Использование методики Зайцева в ДОУ
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Хаустова Алла Вячеславовна

Использование кубиков Зайцева в работе с детьми в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistovik.doc65.5 КБ
Office presentation icon haustova.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Не учиться, а играть! Так кратко можно охарактеризовать методику обучения чтению Николая Александровича Зайцева. Пожалуй, это самая популярная методика на сегодняшний день. С ее помощью поборники раннего развития учат своих крошек читать, писать, считать и даже осваивать иностранные языки. И дети не против такого обучения. Ведь все, что от них требуется, - играть яркими кубиками и петь песенки. 


Как появились кубики Зайцева.

Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей, после школы поступил на филологический факультет педагогического университета им. Герцена. На пятом курсе был направлен переводчиком в Индонезию. Там Николай Александрович начал преподавать русский язык как иностранный. Учениками были взрослые, уже отвыкшие учиться люди - офицеры. Он на ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы, пытался проникнуть в суть языка, чтобы - по выражению самого Зайцева - "научиться передавать ее другим".

Успех вдохновил молодого педагога на разработку собственной системы преподавания. Системы, которая учитывает психологические особенности восприятия русского языка, избавлена от ненужных условностей и громоздких правил, наглядна. Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. Результат теста был удручающим: Николай Александрович столкнулся с тем, что ученики совершенно не понимали родной язык, предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них. Дети, конечно, были не виноваты. Ведь они привыкли так учиться.

Тогда Зайцев обратился к дошкольникам, в том числе к самым маленьким - детям полутора лет. Методики были адаптированы для малышей - обучение сводилось к играм. И тут педагога ожидал успех. Его изобретение - кубики - назвали "звенящим чудом". Дети, с трудом осваивающие грамоту, начинали читать буквально через несколько занятий. Методика так зарекомендовала себя, что ряд школ решился полностью перейти на обучение по Зайцеву.

Нам не нужна азбука.

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам.

1. Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв.

Распространенное явление: мама купила азбуку, ребенок выучил буквы, а читать не может. Слова у него не клеятся.

"Азбука вредна", - утверждает Николай Александрович. В азбуке на каждую букву дана картинка: А - аист, Б - бегемот и т.д. Малыш запомнит и букву, и картинку, но как потом объяснить ему, что зебра - аист - ящерица - цапля, мелькающие в его сознании, должны образовать слово "заяц". И даже если ребенок учил буквы не по азбуке, что усложняет запоминание названий букв, ему все равно сложно сразу сообразить, что Б и А превращаются в слог БА. Именно поэтому учителя вынуждены идти на разные ухищрения, чтобы показать, как две буквы сливаются в слог.

2. По слогам читать сложно.

В русском языке в состав слога может входить от 1 до 10 букв. Встретится в тексте такая фамилия, как Пфельдрт или Мкртчян, - не сразу прочтешь, а ведь слог-то один. Конечно, такие сложные слова малышу читать не нужно, но даже простое, состоящее из одного слога слово "всплеск" вызовет у читающего по слогам ребенка определенные трудности.

3. Человек сначала учится писать, а потом читать.

Ребенку легче идти к чтению через письмо. Как и взрослому при изучении нового языка. При условии, конечно, что под письмом мы понимаем не "шкрябание ручкой в тетради", а превращение звуков в знаки, а под чтением, соответственно, превращение знаков в звуки. Поэтому если вы когда-нибудь пытались научить ребенка узнавать самые родные слова и писали на асфальте или на бумаге "мама", "папа", "бабушка", "дедушка", "Саша", а потом спрашивали: "Где папа? А где бабушка? А где твое имя?", то ребенок не читал, а именно писал. Ваши звуки превращал в вами же написанные знаки.


Альтернатива слогам - склады

Как же тогда научить малыша читать, раз буквы и слоги лишь запутывают его и отдаляют момент освоения чтения?

Основной единицей языка у Зайцева является не звук, буква или слог, а склад.

Склад - это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же даже одна буква. Например, СО-БА-КА, ПА-РО-ВО-3, А-И-С-Т и т. д. Складовой принцип чтения - основа зайцевского метода обучения детей чтению.

Почему именно склад?

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. - За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.


Склады на кубиках

Склады малыш видит не в книге, не на карточках, а на кубиках. Это принципиальный момент системы Зайцева.

Почему кубики?

Чтение требует работы аналитического мышления (буквы - абстрактные значки; мозг преобразует их в звуки, из которых синтезирует слова), которое начинает формироваться лишь к школе. Поэтому-то мы и наши родители именно в этом возрасте начинали учиться читать.

Отсутствие аналитического мышления компенсируется у ребенка обостренным восприятием сигналов, которые поставляют ему органы чувств. Поэтому Николай Александрович Зайцев сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Он написал склады на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают, поэтому каждый раз при обращении к ним включаются разные каналы восприятия. Это помогает детям именно почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Пользуясь этими кубиками, ребенок составляет слова и начинает их читать. Идея Зайцева проста: что хорошо показать, о том не надо долго рассказывать (лучше один раз увидеть). Детям надо сначала интересно показать предмет изучения, дать в него поиграть, а потом уже подвести определение. Так соблюдается святой закон обучения: от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому.


Кубики Зайцева. Какие бывают кубики

В наборе "Кубики Зайцева" 52 кубика (семь из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА, МА-МА, ДЯ-ДЯ и подобные, которые наиболее близки ребенку, особенно на первых порах. Кубики делятся на большие и маленькие, одинарные и двойные, золотые, железно-золотые, деревянно-золотые. Есть один белый кубик со знаками препинания. Также кубики различаются по цвету.

Большие - это кубики с твердыми складами. 
Маленькие - кубики с мягкими складами.

Впрочем, с определением "мягкий-твердый" Николай Александрович решительно не согласен: что здесь твердого и мягкого? А вот большое и маленькое есть! Сравните, как раскрывается рот, когда вы говорите БА или БЯ.

Большие и маленькие кубики бывают разных цветов и с разными наполнителями.

Двойные - это склеенные друг с другом кубики, с согласными, которые сочетаются - "дружат" - не со всеми гласными. Например, Ж(ЖЬ)-ЖА-ЖО(ЖЕ)-ЖУ-ЖИ-ЖЭ. Такие варианты, как " жы ", " шы ", " чя ", " щя ", просто исключены.

Железные - кубики со звонкими складами.

Деревянные кубики - с приглушенным складами.

Золотые - кубики с гласными.

Железно-деревянные - используют для складов, имеющих твердые знаки.

Деревянно-золотые - для складов с мягкими знаками.

Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

Буквы на кубиках пишутся разным цветом: 

гласные - голубым; 
согласные - синим; 
твердый и мягкий знак - зеленым.

Многих педагогов и родителей смущает такая расцветка, ведь в школе принята совсем другая: согласные синего или зеленого цвета, гласные - красного. А значит, малыша придется переучивать. Однако автор метода утверждает, что уход от красно-сине-зеленых сочетаний позволяет избежать цветовой "разодранности" слов, и поэтому дети сразу начинают читать бегло, без запинок.

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович.

  • За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть".
  • Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный.
  • Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.



Когда, где, сколько играть

Играйте в кубики хотя бы один раз в день. Время, затраченное на игру, каждый раз может быть разным. Иногда 5-10 минут, иногда ребенок будет просить еще и еще, и вы заиграетесь и не заметите, как прошел вечер. Но даже если дошколенок позанимался с кубиками 15 минут, а потом целый час машинки катал, он уже взял свое. Десятка таких занятий достаточно, чтобы четырехлетка начал читать. Кстати, воспитатели детских садов, где применяется система Зайцева, в один голос утверждают, что кубики настолько увлекают малышей, что к чтению приобщаются даже те, чье умственное развитие никак нельзя назвать ранним.

Необязательно играть в одно и то же время суток (только утром или только вечером). Играйте тогда, когда есть настроение и ребенок ничем другим не занят. Не стоит отрывать его от постройки космического корабля или укладывания куклы ради обязательной игры в кубики Зайцева. Лучше один день пропустить совсем, чем сделать игру в кубики принуждением.

Использование кубиков по возрастам:

Игры с кубиками от 6 месяцев до года (Кубик в качестве погремушки, классификация кубиков большой – маленький, коричневый – серый – желтый);

от 1 года ( паровоз из кубиков, замок волшебника, башня, дом с этажами, найди такой же, убери лишний);

старше 2х лет (составление слова по образцу, игра «мама – малыш»(БУ-бю, ВУ-вю), «Смешные слова» (ТАДАКАНА);

3-4 года ребенок уже знает многие слова, их написание, и сам из кубиков может собрать целые предложения. Игры: соедини ко-т, по-т, во-т, исправь ошибку в слове и мн.др

Игры с кубиками разнообразны и интересны, все зависит от воображения педагога.

Малыши водят указкой или пальчиком по кубикам, напевая: "Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко". Так и происходит осознание как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать.

Методика Зайцева рассчитана на использование в комплексе с большой складовой таблицей. Она размещаются на стене. Нижний край на высоте 165-170 см от пола, — во избежание нарушений осанки дети должны почаще работать с поднятой головой (Профилактика сколиоза и близорукости)

Таблица представляет 246 складов русского языка, называемых в научно-методической литературе также единицами письма и чтения. В правом верхнем углу таблицы 1 — цифры и знаки математических действий, в левом нижнем — знаки препинания.

Кубики и таблицы поются. Отслеживание песенок глазами (поначалу за учительской указкой) тоже способствует запоминанию складов. Но это ещё и упражнение на удержание внимания, а также подготовка глазных мышц к движениям для будущего чтения: равномерное скольжение взгляда по строчке слева направо, быстрое и безошибочное его перебрасывание справа налево с фиксацией на следующей нижней строчке и т. п.

Это тренажёр для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.

Плюсы и минусы системы Зайцева

Читаем быстро, читаем бегло

Начнем с плюсов.

Безусловный плюс этой методики заключается в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Ему не нужно ломать голову над тем, как же прочесть рядом стоящие Б и А. Малыш не запинается и быстро осваивает чтение.

Пишем грамотно

На кубиках Зайцева есть лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ. Занимаясь по пособиям Зайцева, ребенок будет сразу и на всю жизнь застрахован от глупейших ошибок (например, никогда не напишет неправильно "жыраф" или "шына").

Система не привязана к возрасту

Кубики Зайцева позволяют обучать ребенка чтению хоть с полугодовалого возраста. Но даже пятилетним начинать не поздно. Система не привязана к определенному возрасту.

"Скорая помощь" для нечитающего ребенка

Если ребенок не успевает за темпом современных школьных программ, система Зайцева может стать своеобразной "скорой помощью". Выстроена она таким образом, что в ней легко разобраться и легко работать. Более того, сам автор утверждает, что, например, четырехлетка начнет читать уже через четыре занятия.

Дети играют сами

В идеале кубики и таблицы должны стать частью жизни, а сами занятия - незаметными. Пусть каждое их них продолжается всего несколько минут - результат не заставит себя ждать! И время при этом экономится - все ведь происходит как бы между делом. А сегодняшние родители - люди сплошь занятые, просиживать вечера напролет вместе с детьми за приготовлением уроков им некогда.

Обучение по Зайцеву укрепляет здоровье и развивает органы чувств


Кубики Зайцева воздействуют на многие органы чувств.

Цвет их ярок, тонко и точно подобран, не раздражает глаз, текст крупный и виден издалека, пособия расположены в разных местах помещения, а значит, во время игры идет тренировка глазных мышц.

Кубики издают звуки разного тембра и высоты, а родитель или педагог будет много раз "озвучивать" кубики. Это развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память.

Часто находясь в руках у детей, кубики разного размера будут воздействовать на мелкую моторику рук, что само по себе сильнейшим образом влияет на развитие интеллекта.

Если пособия грамотно размещены, вдоль стен по всему помещению и выше уровня глаз, можно навсегда забыть о потенциальной угрозе сколиоза, гиподинамии и дидактической перегруженности в результате занятий.

Переучиваемся в школе

Но, как это часто бывает, плюс в некоторых случаях становится минусом.

Мы говорили, что малыш сразу учит склады и это ускоряет процесс владения чтением. Но понять, как одна буква соединяется, сливается с другой - это значит сделать некое открытие. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад. К чему это приводит? Логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать "по Зайцеву", часто "проглатывают" окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).

Детей приходится переучивать уже в первом классе, когда начинают проходить фонематический разбор слова. Сначала учитель просит выкладывать слово на карточках: гласный звук - красная карточка, звонкий согласный - синяя, глухой согласный - зеленая. В методике Зайцева звуки обозначены совсем другими цветами. А поскольку малыш долго возился с кубиками, то расцветка звуков у него, что называется, уже записалась на корочку. Попробуйте-ка переучите! Кроха волей-неволей будет ошибаться.

Непоследовательность метода

На кубиках нет сочетания ЖЫ или ШЫ. Это хорошо, ребенок будет писать грамотно. Но зато есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т. д.). Значит, ребенок привыкает к этому сочетанию как к возможному в языке. Между тем, это сочетание возможно лишь в очень немногочисленных исключениях. В русском языке почти нет слов, в которых буква Э пишется после согласного (кроме "сэр", "мэр", "пэр", "удэ", "пленэр", а последнее слово в современной печати пишется и через Е). Значит, каждое слово, в котором после твердого согласного слышится "э", а пишется Е, нам придется объяснять отдельно, пресекая попытки ребенка написать Э, а ведь таких слов очень много, например "купе", "теннис", "шоссе" и т. д.

Дорогие и трудоемкие пособия

Еще один немаловажный аспект. Пособия Зайцева может позволить себе не каждая семья. Причем удешевить обучение вам вряд ли удастся, даже если вы будете делать кубики самостоятельно. Все равно придется потратить деньги на цветную печать, картон, бумагу и т. д.

Пособия нужно склеить, на это уйдет не один вечер. И наконец, кубики нужно где-то хранить. А в случае порчи пособий, что неминуемо, если с картонным кубиком играет маленький ребенок, восстанавливать их.

Кому подойдет система Зайцева

Подведем небольшой итог. У метода Зайцева, безусловно, множество плюсов. И самый главный, пожалуй, заключается в том, что обучать можно практически любого ребенка. Возраст и темперамент значения не имеют. Сам Зайцев неоднократно подчеркивал: дети учатся играючи, в том темпе, который им необходим, без понуканий. Так что, если метод вам понравился и вы готовы потратить время и средства на сооружения пособий, действуйте.

Однако специалисты отмечают, что метод Зайцева больше подходит для правополушарных детей, которые мыслят образно и поэтому легче воспринимают слово или склад целиком, в то время как аналитические навыки - их ахиллесова пята.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила воспитатель МБДОУ № 138: Хаустова А.В.

Слайд 2

- Николай Зайцев родился и вырос в семье сельских учителей. - окончил филфак ЛГПИ им. Герцена. - После обучения был направлен в Индонезию переводчиком и учителем русского языка для офицеров. - Работал воспитателем в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых. - На ходу изобретал новые методы, придумывал оригинальные таблицы.

Слайд 3

- Свой метод обучения русскому языку Зайцев начал тестировать в средних классах школ. - Результат теста был удручающим: ученики совершенно не понимали родной язык, совершали простейшие ошибки, - Дети предпочитали зазубривать правила, а не вникать в них.

Слайд 4

Понаблюдав за детьми, за тем, как они постигают грамоту, Николай Зайцев пришел к следующим выводам: - Чтобы научиться читать, не обязательно знать названия букв - По слогам читать сложно, гораздо легче читать по складам - Человек сначала учится писать, а потом читать - Даже в полтора года, ребёнок способен узнавать склады и называть их - у ребенка обостренные восприятия сигналов, которые поставляют ему органы чувств зрение, слух и тактильные ощущения - Кубики различные по цвету, размеру и звуку, это позволяет ребенку почувствовать, а не понять разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.

Слайд 5

- В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика - Большие - это кубики с твердыми складами, маленькие - кубики с мягкими складами. - Железные - кубики со звонкими складами. - Деревянные кубики - с приглушенным складами. - Золотые - кубики с гласными. - Железно-деревянные - используют для складов, имеющих твердые знаки. - Деревянно-золотые - для складов с мягкими знаками. - Белый кубик используется для обозначения знаков препинания.

Слайд 6

"Все, что мы произносим, это комбинации из пары гласный-согласный, - поясняет Николай Александрович. За согласным обязательно следует гласный звук. Он может не обозначаться на письме, но он есть". Наши предки чувствовали это и ставили "ять" в конце существительных, оканчивающихся на согласный. Произнесите, например, слово: "о-а-зис", держа руку на горле, и вы почувствуете усилие связок перед "о" и перед "а", или по терминологии Зайцева - "мускульное усилие речевого аппарата". Это самое усилие и есть склад.

Слайд 7

Использование кубиков по возрастам: Игры с кубиками от 6 месяцев до года (Кубик в качестве погремушки, классификация кубиков большой – маленький, коричневый – серый – желтый); от 1 года ( паровоз из кубиков, замок волшебника, башня, дом с этажами, найди такой же, убери лишний); старше 2х лет (составление слова по образцу, игра «мама – малыш»(БУ-бю, ВУ-вю), «Смешные слова» (ТАДАКАНА); 3-4 года ребенок уже знает многие слова, их написание, и сам из кубиков может собрать целые предложения. Игры: соедини ко-т, по-т, во-т, исправь ошибку в слове и мн.др Игры с кубиками разнообразны и интересны, все зависит от воображения педагога.

Слайд 8

Малыши водят указкой или пальчиком по кубикам, напевая: "Ба-бо-бу-бы-бэ, Ма-ша, мо-ло-ко". Так и происходит осознание как слова составляются, разбирать их на части и вновь собирать.

Слайд 9

– Закрепление навыка чтения в процессе многократного пропевания песен – Пение песен раскрепощает ребенка и выводит голос наружу – Формируется умение совмещать зрительный и звуковой образ складов – Склады в таблице располагаются по принципам: звонкие/глухие, твердые/мягкие, а также парные/непарные.

Слайд 10

Плюсы системы Зайцева: + Читаем быстро, читаем бегло + Пишем грамотно + Система не привязана к возрасту + "Скорая помощь" для нечитающего ребенка + Обучение по Зайцеву укрепляет здоровье и развивает органы чувств + Дети играют сами

Слайд 11

Минусы системы Зайцева: - Переучиваемся в школе - понять, как одна буква соединяется с другой в слог - фонематический разбор слова часто "проглатывают" окончания, не могут разобраться в составе слова Непоследовательность метода (сочетания согласного с гласной Э, слышится "э", а пишется Е) - Очень дорогие и трудоемкие пособия

Слайд 12

Спасибо за Внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Презентация на тему: "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Данная методика значительно облегчает процесс исправления речевых недостатков у детей с ОВЗ, способствует овладению навыками чтения и письма, повышает не только образовательный уровень ребенка, но и р...

Мастер-класс «Использование методики Зайцева в коррекционной работе с детьми ОНР»

Познакомить педагогов с методикой Н.А. Зайцева; представить собственный опыт работы с данной методикой и предложить варианты использования её в ДОУ и дома....

Презентация: "Практический опыт использования методики Н.Н. Зайцева с детьми средней группы"

Знакомство с кубиками Зайцева. Почему кубики разного цвета и размера? О наполнителе кубиков. Игры с кубиками. Загадки....

ООД в старшей группе с использованием инновационных технологий, методик (блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельность; методика Зайцева; занятие – игра; песочный тренажер) «Сказы

ООД в старшей группе   с использованием  инновационных технологий, методик(блоки Дьенеша; информационно-коммуникативная технология, ТРИЗ; цветотерапия; опытно-исследовательская деятельн...

Обучение чтению детей дошкольного возраста с использованием методики Н.А. Зайцева.

     От степени овладения детьми навыком чтения во многом зависит их успеваемость в школе. От того хорошо читает ребенок или нет, в значительной мере зависит его грамотность. Исп...