспитанию – совершая какое-либо действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческой фантазии.

Проведение дидактической игры включает:

ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них).

Объяснение хода игры и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают).

Показ игровых действий, в процессе которых воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что не приведет к нужному результату. Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием).

Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так по результатам, которые дети добиваются в игре, можно судить о ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной деятельности.

При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (Н. Михаленко, Н. Короткова):

1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.

2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровых умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером сверстником.

3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каждом его этапе развертывать игру, чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения игры.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Предлагаю интересные дидактические игры по валеологии для детей дошкольного возраста, которые можно использовать как в условиях детского сада, так и дома.

1. Дидактическая игра «Мое лицо».

Цели: Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук. Закреплять понятия детей о цвете (голубые, зеленые, серые, карие глаза). Закреплять представление о частях лица. Развивать тактильные ощущения.

Материал: разноцветная тесьма, пуговицы, палочки, пластилин, наждачная бумага, бархатная бумага, поролон.

Ход игры:

Используя различные материалы, дети составляют лицо человека; дают описательный рассказ о лице, его форме и т.д.

2. Дидактическая игра «Чистые руки».

Цели: Обучать последовательности действий процесса умывания. Активировать словарь: мыло, мочалка, щетка, полотенце. Формировать потребности в соблюдении правил личной гигиены. Учить практическому освоению навыков здорового образа жизни.

Материал: картинки с правилами, предметами туалета, мелкие игрушки, объемные фигурки животных, предметы труда.

Ход игры:

1 вариант – воспитатель предлагает детям выбрать картинки, соответствующие правилу, когда надо мыть руки, и соответственно картинке найти объемные предметы.

2 вариант – воспитатель предлагает детям имитировать движения процесса умывания (развивается творчество и воображение).

3. Дидактическая игра «Грязнули».

Цель: Помочь детям запомнить ситуации, когда необходимо мыть  руки, демонстрация способов распространения бактерий и микробов  от одного человека к другому.

Оборудование: мяч с нашитыми липучками, бактерии и микробы.

Ход игры:

Воспитатель выбирает участников игры. Раздает им бактерии и микробы и распределяет роли:  (на липучках)

 • Не помыл руки перед едой.

 • Не помыл руки после посещения туалета.

 • Не помыл руки после прогулки.

 • Съел грязными руками печенье на улице.

 • Гладил на улице кошу и не помыл руки.

 • Забыл прикрыть рот при чихании и кашле   (можно придумать другие аналогичные ситуации).

Затем воспитатель берет в руки мяч, притворяется, будто чихнул, говорит «Ой, теперь мои бактерии попали на мяч» и после этих слов приклеивает  бактерию на липучку, бросает мяч другому. Тот в ответ должен громко сказать слова своей роли «Ой, я забыл помыть руки перед едой» и приклеивает свою бактерию, кидает мяч другому. В заключении мяч у педагога и он говорит «Видели, как много бактерий мы передали друг другу. Вот почему мы должны мыть руки часто, чтобы предотвратить распространение бактерий и не заболеть».

4. Дидактическая игра «Части тела человека».

Цель: закрепить названия частей тела человека, определить их местонахождение.

Ход игры:

К модели картонного человечка подбирают 9 карточек с названиями основных частей тела (голова, шея, плечо, предплечье, кисть, туловище, бедро, голень, ступня). Нужно прочитать название на карточке и определить местоположение этой части.

5. Дидактическая игра «Умею – не умею».

Цели: Активизировать внимание детей на свои умения и физические возможности своего организма. Развивать исследовательскую деятельность, воспитывать чувство собственного достоинства.

Ход игры:

В игре может участвовать любое количество детей (от 1 до 10). Ведущий бросает ребенку мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, должен продолжить фразу, объяснив, почему он умеет (что ему помогает) или не умеет (может ли научиться) это делать, и вернуть мяч ведущему. Например: «Я умею бегать, потому что у меня есть ноги», «Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

6. Дидактическая игра «Органы чувств».

Цель: Закрепить знания о пяти органах чувств.

Ход игры:

1 вариант: разложить картинки – схемы, а предметные картинки подобрать соответственно им (как можно почувствовать предмет).

2 вариант: каждую предметную картинку прикладывать к схемам и делать обоснованный выбор.

7. Дидактическая игра «Найди пару».

Цели: Упражнять детей в подборе одинаковых пластин, сравнивая их поверхности благодаря тактильным ощущениям (с завязанными глазами).

Ход игры:

Перед детьми кладут пластины, обклеенные фольгой, бархатной бумагой, мехом, фланелью, шелком, а также металлические и деревянные пластины. Дети выбирают по одной пластине, а затем по очереди на ощупь ищут вторую такую же.

Примечание. Ребенок должен объяснить, что помогло ему правильно определить разные материалы.

8. Дидактическая игра «Все помощники важны, все помощники нужны, а кому какой нужнее?»

Цели. Активизировать знания детей о доминирующем развитии того или иного органа чувств для людей определенной профессии. Активизировать словарь: повар, разведчик дирижер, парфюмер, фокусник.

Ход игры:

Каждый игрок получает большую карточку с изображением человека определенной профессии. На столе лежат маленькие карточки с изображением того или иного органа чувств. Игроки по очереди достают по одной маленькой карточке и либо оставляют ее у себя, если она подходит к изображению на большой карточке (т. е. если этот орган чувств важен для людей данной профессии), либо возвращают обратно. (Например: к большой карточке с изображением парфюмера ребенок подбирает маленькую карточку, на которой изображен нос.) Игра заканчивается, когда у каждого игрока имеется по одной маленькой карточке, соответствующей большой. Затем игроки по очереди обосновывают свой выбор. Остальные игроки внимательно слушают и оценивают правильность. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки или допустил минимальное количество неточностей.

Примечание. Количество разрезанных карточек должно быть больше необходимого. Можно предложить вариант игры, при котором каждый из детей имеет право выбрать несколько больших карточек. Это становится возможным по мере овладения дошкольниками соответствующими знаниями об особенностях развития определенного органа чувств у людей разных профессий.

9. Дидактическая игра «Определи по звуку».

Цель. Упражнять органы слуха в определении и различении разных звуков.

Ход игры:

Для проведения игры дети делятся на две команды и садятся спиной к воспитателю. Воспитатель с помощью различных предметов и инструментов имитирует различные звуки. Для этого можно использовать музыкальные инструменты, бумагу, фольгу, надувной воздушный шар, стеклянную и металлическую посуду, насос для накачивания мячей, резиновую игрушку-пищалку и др. Игроки каждой команды по очереди угадывают звук. Выигравшей считается команда, давшая больше правильных ответов и допустившая меньше ошибок. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

10. Дидактическая игра «Что можно кусать зубами?»

Цель. Развивать умение детей устанавливать положительное и отрицательное влияние на зубы продуктов, употребляемых в пищу.

Ход игры:

Дети встают в круг. Водящий взрослый или ребенок (в зависимости от возраста детей группы) называет предметы, продукты. (Например: камень, булка, котлета, косточка, палец, орех и т. д.). Дети говорят «да» и поднимают руки вверх, если это можно кусать зубами, или говорят «нет» и приседают, если это нельзя кусать зубами.

11. Дидактическая игра «Полезно – вредно».

Цель: Закрепить знания детей о пользе и вреде тех или иных продуктов.

Материал: Большие карты с изображением веселого человечка; набор карточек с изображением полезных и вредных для здоровья человека продуктов.

Ход игры:

На столе лежат 2 большие карты с лицами веселого и грустного человечка. Задача ребенка – выбрать карточки с полезными для здоровья человека продуктами и положить их к карте с веселым человечком, а карточки с вредными для здоровья человека продуктами положить к карте с грустным человечком.

12. Дидактическая игра «Свари борщ».

Цель: Дать детям представление о том, как приготовить суп, закреплять знания об овощах и фруктах.

Материал: Наборы картинок с изображением продуктов, нужных для борща.

Ход игры:

Дети по очереди выбирают соответствующие предметные картинки с изображением продуктов для приготовления борща.

13.  Дидактическая игра «Много – мало».

Цель: Учить детей думать, что и в каких количествах можно употреблять, не во вред своему здоровью. Формировать умение классифицировать продукты: кислый – сладкий, горький – солёный, овощи – фрукты.

Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов; карточка с вопросами.

Ход игры:

1. Что будет, если съешь много (картинка)?

2. Много яблок съешь – это хорошо...

3. Много яблок съешь – это плохо…

Задание: разложить овощи – фрукты, «Вершки – корешки».

14. Дидактическая игра «Витаминное лото».

Цель: Закреплять знания о витаминах и содержании их в продуктах.

Материал: Большие карточки (3 штуки) и 32 маленькие карточки с изображением овощей и фруктов.

Ход игры:

Воспитатель называет на большой карточке витамины, а дети выбирают предметные картинки с изображением продуктов, в которых есть этот витамин и кладут их к соответствующему витамину.

15. Дидактическая игра «Волшебная кастрюля».

Цель: Расширять представление о разнообразии блюд.

Материал: Изображение кастрюли и карточки с изображением готовых блюд и продуктов, из которых их приготовили.

Ход игры:

Каждому ребенку выдается карточка с изображением готового блюда. Задача ребенка – подобрать предметные картинку с необходимыми продуктами для приготовления данного блюда. Кто выполнил задание, кладет свои картинки к волшебной кастрюле. Все вместе проверяют правильность выполнения.

16. Дидактическая игра «Угадай вид спорта».

Цель: Закреплять знания детей о разных видах спорта.

Материал: Карточки с изображением атрибутов к каждому виду спорта.

Ход игры:

Ведущий раздает детям карточки с изображением различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать карточки с соответствующими атрибутами к данному виду спорта.

17. Дидактическая игра «Одень спортсмена».

Цель: Учить детей умению подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов.

Материал: Карточка с изображением инвентаря и экипировки разных спортсменов.

Ход игры:

Детям раздают карточки с изображением спортсменов из различных видов спорта. Задача ребенка – подобрать картинки с соответствующей экипировкой и инвентарем для данного спортсмена.

18. Дидактическая игра «Внутренние органы».

Цель: Определить местоположение внутренних органов на модели картонного человечка, закрепить их названия.

Материал: Картонный человечек, изображения внутренних органов человека.

Ход игры:

Дети по просьбе ведущего берут изображение внутреннего органа человека и располагают в нужном месте на картонном человечке.

19. Дидактическая игра «Узнай и назови».

Цель: Различать и называть кровеносные сосуды по толщине.

Материал: Ниточки разной толщины.

Ход игры:

Ведущий называет кровеносный сосуд (вена, артерия, капилляр, а игроки выбирают ниточку соответствующей толщины).

20. Дидактическая игра «Чтобы быть здоровым, я буду…»

Цель: Закрепить знания детей о ведении здорового образа жизни.

Материал: Сюжетные картинки с изображением различных позитивных ситуаций (ходьба босиком, солнечные ванны, катание на санках, обливание и др.) и набор картинок с негативными ситуациями.

Ход игры:

Воспитатель говорит: «Чтобы быть здоровым, ты будешь...» Задача ребенка дополнить первую часть предложения воспитателя и подобрать соответствующую позитивную сюжетную картинку.

21. Дидактическая игра «Мы закаляемся».

Цель: Закреплять знания о предметах, которые помогают нам закаляться.

Материал: Карточки с изображением предметов, необходимых для закаливания (инвентарь).

Ход игры:

Дети по очереди берут карточку с изображением предмета, необходимого для закаливания. Задача ребенка рассказать о назначении предмета и пользе для закаливания организма.

22. Рассказ по мнемотаблице «Если хочешь быть здоров».

Цель: Закрепить знания детей о разных факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Материал: мнемотаблица «Если хочешь быть здоров».

Ход игры:

На столе лежит мнемотаблица «Если хочешь быть здоров». Воспитатель просит рассказать по мнемотаблице о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Задача ребенка без ошибок правильно рассказать о факторах, способствующих укреплению здоровья.

23. Составление модели «Факторы, укрепляющие здоровье».

Цель: Закрепить знания детей о факторах, помогающих укреплению здоровья

Материал: Большой лист с изображением в центре человека. Карандаши цветные.

Ход игры:

Перед ребенком лежит большой лист с изображением в центре человека. Задача ребенка нарисовать вокруг человека все, что помогает укреплению здоровья человека (витамины, спорт и т.д.)

24. Составление модели «Как уберечься от простуды» и «Как вести себя во время болезни».

Цель: Закрепить знания о профилактике заболеваний.

Материал: Большие карты – 2 шт. с изображением больного ребенка; набор маленьких карточек с профилактическими мероприятиями и набор карточек с мероприятиями, направленными на быстрое выздоровление.

Ход игры:

Перед ребенком лежат 2 большие карты с изображением больного и здорового ребенка. Задача ребенка – составить модель поведения во время болезни; выбрав нужный набор карточек и положить их к карте с больным ребенком. А также составить модель профилактических действий, от простуды аналогично выбрав из имеющихся карточек нужные и положить их к здоровому ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игры по валеологии

методический материал по здоровому образу жизни...

Дидактическая игра по валеологии "Здоровый малыш"

Дидактическая игра по валеологии для детей старшей и подготовительной к школе группы (три картинки) "Здоровый малыш" Цель игры: Формировать у детей представление о зависимости здоровья от п...

Учебно-метадическое пособие: Коллажи. "Обучающие игры по валеологии".

Коллажи-учебные пособия, выполняющие следующие задачи:1-Развитие зрительной памяти,2-Умение говорить, рассказывать,3-Обучающая задача, содержат различную информацию. Коллаж  "Наш нос и уход ...

Презентация дидактической игры по валеологии "Опасно - не опасно"

Игровая задача:  Определить степень угрозы предлагаемой ситуации для жизни и здоровья.  Определить, какая из описанных ситуаций представляет угрозу для здоровья.   Поднять нужную карто...

Дидактические игры по валеологии

Дидактические игры по валеологии, которые можно использовать как на занятии, так и в свободной деятельности....

Консультация для родителей "Игры по валеологии для детей".

В материале предоставлены дидактические игры по формированию валеологических представлений....