«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).
статья ( группа) на тему

Зайцева Марина Александровна

Выступление на родительском собрании 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании «Поговорим о здоровье всерьез».

Тема выступления «Использование здоровьесберегающих технологий  в работе с детьми дошкольного возраста» (из опыта работы).

Здравствуйте уважаемые родители.

 Своё выступление я хочу начать с вопроса адресованного вам.

-Что такое здоровье?

В соответствии с Уставом Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».  
Т.Ф.Ефремова - Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы.

Д.Н.Ушаков - Нормальное Состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека. Ребёнок с первых дней жизни имеет определённые унаследованные биологические свойства и особенности основных нервных процессов-(сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются – окружающая среда и воспитание ребёнка.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и руководители физического воспитания, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс  технологии здоровьесбережения.

 И следующее понятие, что же такое здоровье сберегающие технологии.

Это -  комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ  

Виды здоровье сберегающие технологии.

  • - медико - профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
  • валеологического просвещения детей и их родителей.

 И сегодня на собрании я подробно расскажу о   формах физкультурно-оздоровительной работы.

Утренняя гимнастика помогает детскому организму  настроиться на активные движения, улучшает настроение,  поднимает  мышечный тонус. Комплекс утренней гимнастики составляется в соответствии  возрастом и по тематическим неделям в детском саду. Комплексы утренней гимнастики я разрабатывала сама.  Утренняя гимнастика проходит со 2 младшей группы.  

В комплекс  общеразвивающих упражнений  я  добавляю элемент стретчинг – гимнастики.

Стретчинг – это система статических растяжек.

Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма предупредить многие заболевания.  

-« Летучая мышь»

- «Кукушка»

Физкультурные занятия  направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, любознательности.  

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка проводится 2 раза в день, если позволяют погодные условия.

На физкультурных занятиях и прогулках  проводятся подвижные игры. Радость, веселье , хорошее настроение – это обязательное условие для игры, без них игра теряет свой смысл.

После утренней гимнастики и физкультурного занятия я использую релаксацию. Релаксация – это расслабление организма после физической нагрузки. Вот некоторые примеры упражнений на релаксацию.

Упражнение «Шалтай-Болтай» (Чистякова М. И.) 
Цель: расслабление мышц рук, спины, груди, развитие умения контролировать свои движения. 
Ведущий читает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака: 
Шалтай-Болтай 
Сидел на стене. 
Шалтай-Болтай 
Свалился во сне. 
Все участники поворачивают туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. Как только дети услышат слова «свалился во сне», они резко наклоняют корпус вниз.

Релаксация «Кулачки» (Клюева Н.В.) 
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук. 
Дети сидят на полу. Инструкция: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки положите на колени. Сожмите сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Слушаем и делаем как я. Спокойно! Вдох – пауза, выдох – пауза!» Повторить 3 раза. 
Руки на коленях, 
Кулачки сжаты, 
Крепко, с напряжением 
Пальчики прижаты (сжать пальцы). 
Пальчики сильней сжимаем – 
Отпускаем, разжимаем. (легко поднять и уронить расслабленную кисть) 
Знайте, девочки и мальчики, 
Отдыхают наши пальчики.

Я  предлагаю,  вам расслабится. Закройте глаза.

Отдых на море

(фонограмма шум моря)

Мы с вами на берегу моря.  День солнечный, песок теплый мягкий.  Вокруг  тихо, слышен только плеск воды и крики чаек.  Вам дышится легко и свободно . Ласковые волны касаются ваших ног нежно поглаживая их, ласкают ваше тело (пауза-поглаживание детей), поглаживают …  (имя ребенка).  Вам приятно ощущать свежесть морской воды.  Вы ощущаете свежесть во всем теле: на лбу, лице, спине, животе, руках, ногах. Ваше тело наполняется легкостью.  Вы дышите легко и свободно.  Ваше настроение становится  жизнерадостным, хочется встать  и бежать.  А теперь все потянемся  и на счет «три» откроем глаза. Вы полны сил и энергии.

Важное место, на занятиях по физическому воспитанию, занимают специальные дыхательные упражнения:

- «Гудок парохода»  

Прогудел наш пароход,

В море всех он нас зовет.

- «Дыхание»

-Подыши одной ноздрёй,  

  И придёт к тебе покой.

-«Солнце»

«Солнце мы хлопком все встретим.

Так полет свой мы отметим»  

«Покачивание»  

Покачаемся слегка,- наклон вправо вдох

Ведь под нами облака.- Наклон влево выдох

Это малая часть упражнений на дыхания, которые я использую на занятии.

 Они обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру и  восстанавливают организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения

.Также использую  в своей работе кинезиологические упражнения. Они направлены на повышения умственной работоспособности и оптимизации  интеллектуальных процессов.

- « Язычок» ст. гр.  (упражнение для развития абстрактно –     логического мышления (левого полушария))

Язычок вы покажите,

На него вы посмотрите.

-«Покачивание головой» ср. гр.   ( для развития межполушарного взаимодействия)

Покачаем головой-

Неприятности долой.

-«Ушки»  под. гр  

Ушки сильно разотрём,

И погладим и помнём.

Гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус  детей позволяет пробудить организм, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость, быстрее прийти в бодрое состояние и настроение.  

Закаливание - Температурные перепады оказывают сужающее и расширяющее воздействие на наши сосуды, что становиться настоящей гимнастикой для них, значительно улучшается и  циркуляция кровотока по всему организму.  

Хождение босиком – своеобразный массаж физиологически активных точек нашего организма: трава, пол, камешки, комья земли при ходьбе босиком очень благоприятно воздействуют на все, расположенные на стопах точки, что в свою очередь рефлекторно отражается на всем организме.

Корригирующие упражнения для профилактики плоскостопия.  

- Ходьба по ребристой доске;
-Ходьба на пятках, носках и др;
-Ходьба на месте с отрывание пяток от пола и перекаты с пятки на носок.

-Массаж ступней мячиком ёжик.

-Рисование  между пальцами ног зажимаем карандаш и рисуем на бумаге.

Также в нашем саду проходят физкультурные развлечения. Они обычно приурочены к праздникам. В  том году к празднику 23 февраля в старшей группе прошел музыкально спортивный праздник «Наша армия», в котором принимали участие дети средней группы.

Все помнят, что в начале года в нашей стране проходила олимпиада, и мы не остались в стороне от этого события. В течение двух дней в нашем саду проходили малые зимние олимпийские игры, в которых участвовали дети старших и подготовительной групп.  

В честь праздника 9 мая в детском саду был проведен спортивный досуг «Города герои».  

Со старшей группы дети начинают   ходить  в бассейн. Оказывает укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Усиливается работа легких, что препятствует размножению вредных бактерий в дыхательных путях. Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела. И, конечно, самое главное – это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций. Для обучения плаванию используются разные игровые упражнения:  

-Звезда.

-Поплавок.

-Чайник кипит и другие.

Таким образом, каждая технология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровье сберегающая деятельность, в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Здоровьесберегающие технологии На физкультурных занятиях в дошкольных учреждениях Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Н.А. Семашко

Слайд 2

Здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» Здоровье - Состояние организма, при котором правильно функционируют все его органы. Т.Ф.Ефремова Здоровье - Нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма. Д.Н.Ушакова

Слайд 4

Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ

Слайд 5

Виды здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в МДОУ

Слайд 6

Формы физкультурно-оздоровительной работы в МДОУ

Слайд 7

Гимнастика

Слайд 8

Стретчинг

Слайд 9

Физкультурные занятия

Слайд 10

Прогулка

Слайд 11

Подвижные игры «Удочка» «Вокруг домика хожу» «Лохматый пес» «Найди и промолчи»

Слайд 12

Релаксация Шалтай Болтай сидел на стене, Шалтай Болтай свалился во сне. Руки на коленях Кулачки сжаты, Крепко с напряжением пальчики прижаты

Слайд 13

Дыхательная гимнастика Солнце мы хлопком все встретим, Так полет свой мы отметим. Подыши одной ноздрёй и придёт к тебе покой.

Слайд 14

Кинезиологические упражнения . Ушки сильно разотрём, И погладим и помнём. Язычок вы покажите , На него вы посмотрите. Покачаем головой, Неприятности долой.

Слайд 15

Бодрящая гимнастика, закаливание.

Слайд 17

Физкультурные развлечения

Слайд 18

Оздоровительные процедуры в водной среде.

Слайд 19

Всем известно, всем понятно, Что здоровым быть приятно. Только надо знать, Как здоровым стать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...

Использование технологии «синквейн» в работе с детьми дошкольного возраста. (из опыта работы)

Использование "синквейна" в работе учителя - логопеда  с детьми дошкольного возраста....

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)»

Статья «Использование техники оригами в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)» Воспитателя высшей категорииФлипповой Т. А.     Значение техники ор...

Выступление из опыта работы на тему «Современные игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста».

В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, мы...

Использование пособия «Игровой парашют» в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

В России впервые детский игровой парашют был продемонстрирован в 1996 году на Международном практическом семинаре педагогами Голландии, работающими с детьми с различными нарушениями развития...

Использование инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

Мой опыт работы, с применением педагогических технологий: проектный метод и технология индивидуализации обучения и развития «Детский совет» Л.В.Свирской...