Формирование и воспитание нравственных, добрых взаимоотношений между детьми и взрослыми
статья (подготовительная группа) на тему

колосова надежда александровна

Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, черствость, самолюбие, эгоизм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Формирование и воспитание нравственных, добрых взаимоотношений между детьми и взрослыми»

Колосова Н.А

(дошкольный и младший школьный возраст)

Нет таких родителей, которые сознательно хотели бы воспитывать в своих детях пренебрежительное отношение к людям, черствость, самолюбие, эгоизм.

Но почему же в некоторых семьях растут черствые, грубые и эгоистичные дети? Сухомминский в свое время писал: «Все дело в одной очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (бывает и такое), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком. Человеком его надо сделать».

Большое значение для воспитания нравственных, добрых отношений, заботливости в дошкольном детстве имеют:

- обсуждение явлений окружающей жизни с детьми, событий в д/с, дома;

- рассказы воспитателя и родителей о своем детстве, товарищах, взаимной помощи в сложных ситуациях;

- обсуждать переживания детей вместе, делая их и своими переживаниями.

Такие беседы побуждают дошкольников совершать добрые поступки, проявлять интерес к людям, к их труду, стремиться быть полезным для людей.

У каждого есть дети и нередко (когда те посещали или посещают д/с) приходя за ребенком, родители несут ему с собой сладости. Ребенок разворачивает угощение и бумажку зачастую бросает на пол, или в цветочный горшок, или на улице. Думаю, не трудно объяснить ребенку, что так делать не нужно, ведь потом все это придется кому-то убирать. А ведь бывает, взрослые в сердцах и скажут: «Уберут! Что им делать? Деньги за это получают – пусть их отрабатывают!». Ребенок запоминает эту негативную реакцию и чувствует злобу родителей по отношению к другим людям. Убрать, конечно, уберут, но без должного уважения к окружающим, он и к вам будет относиться соответственно. Если ребенок активно включен в труд, жизнь д/с и семьи, то у него есть возможность ежедневно проявлять доброту и заботу об окружающих.

Взрослые должны помнить, что любое неосторожное слово или необдуманный поступок могут отразиться не только на поведении ребенка, но и на его психическом здоровье, независимо от возраста ребенка. Например, один папа, считая, что сделал комплимент своей дочке, сказав ей: « Ах, ты коровушка моя!». Девочка 14 лет похудела на 19 кг - у нее нарушается обмен веществ, началась депрессия – ее едва вылечили.

К психологу привели плачущего мальчика. Из его слов разобрали только одну фразу: «Мама, полюби меня назад». И что же? Мама уже и не помнит, когда и за какую глупость она сказала сыну: « Я никогда тебя больше не буду любить». Для ребенка никогда – это никогда, а для мамы – оборот речи.

Будьте внимательны в выражениях к детям. Любовь и внимание, уважение и добро взрослым у себя воспитывать никогда не поздно, а в детях – с раннего возраста. Подрастая, ребенок уже оценивает не только поступок взрослых, но и мотивы поведения. Если мотивы им понятны, то они стремятся поступить как взрослые.

У мамы или бабушки болит голова, значит, не нужно громко включать телевизор или шумно играть. Как в том стихотворении Благининой : « Мама спит, она устала, ну и играть не стала…»

С возрастом детей воспитательные возможности примера взрослых становятся все значительнее. Взрослые воздействуют на чувства, сознание и волю дошкольника. Детям старшего дошкольного возраста свойственно стремление к общению со сверстниками и взрослые должны уважать их дружбу. Особую роль в воспитании нравственных качеств у дошкольников играет детская литература. Восприятие художественного произведения у детей развивает  эмоциональную отзывчивость, умение правильно оценивать поступки героев, увидеть доброе и злое, различать это. Хорошо после прочтения побеседовать с ребенком, знакомя их с элементарными нормами морали, упражняя в словесном выражении сочувствия, сопереживания. Часто взрослые, не понимая психологических особенностей ребенка, дают свою оценку (похвала или замечание) его деятельности. Необходимо учитывать его способности, темперамент, возраст. Одному, для выполнения, какого – либо задания не нужно много времени, он уже умеет это делать и сделает быстро. А другой, над этим же занятием просидит долго, будет стараться, но зачастую без помощи взрослых не справится с заданием. Но за свою старательность так и не услышит похвалы. Не обязательно хвалить за дело, которое не затрудняет ребенка, а уж коли ребенок приложил много усилий – пусть и результат не больно хорош – похвалите его за усердие, усидчивость.

В нравственном воспитании применяются разнообразные формы морального поощрения: одобрения, создания радостной атмосферы, оказание доверия, ласка и т.д.

Вряд ли ребенок вырастет добрым, отзывчивым, внимательным, уважительным, если использовать угрозы в его адрес, ультиматумы, вроде таких:

-будешь драться, отдам в милицию

- не будешь слушаться, выгоню из дома

Эти угрозы не разумны,  основаны на страх и ничего, кроме отрицательного воздействия на ребенка они не дадут. Самая большая ошибка взрослых – физическое наказание детей. Согласитесь, если такое часто использовать, то будет довольно трудно вернуть заботливые, добрые взаимоотношения. Взрослые, часто применяющие физические наказания, не знают, что ребенок должен осознавать свою вину, переживать из-за нее. Если нет внутреннего переживания, то никакое наказание не поможет. Кроме того страх порождает ложь, лицемерие, коварность, трусость, малодушие. Помните, что ребенок воспитывается каждый момент своей жизни, и какими вырастут наши дети – такое будет наше будущее. А это зависит только от нас самих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование положительных взаимоотношений между детьми"

Мне очень нравится одно короткое, но емкое стихотворение "Жить на свете очень туго без подруги или друга. Без тебя и твой щенок бесконечно одинок". Ни одно живое существо не может жить в изоляции от о...

Из опыта работы воспитателя. Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке. (средняя группа)

Из оыта работы воспитателя.Формирование положительных взаимоотношений между детьми на прогулке....

Взаимоотношения между детьми и взрослыми

Куда проще -незамечать проблему, нежеле с ней разбираться.......

Взаимоотношение между детьми и взрослыми - важнейшее условие для благополучного развития ребенка

Семья - для ребёнка - это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личност...

"Формирование навыков общения и дружеских взаимоотношений между детьми в процессе организации разных видов деятельности"

Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфли...

«День дружбы» Цель: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми. - развивать навыки позитивного социального поведения - формировать у детей умение дружить и ценить дружбу. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Дружба – это теплый ветер. Дружба – это светлый мир. Дружба – солнце на рассвете, для души веселый пир.Дружба – это только счастье.Дружба у людей одна.С дружбой не страшны нена...