Формирование социальных и личностных компетенций у современных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
консультация (старшая группа) на тему

Спицына Оксана Викторовна

Личностная готовность ребёнка к школе является одним из важнейших критериев успешности начального образования. Формирование социальных и личностных компетенций в дошкольном и младшем школьном возрасте обеспечивают успешное прохождение ребёнком кризиса 6-7 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlja_pedagogov.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида «Орлёнок»

Формирование социальных и  личностных компетенций у современных дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

                                                              Выполнила:  педагог-психолог Спицына О.В.

                                                                           

                                                                 Дата проведения: 29.10.2014

Абакан 2013


Личностная готовность ребёнка к школе является одним из важнейших критериев успешности начального образования. Формирование социальных и личностных компетенций в дошкольном и младшем школьном возрасте обеспечивают успешное прохождение ребёнком кризиса 6-7 лет. 

Ключевые слова: личностные, социальные компетентности, дошкольный возраст.

     
Социальная компетенция дошкольника включает в себя усвоение этических норм, освоение социальных отношений.

Т.В. Ермолова выделяет наиболее важные составляющие социальной компетентности дошкольников

  1. Представления детей о себе как об объекте и субъекте социальных отношений;
  2. Оценка детей адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач;
  3.  Наличие в поведении детей нового способа саморегуляции

Личностная компетенция – развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. 

Дошкольный и младший школьный период занимает особое место в системе школьного образования. На данном этапе у ребёнка развивается мотивационно-потребностная сфера, происходит развитие идеального плана, произвольности действий, и главным новообразованием является наглядно-образное мышление. В 6-7 лет ребёнок проходит кризис, положительными моментами которого является стремление ребёнка к самостоятельности и новой социальной позиции. Однако при неблагоприятном прохождении кризиса зачастую уровень мотивационно-личностной готовности к школе является низким, что ведёт за собой впоследствии трудности в обучении. Личностная готовность ребёнка к школе выступает одним из наиболее важных критериев успешности начального образования. В первую очередь личностная готовность предполагает мотивационную готовность, то есть наличие учебных, познавательных мотивов, социальных мотивов. Во-вторых, немаловажным является коммуникативная готовность, то есть умение общаться с учителями, одноклассниками. В-третьих, формирование самооценки, то есть осознание ребёнком своих умений, качеств, особенностей, и, в-четвёртых, – это эмоциональная готовность, то есть способность ребёнка регулировать своё поведение.
Однако в современном обществе многим детям для положительного прохождения кризиса требуется психологическое сопровождение, помощь в формировании тех или иных навыков, осознании себя. Такая помощь может быть осуществлена с помощью формирования определённых компетенций в дошкольном возрасте и создании специальных условий образовательной среды для формирования таких компетенций.
Для начала стоит определить, что понимается под понятием «образовательная среда». «Под образовательной средой понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении»2. Таким образом, изучив и создав необходимые условия в образовательной среде дошкольника, мы можем сформировать необходимые компетенции для начального школьного образования.
Второй вопрос, который стоит осветить, заключается в том, почему именно формирование компетенций является основным для подготовки к школе. 
В настоящее время в мировой педагогической практике доминирует компетентностный подход, на основе которого осуществляется разработка образовательных программ, стандартов и оценочных процедур. Компетентность рассматривается как совокупность индивидуальных навыков в определенной сфере, приобретенных в результате образования, в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, эффективной коммуникацией, способностью к сотрудничеству и преодолению конфликтов в групповой деятельности3. Понятие компетенции зародилось в Америке в семидесятых годах прошлого века. Под компетенцией подразумевались качества специалистов, влияющих на успешность их работы. В настоящее время понятие «компетенция» вошло в обиход педагогической практики и стало его неотъемлемой частью. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению… Компетенция это то, что порождает умение, действие. Компетенцию можно рассматривать как возможность установления связи между знанием и ситуацией или, в более широком смысле, как способность найти, обнаружить процедуру (знание и действие), подходящую для проблемы»4. Основным в компетентностном подходе является понятие ключевых компетенций. Под ключевыми компетенциями понимают умения, необходимые в тех ситуациях, которые не запланированы, не спрогнозированы заранее.
   Обозначая проблемы создания компетентностной модели для младшей школы, рассмотрим более подробно те компетенции, которыми должен обладать каждый учащийся младшей школы и которые должны формироваться ещё в дошкольном возрасте, а именно, социальной и личностной компетенциями. 
       
Под социальной компетенцией понимают способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и др. Социальная компетенция дошкольника включает в себя усвоение этических норм, освоение социальных отношений. Т.В. Ермолова выделяет наиболее важные составляющие социальной компетентности дошкольников такие: 1) представления детей о себе как об объекте и субъекте социальных отношений; 2) их оценка адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач; 3) наличие в поведении детей нового способа саморегуляции6

Личностная компетенция – развитие собственных способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях. 
Австрийская модель объединила группу социальных и группу личностных компетенций под общим понятием «динамические способности»7. Динамические способности подразумевают нестандартность решений, креативность, творчество. 
Обратимся к значимости предшкольного образования. Литвиненко выделяет такие моменты как: достижение более высокой готовности ребёнка к школьному обучению; обеспечение преемственности дошкольного и начального образования; оказание помощи ребёнку в познавательном, речевом и личностном развитии; объединение усилий различных социальных институтов в работе с дошкольниками. Стоит отметить, что основной задачей предшкольного образования является создание предпосылок к обучению в школе. Одним из наиболее важных моментов является формирование некоторой позиции ребёнка по отношению к школе.


            Обобщая можно сказать, что основной задачей предшкольного образования является моделирование обучения в школе. То есть для эффективного предшкольного обучения необходимы определённые условия среды. В первую очередь выделим принципы и условия овладения ключевыми компетенциями: учение на основе собственной мотивации и ответственности за результат; самостоятельная, продуктивная деятельность; соответствие компетенций реализуемой деятельности; знание приобретается учащимся в процессе его прохождения; наличие экспертного, критериального оценивания уровня достижения требуемых компетенций, в том числе и самооценивание. Применительно к дошкольникам и младшим школьникам это означает, что изначально идёт процесс формирования мотивации к обучению, затем проявление определённой целенаправленной активности, не заучивание, а понимание деятельности; наличие оценки о собственной деятельности. 
           
Подводя итог, можно сказать, что образовательная среда является главной базой для формирования необходимых компетенций. Постоянно развиваясь, находясь в динамики, она требует соответствующего мониторинга, в ходе которого появляется возможность улучшения, коррекции и координации предшкольного и младшего школьного образования. 

Практические задания:

Определить в каких формах и видах деятельности будет происходить развитие социальной, личностной компетенций дошкольников, привести примеры

Решение практических задач на определение педагогической стратегии действий

Мальчик 3 года

  1. Ребенок ведет себя агрессивно, разбрасывает игрушки, проявляет физическую агрессию в случае, когда его педагог просит  выполнить инструкции. При этом понимает, что от него требуется.

Девочка 5 лет

2. Молчалива и спокойна. Не проявляет инициативу. Выполняет инструкции педагога на элементарном бытовом уровне. Не мешает детям и взрослым на занятии, но затрудняется или совсем не выполняет задания.

     Мальчик 6 лет

3.  Все делает, как ему хочется. Не выполняет задания педагога, не желает следовать режимным моментам, нарушает дисциплину в группе. Если находиться один и видит что за ним никто не наблюдает, играет с использованием  сюжетно - отобразительных  действий.

    Мальчик 4,5 года

Активен, везде все успевает, но не доводит начатое до конца. Сначала выполнит действие, а потом думает над результатами. Усваивает  образовательную программу по возрасту.

Литература

  1. Ермолова Т.В. Тезисы Международной Конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы». МГППУ. 3-4 октября 2006 г. – М., 2006
  2. Карабанова О.А. Возрастная психология. // Конспект лекций. – М., 2005
  3. Кузнецова М.И., Литвиненко С.В. Развитие познавательных способностей и предпосылок к учебной деятельности в предшкольный период. Ч. 1. - Черноголовка, 2008.
  4. Образование: сокрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века, представленный ЮНЕСКО. - Париж, 1997.


        

ИЗ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА  ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Используются следующие основные понятия:

Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования – обеспечение множественности различающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.

Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

Индивидуализация образования – построение образовательной деятельности  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.

Список индивидуально-личностных особенностей детей

Аккуратный и опрятный
Безжалостный и жестокий
Быстрый и проворный
Волевой
Восприимчивый ко всему новому
Вялый и апатичный
Гибкий и уступчивый
Дисциплинированный
Добродушный и сердечный
Добросовестный
Доверчивый
Дружелюбный
Заботливый
Замкнутый
Застенчивый
Импульсивный и порывистый
Капризный
Легко добивающийся успеха
Легко приспосабливающийся к обстоятельствам
Легко раздражающийся
Любознательный
Любящий спорить

Мягкий и кроткий
Недисциплинированный
Недружелюбный
Неорганизованный
Неосторожный
целеустремленный
Непоследовательный, склонный к противоречивым поступкам
Непостоянный, с быстро меняющимся настроением
Нерешительный, склонный к колебаниям
Обладающий богатым воображением
Обладающий непокладистым, тяжелым характером
Обладающий оптимистическим складом характера
Обладающий творческими способностями
Обладающий уступчивым характером
Общительный
неосторожный
Организованный
Осмотрительный и благоразумный
Осторожный
Остро чувствующий и ранимый
Остроумный
Отзывчивый
Относящийся к интровертному типу личности
Относящийся к экстравертному типу личности
Пессимистичный, склонный к меланхолии
Поверхностный, легковесный
Погруженный в себя
Подозрительный и недоверчивый
Покладистый
Послушный и покорный
Почтительный
Предприимчивый и инициативный
Приветливый
Равнодушный, безразличный ко всему на свете
Раздражительный
Рассеянный
Решительный
Робкий и пугливый
Самоуверенный
Своенравный
Сдержанный, хорошо владеющий собой
Склонный к доминированию над окружающими
Склонный к сопереживанию
Склонный к уединению
Склонный к экспериментированию
Скромный и сдержанный
Смелый и дерзкий
Спокойный и невозмутимый
Способный приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам
Стремящийся все контролировать
Стыдливый и застенчивый
Творческий
Тонкий и проницательный
Торопливый, склонный к поспешным поступкам
Умеющий защищаться
Умеющий утешать, успокаивать других
Управляемый (ведомый)
Упрямый
Уступчивый
Флегматичный
Хвастливый, любящий выставлять себя напоказ
Цепкий и упорный
Чрезмерно настойчивый
Чувственный
Экспрессивный
Эмоциональный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация  данного проекта способствует гармонизации детско...

Проект социального развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья "Моя мама лучше всех".

Проект социального развития воспитанников с нарушением интеллекта с целью формирования значимости мамы в жизни ребенка....

Проект социально-коммуникативного развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья «Семья».

Проект социально - коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНВАТЕЛЬНОМУ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ( НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА) 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6-7 Л

Целью данного занятия является формирование у детей представления о живой природе родного края.Закрепляются и активизируются знания о хвойных деревьях, ягодах произрастающих в Сибири, о диких животных...