Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе.
статья (младшая группа) на тему

Попова Елена Анатольевна

Адаптируемся вместе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gkp_popova_e.a.doc951.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе.

Мы мечтаем о том, чтобы каждый ребенок проявлял инициативу и творческий подход, больше задавал вопросов и становился любознательным, вежливым, внимательным к людям, чутким к природе и восприимчивым к искусству, чтобы чаще смеялся, был счастлив. И нам важно, чтобы дети не просто коротали время в отсутствие родителей среди разнообразных игр и игрушек, а имели возможность для всестороннего развития, социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что способствует ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Для реализации этих целей необходимо решить основные задачи:

  • укрепление физического и психического здоровья детей через обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей;
  • формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения через совместную деятельность ребенка и взрослого;
  • развитие познавательной сферы в соответствии с возрастными нормативами через расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям путем создания единого стиля воспитания и общения с ребенком в образовательном учреждении и семье;
  • формирование чувства защищенности, свободы, доверия к окружающей среде.

В соответствии с поставленными задачами мы определяем основное содержание образовательного процесса в нашей группе. Педагог, находящийся с детьми, создает теплую атмосферу, направляет игры детей, помогает решать возникающие конфликты, вовлекает в творчество и познание. Большое внимание уделяется игре детей. Все усилия педагогов направлены на то, чтобы побудить детей к активной игровой деятельности. Игре невозможно задать рамки «программы». Содержание игры определяется самими детьми и иногда бывает совершенно неожиданным. Игра по заранее разработанной программе теряет основной смысл и перестает быть игрой в подлинном смысле этого слова. Если родители хотят, чтобы их дети также проводили время на улице, будут организованы прогулки. На них мы будем наблюдать за явлениями природы, растительным и животным миром нашего сада, экспериментировать и, конечно же, играть в разные подвижные и спортивные игры.

Игры и занятия для детей раннего возраста

в группах кратковременного пребывания.

 «Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества»

В. Сухомлинский

Каждое занятие мы стараемся начинать с игры-забавы. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. В играх-забавах, полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Например, малышей приглашает в группу весёлый котёнок (кукла би-ба-бо), им предлагают послушать и посмотреть на фланелеграфе любимую сказку, покружиться в хороводе, или побегать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте.

Одним из главных условий проведения всех предлагаемых игр является добровольность участия детей. Не беда, если не все сразу включатся в игру. Обычно младшие дети (1-2 лет) не включаются в общую игру, и первое время стоят в стороне. Не стоит торопить их втягивать в общий круг. Какое-то время ассистент может позаниматься с ними индивидуально - и игрушками или без них. Однако, такое пассивное пребывание в группе для малышей вовсе не бесполезное занятие. Наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным для них. Вскоре у них наверняка возникнет желание включиться в общую игру. Постепенно все дети группы втянутся в игру и станут ее участниками.

Перейдём теперь к описанию разных видов игр.

Хороводные игры

Многие хороводные игры, представленные в пособии, созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Однако, они упрощены, сокращены и адаптированы для детей раннего возраста. Хороводные игры очень полезны для малышей. Сочетание движений со словом помогает ребенку осознать содержание игры, что облегчает выполнение действий. В представленных хороводных играх малыши действуют одновременно и одинаково. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Кроме того, дети учатся согласовывать свои действия друг с другом ходить за ручку по кругу, и ориентироваться на пространственные условия движений.

Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус. Яркое и выразительное ведение хоровода становится своеобразной формой эстетического воспитания.

 «Солнышко и тучка»

Взрослый произносит известные стихи В. Маяковского: «Дождь покапал и прошел, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям!»

Затем взрослый предлагает детям «понарошку»:

  • поиграть с воздушным шариком,
  • намочить цветы (можно бумажные сбрызнуть руками),
  • полетать как бабочки
  • собрать ягоды и т. д.

Затем взрослый произносит слова: «Тучка черная летит, ветер дует и свистит, дождь бежит на длинной ножке, убегайте детки – крошки»

Дети бегут под зонтик, а потом снова выбегают на солнышко и гуляют.

«Воронята»

Дети-воронята сидят на стульчике, расставленные полукругом. Дети «спят» (закрываю глазки, склонив голову на руки со сложенными ладошками.

Взрослый говорит: - «Воронята крепко спят, все по гнездышкам сидят, а проснуться на заре, будут каркать во дворе»

«Воронята» просыпаются, машут крыльями, кричат «кар-кар-кар», затем «летают» - бегают по комнате, размахивая разведенными в стороны руками – «крыльями».

Взрослый: - «Полетели – полетели, воронята полетели «Кар, кар»,

Вышла тетя на дорожку, воронятам сыплет крошки (выходит на середину и «сыплет» крошки). «Воронята» садятся на корточки и «клюют» (стучат пальчиками по полу) – тук, тук, тук

«Тузик по двору гулял, вороняток испугал (берет игрушку – собачку и догоняет убегающих детей «воронят»).

Музыкальные игры

«Только музыка имеет силу формировать характер… При помощи музыки можно научить себя развивать правильные чувства». (Аристотель)

Приобщение детей к музыке — один из важных путей эстетического воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Дмитрий Шостакович в беседе с молодежью сказал: «Любите и уважайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Маленькие дети особенно отзывчивы на интонацию, мелодию, ритм. Поэтому введение музыкальных моментов в их игры делает игру более привлекательной и развивает ценные качества ребёнка: чувство ритма, эстетические качества, эмоциональность, чувство общности с другими детьми. Игры, приведённые в этом разделе не ставят своей задачей музыкальное развитие детей, поэтому не так уж важно насколько правильно и хорошо поёт ведущий. Но очень важно комплексное и разнообразное воздействие на ребёнка, в котором сочетаются движение, музыка, текст, и какой-либо простой, доступный малышам сюжет. Остановимся на конкретных вариантах музыкальных игр, доступных детям раннего возраста.

«Пирожки»

Дети сидят на стульчике, взрослый - напротив. Взрослый предлагает детям положить ладошку на ладошку и под простую песенку выполнять соответствующие движения.

«Я пену, пеку, пеку, деткам всем по пирожку, а для милой мамочки испеку два пряничка (дети поворачивают кисти рук то одной, то другой ладошкой вверх), кушай, кушай мамочка вкусные два пряничка, а ребяток приглашу, пирожками угощу (затем вытягивают руки вперед, предлагают попробовать прянички и пирожки)

«Сели заиньки в кружок»

Взрослый вместе с детьми садится на корточках и поет следующую простую песенку:

Сели заиньки в кружок,

роют лапкой корешок,

вот такие зайки,

зайки – побегайки – 2 раза.

Тут бежит лисичка - рыжая сестричка (лисичку изображает второй взрослый или образная игрушка). При этих словах дети поднимают головы, и делают ушки руками

( поднимают ручки над головой)

Лисичка спрашивает: «Где же, где же зайки?»

Взрослый-ведущий при этом говорит: «Зайки – убегайте!»

Ребята разбегаются от лисички в разные стороны, а лисичка их пытается догнать.

Когда дети соберутся вместе, игру можно повторить.

 «Паровозик»

В этой игре создаётся образ паровозика, состоящий из вагончиков-детей. Впереди всех вагончиков – паровоз (взрослый). В начале игры можно использовать дудочку (гудок паровоза) или издать звук голосом: Ту-Ту-Ту-у-у-у, чу-чух-чух

Детям предлагается встать друг за другом, идти за взрослым, держась за плечи или за веревочку. Когда все дети встали, взрослый начинает петь и медленно продвигаться по комнате (площадке). Дети могут подпевать.

Вот поезд наш едет,колеса стучат,

А в поезде нашем ребятки сидят.

Чу- Чу, Чу- Чу, Чу- Чу,

Бежит паровоз далеко, далеко,ребят он повез.

Но вот остановка. Давайте слезать,

Кто хочет, ребята, пойдёмте гулять!

Взрослый объявляет остановку, например, «Луговая» и предлагает ребятам погулять Дети выходят из вагончиков, «собирают цветы», предварительно разложенные на полу или играют с бабочками, сажая их на цветок того же цвета, что и бабочка (закрепление знаний цвета) или найти цветок того же цвета. Затем вновь раздается гудок: - Ту-Ту-Ту-у-у-у

Дети быстро «садятся» в поезд. Взрослый поет ту же песенку. Затем объявляет остановку, например, «Спортивная». Детям предлагается встать в круги совершить несколько спортивных упражнений – приседаний, движений руками в стороны, вверх и пр.

Названия остановок и соответствующие движения могут быть какими угодно, например, «художественная мастерская» (рисуем, лепим, конструируем; «песочная» – играем с песком, бассейн - игры с водой и т.д.
На занятиях широко используются наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания, объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя используется редко.

Изобразительная деятельность

«Творчество - особый вид деятельности,

оно в самом себе несет удовлетворение»

(С. Моэм)

Самостоятельная изобразительная деятельность ещё мало доступна детям до 3-х лет. Вместе с тем малыши с большим удовольствием рисуют, лепят, делают аппликации. Эти занятия чрезвычайно полезны, поскольку развивают сосредоточенность, произвольное внимание, целенаправленность, сенсорику и моторику. Создание своего продукта (рисунка, фигурки, аппликации), приносит ребёнку уверенность в себе, чувство собственной компетентности и ни с чем несравнимое удовлетворение. Поэтому использование изобразительной деятельности на занятиях очень, полезно и целесообразно. Вместе с тем изобразительная деятельность детей раннего возраста имеет свою специфику, которая заключается, прежде всего, в том, что она происходит только вместе со взрослым. Взрослый предлагает малышам «заготовку», представляющую собой контурное изображение объекта, или отдельные детали будущей аппликации. Задача ребёнка заключается в том, чтобы наклеить или дорисовать отсутствующие детали. При этом у него возникает ощущение, что автором произведения является он сам.

Приведём некоторые варианты занятий изобразительной деятельностью с маленькими детьми. Следует подчеркнуть, что в этих занятиях нередко используются разные техники, например, рисование, сочетается и с аппликацией, и с лепкой. Одним из вариантов изобразительной деятельности, доступных для детей раннего возраста, является плоскостное конструирование, т.е. создание изображений на плоскости (желательно на фланелеграфе) с помощью разнообразных геометрических фигур.

Заключение

Группы кратковременного пребывания помогают маме и малышу привыкнуть к условиям в детском саду, адаптироваться к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, и в дальнейшем они с большим удовольствием посещают детский сад.

Мы мечтаем о том, чтобы каждый ребенок проявлял инициативу и творческий подход, больше задавал вопросов и становился любознательным, вежливым, внимательным к людям, чутким к природе и восприимчивым к искусству, чтобы чаще смеялся, был счастлив. Поэтому весь воспитательно-образовательный процесс в группе строится
с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, включает в себя разнообразные формы совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самих детей.

Источник:

  1. Группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста. / Сост. М. М. Цапенко, Н. Ю. Симонова. М.: Центр «Школьная книга», 2010.
  2. Группа кратковременного пребывания: Для детей раннего возраста/ Под ред. Т.М. Бабуновой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Трифаненкова С. В. Группы кратковременного пребывания для детей 2–4 лет: программа, тематическое планирование, разработки занятий — М.: Учитель, 2011.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...

презентация о работе группы кратковременного пребывания

Оборудование группы кратковременного пребывания, участие детей из гкп в жизни детского сада изанятия детей...

Организация работы группы кратковременного пребывания в МКДОУ Д/с 7 с. Красное

Работа группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовател...

Организация адаптационной группы кратковременного пребывания в детском саду детей раннего возраста.

Содержание. 1. Введение. 1.1. Развитие видов детской деятельности. 1.2. Роль родителей в развитии ребенка раннего возраста в группе «Я и Мама». 2. Пояснительная записка. 2.1. Адаптационная группа крат...

Методическая разработка (младшая группа) по теме: Годовое планирование работы группы кратковременного пребывания

Понедельное планирование включает в себя НОД, развивающие ситуации, пальчиковую и дыхательную гимнастику, физкультурные упражнения, художественное слово....

План недели «Неделя детской книги» Группа кратковременного пребывания .Конспект открытого занятия в группе кратковременного пребывания «Путешествуем вместе с солнышком» по стихотворениям А.Барто из цикла «Игрушки»

открыть ребенку мир словесного искусства, воспитывать интерес и любви к книге; становление детей как будущих читателей. Воспитание у детей способностей и умение эстетически воспринимать произведения л...

«Особенности организации работы группы кратковременного пребывания в условиях ДОУ»

Доклад из опыта работы: «Особенности организации работы группы  кратковременного пребывания в условиях ДОУ»...