Статья "Воспитание детей через народные традиции"
статья (младшая группа)

Лаптева Надежда Анатольевна

Статья "Воспитатние детей через народные тарадиции" написана мною для того, чтобы глубже разобраться в воспитании детей, раскрыть эту проблему и постараться решить её через погружение в народные традиции. А также вызвать интерес у педагогов к данной теме.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание детей через народные традиции.

“Воспитание, созданное

самим народом и основанное на народных началах,

имеет ту воспитательную силу, которой нет в

самых лучших системах, основанных на абстрактных

идеях или заимствованных у другого народа”.

К. Д. Ушинский

В наше время возникает острая проблема воспитания детей. В каждой семье есть на это свои взгляды и мысли.

Проблемы во взаимоотношениях с детьми бывают у всех. "Почему ты не слушаешься, почему так себя ведешь? " – такие упреки порой слышит каждый ребенок. И у каждого родителя иногда опускаются руки, потому что ребенок просто не слышит или не воспринимает слова взрослого. Как бы это смешно не звучало, но иногда мама или папа просто не могут найти подход к своему ребенку, которого они знают с младенчества.

Я давно начала задумываться, что такое воспитание, через народную культуру. Разобраться в этом мне помог один случай.

У одной девочки в группе плохо проходила адаптация к детскому саду. Она постоянно плакала и просилась домой. Ни на какие слова и действия воспитателя, чтобы ее успокоить, не реагировала. И однажды, воспитатель поставила на занятии запись музыкальных частушек, дав детям по погремушке. Вдруг девочка, которая плакала, затихла и начала слушать частушки. Спустя некоторое время девочка вместе с остальными, взяв в руки погремушку, начала играть. А спустя некоторое время девочка стала реагировать на слова воспитателя и пошла вместе с детьми танцевать. После занятия, когда воспитатель собирала погремушки, то девочка захотела поиграть с погремушкой. Она оставалась у девочки почти до конца дня, причем девочка спокойно садилась за стол, шла мыть руки и легла спать без плача. Спустя некоторое время девочка стала спокойно заходить в группу, а потом вообще с радостью играла и общалась с детьми.

Этот случай показал, что ребенок не просто прореагировал на музыкальные звуки, а именно успокоился посредством музыкальной терапии. И вот я задумалась: как сделать так, чтобы ребенок не просто получал общее развитие посредством системы воспитания, но и знал нашу культуру. Даже совсем маленьких детей можно научить играть на погремушках, причем им это очень нравиться! Через погружение в народный быт и музыкальную культуру, мы можем дать детям совсем другое восприятие жизни, научить детей слушать и слышать себя и окружающих, смотреть на мир другими глазами, расширить свой кругозор. Я решила рассмотреть эту проблему с разных сторон.

Так что же такое воспитание по сути? И как правильно воспитывать ребенка?

Многие родители считают, что ребенок сам развивается, если растет, посещает детский сад или ходит в школу. Причем эти родители постоянно заняты и не уделяют ребенку должного внимания. Другие же занимают ребенка, записывая его на всевозможные кружки и занятия, в бассейн или в музыкальную школу, что ребенок просто не может вздохнуть. И объясняя это тем, чтобы «он не болтался, где не попадя». Можно подойти к проблеме воспитания детей как воспитание личности. Что ребенку нужно, чтобы он гармонично развивался? Самое главное для ребенка, а особенно для малышей – это любовь, забота и внимание родителей.

Дошкольный возраст – один из важных периодов становления ребенка и его личности, формирования у него первых представлений об окружающем мире. Это период, когда ребенок переживает все то, что с ним происходит.

Если мы хотим, чтоб ребенок знал что такое культура, доброта, любовь и уважение к старшим, а главное ценил это, то все, что предавалось у нас из поколения в поколение нашими предками, мы должны отдать нашим детям.

Недаром на Руси всегда славилось домашнее воспитание детей. Приобщение к культуре и нравственным ценностям было первостепенным. Именно через фольклор и народный быт создавались образ и личность ребенка.

Нашей целью является воспитание гармонично развитых детей, уважающих культуру, народные традиции и обычаи нашего народа.

Для того, чтобы прийти к поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

• проявлять интерес и учить уважительному отношению к культуре;

• воспитывать интерес детей к устному народному творчеству;

• проявлять любовь и уважение к родному языку и его особе6енностям;

• воспитывать в детях нравственные качества;

• во всем поддерживать ребенка, развивать его творческие качества;

• учить ребенка правильно и дружелюбно общаться со сверстниками;

• воспитывать уважение к чувствам других

Для того, чтобы все эти задачи можно было выполнить мы обратимся к традициям русской народной культуры.

Знакомство детей с произведениями фольклора, приобщение их к богатству и красоте народно - прикладного искусства, воспитывает любовь к родному краю. Народная культура учит любить природу, воспитывает трепетное отношение к животным, расширяет кругозор у детей и способствует формированию лучших нравственно-духовных качеств.

Уже с раннего возраста можно ребенка приучать к культуре, через игры и занятия. Тем более это же так интересно и занимательно для него, а родители получают истинное наслаждение, от того, что у их чада все получается!

В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей.

Великий педагог А. Я. Коменский писал: «. народ и народные языки находятся в величайшем презрении, чем им наносится величайшая обида. Пусть всякому народу все передается на родном языке. » .

Народная педагогика заключает в себе многовековую культуру воспитания, общие черты воспитания разных народов, сохранившиеся в устном народном творчестве, обычаях, детских играх, обрядах.

С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших общению, добру, воспитывая и обучая.

В настоящее время, к сожалению, большинство традиционных видов деятельности утрачено. Но в некоторых, деревнях и селах, в России, еще сохранились крестьянские обычаи, обряды и праздники, причем передавая из поколения в поколение свой опыт детям. Тем самым эти места стали уникальными в нашей жизни. Поэтому некоторые люди специально едут на другой конец земли, чтобы посмотреть, а главное – принять участие в таких праздниках!

“У каждого народа, - писал К. Д. Ушинский, - своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит народам”.

Чтобы приобщить к истоком народной культуры и вызвать интерес у ребенка к традициям, надо воспитывать это не только на занятиях, но и дома. Главное то, что ребенок может прочувствовать, понять и принять вместе со взрослым и только через наглядные примеры. Ведь очень сложно воспитать гармонично развитого человека, который не будет знать своих предков и их традиции.

Обогащение народной культурой позволит глубже проникнуться в художественно- эстетическое воспитания детей, приобщить их к традициям, поможет привить каждому ребенку любовь к творчеству, к прошлому своего народа.

Давайте любить свою историю, свою страну и свои традиции! А самое главная наша задача – это передать и прочувствовать это все со своими детьми. Если сейчас каждый из нас хоть чуточку начнет ценить то, что мы имеем, передавать своим детям и прилагать все усилия, чтобы все это сохранить, то нас ждет светлое будущее!

Используемая литература:

1. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. Роза Буре

2. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Элейн Мазлиш, Адель Фабер

3. К. Д. Ушинский «О народности в общественном воспитании».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к народным традициям через использование в работе сказок, игр и элементов малого фольклорного жанра»

Приобщение детей   к народным традициям через использование в  работе сказок, игр и элементов малогофольклорного жанра»...

Проек"Приобщение детей к народным традициям через русские народные танцы"

.. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции народной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать...

Мероприятие по нравственно-трудовому воспитанию через народные традиции по теме "Хлеб всему голова"

Цель: Воспитывать уважение к труду взрослых,бережное отношение к хлебу. Дать детям понятие,что хлеб является ежедневным продуктом.Рассказать откуда берется хлеб,какего делают,кто кго растит и печет....

Формирование духовно - нравственных качеств дошкольников через народные традиции

Воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами мира, уважительно относиться к людям различных национальностей и любить свою Родину - важнейшие задачи, которые решают в детском саду....

Приобщение детей к народным традициям через национальную кухню.

Приобщение детей к народным традициям через национальную кухню. Цель: Формирование у детей представление о культуре, традициях национальной самобытности русского и башкирского ...

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно прикладным искусством (Городец, Полхов

Планирование воспитательно-образовательной работы с 18.03.по 22.03.2024 Тема: Знакомство с народной культурой и традициями.Цель:  Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с н...