презентация: "Рассказ как метод формирования сознания личности "
презентация к уроку ( группа) на тему

Губачева Ирина Григорьевна

Рассказ как метод формирования сознания личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rasskaz_-_kopiya.ppt238 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказ как метод формирования сознания личности

Слайд 2

Рассказ это: Последовательное изложение преимущественно фактического материала, осуществляемого в описательной или повествовательной форме. Монологическое изложение учебного материала, применяемого для последовательного систематизиро-ванного доходчивого и эмоционального преподнесения знания . Метод обучения, который предусматривает повествовательную описательную формы раскрытия учебного материала, с целью побуждения учащихся к созданию в воображении определенного образа

Слайд 3

Рассказ относится к словесным методам устного изложения. Основная функция данного метода — обучающая. Сопутствующие функции — развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Слайд 4

По целям выделяется несколько видов рассказов Рассказ-вступление ; подготовить учащихся к изучению о материала Рассказ-заключение заканчивает определенный отрезок обучения. Рассказ-повествование служит для изложения намеченного содержания ;

Слайд 5

Эффективность данного метода зависит в основном от умения педагога рассказывать, а также от того, насколько слова и выражения, используемые педагогом, понятны для учащихся и соответствуют их уровню развития. Поэтому педагог должен учитывать имеющийся у учащихся опыт, одновременно расширяя его и обогащая новыми элементами. Рассказ служит для учащихся образцом построения связной, логичной, убедительной речи, учит грамотно выражать свои мысли. Также эффективными условиями применения рассказа являются тщательное продумывание плана, выбор наиболее рациональной последовательности раскрытия темы, удачный подбор примеров и иллюстраций, поддержание должного эмоционального тона изложения .

Слайд 6

В ходе рассказа преподаватель должен использовать приемы мнемотехники, которые позволят учащимся легче запоминать и заучивать изучаемый материал. Такими приемами являются: - сравнение; - сопоставление; - резюмирование. Рассказ воспринимается учащимися с интересом, если педагог рассказывает учащимся, используя при этом яркие факты, учитывает возрастные особенности учащихся, потребность в излагаемом материале.

Слайд 7

Во время рассказа выделяется и подчеркивается главное. Если педагог хочет достичь успеха в изложении своего рассказа, то его рассказ должен быть: коротким пластичным эмоциональным логичным Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения — иллюстрацией, обсуждением, а также от услови й - места и времени, выбранных преподавателям для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях

Слайд 8

К рассказу как методу педагогической деятельности предъявляется ряд требований: Логичность, последовательность и доказательность изложения; логичность, последовательность и доказательность изложения ; Четкость, образность, эмоциональность ; Учет возрастных особенностей, в том числе в отношении продолжительности (10 — 15 мин в начальных классах и 30 — 40 мин в старших).

Слайд 9

К рассказу в коррекционной школе предъявляются следующие требования : 1) Единство темы и содержания. Рассказ педагога всегда запоминается и усваивается учениками гораздо легче, если все сообщаемые сведения объединены общей темой, которая на протяжении всего рассказа раскрывается последовательно и продуманно; 2 ) четкость структуры. Рассказ как метод сообщения информации используется на разных этапах урока, в первую очередь для сообщения новых знаний в том случае, когда материал не требует теорети­ческих доказательств. Поэтому рассказ учителя должен иметь четкую структуру и иметь начало, развитие событий, кульминацию, финал;

Слайд 10

3) эмоциональная наполненность. Эмоциональный и интересный рассказ учителя, опирающийся на личный опыт учащихся, местные события и условия, делает его более запоминающимся и доступным для понимания учащимися. При учете учителем психологических особенностей учащихся можно добиться сопереживания и пробуждения чувств с их стороны. Рассказу уделяется большая часть урока, если он является основным методом сообщения новых знаний. В процессе рассказа учитель систематизирует и обобщает знания по представленной в рассказе теме.

Слайд 11

Для того чтобы рассказ был эффективен и не утратил своего воспитательного назначения в работе с детьми дошкольного возраста, нужно следовать рекомендациям: Подбирать рассказ соответствующий социальному опыту ребёнка, т.е. он должен быть кратким, эмоциональным, доступным детскому восприятию, соответствовать актуальным переживаниям детей. Сопровождать рассказ яркими иллюстрациями, т.е. лучше, конечно, подобрать соответствующие картинки, но если таковых не нашлось, то можно иллюстрировать рассказ примерами из жизни или из сказок. Организовать при рассказе соответствующую обстановку для восприятия, т.е. ничто не должно отвлекать ребёнка от восприятия, ребёнку должно быть удобно и комфортно, ну и конечно, доброжелательный тон. Создать должное впечатление от рассказа, т.е. рассказ должен излагаться с выражением или даже с определённой артистичностью. Не нагромождать рассказ лишними словами, особенно важно – не использовать ни в коем случае незнакомые для ребёнка слова. Позаботиться о том, чтобы впечатления от рассказа сохранились у ребёнка как можно дольше.

Слайд 12

Недостатки метода: Характеризуется недостаточной долей самостоятельного познания учащихся, ограниченностью элементов поисковой деятельности ; Затрудняет обратную связь: учитель не получает достаточной информации о качестве усвоения знаний, не может учесть индивидуальных особенностей всех учащихся .

Слайд 13

Организационный момент - Что значит быть добрым? - Кого называют жадным? - У вас друзья добрые или жадные? - С каким человеком играть интереснее? - Послушайте рассказ о мальчике?

Слайд 14

Рассказ В.Осеевой «Сторож» В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят. -Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками. Дети не спорили – игрушек хватало на всех. - Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились воспитательнице. - А мне скучно!- закричал из своего угла мальчик. -Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек! Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

Слайд 15

Вопросы: - Почему мальчик не играл с детьми? - Почему всем детям было весело? - Почему мальчику было скучно? - Почему дети назвали мальчика «сторожем»? - Как бы вы назвали мальчика? - Как должен вести себя мальчик, чтобы ему было весело? - Что бы вы посоветовали этому мальчику?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...

Статья "Манипуляция сознанием личности"

В статье раскрываются проблемы влияния на сознание детей и подростков современных информационных источников....