Социализация дошкольников через развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Квартина Альбина Владимировна

Материал полезен для логопедов и воспитателей ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация дошкольников

через развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях

   

Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека, всего первые шесть-семь лет.  Но они имеют очень большое значение. В этот момент развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определённое развитие все стороны психики ребёнка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего развития.

В настоящее время в системе дошкольного образования важным направлением является социально-коммуникативное развитие детей, их социализация, т.е. нормальное, безболезненном вхождении человека в жизнь общества, где одной из составляющих выступает эмоциональное развитие ребенка (развитие представлений об эмоциях и эмоциональных состояниях).

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений развития личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий и воспитания. Поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника. Именно в дошкольном возрасте происходит становление личности, интенсивно формируется  эмоционально-нравственная основа ее культуры (отмечали Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)     Что такое эмоции?

Эмоции выступают "индикатором" состояния ребёнка и сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенность восприятия окружающего мира, логику суждений.

 Представления об эмоциях составляют обобщенные образы эмоциональной жизни людей, которые остаются в памяти, входят в эмоциональную жизнь ребенка, выступают личностными регуляторами поведения, отношения к социальной жизни, необходимой подготовкой к проявлению эмпатийных форм поведения, условием осознания эмоционального опыта. Средствами актуализации представлений об эмоциях выступают наглядные образы и вербальное (т.е. словесное) их обозначение.

Представления об эмоциях являются комплексным образованием, включающим в себя когнитивно-аффективные компоненты (т.е. познавательно-чувственные). Как показывают исследования психологов, когнитивная составляющая характеризуется совокупностью знаний об эмоциональной жизни человека: причинах эмоциональных проявлений, адекватном моторном оформлении эмоций, содержании переживаний и т.д. Аффективная составляющая представлений заключается в эмоциональном отношении ребенка к данной стороне миропознания, индивидуальной окрашенности образов восприятия и отношения к ним.

Фрагментарно такие представления могут складываться у ребенка непроизвольно, в спонтанно сложившихся ситуациях. Однако в этом случае ребенок не всегда может самостоятельно понять и оценить нравственную сторону поступка, смысл эмоциональных проявлений, причины их возникновения и т. п. Известный отечественный психолог П. М. Якобсон отмечал, что не только при словесном описании, но и при наглядном изображении ребенок может не понять некоторых переживаний людей, поэтому они ему неинтересны и недоступны для сопереживания.

Л.С. Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствии чувства), наблюдавшемся у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логизированное и интеллектуализированное поведение. Это высказывание не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности обучения и воспитания, «обесчувствованию» способствует технологизация жизни, в которой участвует ребенок.

Дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Следовательно, индифферентное (т.е. безразличное) отношение взрослых к этой стороне социальной жизни может привести к ряду трудностей, связанных с проявлением у детей эмпатии, адекватным реагированием на эмоциональное состояние человека, участием в диалоговых формах общения и т.д.

Каково же эмоциональное развитие дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи?

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в том числе  скудность и примитивизм эмоционального развития.  

Дети с тяжелыми нарушениями речи  эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Нередко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Такие дети особенно  нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке эмоционального развития.

       Развитие эмоций у детей с нарушениями речи способствует речевому развитию и благотворно влияет на все сферы деятельности ребенка. Ведь развитие дошкольника теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний.  

      В дошкольном детстве дети имеют небольшой опыт эмоционально-чувственных представлений, то есть опыт воспроизведения в памяти или в воображении своих ощущений от переживания тех или иных жизненных ситуаций, прошлого опыта. Активизация этого опыта, образное погружение в него, анализ детских переживаний и чувств в игровой форме, на искусствоведческом содержании – путь, который приведет ребенка к благополучной и счастливой жизни среди взрослых и сверстников.

Таким образом, сама по себе эмоциональная сфера не складывается - её необходимо формировать. Педагогическое сопровождение процесса развития представлений об эмоциях должно осуществляться через влияние на познавательные процессы личности (восприятие, мышление, память и др.) и обогащение опыта субъективных переживаний.

Выделяют следующие направления педагогической работы в данном аспекте.

  1. Развитие представлений о конкретных проявлениях эмоций.                                              
  2.    Развитие представлений об амбивалентности (двойственности) эмоций, то есть противоречивости одновременно испытываемых к одному конкретному объекту эмоций и эмоциональных отношений.
  3.       Развитие представлений об экспрессивной стороне выражения эмоций, которые могут проявляться в мимике, жестах, пантомимике, речи.
  4.       Обогащение детей знаниями о причинно-следственных связях в эмоциональных проявлениях.
  5.       Развитие представлений об адекватных способах эмоционального самовыражения, обогащение детей сведениями, открывающими перед ними моральный смысл социокультурных норм эмоциональных проявлений.

Давайте поподробнее остановимся на первом пункте.  

Детей необходимо знакомить с основными эмоциями. Ограниченность в количестве и видах эмоциональных состояний обусловлена тем, что при восприятии эмоций дети ориентируются на весьма незначительное число экспрессивных (т.е выразительных) единиц. Для младшего дошкольного возраста (3—4 года) характерно понимание четырех эмоций: радости, грусти, страха и злости. В среднем дошкольном возрасте (4—5 лет) к этим эмоциональным состояниям добавляется эмоция удивления. В старшем дошкольном возрасте (5—6 лет) расширяется модальный ряд, в него включаются социальные эмоции обиды, вины и стыда.

Таким образом, в дошкольном возрасте детям доступно восприятие и понимание восьми основных эмоций: радости, грусти, страха, злости, удивления, обиды, вины и стыда, которые, с учетом возрастных особенностей детей, вводятся в определенной последовательности.

        Какие же средства мы – педагоги используем для развития представлений об эмоциях у детей?

Основными средствами развития представлений об эмоциях у детей выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры и т.д.

Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществляется в ходе всего коррекционно-образовательного процесса, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, с литературой, живописью, музыкой. Ценность такой деятельности состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию социально-эмоциональной сферы ребенка.

Каковы же особенности работы по развитию представлений об эмоциях с детьми в различных возрастных группах?

В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с простыми, легко визуально воспринимаемыми связями — эмоция и ее внешнее выражение в мимике, жестах, позе, т.п.

Роль педагога заключается в следующем.

  1. Выразительное преподнесение детям содержания литературных произведений.
  2. Совместное рассматривание наглядного материала, выделение признаков эмоциональных проявлений в мимике (грустный, поэтому плачет), телодвижениях (радостный, оттого и танцует).
  3. Общение с детьми, побуждающее к называнию эмоциональных состояний, вариантов оказания помощи героям и т.п. (Назовите, в каком состоянии находился медведь. Как вы догадались, что зайчик загрустил? Нужно ли помочь ежику? (И т.п.))
  4. Побуждение детей к самостоятельному подбору картинок по словесному указанию (Покажи радостного зайчика, а теперь — злого. Найди такого же медведя, покажи медведя другого. (И т.п.))
  5. Одобрительная оценка эмоциональных откликов детей в виде сопереживания, содействия героям литературных произведений, персонажам картин.

В среднем дошкольном возрасте к выше перечисленным средствам добавляется еще одно — когнитивные схемы эмоций. Схема служит многовариантным наглядным материалом, универсальным способом структурирования информации об адекватных (неадекватных) эмоциональных проявлениях, характеризуется наличием аффективно-оценочного (т.е. повышенно-эмоционального) элемента. В таких схемах обобщенно концентрируется информация о причинах эмоций, выделяются признаки, характерные для переживания той или иной эмоции, о следствиях эмоциональных проявлений. Поскольку когнитивная схема отражает отнюдь не реальное протекание эмоциональных процессов, а форму, в которую организованы знания об эмоциях, важно, используя их, привлекать жизненный опыт субъективного переживания детьми подобных ситуаций. Для этого целесообразно использовать механизм идентификации — отождествление ребенком себя с эмоциональным состоянием другого человека (сказочного персонажа), непосредственное переживание своей тождественности другому. Использование механизма идентификации позволяет достигать эмоционального принятия социально значимых форм поведения, выражать отношение к разнохарактерным эмоциональным проявлениям.

Вводя когнитивные схемы с целью развития представлений об эмоциях, необходимо придерживаться следующих положений.

  1. Отражать в схемах наиболее яркие,  визуально воспринимаемые образцы эмоционального поведения в контексте знакомых жизненных ситуаций, демонстрировать разнообразие причинно-следственных связей в эмоциональных проявлениях.
  2. Предоставлять возможность активного участия самих детей в анализе ситуаций, оценке эмоциональных состояний.
  3. Привлекать собственный жизненный опыт, побуждающий детей к отождествлению себя с эмоциональными состояниями других.

В среднем дошкольном возрасте дети начинают воспринимать связи между ситуацией и эмоциональным проявлением, замечать изменения (переходы) в настроении, проявлять идентификацию.

          Итак, на этом возрастном этапе впервые вводятся когнитивные схемы эмоций — «ситуация является (причиной) — эмоциональное проявление является (следствием)»                                    

Поросенок разорвал о ветку штаны  ______ Плачет

Мальчик нашел большой гриб _______ Радуется

 Логика их введения представляет собой движение от одноперсонажных схем:

К двух-трехперсонажным:

Девочка подарила маме цветы ______ Девочка и мама радуются

          Собака отбирает у щенка кость ________ Радостная собака убегает, щенок плачет.

В схемах фиксируются однозначные прямо согласующиеся связи между причиной и следствием. Знакомые детям эмоциональные состояния (радости, грусти, злости и страха) рассматриваются на этом возрастном этапе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Впервые в причинно-следственных связях вводится восприятие эмоции удивления.

Роль педагога заключается в следующем.

  1. Оформление наглядного материала: серий картин, различных вариантов когнитивных схем эмоций.
  2. Побуждение детей к называнию основных, существенных признаков того или иного эмоционального проявления. Например: вы согласны, что этот петушок из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так думаете?
    Каких героев произведения К. Чуковского «Краденое солнце» можно назвать злыми? Почему вы так решили? (И т.п.)
  3. При рассматривании когнитивных схем эмоций следует начинать со следствия — эмоционального проявления к причине — содержанию ситуации, события, повлекших за собой данное эмоциональное проявление;
    подводить детей к пониманию того, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами.
  4. Привлечение детей к выполнению заданий в альбомах типа «Раскрасьте эпизоды из рассказов, сказок (например, из произведения К. Чуковского „Айболит", С. Маршака „Перчатки"), ориентируясь на эмоциональное состояние каждого персонажа» или «Изобразите лица девочек: одной — в состоянии радости, другой — в
    печали, подберите одежду, которая подходит к настроению каждой из них».
  5. Совместное оценивание ситуаций, поступков с точки зрения их социально нравственной значимости: добрый, справедливый поступок приносит радость, а злой, жестокий должен получать заслуженное осуждение и неприятие.
  6. Обращение к собственному личностному опыту детей с целью обогащения их представлений о нравственной стороне поступков, адекватных способах поведения в той или иной ситуации и т.п.

В старшем дошкольном возрасте вводится большее количество когнитивных схем эмоций. На этом возрастном этапе преобладают многоперсонажные схемы, причем не только с однозначными (прямо согласующимися) связями, но и противоречивыми, в которых отсутствует однозначная сцепленность между причиной и следствием. Детям предлагаются более расширенные варианты восприятия эмоциональных состояний, включая и социальные эмоции: обиды, вины, стыда. Педагогическая работа строится на взаимосвязи сопереживания (эмоциональная идентификация) с анализом, оценкой ситуации и выражением отношения к ней (эмоциональное обособление). Осуществляя такую работу, целесообразно подводить детей к пониманию того, что нравственная оценка способов поведения должна определяться не внешней формой поступка, а прежде всего содержанием мотивов, то есть чем руководствовался человек, сказочный персонаж в той или иной ситуации, что побудило его к переживанию радости, удивления и т. п. Следует обращать внимание на то, что от настроения во многом зависит взгляд на окружающий мир: природу, отношения между людьми.

Варианты, схем для детей старшего дошкольного возраста

1. Схемы, раскрывающие эмоциональные проявления в различных контекстах (реальных, жизненных и сказочных). Например, охотник, преследующий волка (ситуация-причина), — у волка состояние страха (следствие).

2. Схемы с вариативным проявлением эмоций. Например, появление клоуна на арене (ситуация-причина) — состояние детей: один ребенок удивляется, другой радуется, третий в состоянии легкого испуга (следствие).

3. Схемы, в которых внешнее выражение и причина эмоций представлены в конфликтной форме, то есть прямо не согласуются. Такие схемы оформляются по типу перевертышей: что здесь не так? Может ли такое случиться? Например, заяц скрывается в норе от преследования лисы (ситуация-причина) — заяц расстроен, лиса радуется (следствие).

4. Схемы, предполагающие оценивание причинно-следственных связей. Такие схемы включают три элемента: эмоциогенная ситуация (причина) — эмоциональные проявления персонажей (следствие) — оценка ребенком эмоциональных состояний персонажей через изображение своего варианта следствия. Например, дети, наблюдающие за упавшим с велосипеда мальчиком (ситуация-причина), — дети смеются, мальчик удивлен (следствие) — пустой кружок, в котором дети изображают варианты адекватного разрешения данной ситуации.

5. Схемы, предполагающие проектирование эмоционального поведения. Такие схемы включают два элемента: эмоциогенная ситуация (причина) и пустой кружок, в котором дети изображают варианты проявления эмоций каждым персонажем. Например, появление большого грозного льва среди зверей: эмоциогенная ситуация (причина) — пустой кружок (следствие), в котором дети изображают свои варианты состояния зверей.

Роль педагога заключается в следующем.

  1. Оформление наглядного материала: когнитивных схем эмоций, пособия «Книги настроений» и др.
  2. Осуществление вариативного подхода к анализу когнитивных схем эмоций: от следствия — собственно эмоции (например, «Что чувствует мальчик?») к причине («Почему?»);  от причины — самой ситуации, внешних условий, стечения обстоятельств, повлиявших на состояние человека, сказочного персонажа, к эмоциональным проявлениям, т.е. к следствию.
  3. При соотнесении между собой различных элементов схемы педагог побуждает детей к оценке эмоциональных состояний с позиции морального выбора, адекватности (неадекватности) эмоциональных проявлений.
  4. Совместное обсуждение способов изменения негативных переживаний персонажей. С этой целью рекомендуется побуждать детей к ответам на вопросы: как бы вы поступили, если бы находились рядом? Какие слова вы использовали бы в данном случае для того, чтобы изменить настроение? Как вы считаете, нужна ли помощь в разрешении этой ситуации? Как помочь этому персонажу? Что бы вы посоветовали персонажам этой ситуации? (И др.)
  5. К концу старшего дошкольного возраста важно побуждать детей к проектированию эмоционального поведения. В этом случае необходимо использовать схемы без заранее оформленного следствия (проявление эмоционального состояния) в виде пустого круга, предложив ребенку самому заполнить его.
  6. Следует поддерживать самостоятельность и творческую активность в изображении различных настроений: что меня удивляет? Где живет страх и как его победить? Почему грустно? (И т.п.)
  7. Обращение к жизненному опыту детей (его актуализация, рефлексия (осознание) по поводу этого опыта, его оценка) в процессе обсуждения причин эмоциональных проявлений, вариантов изменения негативных состояний, разрешения эмоционально насыщенных ситуаций этической направленности и т.п.

Психологами установлено, что переход от образного понимания эмоциональных проявлений на уровень осмысления невозможен без вербализации или словесного   обозначения эмоций. Отсюда, работу по восприятию  эмоциональных состояний целесообразно проводить  в единстве с развитием речи, обогащением и активизацией словаря эмоциональной лексики.

Подчёркивая значимость социально-эмоциональных факторов, оказывающих влияние на индивидуальное развитие, Лев Семёнович Выготский писал, что жизненный путь личности – это история её переживаний». Социально-эмоциональный опыт современного ребёнка, т. е. опыт его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. 

Значительная роль в развитии и воспитании у ребенка дошкольного возраста эмоций сопереживания и сочувствия принадлежит семье.

            В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка. К сожалению, современный родитель немного внимания уделяет этой проблеме, ему важнее научить ребёнка читать, писать, считать, так как ему кажется этого достаточно для дальнейшего развития ребенка. Именно поэтому так важно объяснить родителям, что одно из важнейших мест в развитии личности занимает именно социально-эмоциональное развитие, и начинать его необходимо именно в дошкольном возрасте, так как именно в это время мы закладываем первые и самые главные черты характера человека.

Именно поэтому в своей работе с родителями мы проводим семинары-практикумы и консультации для родителей, направленные на создание эмоционально-благоприятной обстановки в семье, знакомство родителей с эффективным стилем общения с детьми, сближение детей и родителей.

Таким образом, развитие представлений об эмоциях — важное направление педагогической работы, своевременное проведение которой позволит значительно совершенствовать процесс социализации дошкольников. Социально-коммуникативное развитие, в частности такие его стороны, как развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, не будет успешным без заинтересованного восприятия эмоциональных состояний, их словесного обозначения, образного понимания причин возникновения эмоций, способов изменения настроений, выражения отношения к различным сторонам эмоциональной жизни.

Современный детский сад, должен стать местом, где ребенок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние эмоций и эмоциональных состояний на развитие и обучение детей

В статье говорится об эмоциональной сфере детей, раскрывается понятие эмоций, как особого класса психических процессов и состояний, а также рассматривается их влияние на развитие и обучение детей...

Социализация дошкольников через формирование представлений о труде взрослых.

"Воспитание, не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может бытьни достойной, ни счастлив...

Презентация "Социализация дошкольников через формирование представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека."

Воспитание уважения к людям труда - актуально, потому как является одной из наиболее эффективных методов социализации ребенка. Представление о профессиях формирует интерес к труду, заро...

Семинар: "Успешная социализация дошкольника в условиях детского сада". Тема выступления: "Социализация дошкольника через игровую деятельность на прогулке"

Социализация дошкольника через игровую деятельность на прогулке.Доклад воспитателя Исаевой С. П.   Одной из составляющих частей социализации в ДОУ является как самостоятельная деятельность д...

Определение эмоций и эмоциональных состояний дошкольников.

Дошкольник, взаимодействуя с окружающим миром, постоянно испытывает определенные эмоции по отношению к происходящему. Это могут быть как положительные эмоции (радость от общения, интерес к происходяще...

Формирование экологического сознания дошкольников через развитие представлений о зимующих птицах

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о зимующих птицах. Необходимо помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц. Вызвать желание у детей помочь птицам выжить ...