Никто не забыт, ничто не забыто
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Якушева Елена Михайловна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikto_ne_zabyt.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Никто не забыт, ничто не забыто

Цели:

познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик;

воспитывать гордость за ребят в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

Скачать материалы

Война… она неожиданно ворвалась в нашу жизнь 22 июня 1941 года, отделив мирные дни от новой суровой действительности долгих и тяжелых 1418 военных дней и ночей. В четыре часа утра, когда миллионы мирных жителей безмятежно спали, внезапно разорвались тысячи бомб и снарядов. Предутренняя тишина огласилась ревом самолетов и, грохотом гусениц танков и гулом моторов.

Началась Великая Отечественная война…где раскрылся глубокий патриотизм наших предков, готовых защищать родную землю, не щадя своих жизней. В боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту России поднялись тысячи мальчишек и девчонок.

Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство, сделал короткими тысячи жизней. Разрушил светлые мечты…

Горнили к бою трубы полковые,

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые

На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всём полку сапог не подобрать

Но всё равно, в боях они умели

Не отступать и побеждать!

Мальчики и девочки шли на фронт в военные части, становились сыновьями и доченьками полков. Они были разведчиками и связистами, сестрами милосердия и подрывщиками. За призывом юных сердец становились подпольщиками, партизанами, чтоб отомстить врагу за смерть родителей и братьев, за сожженные дома, за все нечеловеческие преступления фашистов. Они погибали в боях. Их истязали гитлеровцы, но юные герои не сдавались.

В благодарной памяти народа навсегда останутся славные боевые дела юных героев. Тех, кто мужественно дрался с лютым врагом на полях фронтовых сражений, в партизанских отрядах и в условиях подполья. Тех, кто внес свой вклад в грядущую победу и кому сегодняшние сверстники обязаны счастливой мирной жизнью.

Они заслужили право на все.

Кроме забвения.

Представить бы их всех посмертно к ордену,

тех, что сказали твердо как один:

Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,

- а Родину за жизнь не отдадим!

За боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны десятки тысяч детей и пионеров, комсомольцев были награждены орденами и медалями.

Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова были удостоены звания Героя Советского Союза.

Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев;

Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Кравчук Костя;

Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв;

Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович.

Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны»,

свыше 15 000 человек — медалью «За оборону Ленинграда»,

свыше 20 000 пионеров — медалью «За оборону Москвы».

Все люди, защищавшие честь нашей страны, могут по праву называться героями. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими — отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами. Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин. В небе, как Аркаша Каманин. В партизанском отряде, как Леня Голиков. В Брестской крепости, как Валя Зенкина. В керченских катакомбах, как Володя Дубинин. В подполье, как Володя Щербацевич. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят — обыкновенных мальчишек и девчонок.

Вспомним всех поименно,

Сердцем вспомним своим.

Это нужно не мёртвым.

Это надо живым!

Лёня Голиков. Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград.

Валя Котик. С августа 1943 года действовал в партизанском отряде, был дважды ранен.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, а партизаны успели дать отпор врагу. Участвовал в подрыве 6 железнодорожных эшелонов и склада.

Марат Казей. Разведчик в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения.

Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, он сражался до последнего патрона, а когда осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя.

Володя Дубинин. 13-летний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда. Командир группы юных разведчиков пионер В. Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых.

Уже после освобождения Керчи 4 января 1942 г. Володя вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. От взрыва мины погибли сапёр и помогавший ему Володя Дубинин.

Володя Щербацевич. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей для Минского подполья. Несколько раз Володя был ранен.

Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военнопленными к партизанам. Их выдал свой. Володю арестовали полицаи.

Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.

Зина Портнова. Работая в немецкой столовой по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива.

С августа 1943 года Зина — разведчик партизанского отряда.

В декабре 1943 года по доносу предателя была арестована. Во время одного из допросов Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Коробко Вася. Был разведчиком и связным, а впоследствии — подрывником.

Партизаны поручили Васе серьезное дело: стать разведчиком в логове врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения.

Пустил под откос 16 эшелонов с гитлеровскими солдатами и военной техникой, вывел из строя 10 паровозов, уничтожил лично около 400 гитлеровцев.

Лида Вашкевич. Одной из подпольных групп в г. Гродно руководил отец Лиды. Дочь старалась во всем быть его первой и самой надежной помощницей. Когда в дом приходили связные подпольщиков и партизан, то у дома обязательно дежурила дочь командира. Лида добывала бумагу для листовок. Обходя конспиративные квартиры, Лида предупреждала об облавах. Поездом со станции на станцию ездила, чтобы передать важное сообщение партизанам, подпольщикам. Взрывчатку мимо фашистских постов проносила в сумке, засыпав ее доверху углём.

Саша Колесников. Осенью 1943 г. Саша сбежал из дома на фронт. Его приняли воспитанником в танковый корпус.

Необходимо было взорвать мост через реку, по которому к немцам шла боевая техника. Мост очень усиленно охранялся, к нему никак не могли даже подойти. Но Саша забрался в ящик под вагон и, проезжая по мосту, поджег бикфордов шнур, а сам выпрыгнул в реку.

Немцы выловили из реки, пытали, но ничего не добились и распяли на деревянном кресте.

К счастью разведчики отбили своего юного друга.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Роберт Рождественский

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто оказался в тылу. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях. Вместо беззаботного, счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по 10-12 часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом. Практически все подростки, которые оставались в тылу, достойны звания Героев, так как трудились наравне со взрослыми, выдавая до двух норм продукции за день. Они умирали от истощения, погибали под бомбежками, заснув от постоянного недосыпания… Все приближали Победу по мере своих сил.

Дети, отправленные в глубокий тыл, продолжали учиться в школах, где было настолько холодно, что замерзали чернила. «Самым ярким воспоминанием тех лет, был хлебный запах», — вспоминал Анатолий Михайлов. Ему исполнилось семь лет, когда началась война, и отца взяли на фронт. «Надо было идти в школу, но я остался дома – не в чем было ходить: у нас с братом на двоих была одна пара обуви». Школьники вселяли веру в победу и поднимали боевой дух бойцам своими письмами и вязанными теплыми варежками. В декабре 1941 года в московских бомбоубежищах продолжали работать детские сады. Многие воспитатели и нянечки героически погибли при защите Москвы от наступающих войск врага. Дети находились в садиках практически весь день. Война лишила маленьких людей самого дорогого — детства. Они быстро разучились играть, капризничать и практически не озорничали. Фронту часто помогали и дошколята. Например, в газете «Омская правда» были опубликованы письма дошкольников.

Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк.

Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. Мы назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой.

Танк был сделан. И воевала на нем сержант 56-й танковой бригады Екатерина Петлюк.

…Этим историям нет конца. И строки эти, рвущие душу, не нужно скрывать от сегодняшних детей, оберегая их от потрясений. Имена героев нужно свято чтить, испытывая благодарность за безмятежное детство сегодняшних дней.

Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Они пали за мир, за жизнь, за нас! Снимите шапки, люди.

Минута молчания.

Конспект занятия  для детей старшего дошкольного возраста «История  Георгиевской ленточки»

Цель:     Воспитание ценностного отношения к Родной стране.

Задачи:  Развитие   познавательного  интереса  у ребенка  к  истории  Страны.

Формирование  нравственного сознания   ребенка.

Скачать презентацию

Предварительная работа:

1 Занятие проводится  в группе. Устанавливается  оборудование для демонстрации электронной  презентации и воспроизведения музыки.                                                      

2. Рассматривание  альбома   «Награды  героев»

Оборудование:

ТС для воспроизведения музыки.

Электронная презентация:    Парад

Георгиевская лента

Георгий Победоносец.

Орден Св. Георгия

Ордена  Славы

Георгиевские ленточки по количеству детей.

Материалы:   Бумага, клей, кисточка, полоски цветной бумаги.

Литературный ряд: Легенда «Чудо Георгия  о Змие»

Музыкальный ряд: Д.Тухманов; В. Харитонов «День Победы»

Ход занятия.

Дети заходят в группу. Садятся на стулья полукругом около экрана. На экран  демонстрируется   иллюстрация «День Победы»

У воспитателя на груди  «Георгиевская лента»

 

Воспитатель:  В мае месяце  наша страна отмечает великий праздник.  Кто знает, как он называется?

Дети:  Праздник  Победы- «9мая»

(Слайд 1) Парад

Воспитатель:  Посмотрите, ребята,  у меня на груди  пристегнут  особенный бант.

Люди  нашей  страны,  готовясь к празднику «9 мая» пристегивают на грудь такие же банты.  Этот бант не похож на  украшение.  Эта лента -  символ.

(Слайд 2)  «Георгиевская лента»

Воспитатель:  Бант из ленты,  в которой чередуются  черные и желтые полосы называется   «Георгиевской лентой».

Вам интересно узнать, почему  ленту называют «Георгиевской лентой»?  

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:    История о георгиевской ленте  пришла к нам из далекого прошлого.  Это было очень давно. Об этом  существует много  легенд, я расскажу вам одну из них:

Легенда   называется  "Чудо Георгия о Змие"  

«В некоем городе  правил  царь.  Город, которым он правил процветал. Но недалеко от города  в болоте  поселился чудовищный Змий, который опустошал окрестности и пожирал жителей города.

Тогда царь собрал войско и пошел на Змия, но чудовище подняло волнение на болоте,  и войско не смогло даже близко подойти  к Змию.

Чтобы избежать гибели, жители города  были вынуждены приносить  в жертву Змию своих детей.  Когда очередь дошла до царской дочери  Елисавы, явился прекрасный юноша на белом коне – Святой Георгий.

Увидев плачущую девушку, он стал расспрашивать ее, в чем дело, и она рассказала ему о Змие.

Георгий  вышел на бой со Змием,  одержал победу, избавил  девушку и весь город от неминуемой гибели.

Так добро победило зло.

Жители города, пораженные чудом стали прославлять Святого Георгия, пересказывать  его  подвиг  и изображать его лик».

Изображения святого Георгия встречались  издревле  на   монетах и печатях.    Сегодня его изображения можно увидеть в музеях, на иконах в соборах и на гербе  города Москва (можно продемонстрировать иллюстрации).

(Слайд 3)    «Георгий Победоносец».

Воспитатель:   На темно-красном фоне изображен  всадник на коне  в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще) на  серебряном коне. В руке у него  копье. Это Георгий Победоносец.  На других изображениях Георгий  как луч солнца в золотом  плаще с золотым копьем.                          

Всадник  поражает копьем  черного  Змия (Змий это  зло)

Георгий Победоносец - символизирует  свет, добро, храбрость, победу над врагом, злом, болезнями, неудачами (Это добро) …

Воспитатель предлагает детям подойти к рабочим столам.   Перед ребенком белый лист бумаги.  На белом листе бумаги восемь цветных полосок.

Воспитатель:   Выберите полоску цвет которой,  по вашему мнению, может символизировать злобу, вражду, неудачу….

Дети:   (делают свой выбор)

Воспитатель:   Выберите полоску цвет, которой,  по вашему мнению, может символизировать  радость, доброту, свет, победу ….

Дети:   (делают свой выбор)

Воспитатель: Расположите  на листке  полоски  так,  чтобы черная полоска  

располагалась внизу (Змий), а желтая - сверху (Георгий в золотом плаще).  Можно сказать о том,  что эти полоски символизируют  фразу  «Добро победило зло»?  

Дети: (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям продолжить ритм полосок и приклеить их.

На экран  демонстрируется «Георгиевская лента».    Воспитатель предлагает сравнить  ленты.

Воспитатель:    Вот так и была создана лента, которая символизирует победу добра над злом и говорит нам о том, что  «Всегда добро будет побеждать зло».

И еще давно был придуман орден, на котором был изображен Св. Георгий. Он вручался человеку, который совершил большое доброе дело – героический поступок – конкретный  подвиг.

"тем, кои... отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы".

Это была исключительная воинская награда. Вешали  этот орден на георгиевскую ленту.

(Слайд 4)  орден Св. Георгия.

Георгиевская лента присваивалась также некоторым знакам отличия, жалуемым воинским частям, - Георгиевским серебряным трубам, знаменам, штандартам и т.д. многие боевые награды носились на Георгиевской ленте, или она составляла часть ленты.

(Слайд 5)  ордена Славы

Воспитатель:    В годы Великой Отечественной войны и ожесточенных боев за свободу нашей родины, был учрежден орден Славы трех степеней. Желто-черная расцветка ленты обозначала черный цвет- порох, а желтый цвет – огнь и  украсила многие солдатские и современные российские наградные медали и знаки  за  воинскую доблесть.

В канун празднования Дня Победы каждый человек надевает себе на одежду, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом, выражая уважение к победителям, отдавая дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, защищавшим наше Отечество. Надевая  ленту, мы говорим «Мы помним! Мы гордимся!»

А вы хотите носить на своей одежде такие ленточки? Почему?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:    Вы можете взять эти ленточки и повязать их  себе на одежду, в память о людях, которые  победили врага и защитили нашу Родину.

Воспитатель прикрепляет детям ленточки.

Звучит Музыка. Занятие заканчивается чтением стихотворения.

Неугасима память поколения      

Войны не хотим мы нигде, никогда,

И память тех, кого так свято чтим,            

Пусть мир будет в мире везде и всегда!

Давайте, люди, встанем на мгновенье    

И в скорби постоим и помолчим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Никто не забыт, ничто не забыто..."

Занятие проводилось накануне праздника 9 Мая в Музее Боевой Славы, созданном на базе МДОУ ЦРР д/с №13 "Солнышко"...

Никто не забыт, ничто не забыто"

Время проведения 27 января 2012гНа досуге присутствуют ветераны войны   (прабабушки и прадедушки участников досуга).Под музыку в зал входят дети, рассматривают выставку детских рисунков. Дар...

Проект "Никто не забыт - ничто не забыто!"

Патриотический проект рассчитан на старший дошкольный возраст....

Тематическое занятие "Никто не забыт, ничто не забыто" с ИКТ

Тематическое музыкальное занятие "Никто не забыт,ничто не забыто" с использованием мультимедийной слайдовой презентации рассчитано для детей подготовительной к школе группы. У детей повысится ур...

Краткосрочный Информационно-Исследовательский проект на тему: "Никто не забыт, ничто не забыто"

Материал по  ознакомлению детей дошкольного  возраста с историческими фактами о войне и подвигах советского  народа....

Никто не забыт, ничто не забыто

конспект праздника...

Конспект нод "Забытая война". Никто не забыт, ничто не забыто".

Способствовать  развитию  у детей патриотических чувств к своей Родине; воспитанию уважения и чувства благодарности ко всем, кто защищал Родину;  формированию...