Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия
методическая разработка ( группа) на тему

Кочеткова Инна Александровна

Документация социального педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия

1. Совместная работа:

  • Администрации  ДОУ
  • Органов социальной защиты населения
  • Отдела образования;
  • Органов внутренних дел;
  • Здравоохранения;
  • Отдела по вопросам семьи и детства;
  • Службы занятости населения;
  • Администрации города;
  • КДН.

2. Источники информации о семейном неблагополучии:

  • Воспитатели ДОУ;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Жители города;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

3. Дополнительные источники информации:

  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы психолого-педагогического консилиума ДОУ;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;

4. Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка:

Нарушения поведения

  • Бродяжничество;
  • Агрессивность;
  • Хулиганство;
  • Кражи;
  • Вымогательство;
  • Повышенная тревожность;
  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

Нарушения развития

  • Низкая успеваемость в освоении программного материала;
  • Неврастения;
  • Отсутствие навыков личной гигиены;
  • Неуравновешенность психики;
  • Болезни;
  • Недоедания;
  • Неухоженный вид;

Нарушения общения

  • Агрессивность;
  • Употребление нецензурной лексики;
  • Суетливость или гиперактивность;
  • Конфликты с родителями;
  •  Конфликтность в общении с детьми;

5. Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью

  • Принудительное лечение от алкоголизма;
  • Лишение родительских прав;
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Влияние через СМИ;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Оказание материальной помощи;
  • Административные штрафы;
  • Создание клубов по интересам;
  • Постоянный патронаж;
  • Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;
  • Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

Приемы (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями:

  • Убеждение - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;
  •  Моральная поддержка – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;
  • Вовлечение в интересную деятельность - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:
  • Готовность сопереживать  - это часто отсутствует в неблагополучных семьях;
  • Нравственные упражнения по формированию нравственных качеств.

Что необходимо знать о неблагополучной семье

1 .  Материально-бытовые условия.

2.  Эмоционально-нравственный климат.

3.   Режим дня ребенка в семье.

4.   Методы и приемы воздействия взрослых на детей.

5.   Семейный досуг.

6.   Уровень педагогической культуры родителей.

Варианты неблагополучия

1.  Семья однодетная может сформировать избалованного ребенка с безудержно растущими потребностями и, в конечном счете, невозможностью их удовлетворения и конфликтными отношениями с обществом;  одинокого человека с комплексом неполноценности, уязвимого, неуверенного в себе, неудачливого и избалованного родительской любовью, желающего как можно быстрее вырваться из этой опеки.

2. Семья многодетная может создать не только дружных детей - коллективистов, но и детей педагогически запущенных, с асоциальным и даже антисоциальным поведением, если родители заняты постоянным добыванием средств к существованию, а жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек.

3. Семья с низким материальным уровнем,  находящаяся за чертой бедности по разным причинам: безработица, низкая зарплата, алкоголизм, неумение строить бюджет семьи. Последствия: лишение детей необходимого в удовлетворении материальных и духовых потребностей, тормозится развитие детей, дети эксплуатируются в качестве добытчиков материальных благ, вовлечение в трудовую деятельность, подрывающую физические силы ребенка, растление духовное, отрыв от образовательной деятельности и систематического воспитания в ДОУ, допущение или стимулирование, безнравственной и противоправной деятельности, приносящей в доход семье.

4. Семья неполная из-за недостатка материального или отцовского влияния может породить феминизацию мальчиков и девочек.

5. Семья с нарушенными отношениями ведет к повышенной конфликтности между членами семьи. Причем конфликтность и драматизм в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и младшем юношеском возрасте. Следствием может стать уход из семьи и школы.

7. Семья умышленно или неумышленно допускающие безнадзорность детей, которые находят себя вне дома и школы в компаниях сверстников, в неформальных объединениях молодежи.

8. Семьи с жестоким обращением с детьми, имеющим место по разным причинам: нервозность родителей из-за бедственного материального положения или  безработицы, отклонения в психики, высшая степень недовольства своими детьми, деспотизм отца или отчима из-за невыполненных завышенных требований к ним, усталость и депрессия родителей. Во всех случаях жестокость родителей порождает жестокость детей к сверстниками.

.

.

Направления и формы работы с неблагополучной семьей

Направления работы с неблагополучной семьей

Формы работа с неблагополучной семьей.

1

Диагностика семейного неблагополучия.

  • наблюдения специалистов;
  • анкетирование детей и родителей;
  • опросники;
  • тесты;
  • интервью узких специалистов;
  • мини-консилиумы;
  • тренинги;
  • анализ документов;
  • анализ продуктов детского творчества;
  • анализ документации паспортно-визовой службы;
  • сбор списков неблагополучных семей;
  • составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона);
  • протоколы СКДН; РКДН;
  • заявки семьи на оказание помощи;
  • анализ состояния здоровья детей;
  • анализ развития, успеваемости.

2

Индивидуальная помощь неблагополучной семье.

  • советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
  • консультации специалистов;
  • семейная терапия;
  • индивидуальные беседы;
  • индивидуальный социальный патронаж семей;
  • психотерапия;
  • родительские собрания.

3

Групповая работа с родителями из неблагополучных семей.

  • группы риска;
  • спортивные группы;
  • тренинговые группы;
  • консультирование;
  • семейные вечера.

4

Профилактика семейного неблагополучия.

  • родительский всеобуч;
  • ознакомление с психолого-педагогической литературой;
  • обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • семинары, лектории для педагогов и родителей;
  • устройство на работу;
  • летний лагерь;
  • летняя площадка;
  • постановка на учет ОВД, КДН. СКД;
  • дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.

5

Помощь общества неблагополучным семьям.

  • институт приемной семьи;
  • институт молодой семьи;
  • детские приюты;
  • акции милосердия;
  • акция помоги пойти учиться;
  • материальная поддержка;
  • привлечение спонсорской помощи;
  • обмен одеждой, бывшей в употреблении;
  • лишение родительских прав.

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучными семьями

     Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

  • Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с  другом.
  • Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу, нужно изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в специальное учреждение (интернат,  санаторий), посоветовать передать на время другим родственникам.
  • Если у ребенка уже появились психические аномалии  на почве семейных раздоров, его следует показать детскому психиатру, приходящему в ДОУ для профилактических осмотров.

       Дефекты воспитания - это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи, ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи -только отношение к ребенку.

         Последствиями  жизни и воспитания в неблагополучной семье являются:

  • детская безнадзорность и беспризорность;
  • побеги из дома;
  • половая распущенность;
  • правонарушения;
  • алкоголизм;
  • наркомания и токсикомания.

        Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно.  Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:

  • Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

  • Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

  • Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия

В данной работе представлена система работы по выявлению и профилактике раннего семейного неблагополучия....

Сигналы для выявления семейного неблагополучия. Алгоритм работы педагога.

Формы работы с неблагополучными семьями. Характеристика и квалификация неблагополучных семей....

Презентация «Профилактика детского и семейного неблагополучия»

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Данная презентация поможет раскрыть причины...

Выступления на дискуссионной площадке «Раннее выявление и профилактика семейного неблагополучия»

Основная цель всех видов форм взаимодействия нашего учреждения с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потреб...

"Опыт работы службы сопровождения МАДОУ «Едэйко» по раннему выявлению и своевременной реабилитации семейного неблагополучия. Своевременность обмена информацией между субъектами профилактики».

работа специалистов ППк МАДОУ во взаимодействии со всеми субъектами профилактики по защите прав и интересов ребенка, наиболее эффективна при условии:раннего выявления проблемы;своевременного информиро...

План мероприятий по раннему выявлению семейного неблагополучия и профилактика жестокого обращения с детьми

Наименование мероприятияСроки выполнения1.Составление социального паспорта группы.2.Составление банка данных семей «группы риска» и неблагополучных семей и организация контроля за ними.3. ...

Выступление на педагогическом совете «Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»

Выступление на педагогическом совете «Ранее выявление и профилактика детского и семейного неблагополучия»...