Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия
методическая разработка ( группа) на тему
Документация социального педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_vyyavleniya_profilaktiki_i_ustraneniya_semeynogo_neblagopoluchiya.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия
1. Совместная работа:
- Администрации ДОУ
- Органов социальной защиты населения
- Отдела образования;
- Органов внутренних дел;
- Здравоохранения;
- Отдела по вопросам семьи и детства;
- Службы занятости населения;
- Администрации города;
- КДН.
2. Источники информации о семейном неблагополучии:
- Воспитатели ДОУ;
- Педагоги школы;
- Врачи;
- Участковый инспектор;
- Жители города;
- Родственники;
- Соседи;
- Друзья.
3. Дополнительные источники информации:
- Документы социально-медицинского патронажа;
- Документы психолого-педагогического консилиума ДОУ;
- Материалы психодиагностики;
- Результаты рейдов;
- Жалобы и заявления граждан;
- Материалы о правонарушениях;
4. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка:
Нарушения поведения
- Бродяжничество;
- Агрессивность;
- Хулиганство;
- Кражи;
- Вымогательство;
- Повышенная тревожность;
- Неадекватные реакции на замечания взрослых.
Нарушения развития
- Низкая успеваемость в освоении программного материала;
- Неврастения;
- Отсутствие навыков личной гигиены;
- Неуравновешенность психики;
- Болезни;
- Недоедания;
- Неухоженный вид;
Нарушения общения
- Агрессивность;
- Употребление нецензурной лексики;
- Суетливость или гиперактивность;
- Конфликты с родителями;
- Конфликтность в общении с детьми;
5. Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью
- Принудительное лечение от алкоголизма;
- Лишение родительских прав;
- Консультирование;
- Обучающие консультации для родителей;
- Помощь общественных организаций;
- Влияние через СМИ;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Пропаганда семейных ценностей;
- Оказание материальной помощи;
- Административные штрафы;
- Создание клубов по интересам;
- Постоянный патронаж;
- Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
- Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
- Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Приемы (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями:
- Убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
- Моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
- Вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
- Готовность сопереживать - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
- Нравственные упражнения по формированию нравственных качеств.
Что необходимо знать о неблагополучной семье
1 . Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат.
3. Режим дня ребенка в семье.
4. Методы и приемы воздействия взрослых на детей.
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Варианты неблагополучия
1. Семья однодетная может сформировать избалованного ребенка с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом; одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.
2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.
3. Семья с низким материальным уровнем, находящаяся за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей, тормозится развитие детей, дети эксплуатируются в качестве добытчиков материальных благ, вовлечение в трудовую деятельность, подрывающую физические силы ребенка, растление духовное, отрыв от образовательной деятельности и систематического воспитания в ДОУ, допущение или стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в доход семье.
4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить феминизацию мальчиков и девочек.
5. Семья с нарушенными отношениями ведет к повышенной конфликтности между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из семьи и школы.
7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.
8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения или безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей к сверстниками.
.
.
Направления и формы работы с неблагополучной семьей
№ | Направления работы с неблагополучной семьей | Формы работа с неблагополучной семьей. |
1 | Диагностика семейного неблагополучия. |
|
2 | Индивидуальная помощь неблагополучной семье. |
|
3 | Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. |
|
4 | Профилактика семейного неблагополучия. |
|
5 | Помощь общества неблагополучным семьям. |
|
Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями
Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
- Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.
- Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в специальное учреждение (интернат, санаторий), посоветовать передать на время другим родственникам.
- Если у ребенка уже появились психические аномалии на почве семейных раздоров, его следует показать детскому психиатру, приходящему в ДОУ для профилактических осмотров.
Дефекты воспитания - это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи, ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи -только отношение к ребенку.
Последствиями жизни и воспитания в неблагополучной семье являются:
- детская безнадзорность и беспризорность;
- побеги из дома;
- половая распущенность;
- правонарушения;
- алкоголизм;
- наркомания и токсикомания.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
- Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
- Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
- Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия
В данной работе представлена система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия....
Сигналы для выявления семейного неблагополучия. Алгоритм работы педагога.
Формы работы с неблагополучными семьями. Характеристика и квалификация неблагополучных семей....
Презентация «Профилактика детского и семейного неблагополучия»
Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Данная презентация поможет раскрыть причины...
Выступления на дискуссионной площадке «Раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия»
Основная цель всех видов форм взаимодействия нашего учреждения с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потреб...
"Опыт работы службы сопровождения МАДОУ «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики».
работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:раннего выявления проблемы;своевременного информиро...
План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактика жестокого обращения с детьми
Наименование мероприятияСроки выполнения1.Составление социального паспорта группы.2.Составление банка данных семей «группы риска» и неблагополучных семей и организация контроля за ними.3. ...
Выступление на педагогическом совете «Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»
Выступление на педагогическом совете «Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»...