Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Попкова Татьяна Сергеевна

Познавательное развитие детей с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poznavatelnoe_ravitie.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ

Развитие любознательности и познавательной мотивации:

- развивать умение детей наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.

Формирование познавательных действий, становление сознания:

- обогащать сознание новым познавательным содержанием (понятиями и представлениями) посредством основных источников информации, искусств, наук, традиций и обычаев;

- способствовать развитию и совершенствованию разных способов познания в соответствии с возрастными возможностями, индивидуальным темпом развития ребенка;

- целенаправленно развивать познавательные процессы посредством специальных дидактических игр и упражнений.

Развитие воображения и творческой активности:

- создавать условия способствующие, выявлению и поддержанию избирательных интересов, появления самостоятельной познавательной активности детей;

- формировать познавательные отношения к источникам информации и начать приобщать к ним;

- учитывать интересы и пожелания ребенка при планировании и проведении познавательно-развлекательных и культурных мероприятий в семье и дошкольной организации.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

- формировать позитивное отношение к миру на основе эмоционально-чувственного опыта;

- совершенствовать общие и частные представления о предметах ближнего и дальнего окружения и их свойствах: форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое;

- актуализировать представления о сенсорных эталонах, развивать способность предвидеть (прогнозировать) изменения свойств предметов под воздействием различных факторов и причинно-следственных связей,

- способствовать осознанию количественных отношений между последовательными числами в пределах первого десятка, определению состава любого числа первого десятка из двух меньших чисел; совершенствованию счетных  и формированию вычислительных навыков, познакомить с арифметическими действиями сложения и вычитания;

- развивать потребность в использовании различных способов обследования в познании окружающего;

- содействовать процессу осознания детьми своего «Я», отделять себя от окружающих предметов, действий с ними и других людей;

- содействовать формированию способности самопознанию на основе широкого использования художественной деятельности;

- развивать представления детей о себе в будущем, используя фантазирование;

- развивать способность определять основание для классификации, классифицировать предметы  по заданному основанию

Планета Земля в общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира:

- формировать представление о взаимоотношениях природы и человека, доступное детям постижение системы «Человек - природная среда»;

- способствовать развитию ответственного бережного отношения к природе;

- развивать чувство ответственности за свои поступки по отношению к представителям живой природы.

КОМПЛЕКСНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ФЭМП

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ОКТЯБРЬ

1.Повторение. Состав чисел 1-5.

2. Количественный и порядковый счет чисел 1-5.

1. Повторить числа 1-5. Закрепить знания об образовании, написании, составе чисел.

2. Закрепить навыки количественного и порядкового счета

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с.125-127

Игрушки Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемона, домики с числами, 5 кружочков зеленого и красного цвета, цифры 1-5, чудесные мешочки и однородные предметы к ним

1. Числа 1-5, закрепление. Сравнение.

2. Сложение и вычитание. Часть и целое.

1. Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки =, <, >.

2. Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, временные отношения «раньше»-« позже».

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с.128-132

Модель числового отрезка, геометрические фигуры: по 5 квадратов, кругов, треугольников(синего, желтого, красного, зеленого и оранжевого цвета). Картинки с изображением зайца и лисы), листы бумаги разделенные пополам, модели мешков для сравнения предметов.

1. Число 6, цифра 6.

2. Взаимосвязь части и целого, свойства предметов.

1. Познакомить с образованием и составом числа 6., цифрой 6.

2. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о связи предметов, геометрические представления.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 133-135

Изображения вагончиков поезда, животных: мишки, зайца, белки, лисы, волка, барсука; цифры 1-6; модель числового отрезка,; картинка: домик с замком виде цифры 6; «письмо» барсука. Кубики, игрушки, геометрические фигуры для игры «Поезд».


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

1. Знакомство с шестиугольником.

2. Состав чисел 2-6, взаимосвязь целого и частей.

1. Закрепить геометрические представления, познакомить с новым видом многоугольников – шестиугольником.

2. Закрепить счет до 6, представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи части и целого, числовом отрезке.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 137-139

Полоски цветной бумаги, веревки с узелками, складной метр, модель числового отрезка; картинки из серии «Веселые человечки». Полоски цветной бумаги – 6 отрезков разного цвета; геометрическое лото; по 6 кружочков двух цветов.

НОЯБРЬ

1. Сравнение длин предметов.

2. Состав чисел 1-6; взаимосвязь части и целого.

1. Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова «длиннее», «короче».

2. Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 1-6, счетные умение в пределах 6.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 140-142

Набор полосок; изображение зайчихи и ее фартука без одной тесемки; набор тесемок, одна из которых подойдет к фартуку; 12 кружков; модель числового отрезка; карточки с цифрами 1-6. Набор полосок, 12 кружков, модель «тарелочек»; карточки с цифрами 1-6; линейки.

1. Измерение длины.

2. Составление задач.

1. Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с измерениями длины: «шаг», «пядь», «локоть», «сажень».

2. Закрепить умение составлять мини – рассказы и выражения по рисункам, тренировать счетные умения в пределах 6.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 143-146

Изображения 4 человечков (1 высокий, 1 низкий, 2 одинакового средней длины); 4 домика: красный, синий, желтый и зеленый; 2 полоски бумаги; тесьма и веревка; модель числового отрезка. Карточки с изображениями таких же 4 человечков, лист бумаги с нарисованными 4 домиками; 2 полоски бумаги: одна равна по длине расстоянию между красным и синим домиками, а вторая – расстояние между желтым и зеленым домиками.

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

НОЯБРЬ

1. Измерение длины отрезка. Знакомство с сантиметром и метром.

2. Сравнение групп предметов, сложение и вычитание, взаимосвязь частей и целого.

1. Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. Познакомить с сантиметром и метром, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков.

2. Закрепить представления о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи части и целого, состав числа 6.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 147-149

Белая полоска бумаги длиной 40 см; полоски-мерки: красная-10 см, синяя-8 см; иллюстрация: попугай и удав; метр складной; модель сантиметра; линейка. Белая полоска бумаги длиной 20 см; полоски-мерки: красная – 5 см, синяя – 4 см; линейка; листки с тремя отрезками 5 см, 2 см и 4 см.

1. Измерение длины с помощью линейки.

2. Деление отрезков и групп предметов на части.

1. Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки.

2. Раскрыть аналогию между делением на части отрезков и групп предметов, ввести в речевую практику термины «условие» и «вопрос» задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 150-152

Изображения сороконожки, цветов: 3 ромашки, 2 василька; полоски бумаги: белая - 30 см, синяя – 10 см, красная 20 см. Полоски бумаги: белая – 1 см, синяя 5 см, красная -10 см; линейка.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ДЕКАБРЬ

1. Число 7. Цифра 7.

2. Состав числа 6, часть и целое, многоугольник.

1. Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7.

2. Закрепить представления о составе числа 6, взаимосвязь целого и частей, понятие многоугольник.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 154-158

Числовой отрезок; опорные таблицы для закрепления состава чисел: «домики», «вагончики» и т.п.; грибы; кубики; картинки; белочка, 6 орешков; увеличенные геометрические фигуры; кости домино. Кружочки из цветной бумаги: желтые, красные – по 7 штук каждого цвета, кубики «лего» двух цветов; полоски бумаги; цветные карандаши, фломастеры, ручки.

1. Количественный и порядковый счет в пределах 7.

2. Сравнение групп предметов.

1. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 7, знание состава числа 7.

2. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приемы присчитывания и отсчитывания одной или несколько единиц на числовом отрезке.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 160-162

Модель числового отрезка; опорные таблицы для закрепления знания состава числа 7; рисунки-конструкции из кубиков. Кубики двух цветов, фломастеры, счетные линейки.

1. Состав числа 7. Взаимосвязь частей и целого.

2. Пространственные отношения, измерение длин отрезков

1. Закрепить представления о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка.

2. Закрепить пространственные отношения, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приемы присчитывания и отсчитывания единиц на отрезке.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 164-167

Картинки с изображениями козы, 7 козлят, волка; домик; числовой отрезок; планы и «письма» к ним. Линейка, фломастеры или цветные карандаши.

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ДЕКАБРЬ

1. Сравнение предметов по массе.

2. Взаимосвязь частей и целого, состав числа 7.

1. Формировать представления о понятиях «тяжелее» - «легче» на основании непосредственного сравнения предметов по массе.

2. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 168-170

2 игрушечные обезьянки и 1 слоненок; изображение воздухоплавательного аппарата; чашечные весы. По 3 кастрюльки с крупой для игры «Поварята».

ЯНВАРЬ

1. Измерение массы.

2. Сложение и вычитание. Целое и части.

1. Формировать представление о необходимости выбора мерки при измерении массы, познакомить с меркой 1 кг.

2. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 171-174

Игрушки: мишка, 2 куклы, 3 бабочки, 3 обезьянки, 5 белочек, тир, стрекоза; картинка с изображением 7 муравьев и картинка с изображением целого муравейника; чашечные весы; гири в 1 кг; пакет крупы в 1 кг и пакет гвоздей в 1 кг; набор геометрических фигур. Цветные карандаши.

1. Измерение массы.

2. Геометрические и пространственные представления. Составление задач по рисункам.

1. Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании различных масс предметов.

2. Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь частей и целого, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 175-178

Картинки для игры «В магазине»; 3 одинаковые коробки – две чем-нибудь заполнены, а одна – пустая; чашечные весы; таблица со схемами, геометрические фигуры. Лист нелинованной бумаги, гуашь на каждого; карточки из разлинованной бумаги для игры «Зеркало»; фломастеры; геометрические фигуры.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

1. Число 8. Цифра 8.

2. Состав числа 7. Счет в пределах 7.

1. Познакомить с образованием числа 8, цифрой 8.

2. Закрепить представления о составе числа 7, навыки счета в пределах 7, взаимосвязь частей и целого.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 179-182

Таблички с семью квадратами красного и синего цвета и 3 таких же красных квадрата – отдельно; числовой отрезок; набор цифр 1-8; кости домино. По 5 синих и 5 красных квадратов на каждого, цветные карандаши.

ФЕВРАЛЬ

1. Сравнение групп предметов. Число 8, цифра 8.

2. Взаимосвязь целого и частей.

1. Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар.

2. Закрепить представления о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 187-190

«Письмо» из Страны геометрических фигур; «домик» числа 8; цифры 1-8; геометрические фигуры; 6 яблок, 6 елочек, 6 флажков; таблицы-схемы к задачам. Конверты с письмами, Игральные кости или их модели, таблицы-схемы к задачам.

1.Объем. Сравнение по объему.

2. Счет в пределах 8.

1. Сформировать представления об объеме (вместимости), сравнении сосудов по объему с помощью переливании.

2. Закрепить счетные умения в пределах 8, взаимосвязь целого и частей.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 192-196

Стаканы разной высоты и с разным диаметром дна или прозрачные кружки; подкрашенная вода; картинки с изображением героев сказки Успенского «Дядя Федор, Кот и Пес»; круги двух цветов - 6 красных и 6 синих; цифры 1-8; числовой отрезок.

1. Измерение объема.

2. Сложение и вычитание, часть и целое, сравнение чисел.

1. Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.

2. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, части и целого, счетные умения в пределах 8.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 196-199

Коробка с кубиками; игрушечная посуда: ведро, чашка, чайник, кастрюлька, посуда с водой для опытов; таблицы для закрепления знания состава чисел 6, 7, 8. По одному игрушечному ведерку и посуда с водой для наблюдений, разные мерки – кружка, кастрюлька, чайник. Линейки на каждого, кубики.

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

1. Число 9. Цифра 9.

2. Сходство и различие фигур, часть и целое.

1.Познакомить с образованием и составом числа 9, цифрой 9.

2. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложение и вычитание на числовом отрезке.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 200-203

Картинка: наседка и 8 цыплят; числовой отрезок; по 8 кружков красного и синего цвета; таблицы для игры «Путешествие в Сообразилию». Карточки с цифрами 1-9; линейка; по 8 кружков красного и синего цвета; листок с «заготовками» числового отрезка.

МАРТ

1. Циферблат. Время.

2. Счет в пределах 9, взаимосвязь частей и целого.

1. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам.

. Закрепить счет в пределах 9, составе числа 9, взаимосвязи частей и целого.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 204-206

Картинка с изображением Феи чисел; модель циферблата часов с подвижными стрелками; таблицы для закрепления знания состава числа 9; карточки с цифрами 1-9; 8 красных и 8 синих кругов; по 6 красных, желтых и зеленых листьев.

1. Число 9.Цифра 9.

2. Сравнение чисел.

1. Закрепить представления о составе числа 9, взаимосвязи частей и целого, их систематическом изображения с помощью отрезка.

2. Повторить прием сравнения чисел на предметной основе (составление пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 208-211

Числовой отрезок; цифры 1-9; знаки +, -, =, >, <, рисунки для игры «Что изменилось?»; схемы-карточки, цветные карандаши.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

МАРТ

1. Площадь. Измерение площади.

2. Порядковый и количественный счет в пределах 9.

1. Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки.

2. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, состав чисел 8 и 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 212-215

Картинки с изображением героев сказки «Золотой ключик», «кляксы» Буратино, «письмо» Мальвины, «детали» конверта, «коврики»; опорные таблицы для закрепления знания состава чисел 8 и 9; схемы к задачам.

1. Измерение площади.

2. Порядковый и количественный счет в пределах 9.

1. Закрепить прием сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой единицей измерения площади – квадратным сантиметром.

2. Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 9, смысл сложения и вычитания

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 217-219

Картинка с изображением цирка, двух клоунов, животных, фокусника; опорные таблицы для запоминания состава чисел 8 и 9; картинки-отгадки к загадкам. Цифры 1-9, знаки «+» и «─»; «письмо» от клоунов в конверте.

АПРЕЛЬ

1. Число 0. Цифра 0.

2. Числовой отрезок, счет в пределах 9.

1. Сформировать представления о числе 0и его свойствах.

2. Закрепить счетные умения в пределах 9, представления о числовом отрезке, взаимосвязи частей и целого.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 220-224

Числовой отрезок, цифры 0-9; корзинки с грибами; картинки с изображением лесных обитателей; модели мешков и счетный материал (грибочки, кружочки, флажки, цветки); модель цветка.

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

АПЕЛЬ

1. Число 0. Цифра 0.

2. Числовые равенства.

1. Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, составе чисел 8 9.

2. Формировать умения составлять числовые равенства по рисункам и, наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 225-228

Числовой отрезок; демонстрационные таблицы для закрепления знания о составе чисел в пределах 9; геометрические фигуры; картинки к логическим задачкам; модели мешков, цветные карандаши, цифры-карточки 0-9; модели мячей.

1. Число 10.

2. Треугольники и четырехугольники.

1. Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи.

2. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 229-232

Картинки с изображением птиц и зверей; геометрические фигуры: 8 желтых и 2 красных овала; 6 желтых треугольников и 4 зеленых квадрата; 7 синих и 3 красных круга; числовой отрезок; цифры 1-10; домино.

1. Шар. Куб. Параллелепипед.

2. Состав числа 10, целое и части

1. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда (коробки, кирпичика).

2. закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 233-235

Параллелепипед, шар, куб; предметы имеющие форму шара, куба, параллелепипеда, плоские фигуры, числовой отрезок; таблицы для закрепления состава числа 10, фонарь, экран, цветные карандаши, волшебные мешочки с набором пространственных фигур.

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

МАЙ

1. Пирамида. Конус. Цилиндр.

2. Состав числа 10. Сложение, вычитания.

1. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра.

2. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 237-239

Пирамида, конус, цилиндр; предметы, имеющие форму пирамиды, конуса, цилиндра; плоские фигуры, числовой отрезок; таблицы для закрепления числа 10; лист белой бумаги; цифры 1-10; по 5 разлинованных заготовок - «ковриков».

1. Символы.

2. Состав чисел 8, 9, 10.

1. Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер).

2. Закрепить представления о составе чисел 8, 9, 10, умение ориентироваться по плану.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 242-246

Предметы и геометрические фигуры разного цвета, формы и размера; карточки с изображением символов, обозначающих цвет, форму и размер, 3 картинки с изображением зверей, таблицы для закрепления знаний состава чисел 8, 9, 10; «письма» медвежонка и лисенка.

1. Игра - путешествие в страну Математику.

2. цифры 0-9, порядковый и количественный счет.

1. Закрепить представления о свойствах предметов, сложения и вычитания групп предметов, взаимосвязи целого и частей, геометрические представления.

2. Повторить количественный и порядковый счет, цифры 0-9, состав чисел в пределах 10.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 246-248

Изображение Феи, картинки-отгадки к загадкам о видах транспорта; 1-2 лишних вида транспорта; лист с нарисованной по точкам ракетой; таблицы с геометрическими «клумбами»; таблицы для закрепления знания состава чисел в пределах 10; числовой отрезок, линейки, цветные карандаши.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

МАЙ

1. Игра «Скоро в школу».

2. Символы.

1. Повторить сравнение чисел на наглядной основе, взаимосвязь целого и частей, состав чисел в пределах 10.

2. Закрепить представления о символах, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке.

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина Математика для дошкольников «Раз-ступенька, два - ступенька» с. 249-250

Опорные таблицы для закрепления состава чисел; числовой луч; схемы-заготовки к задачам; знаки «+» и «─»; карточки с цифрами 0-10; счетные палочки, геометрические фигуры; карточки-символы.

КОНСТРУИРОВАНИЕ

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ОКТЯБРЬ

1. Ручной труд. Коллаж из осенних листьев «Веселый лужок».

1. Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала - засушенных листьев. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Лыкова И.А. стр.19

Экопластика

Засушенные листья,

Лепестки семян, альбомный лист, клей, ножницы, салфетка.

2. Конструирование из строительного материала. «Машины».

Формировать представления о машинах разных видов, их строении и назначении. Упражнять в  плоскостном моделировании.

Куцакова Л.В стр.15

Фломастеры, карандаши, ластики, набор геометрических фигур, строительный материал.

3. Ручной труд. Коллаж из осенних листьев «Лесная полянка»

Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала- засушенных листьев. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Лыкова И.А. стр.21

Экопластика

Засушенные листья,

альбомный лист, клей, ножницы, салфетка.

4. Конструирование из строительного материала «Машины».

Формировать представления о машинах разных видов, их строении и назначении, культуру речевого общения. Упражнять в  плоскостном моделировании и построении схем. Способность к порождению новых оригинальных идей.

Куцакова Л.В стр.17.

Фломастеры, карандаши, ластики, набор геометрических фигур, строительный материал.

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

НОЯБРЬ

1. Ручной труд. Коллаж из осенних листьев «Зеркальные  композиции».

Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала - засушенных листьев. Развивать творческое  воображение.

Лыкова И.А. стр.25

Экопластика

Засушенные листья,

альбомный лист, клей, ножницы, салфетка.

2. Конструирование из строительного материала «Летательные аппараты».

Систематизировать представления об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения  от функционального назначения. Развивать конструкторские навыки. Упражнять в быстром решении проблемных ситуаций.

Куцакова Л.В. стр.19.

Карандаши, ластики, наборы геометрических фигур, строительный материал.

3. Ручной труд. Художественные образы «Лесные скульптуры».

Учить детей создавать выразительный образ из пластилина и природного материала. Развивать способность к формообразованию композиции.

Лыкова И.А. стр.78 Экопластика

Камешки, шишки, крылатки клена и ясеня, каштан, пластилин.

4. Конструирование из строительного материала «Летательные аппараты».

Упражнять детей в строительстве различных летательных аппаратов из строительного материала, развивать способность к моделированию и конструированию.

Куцакова Л.В. стр.22

Карандаши, ластики, наборы геометрических фигур, строительный материал.

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ДЕКАБРЬ

1. Ручной труд.

Художественные образы «Петя – петушок, золотой гребешок».

Учить детей создавать выразительный образ из пластилина и природного материала. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве.

Лыкова И.А. стр.78 Экопластика

Камешки, желуди, шишки, крылатки клена и ясеня, каштан, листья разных деревьев, пластилин.

2. Конструирование из строительного материала «Роботы».

Расширять знания об истории робототехники. Упражнять в создании схем и чертежей; моделировании на плоскости. Развивать фантазию, внимание, изобретательность.

Куцакова Л.В. стр.23

Карандаши, геометрические  фигуры, строительный материал.

3. Ручной труд. Декоративное рисование «Новогодние игрушки».

Вызвать интерес к изготовлению новогодних игрушек. Развивать восприятие, воображение, художественный вкус.

Лыкова И.А. стр.22

Художественный труд.

Пустое яйцо, укрепленное 2-3 кусочками мягкой бумаги, краски гуашевые, смешанные с клеем ПВА, кисти, клей, тесьма, ленточки, цветная бумага.

4. Конструирование из строительного материала «Роботы».

Расширять знания об истории робототехники. Упражнять в моделировании на плоскости, в конструировании из разных строительных наборов. Развивать сообразительность, умение делать умозаключение.

Куцакова Л.В. стр.25

Карандаши, геометрические фигуры, строительный материал.

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ЯНВАРЬ

1. Конструирование из строительного материала «Проекты городов».

Упражнять детей в составлении планов строительства; совершенствовать конструкторские способности; развивать умение делать самостоятельно выводы.

Куцакова Л.В. стр.28

Бумага, карандаши, ластики.

2. Ручной труд. Дизайн пространства «Аранжировки».

Познакомить детей с искусством аранжировки из природного  материала и рукотворных изделий. Развивать эстетическое восприятие.

Лыкова И.А. стр.26

Художественный труд

Ветки, сухая соломка, яичная цельная  скорлупа, гуашь, кисти, восковые мелки, нитки, мягкая проволока, клей.

3. Конструирование из строительного материала «Проекты городов».

Упражнять детей в построении планов, схем и чертежей; развивать творчество и изобретательность; совершенствовать конструкторские способности.

Куцакова Л.В. стр.30

Бумага, карандаши, ластики.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ФЕВРАЛЬ

1. Ручной труд «Папин праздник».

Инициировать самостоятельный выбор детьми, создания выразительного образа, симметричного вырезания.

Куцакова Л.В. стр.36

Лист плотной бумаги прямоугольной формы (210-150мм). Три прямоугольника, ножницы, клей, салфетки.

2. Конструирование из строительного материала «Мосты».

Совершенствовать умение детей конструировать мосты разного назначения; упражнять в построении схем, чертежей мостов.

Куцакова Л.В. стр.32

Листы бумаги в клетку, карандаши, ластики, строительный материал.

3. Ручной труд. Художественное конструирование «Фантазии из проволоки».

Расширить опыт художественного конструирования различных вариантов одного и того же изделия. Развивать художественное восприятие.

Лыкова И.А. стр.57

Художественный труд.

Мягкая проволока, карандаш или палочка для каркаса (создания спирали), ветки, бусины, основа для композиции.

4. Конструирование из строительного материала «Мосты».

Упражнять детей в конструировании различных мостов. В сооружении мостов по собственным рисункам. Развивать зрительный анализ.

Куцакова Л.В. стр.33

Листы бумаги в клетку, карандаши, ластики, строительный материал.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

МАРТ

1. Ручной труд.

Тестопластика «Клумба».

Продолжать знакомить с искусством керамики. Предложить  создать декоративные рельефы картины из соленого теста. Развивать художественный вкус.

Лыкова И.А. стр.137

Экопластика.

Краски, кисточки, картон ,соленое тесто, стеки, салфетки.

2. Конструирование из строительного материала «Суда».

Расширять представления детей о судах; упражнять в сооружении различных судов; познакомить с использованием блока в механизмах.

Куцакова Л.В. стр.36

Геометрические фигуры, карандаши, ластики, конструктор.

3. Ручной труд. Тестопластика «Бананы и виноград».

Побуждать детей создавать динамичные выразительные композиции из соленого теста. Уметь создавать композицию, приемы декорирования.

Лыкова И.А стр.121

Экопластика

Муляж - ветка винограда, бананы, соленое тесто, краски, кисточки, стеки,  салфетки.

4. Конструирование из строительного материала «Суда».

Упражнять детей в конструировании различных судов, в плоскости моделировании по условиям. Развивать творчество и изобретательность.

Куцакова Л.В стр.40

Геометрические фигуры, карандаши, ластики, конструктор.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

АПРЕЛЬ

1. Ручной труд. Роспись на ткани «Кукольный дизайн».

Вызвать интерес к дизайну одежды, показать возможность декоративного оформления. Воспитывать интерес к рукоделию.

Лыкова И.А стр.28

Художественный труд.

Кукольная одежда и вещи из кукольного домика, краски, кисти, вода, клей ПВА, фломастеры.

2. Конструирование из строительного материала «Железные дороги».

Упражнять детей в построении схем и последующем конструировании по ним. Познакомить детей с зубчатыми колесами, с зубчатой передачей.

Куцакова Л.В. стр.41

Бумага, карандаши, линейки, ластики, фломастеры, строительный материал.

3.Ручной труд.

Изготовление одежды для кукол «Модный дизайн».

Вызвать интерес к дизайну одежды. Уточнить представление о видах одежды. Развивать воображение.

Лыкова И.А. стр.28

Художественный  труд.

Бумага цветная и белая, картон, карандаши цветные и простые, фломастеры, краски, кисти, ножницы, клей.

4. Конструирование из строительного материала «Железные дороги».

Упражнять детей в изготовлении  механизмов с зубчатой передачей, развивать конструкторские способности, добиваться результата, обыгрывать ситуации.

Куцакова Л.В. стр.43

Бумага, карандаши, линейки, ластики, фломастеры, строительный материал.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

МАЙ

1. Ручной труд.

Дизайн игр и игрушек «Бумажные кораблики».

Вызвать интерес к освоению способов конструирования корабликов из бумаги. Учить (читать) схему и создавать модель. Развивать восприятие, воображение.

Лыкова И.А. стр.42

Художественный  труд.

Лист тонкой бумаги, фломастеры, цветные карандаши, схемы.

2. Конструирование из строительного материала «Творим и мастерим».

Развивать детское творчество, конструкторские способности, самостоятельно организовывать работу; закреплять умение собирать оригинальные по конструктивному решению модели.

Куцакова Л.В. стр.44

Бумага, карандаши, ластики, строительный материал.

3. Ручной труд.

Художественное конструирование «Бумажный лужок».

Расширить опыт создания коллективных композиций. Учить конструировать фигурки различных животных. Развивать воображение. Воспитывать навыки сотрудничества.

Лыкова И.А. стр.54

Художественный труд.

Бумага белая и цветная, ножницы, клей, фломастеры, краски, кисти, нитки, основа для сюжетной композиции.

4. Конструирование из строительного материала «Творим и мастерим».

Побуждать объяснять, как они создавали свои конструкции, демонстрировать их в действии, самостоятельно организовывать работу.

Куцакова Л.В. стр.46

Бумага, карандаши, ластики, строительный материал.


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА

МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ОКТЯБРЬ

1. Осень. Признаки осени. Деревья осенью.

«Уж небо осенью дышало…»

Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, развивать умение самостоятельно находить их; устанавливать связи между сезонными признаками в природе и образом жизни растений и деревьев; познакомить с природными особенностями осенних месяцев.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 306

Иллюстрации с изображением русской природы, характерные для осенних месяцев; календари погоды; репродукции картин «Перелетные птицы» и «Листопад». Книги: А. Фет «Осенняя роза», И. Бунин « «Осень», «Чащи леса», А. Марков «Осень», Н. Некрасов «Славная осень», В. Василевский «В лесу», С. Воронин «Моя береза».

2. Овощи. Огород. Фрукты. Сад.

«Урожай на нашем столе»

Уточнить представления о внешних и вкусовых качествах овощей и фруктов, наиболее употребляемых в нашем регионе, о способе их использования в пищу; закрепить представления о значении свежих плодов для здоровья людей; познакомить с приготовлением салата.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», с 113

Картины «Сад», «Огород»; натуральные плоды овощей и фруктов: кочан капусты, 4-5 штук моркови, свеклы, яблок; принадлежности для приготовления салата. Книги: Ю. Тувим «Овощи», П. Вяземский «Осень», О.Дриз «Новость в узелке», В. Бианки «Запасы овощей», Загадки об овощах и фруктах.

3. Город и село.

«Как выращивают хлеб?»

Закрепить знания о различиях города и села (дома, транспорт, труд людей). Познакомить со злаковыми культурами; развивать умение различать растение по характерным признакам; познакомить с современной технологией изготовления хлеба.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с. 22

Картинки с изображением города и деревни; демонстрационные картинки с изображением различных работ в поле; колоски пшеницы и ржи; черный и белый хлеб; печенье, сушки. Книги: А. Кольцов «Песня пахаря», «Посев», «Хлебная уборка», Д. Тихомирова «Два колоска», украинская народная сказка «Два колоска».


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ОКТЯБРЬ

4. Земля – наш общий дом.

«Береги природу!»

Формировать представления о природе как о едином целом, о человеке как о части живой природы; Закреплять знания о правилах поведения на природе; познакомить с профессиями людей, занимающихся охраной природы.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 395

Рисунки с изображением правил поведения в природе (непогашенный костер, дети вешают скворечник и т.д.); изображение Земли и Солнца; сюжетные картинки или фото о работе лесника, инспектора рыбнадзора и т.п. Книги: В. Бианки, Б. Житков.

НОЯБРЬ

1. Поздняя осень. Перелетные птицы.

«Унылая пора…»

Уточнить и систематизировать знания о признаках поздней осени, природных явлениях; формировать представления об изменении в жизни перелетных птиц; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», с 329

Репродукции картин И. Левитан «Осень», иллюстрации с изображением пейзажей поздней осени, осеннего леса; картинки с изображением перелетных птиц. Книги И. Василевский «Что-то тучи зачастили», «Осень», Г. Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся», Е. Благинина «Улетают-улетели»

2. Домашние животные и детеныши.

«Ферма»

Закрепить понятие «Домашние животные»; познакомить с профессиями людей, которые заботятся о животных, развивать умение находить признаки внешнего сходства, составлять описательные рассказы.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», с 120

Картинки из жизни домашних животных «Конюшня», «Стрижка овец» и т.д.; трафареты домашних животных. Книги В. Бианки «Хвосты», «Месяц полных кладовых», загадки о домашних животных.

3. Дикие животные и детеныши.

«Путешествие в осенний лес»

Уточнить и систематизировать знания о диких животных их среде обитания, подготовке к зиме; развивать представления о последовательности событий в жизни лесных зверей – от лета к зиме.

Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду», с 126

Картины «Белки осенью», «Медвежья берлога»; сюжетные картинки о жизни диких животных летом и зимой. Книги: В. Бианки «Белкина сушильня», «Прячутся…», загадки о диких животных и их детенышей.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

4. Одежда. Обувь. Головные уборы.

«Путешествие на швейную фабрику»

Систематизировать знания о классификации одежды, обуви, головных уборах; закрепить знания о названии тканей и способах их изготовления. Познакомить с трудом работников швейной промышленности: закройщики, портные.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с. 84

Картинки с изображением разных видов одежды, обуви, головных уборов; лоскутки тканей – шерсть, ситец, сатин, байка, вельвет, джинсовая ткань, шелк; картина с изображением портнихи за ручной швейной машиной и за электрической.

ДЕКАБРЬ

1. Зима.

«Идет волшебница – Зима…»

Обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы; развивать умение устанавливать связи между сезонными изменениями и образе жизни животных; приобщать к русской национальной культуре.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 328

Иллюстрации с изображением русской природы зимой; цветок с 12 лепестками; календарь погоды. Книги: И. Бунин «Первый снег», В. Бианки «Смотрины зимы», «Пора спать», «Заячьи хитрости», «Лес зимой», В. Брюсов «Первый снег», А. Стрижов «Декабрь»

2. Моя страна. Мой город.

«История России – царь Петр I»

Формировать представление о России как стране городов; знакомить с историей и культурой страны. С отдельными событиями в истории России, основанием города Санкт – Петербурга.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с. 96

Географическая карта России, глобус, изображение герба и флага России и Санкт - Петербурга; портрет Петра I; фотографии и рисунки с изображением Санкт – Петербурга.

3. Мой дом. Мебель.

«Предметы, которые нас окружают»

Обобщить и систематизировать знания о предметах мебели, материалах их изготовления; быта, посуды, электроприборах и пр., формировать умение анализировать ситуацию, выбирать наиболее оптимальное решение, соблюдать правила безопасности.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с. 160

Картинки с изображением различных групп мебели; предметов быта, посуды, техники, игрушки; картинки с изображением материалов, из которых изготавливаются эти предметы.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

4. Новый год.

«Маски на лице и в жизни»

Обобщить представления детей об устройстве человеческого организма; закреплять умение распознавать и описывать разные эмоциональные состояния.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 437

Маски с изображением различных эмоциональных состояний: удивление, радость, любопытство, грусть; картины или фотографии с изображением героев любимых мультфильмов; картинки с изображением карнавальных шествий, маскарадов

ЯНВАРЬ

1. Зима. Зимние забавы.

«Культура и традиции русского народа»

Закрепить знания о родной стране, природе, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство); вспомнить традиции русского народа

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с. 120

Иллюстрации с изображением природы России; книги с русскими народными сказками, аудиозапись русского народного хоровода; иллюстрация ярмарки, изделия народно-прикладного искусства.

2. Посуда.

«Знакомство со стеклами стекла и пластмассы»

Познакомить со свойствами стекла и пластмассы; упражнять в умении исследовать предметы, выделять их качества и свойства, группировать предметы по общим признакам; знакомить с тем, как люди используют свойства материалов при изготовлении предметов.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с. 90

Предметы из стекла и пластмассы, картинки и предметы посуды из стекла и пластмассы.

3. Транспорт.

«Выбираем транспорт»

Обобщить знания о способах передвижения человека в разных средах; расширять представления о правилах поведения в общественных местах, закреплять умение соблюдать правила безопасности.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 313

Иллюстрации различных видов транспорта; 5 картонных полосок длиной 15 см и шириной 2 см со схематическим изображением на них самолета, поезда, машины, парохода и ковра-самолета; иллюстрации с изображением города с небольшой высоты; конфеты.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ФЕВРАЛЬ

1. Профессии.

«Все работы хороши»

Закрепить знания детей о разнообразных профессиях: их названии и роде деятельности; воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и стремление учится.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с. 138

Иллюстрации с изображением людей различных профессий: тех, кто делает предметы своими руками; тех, кто обслуживает людей; тех, кто помогает людям отдыхать; тех, кто трудится в деревне; тех, кто трудится в деревне.

2. Комнатные растения.

«Спутники нашей жизни»

Расширять знания о комнатных растениях, их строении; закреплять знания об уходе за растениями, вредителях; развивать логическое мышление, умение анализировать, обобщать.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», с 395

Комнатные растения, посадочный материал, горшочки с землей, палочки, стаканчики с водой, ящик для горшочков, клеенки, фартуки, конверт с письмом, карточки-модели, игрушка божья коровка.

3. Знакомство с творчеством детских писателей.

«Орешек знаний»

Формировать у детей представление о значении книги в жизни людей, формировать у них представление о мировой культуре и о вкладе России в мировую культуру, способствовать развитию эстетического вкуса.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 466

Портреты русских писателей и поэтов; фотографии Российской государственной библиотеки, ближайшей районной библиотеки; иллюстрации к русским народным сказкам.

4. Армия. Профессии.

«День защитника Отечества»

Закрепить знания детей о Российской армии, формировать представления о родах войск; познакомить со службой пограничников; воспитывать уважение к российским воинам

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с. 151

Географическая карта России, сюжетная картина «Охрана границы», иллюстрации с изображением солдат различных родов войск., памятников защитникам России.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

МАРТ

1. 8 Марта. Женские профессии

«Мамы всякие нужны!»

Закрепить представления о государственном празднике - 8 Марта. Воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 258

Танцевальная аудиозапись, овощи, фрукты, настоящие или муляжи, две кастрюли, картинки с изображением колокольчика, ландыша, ромашки, мака, подсолнечника, расческа, телефон, мыло, помада, веер, зеркальце.

2. Весна. Признаки весны. Первоцветы.

«Как поссорились март и февраль»

Формировать представления о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать изменения в неживой природе; дать знания об изменениях в жизни животных и птиц, появлении первоцветов.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», с 388

Костюмы марта и февраля, модели на слова «капельник», «протальник», «зимобор», модель ручейков; подснежник, ручей, ветка с почками; иллюстрации для игры «Кто зимовал, кто прилетит?».

3. Животные жарких стран.

«Путешествие в Африку»

Формировать представления об особенностях природы Африки, формировать представление о взаимосвязи живых организмов от среды обитания (животные пустыни и саванн)

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 440

Картинки с изображением животных гор и джунглей, два «теремка» с обозначением гор и джунглей, картинки с изображением животных пустыни, зверей и птиц саванн, карта Африки.

4. Животный мир рек, море и океанов.

«Путешествие на морское дно»

Формировать представления детей о природе как о едином целом, уточнить и расширить представления о животном и растительном мире океанов.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 460

Картинки с изображением раб, птиц и зверей, знакомых и незнакомых детям; три теремка с обозначением символа рыб и зверей; несколько картинок с лесными зверями: лиса, заяц и ёж.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

АПРЕЛЬ

1. Перелетные птицы.

«Весенние заботы птиц»

Обобщить и систематизировать знания об изменениях в жизни птиц весной; устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма; познакомить с тем, как птицы устраивают свои гнезда, как заботятся о птенцах.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», с 419

Игрушка Карлсон, игры «Чье гнездо?», «Чем заняты скворцы?», книги о птицах, картинки с изображением птиц, календарь прилета птиц.

2. Космос.

«Космическое путешествие»

Формировать представление о природе как о едином целом, формировать представление о строении Солнечной системы, о звезде, планете, спутнике, космонавтике, МКС.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 473

Схема строения Солнечной системы, репродукция картины А. А. Леонова «Земля», картинка с изображением космонавта, космодрома, ракеты.

3. Я – человек.

«Мой организм»

Продолжать знакомить с устройством и функционированием человеческого организма; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью других.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 298

Картинки с изображением человека, частей организма, фонендоскоп, иллюстрация с изображением поликлиники, рентгеновского кабинета, врачей.

4. Правила дорожного движения

«Путешествие по улицам города»

Обобщать знания и представления о правилах поведения на дороге, закреплять умение ориентироваться в пространстве, воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 409

Милицейская фуражка и жезл, рули или различные виды машинок, полоски для зебры, игрушечная зебра, книга «Правила дорожного движения», дорожные знаки.


МЕСЯЦ

НОД

ПРОГРАММНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

МАЙ

1. Праздник Победы.

«И помнит мир спасенный…»

Закреплять у детей культурно – исторические и географические знания об особенностях родного края, воспитывать любовь к малой и большой Родине.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 479

Фотографии памятников, посвященных Великой Отечественной войне: парк Победы, памятник Г.К. Жукову в Москве, Мамаев курган в Волгограде, памятники в родном городе.

2. Насекомые.

«Муравьи – санитары леса»

Расширять знания о насекомых, их характерных признаках, углубить знания детей об образе жизни муравьев, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!», с 240

Иллюстрации с изображением бабочки, муравья, пчелы, комара, мухи, гусеницы, картина на тему «Муравьи за работой».

3. Страна эрудитов.

«Кругосветное путешествие»

Закреплять у детей умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир!», с. 487

Картинки с изображением предметов, необходимых для похода; мыло, очки от солнца, автобус, письменные принадлежности, книга, аптечка, часы, телевизор, игрушки; картина мира с маршрутом кругосветного путешествия.

4. Скоро в школу

«Конкурс знатоков родного города»

Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях; воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его красивее.

Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью», с. 151

Рисунки, аппликации детей, посвященные родному городу Санкт - Петербургу, иллюстрациями с видами родного города, герба, жетоны для конкурса, памятные медали для победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста" (ФГОС)

Формирование познавательных действий, становление сознания (представление о ритме, темпе, движении, об особенностях природы, об отечественных традициях и праздниках)....

Опыт работы «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и ус...

семинар-практикум для родителей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы»

Тема: Познавательное развитие  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями неживой природы.Форма проведения собрания: семинар-практикумЦель: Сформировать представление...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...

«Дидактическая игра по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста»

Введение.      Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования насовременном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами в...

Обобщение опыта Тема «Нетрадиционные методы развития речи дошкольников - как основа познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

Общение, являясь одним из первых видов деятельности, которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекраща...