Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО.
консультация (младшая группа) на тему

Ерошко Эмилия Михайловна

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира . Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал . Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта , о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых компонентах, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской деятельности, организации решения познавательных задач, применение экспериментирования, использование проектирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperimentirovanie_v_detskom_sadu_kak_neobhodimoe.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                   Экспериментирование в детском саду как необходимое

                   условие реализации ФГОС ДО.

                                        «Детское экспериментирование претендует на роль

                                          ведущей деятельности в период дошкольного  

                                          развития ребенка»                            

                                                                             академик Подъяков Н.Н.

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

   Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

   Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.

   Непосредственный контакт ребенка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства, качества, возможности. Пробуждает любознательность, желание узнать больше, обогащает полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказывает на него положительное влияние.

  Для удовлетворения своих познавательных потребностей у детей есть различные с п о с о б ы   п о з н а н и я:

  • Действия и собственный практический опыт;
  • Объяснения, рассказы, наблюдения и др;
  • Знакомство с различными источниками информации: книги, телевидение, компьютер и др.

Для реализации у ребенка способностей к экспериментированию надо создать условия, и тогда он сохранит первые впечатления. Следует учесть наличие специального оборудования. Ни в коем случае не использовать  столовые предметы (ложки, чашки и др.) надо показать, что исследование – это научный подход изучения того или иного предмета. Поэтому, чтобы получить точный результат. Надо работать строго со специальным оборудованием (пробки, колбы, микроскопы, держатели, спиртовки и др.)

 Исследования можно проводить в играх с природным и предметным материалом, например:

- «Строительство дома»- дети на машинах грузят и возят: песок, камни, доски, укрепляют их между собой, узнают их свойства и качества и т.д.;

-  «Строительство моста» - выбирают подходящий материал, для того, чтобы он был прочным, мог выдержать любые перегрузки;

-  «Оденемся на прогулку» - дети выполняют практическую работу, узнают свойство тканей, последовательность одевания;

-  «Искупаем куклу» -  знакомятся со свойствами воды, мыла, действием водных процедур на организм человека и др.;

-  «Из чего можно построить дом» - ребенок вспоминает виды строительного материала, подбирает сопутствующие материалы, представляет, как его будет строить, воспроизводит в мыслях его общий вид;

-  «Как перебраться через реку?»;

-  «На что похоже?»;

-  «Как сварить пшенную кашу?» и т.д.

Чувствительные:

      -  «Что можно делать с теплой водой?» - ребенок трогает руками воду, передает свои ощущения: хочет купаться, мыть посуду, стирать белье, игрвть с игрушками и т.д.;

- «Колючий коврик» - дети ходят босиком, убеждаются, что это приятная процедура, исследуют, на какие участки кожи воздействуют колючки и др.

Интересны эксперименты с животными: морской свинкой, улитками, рыбками, ежиком. Дети убеждаются в том, что животные способны реагировать на доброту, тепло, свет, корм; дети учатся быть заботливыми и внимательными.

Используя в эксперименте растения, дети с удивлением узнают, что это тоже живые объекты, и по-другому начинают относиться к ним в окружающей среде.

Увлекательно проходят исследования по изучению и ознакомлению с разнообразными механизмами, часами: настенными, водяными, солнечными, песочными, ручными, часами-кулонами, электронными;  пружинами, магнитами, конструкторами, ключами, замками и др.

Для проведения полноценного исследования мало иметь определенное оборудование, важно, чтоб воспитатель обладал знаниями в области биологии, химии, физики, ботаники, природоведении, мог грамотно, с научной точки зрения, объяснить детям результат исследования.

Целесообразно подводить итоги эксперимента в игровой, интересной форме, обязательно поощрять детей за их старание, внимание, наблюдательность.

Успех проведения исследований зависит от совместного желания ребенка и воспитателя.

Задача педагога

  • научить ребенка соблюдать меры

предосторожности/безопасности при

экспериментировании.  Начинается

безопасность с аккуратности…;

  • научить ребенка

способам/приемам/правилам

проведения исследования или

эксперимента.

  • Хорошее правило: "Если не знаешь, или не

можешь – не сердись, не вреди и не ломай,

а обратись за помощью

Младшая группа от 2 до 3х лет

  • Развитие наглядно-действенного мышления.
  • Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями.
  • Пристально рассматривают объекты.
  • Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
  • Выполняют простейшие поручения.
  • Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»

Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

Средняя группа от 4 до 5 лет

  • Действия детей более целенаправленные и обдуманные.
  • Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения

воспитанников.

  • Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.
  • Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

Старшая группа от 5 до 6 лет

  • Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.
  • Даются задания по прогнозированию результатов.
  • Опыты проводятся поэтапно.
  • Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.
  • Вводятся длительные эксперименты.
  • Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из -за несформированности  произвольного внимания могут их забыть.

Подготовительная группа от 6 до 7 лет

  • Проведение экспериментов – норма жизни.
  • Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину,

умеют от нее отказаться.

  • Воспитанники проявляют инициативу.
  • Могу т делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений.
  • Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.

        Работа с родителями

  • Родительское собрание «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование, что это такое?»
  • Анкетирование родителей «Чем занять ребенка дома?»
  • Консультация для родителей: «Как научить ребенка исследованию?»
  • Рекомендации для родителей «Экспериментируем дома с водой»
  • Консультация на тему: «Развиваем познавательные способности, внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным»
  • Фотовыставка «Экспериментируем с водой дома»
  • Изготовление совместных поделок, детей и родителей из бросового материала и бумаги на тему «Фантазируем и экспериментируем вместе», «Природа и фантазия».

«Дети любят искать, сами находить. В этом их  сила.»

                                                                                               А .Энштейн

  «Творчество - разновидность поисковой  активности»

                                                                                                В.С.Ротенберг

«На ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя  истины»,

необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний»

                                                                                                  К.Н.Венцель.

Литература:

  1. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории – М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова;
  2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод.рекомендации/ Л.Н.Прохорова. – М.: АРКТИ, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Растения нашего детского сада» в условиях реализации ФГОС

   Большинство современных детей редко общается с природой.  Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается ...

Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации ФГОС ДО

В формироании личности ребенка приоритетная роль принадлежит семье. С введением "Закона об образовании в Российской Федерации" проходят изменения  во взаимодействии с семьей....

Использование ИКТ в детском саду в условиях реализации ФГОС

Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования....

Проектная деятельность в детском саду как метод реализации ФГОС

     Развивать у дошкольников познавательный интерес к окружающему миру, желание что-то узнавать, изучать, воспитание желания учиться поможет метод проектов....

Презентация для педагогов «Технология проектной деятельности в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

В презентации представлен теоритечиский материал о разработке и реализации проектов в деятельности педагога. ...

Взаимодействие семьи и детского сада в условиях реализации ФГОС

Семья и детский сад – два важных института социализации   детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие.В законе...

«Организация экспериментирования в детском саду в свете требований ФГОС ДО»

ФГОС ориентирует нас на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями...