Программа кружка "Умняшка"
учебно-методический материал на тему

Хаустова Алла Вячеславовна

Программа кружка по развитию речи и логики: "Умняшка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_haustovoy_a.v.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №138

 г. о. Самара

                             Заведующий _________________Н.Н.Болясова

                                        «____» _____________ 2012г.

ПРОГРАММА

 дополнительного образования детей

по развитию логики и чтения «Умняшка»

на  2013 - 2014  учебный год

                                     

                               Педагог дополнительного образования : Хаустова Алла Вячеславовна

Количество часов по программе: 144 часа в год

                                        Возраст обучающихся – 4-5 лет

Срок обучения - 1 год

Рассмотрено на Педагогическом Совете

Протокол № ___  от «__» ______________2013  г.

Заместитель заведующего

       по НМР                              _________________ Е.В.Барановская

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей младшего дошкольного возраста.

Программа направлена на комплексную подготовку ребенка к школе,  гармоничное развитие его психомоторных и интеллектуальных  возможностей в процессе включения в доступные для данного возраста виды деятельности.

Особенностью программы является одновременность целенаправленного поэтапного и бережного развития логики, мышления, памяти, восприятия.

Цель и задачи программы

Целью программы – сформировать у ребенка целостное и многогранное представление об окружающем мире посредством методик для дошкольного развития. Развитие мелкой моторики. Расширение кругозора, формирование целостной картины мира, путем собственного осмысления. Формирование устойчивого интереса к обучению.

Задачи программы:

  • Развитие у детей интереса к познанию.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие логики, внимания, памяти, воображения детей.
  • Воспитание интереса к обучению, умение доводить дело до конца, доброжелательно оценить свою и чужую работу.

Форма занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 мин с перерывом 5 мин. Основная форма занятий - групповая.

Комплектование учебной группы

Для успешной реализации программы в учебной группе должно быть не более 10-12 человек.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

1. Воспитанники будут знать:

- числа;

- геометрические тела и геометрические фигуры;

- цвета;

- как отвечать на вопросы по сюжетной картине

- Правильно употреблять предлоги (в , на, под, над, за, из-за, перед).

- Понятия «Одушевленный»-«неодушевленный»

- классификацию согласных звуков по принципу : твердые-мягкие

- классификацию гласных звуков.

2. Дети будут уметь:

- грамотно отвечать на заданный вопрос.

- уметь различать звук и букву

- выполнять задания по инструкции

- самостоятельно соотносить понятие числа и количества;

- составлять предложения с подсчетом слов;

- выделять ударный слог в слове;

- как правильно дать характеристику предмету;

- употреблять в речи слова «слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше».

- по предложенной картинке называть слова, обозначающие действия людей и животных.

- определять первый и последний  звук в слове и показывать соответствующую букву алфавита.

3. Дети приобретут:

- навыки аккуратности и трудолюбия;

- основные навыки работы в группе;

- навыки культурного общения со сверстниками.

Методическое обеспечение.

Методические приёмы:

• Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым

материалом.

• Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды

деятельности).

• Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и

проводится в конце занятия.

• Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для

развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы,

вести наблюдения.

• Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.

• Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия

напряжения.

• Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания

положительных эмоций у детей.

Перечень основных средств обучения:

• Музыкальный центр.

• Сиди - аудиотека: «Звуки природы», «Инструментальная музыка», «Инсценеровки», «Физкульминутки»

• Ноутбук (Планшетный компьютер)

• Доска

• Столы

• Стулья

Наглядный материал и методическое оснащение:

• Кубики Зайцева;

• Плакаты Зайцева;

• Алфавит;

• Материалы для пересчета;

• Блоки Дьенеша;

• Палочки Кюизинера;

• Геометрические фигуры;

• Геометрические объемные тела;

• Магнитные цифры;

• Магнитная азбука;

• Игры для восприятия цвета;

• Наглядно-дидактические пособия по темам занятий;

• Карандаши;

• Клей;

• Цветная бумага;

• Пластилин;

• Цветной картон.

Учебно-тематический  план

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

1. Введение в программу

0,5

-

0,5

1.1. Собеседование с детьми и родителями

0,5

-

0,5

2. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

0,5

-

0,5

2.1.  «Зимние забавы»

-

1

1

2.2. «Узоры не стекле».

-

1

1

2.3. «Я расту здоровым»

-

1

1

2.4. «Папин праздник».

-

2

2

3. Знакомство с цифрами

0,5

-

0,5

3.1. «О любимых мамах».

-

2

2

3.2. «Весна».

-

2

2

3.3. «Маленькие исследователи».

-

2

2

3.4. «Театр».

-

2

2

4. Знакомство с геометрическими телами и фигурами

0,5

-

0,5

4.1. «Птицы».

-

2

2

4.2. «Космос»

-

2

2

4.3. «Путешествия».

-

2

2

4.4. «Книги».

-

2

2

5. Изучаем звуки и буквы

0,5

-

0,5

5.1. «День победы».

-

2

2

5.2. «Сад и огород»

-

2

2

5.3. «Весна».

-

2

2

5.4. «Насекомые».

-

2

2

6. Чтение по складам и таблице

0,5

-

0,5

6.1. «Лето».

-

2

2

6.2. «Россия».

-

2

2

6.3. «Дружба».

-

2

2

6.4. «Сказки».

-

2

2

7. Продолжение знакомства со складовым чтением

-

-

-

7.1. «Дорожная азбука»

-

2

2

7.2. «Моя семья».

-

2

2

7.3. «Ягоды».

-

2

2

7.4. «Цветы».

-

2

2

8.  Развиваем речь

0,5

-

0,5

8.1. «Зеленая аптека».

-

2

2

8.2. «Песок и вода».

-

2

2

8.3. «Приготовим пир».

-

2

2

8.4. «Своими руками».

-

2

2

9. Навыки публичного выступления.

0,5

-

0,5

9.1. «1 сентября».

-

2

2

9.2. «Осень».

-

2

2

9.3. «Дары осени».

-

2

2

9.4. «Собираем урожай».

-

2

2

10. Продолжаем развивать речь

-

-

-

10.1. «День учителя».

-

2

2

10.2. «Дождя не боимся».

-

2

2

10.3. «Дикие животные».

-

2

2

10.4. «Домашние животные».

-

2

2

11. Знакомство с аппликацией и лепкой.

0,5

-

0,5

11.1. «Домашние птицы».

-

2

2

11.2. «Цыплята на лугу»

-

2

2

11.3. «Весёлые жучки»

-

2

2

11.4. «Овощи и фрукты в вазе»

-

2

2

ИТОГО:

5

75

80

Содержание программы

ФЕВРАЛЬ:

Тема: «Зимние забавы»

Пр. задачи. Вызвать у детей интерес к занятиям. Учить детей языковой и пальчиковой гимнастике. Разговоры о зиме.

Тема: «Узоры на стекле».

Пр. задачи. Учить детей отвечать по очереди, работать в группе. Рисуем пальчиками.

Тема: «Я расту здоровым»

Пр. задачи. Продолжать знакомить детей я пальчиковой гимнастикой. Бережем свое здоровье.

Тема: «Папин праздник».

Пр. задачи. Подводить детей доводить дело до конца. Воспитывать у детей интерес к рисованию, лепке, аппликации. Продолжать заниматься языковой и пальчиковой гимнастикой.

Изготовление открытки своими руками.

МАРТ:

Тема «О любимых мамах»

Пр.задачи: развиваем мелкую моторику, лепка. Изготовление открыток своими руками.

Тема «Весна»

Пр.задачи: артикуляционная гимнастика, признаки весны. Счет в пределах 10.

Тема «Маленькие исследователи»

Пр.задачи: знакомство с математическими знаками, обратный счет.

Тема «Театр»

Пр.задачи: артикуляционная гимнастика, перчаточные и пальчиковые куклы. Пересчет предметов.

АПРЕЛЬ:

Тема «Птицы»

Пр.задачи: Назвать части тела птиц. Основные птицы сам. области. Конус.

Тема «Космос»

Конус, цилиндр. Строим ракету.

Тема «Путешествия»

Паровоз из квадратов, треугольников, кругов. Развитие речи, на чем можно путешествовать.

Тема «Книги»

Создание книжек-малышек своими руками.  

МАЙ:

Тема «День Победы»

Пр.задачи: разделить звуки и буквы. Буквы пишем, звуками говорим.

Разговор о празднике 9 мая.

Тема «Сад и огород»

Пр.задачи: гласные согласные буквы.

Различия овощи и фрукты.

Тема «Весна»

Времена года, различия, основные признаки.

Тема «Насекомые»

Различить летающие, ползающие насекомые.

ИЮНЬ:

Тема «Лето»

Пр.задачи: чтение кубиков по складам, составление простых слов по складам.

Тема «Россия»

Пр.задачи: учить пропевать таблицу на разный мотив, вертикально и горизонтально.

Разговор о празднике.

Тема «Дружба»

Пр.задачи: составить из кубиков свое имя, тренировать работу в микрогруппах.

Тема «Сказки»

Пр.задачи: прописать по таблице имена героев сказок. Зарисовать.

ИЮЛЬ:

Тема «Дорожная азбука»

Пр. задачи: говорить о безопасности, пдд.

Тема «Моя семья»

Пр.задачи: составление простых предложений из кубиков.

Тема: «Ягоды»

Пр.задачи: съедобное и не съедобное, называем цвета ягод.

Темы «Цветы»

Пр.задачи: назвать цветы, прописать по таблице. Работа по образцу.

Зарисовка.

АВГУСТ:

Тема «Зеленая аптека»

Пр.задачи: составление рассказа по картине. Назвать части растений.

Тема «Песок и вода»

Пр.задачи: Назвать признаки, опыты с водой и песком. Описать увиденное.

Тема «Приготовим пир»

Пр.задачи: сбор урожая, составление рассказа.

Тема «Своими руками»

Пр.задачи: поделки из сезонных овощей и фруктов.

Игра: Один-много.

СЕНТЯБРЬ:

Тема: «1 сентября»

Пр.задачи: рассказ по картине. Экскурсия в школу. Составление схем слова.

Тема «Осень».

Пр.задачи: назвать признаки осени, описать осенний пейзаж. Составление простых предложений.

Тема «Дары осени»

Пр.задачи: Повторение темы «овощи-фрукты». Различия сад, огород.

Тема: «Собираем урожай»

Пр.задачи: знать различия злак, овощ, фрукт, ягода.

ОКТЯБРЬ:

Тема: «День учителя»

Пр.задачи: самостоятельный рассказ с опорой на картину о профессии учителя

Тема «Дождя не боимся»

Пр.задачи: природные явления, времена года. Осадки.

Тема «Дикие животные»

Пр.задачи: составление схем простых предложений

Тема «Домашние животные»

Пр.задачи: парнокопытные, копытные и т.д.

НОЯБРЬ:

Тема: «Домашние птицы»

Пр.задачи: узнавать птиц Сам.области, называть их правильно.

Тема: «Мой город»

Пр.задачи: история района, города, области. Исторические личности и достопримечательности

Тема: «Транспорт»

Пр.задачи: Из блоков Дьенеша и палочек Кюизинера построить модели транспорта.

Тема: «Живая природа»

Пр.задачи: дать понятие «живая природа», математические знаки.

ДЕКАБРЬ:

Тема: «Неживая природа»

Пр.задачи: сезонные изменения в природе

Тема: «Одежда»

Пр.задачи: описать правильно части одежды, изучить св-ва тканей.

Тема: «Головные уборы»

Пр.задачи: описать правильно, составить рассказ.

Тема «Обуви»

Пр.задачи: описать материалы.

Литература:

  1. Меотдика Н.А.Зайцева «Кубики Зайева», Питер 2009

  1. «Мой метод. Начальное обучение» Монтессори, АСТ 2010

  1. «После трех уже поздно» М.Ибуки, 2012 Мск

  1. В.Леви «Нестандартный ребенок или как воспитывать ребенка», книжный клуб, 2012 Питер.

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984.

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1998

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...