Использование нетрадиционных техник рисования в младшей группе в соответствии с ФГОС
рабочая программа (младшая группа) на тему

итоговая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota.docx211.05 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

"Применение нетрадиционных приемов рисования в младшей группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО"

Работу выполнила  Боханова С.И.

Краснодар 2016

Содержание

 

Введение

1.  Теоретические  основы применения нетрадиционных приемов  рисования в  развитиидошкольников.

1.1. Возможности использования нетрадиционных приемов рисования  в работе с

 младшими дошкольниками

1.2. Характеристика нетрадиционных  приемов  рисования в работе  с детьми младшего дошкольного возраста.

2.  Опытно-экспериментальная  работа по развитию  младших дошкольников с использованием нетрадиционных приёмов рисования.

2.1. Выявление уровня сформированности технических навыков у детей  3-4 года жизни.

2.2. Использование нетрадиционных приёмов в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития технических навыков и творчества.

Заключение 

Список литературы

Приложение

Введение

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстроты ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Превращение ребенка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно-репродуктивному процессу обучения объективно приходит - творческий. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей - овладение методами познания преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Ребёнок является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувствительной деятельности, в том числе в рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умения планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием нетрадиционными методами.

Актуальность своего исследования вижу в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий в соответствии с ФГОС ДО является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Практический аспект развития творческих способностей с помощью нетрадиционных техник рисования у детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку меняются точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и, соответственно, должна изменяться технология работы педагогов.

Объект исследования - нетрадиционные приёмы рисования у детей в младшей группе.

Предмет исследования - применение нетрадиционных приемов рисования в младшей группе детского сада с учетом требований ФГОС ДО.

Целью исследования является изучение системы работы по обучению дошкольников рисованию с помощью нетрадиционных методов.

Для реализации поставленной цели исследования предполагалось решение следующих задач:

изучение научной литературы по проблеме детского изобразительного творчества.

изучение роли изобразительного творчества в становлении ребенка как личности.

раскрытие понятия специальных творческих способностей, специфики их проявления в изобразительном творчестве.

использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ, для развития творческих способностей дошкольников.

Гипотеза исследования - развитие изобразительных способностей младших дошкольников будет осуществляться наиболее эффективно, если:

будет создана эстетическая развивающая среда в группе;

продумана технология применения различных видов детской деятельностис использованием нетрадиционных техник.

Теоретико - методологической основой исследования являются исследования Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»; А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования».

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, изучение и анализ педагогической документации и опыта работы МБДОУ д/с № 39 ст. Роговской, во второй младшей группой.


1. Теоретические основы применения нетрадиционных приемов рисования в развитии дошкольников.

1.1        Возможности использования нетрадиционных приемов рисования в работе с младшими дошкольниками.

У детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие, мышление, память; постепенно формируются представления о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно-творческой деятельности. Однако педагог должен иметь в виду, что далеко не все малыши посещали первую младшую группу, поэтому даже элементарные навыки изобразительной деятельности у большинства детей могут быть не сформированы. Вместе с тем к трем годам дети приобретают некоторый опыт познания предметов и явлений, они больше развиты физически и психически. Это дает возможность не повторять полностью путь, пройденный детьми третьего года жизни. Поэтому необходимо развивать у детей психические процессы, которые важны для овладения рисованием, лепкой, аппликацией, формировать образные представления, воображение, эмоционально положительное отношение к действительности, к произведениям искусства, как классического, так и народного. Необходимо учить детей действиям восприятия предметов - обследованию (обведению то одной, то другой рукой) предметов по контуру при их рассматривании. Дети этого возраста учатся передавать в рисунке, лепке предметы круглой, прямоугольной, треугольной формы; предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений; осваивают изображение предметов, состоящих из одной или нескольких частей разной величины.

В этой группе вводится аппликация. Дети учатся создавать изображения, наклеивая готовы фигуры, вырезанные педагогом.

Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям - сначала простым, а затем более сложным. Это позволит им изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее будет создавать изображения любых предметов. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного, а также кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке предаются линией контура, а в лепке - массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (по силе нажима, размаху, длительности).

Детское рисование - хорошо знакомое всем явление, но именно оно вызывает массу вопросов у родителей и педагогов.

Почему дети предпочитают рисование многим другим занятиям?

Какое значение оно имеет в развитии детей?

Как организовать детское рисование и как им руководить?

Как развивать художественные способности детей?

Как понимать и оценивать детские рисунки?

Ответы на эти вопросы для многих оказываются затруднительными. Не доверяя себе, иные мамы, бабушки, воспитательницы собирают детские рисунки и обращаются к людям авторитетным, знающим и понимающим - психологам, педагогам, художникам… Однако часто бывают обескуражены их абсолютно противоречивыми оценками:

- Нормальные рисунки нормального ребенка, но есть проблемы… -

скажет психолог.

- Ничего особенного, обычное стереотипное детское рисование,

но способности есть, и если есть желание, то надо учить… - посоветуют педагоги в детской художественной школе.

- Гениально! Сколько фантазии, какая смелость изображения, какая живость цвета! Не трогайте его, дайте полную свободу творчеству и ни в коем случае ничему не учите! - воскликнет восторженный художник.

Чем же привлекательно для детей рисование? Что делает его для них столь желанным?

Во-первых, рисование доступно: поводил палочкой по песку - уже рисунок; взял бумагу, карандаш или фломастер и рисуй, где угодно - дома, в гостях, у мамы на работе, с бабушкой, например, в сберкассе;

Во-вторых, оно чувственно: волнуют образы и сюжеты, волнуют движения линий и изменчивость цвета, волнует и переживается все происходящее в рисунке, волнуют сами рисунки;

В-третьих, оно познавательно: помогает разглядеть, узнать, уточнить, освоить, понять многое, да и проверить и показать свои знания;

В-четвертых, оно выразительно: рисуя, можно многое выразить, порою больше и с меньшими трудностями, чем в словах, особенно маленьким детям; можно изобразить и выразить свои восторги, желания, мечты, фантазии, предчувствия, страхи, знания, суждения, открытия и многое другое;

В-пятых, рисование продуктивно: рисуешь, и обязательно что-то получается. Рисунок - это сделанная вещь. Можно нарисовать много рисунков, можно их или повесить на стенку, или подарить, или отложить, а потом вновь достать и рассматривать. Рисование увлекательно, приятно и интересно.

Истинная же ценность детского рисования заключается не в том, какого качества рисунки (выставочные, конкурсные, на оценку) создают дети, а в том, как через творчество они преодолевают свои личные проблемы, реализуют свой жизненный опыт, освобождаются от неприятного и утверждают позитивное в собственной жизни. Процесс (рисование как деятельная жизнь) не менее важен для ребенка, чем результат (рисунок). А рисунок, отделенный от автора, обретает новое значение - не только как продукт детского творчества, но и как объект иной, новой деятельности (объект показа, изучения, коллекционирования).

Итак, детское рисование - это феномен творческой активности детей в возрасте от 1-2 до 10-11 лет, имеющий двигательно-зрительную основу и реализующий многие психические функции, важные для целостного личностного развития ребенка. Необходимо поэтому при рассматривании и оценке детских рисунков:

- обсуждать с ребенком рисунок, а не его самого, его личность

(например: способный, неспособный, неряха, аккуратист, глупый,

слабый, средний, гениальный ребенок и т.п.);

- оценивать нужно достижения ребенка относительно его личных

возможностей и в сравнении с его же рисунками с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановился, повторяет освоенное, репродуцирует сам себя), а не в сравнении с другими детьми;

необходимо точно определять цель, суть задачи, условия создания рисунка и в соответствии с этими обстоятельствами оценивать работу (задана тема к выставке, подсказана извне или вызвана собственными побуждениями, нашла она отзвук в душе ребенка или исполнена по принуждению; пользовался ребенок вспомогательным зрительным материалом или работал по памяти, по воображению; был ли достаточный выбор изобразительных средств и т.д.);

выделять и оценивать: его общее настроение, сюжет, смысловую и эмоциональную трактовку, композиционное решение (выбор размера рисунка, расположение изображения в формате, выражение степени подчиненности отдельных фигур - режиссура, масштабные отношения, конфигурация форм, ритмическое и колористическое решение), свободу владения изобразительным языком;

- поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, активность авторской позиции в отношении к изображаемому, искренность эмоциональных переживаний в творчестве, чуткость к природе изобразительных материалов и возможностям инструментов, изобретательность в поиске приемов изображения и способов выражения образов и настроений, работу по совершенствованию своего изобразительногоязыка;

- важно определять и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска; нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствуют творчеству и художественному развитию ребенка, а приводят к механическому воспроизведению чужих решений, служат распространению в детском рисовании безликих шаблонов и стереотипов;

в самой оценке должно быть выявлено доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка; она должна быть обстоятельно аргументирована и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостатков открыть ребенку возможность для их преодоления, исключая при этом прямую подсказку в делании; в оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формулирование новых задач - тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

В педагогической практике нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не «напоказ» и неверно ориентировать их только на результат, подменяя поиск образцом, творчество - исполнением, желание - принуждением. В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное репродуцирование. Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребенок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушаются творческие права ребенка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб его целостному личностному развитию. Это необходимо понимать и помнить всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.

1.2        Характеристика нетрадиционных приемов рисования с детьми младшего дошкольного возраста

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.

В дошкольных образовательных учреждениях педагоги активно используют нетрадиционные техники рисования (НТР). Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т.д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать - смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображение, сделанное цветными мелками, наносить гуашь или акварель.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства (густоту, твердость, вязкость), а при добавлении разного количества воды в акварель получают различные оттенки цвета. Таким образом, развиваются тактильная чувствительность, цветоразличение.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, непохожим на другие.

Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности выполнения действий. Так дети учатся планировать процесс рисования.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх пред процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.)

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Нетрадиционные техники рисования позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей.

Исследователи указывают на то, что использование нетрадиционных техник для рисования способствует ослаблению возбуждения у слишком эмоционально расторможенных детей. Так, М.И. Чистякова отмечает, что нетрадиционное рисование (например, игра в кляксы) увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном поле деятельности, а его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе игры в кляксы зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Размашистые и неточные движения руками постепенно становятся более сдержанными и точными. У детей с трудностями поведения и характера сюжеты рисунков, выполненных с помощью клякс, становятся менее агрессивными по содержанию и более сочными, яркими и чистыми по цвету [46].

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.

Виды нетрадиционных техник рисования

1)        Тычок жесткой полусухой кистью»

Возраст: любой.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2) «Рисование пальчиками»

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

1)        «Рисование ладошкой»

Возраст: от двух лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2)        «Оттиск пробкой»

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.

3)        «Оттиск печатками из картофеля»

Возраст: от трех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

4)        «Оттиск поролоном»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

5)        «Оттиск пенопластом»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.

6)        «Оттиск печатками из ластика»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.

7)        «Оттиск смятой бумагой»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

8)        «Восковые мелки + акварель»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаетсянезакрашенным.

9)        «Свеча + акварель»

Возраст: от четырех лет.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

10)        «Печать по трафарету»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.

11)        «Монотипия предметная»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

12)        «Кляксография обычная»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

13)        «Кляксография с трубочкой»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография с ниточкой»

Возраст: от пяти лет,

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

15)        «Набрызг»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 х 5 см).

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

16)        «Отпечатки листьев»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

17)        «Акварельные мелки»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

18)        «Тычкование»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см), журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа), карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.

19)        «Черно-белый граттаж»

Возраст: от пяти лет.

Средства выразительности: линия, штрих, контраст.

Материалы: половина листа картона, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чёрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами.

Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

20)        «Монотипия пейзажная»

Возраст: от шести лет.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.


2. Опытно-экспериментальная работа по развитию младших дошкольников с использованием нетрадиционных приёмов рисования.

      2.1.Выявление уровня сформированности технических навыков у детей 3-4 года жизни.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. С целью проверки гипотезы нашего исследования, мы выдвинули следующие задачи, которые необходимо решить в экспериментальной части:

1.        Провести диагностическую работу по выявлению художественных способностей детеймладшего дошкольного возраста.

2.        Апробировать инновационные техники рисования для развития творческих способностей детей.

3.        Опытно-экспериментальным путем доказать, что систематические и целенаправленные занятия рисованием с помощью нетрадиционных методов влияют на развитие творческих способностей детей.

4.        Осуществить качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

В подтверждение этого нами был проведен констатирующий эксперимент.

Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ д/с № 39 ст. Роговской, во 2 младшей группе.

В эксперименте участвуют две группы детей (контрольная и экспериментальная). В каждой группе по шесть детей, которые будут тестироваться. С экспериментальной группой будут проводиться различные виды детской деятельностипо определенной методике, для развития у детей творческих способностей. Контрольная группа будет заниматься по обычной программе. Констатирующий этап эксперимента проводится для того, чтобы зафиксировать начальные оценочные показатели контрольной и экспериментальной групп. Предполагается, что после проведения различных видов детской деятельностис экспериментальной группой уровень творческого развития детей повысится. Все это станет ясным после проведения контрольного тестирования групп и сравнения их результатов. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы:

теоретический анализ педагогической литературы;

изучение и анализ педагогической документации и опыта работы ДОУ.

Для проведения исследовательской работы была разработана специальная диагностика по выявлению уровня навыков рисования и освоения сенсорных эталонов во второй младшей группе.

1 этап. Констатирующий эксперимент.

Педагогическая диагностика по изобразительной деятельности

Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 3- 4 лет.

Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью нами были выделены следующие критерии:

передача цвета;

передача формы;

расположение изображений на листе.

На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:

Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) - ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.

Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) - ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.

Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) - ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.

1 задание «Найди цветок для бабочки»:

Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же - не такой), называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

Пособия: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)

Ход игры:

Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно».

После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»

Оценки:

3 балла - ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.

2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл - Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

2 задание «Заштопай у матрешки сарафан»:

Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.

Пособия: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.

Ход игры: Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры - заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.

Критерии оценок:

3 балла - ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).

2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл - Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

3 задание «Найди предметыв группе»:

Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе), названные педагогам, (ориентировка в пространстве), а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый), форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).

Пособия: Игрушки, предметы в группе.

Ход игры:

Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т.д.). Что еще бывает такого цвета?

Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?

Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?

Критерии оценок:

3 балла - ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.

2 балла - Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл - Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

4 задание «Чудесный мешочек»:

Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.

Пособия: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани), детская кухонная посуда.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.

Критерии оценок:

3 балла - Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.

2 балла - Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.

1 балл - Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

5 задание «Светит солнышко»:

Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.

Пособия: ½ альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.

Ход игры: Сначала воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.

Дети выполняют рисунок.

Критерии оценок:

3 балла - ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.

2 балла - Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1 балл - Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

6 задание «Домик для собачки»:

Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.

Пособия: ½ альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.

А теперь послушайте стихотворение про собачку.

Что делает собачка? (охраняет дом)

Где живет собачка? (в будке)

Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.

А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)

Какая она бывает по цвету, по форме, величине?

Уточнили части конуры, их формы, расположение.

Дети приступили самостоятельно рисовать.

Критерии оценок:

3 балла - ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.

2балла - ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.

1балл - Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.

Положительным моментом  было то, что почти все дети справились с данным заданием. Отрицательным моментом стала недостаточность развития художественно-творческих способностей и недостаточность развития освоения сенсорных эталонов детей. Почти все дети с интересом и активностью выполняли данное им задание.

Экспериментальная группа

Имя

Критерии №1

№2

№3

№4

№5

№6

Балл

Коэффициэнт

Уровень

Арина

3

2

2

2

3

3

15

2,5

в

Лера

3

2

2

2

3

3

15

2,5

в

Никита

2

1

2

2

2

2

11

1,8

с

Саша

2

2

1

2

2

2

11

1,8

с

Кирилл

3

3

2

2

2

2

14

2,6

в

Максим

2

1

2

2

2

2

11

1,8

с

Контрольная группа

Имя

Критерии №1

№2

№3

№4

№5

№6

Балл

Коэффициэнт

Уровень

Максим

2

2

2

2

2

2

12

2

с

Соня

2

1

1

1

2

1

8

1,6

н

Катя

2

1

1

2

1

1

8

1,6

н

Матвей

2

2

2

2

2

2

12

2

с

Ярослав

1

2

2

2

1

2

9

1,8

с

Маша

2

1

1

1

2

1

8

1,6

н

Сравнительная диаграмма экспериментальной группы

Сравнительная диаграмма контрольной группы

2.2.Использование нетрадиционных приемов в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития технических навыков и и творчества.

Целью формирующего педагогического эксперимента является использование нетрадиционных техник рисования как средства развития изобразительных способностей младших дошкольников.

Выбор рисования нетрадиционными техниками нами сделан неслучайно, потому, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Каждый из нетрадиционных методов рисования - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Любому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, и помогут нам в этом нетрадиционные техники рисования.

Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Важно вовремя раскрыть перед родителями способность каждого ребенка и дать соответствующие рекомендации, которые помогут им развить творческие способности своих детей. Для этого были проведены консультации, индивидуальные беседы с родителями, а также были изготовлены буклеты и памятки по использованию нетрадиционных форм рисования.

Содержание формирующего эксперимента наметилось, исходя из задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего эксперимента. В экспериментальной группе пять человек, в основном это дети с высокими способностями.

При проведении формирующего эксперимента проводились  как фронтальные виды детской деятельности, так и индивидуальные с каждым ребенком, а также физкультминутки, пальчиковая игра и релаксация под инструментальную пьесу.

Была разработана система видов детской деятельностипо рисованию нетрадиционными техниками (Приложение 2):

Месяц

Тема

Нетрадиционная техника

Февраль

«Мои любимые рыбки»

«Украсим рукавичку»

восковые мелки + акварель, оттиск поролоном или печатками из овощей и картофеля

оттиск пробкой,

Март

«Путешествие в лесное царство»

«Бусы для мамы»

печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы; упражнять в изображении по всей поверхности листа

тычкование ватными палочками

Апрель

«Цыплята и утята»

«Цветы на День Рождения кукле Кате»

тампонирование, ватман, желтый гуашь, белые шаблоны утят и цыплят

оттиск мятой бумагой

Май

«Корзинка малинки»

«Цветок»

рисование красками способом примакивания пальцев к листу бумаги

рисование мыльными пузырями и красками

Для оценки результатов формирующего этапа опытно- экспериментального исследования был проведен контрольный эксперимент.

Детям экспериментальной группы в контрольном эксперименте были предложены задания констатирующего эксперимента. Вот полученные результаты:

Экспериментальная группа

Имя

Критерии №1

№2

№3

№4

№5

№6

Балл

Коэффициэнт

Уровень

Арина

3

2

2

2

3

3

15

2,5

в

Лера

3

2

2

2

3

3

15

2,5

в

Никита

3

2

2

3

2

3

15

2,5

в

Саша

3

2

2

3

3

2

15

2,5

в

Кирилл

3

3

2

2

2

2

14

2,6

в

Максим

3

2

2

3

2

3

15

2,5

в

Контрольная группа

Имя

Критерии №1

№2

№3

№4

№5

№6

Балл

Коэффициэнт

Уровень

Максим

3

3

3

2

3

2

16

2,6

в

Соня

2

2

2

2

2

1

11

1,8

с

Катя

2

1

1

2

1

1

8

1,6

н

Матвей

2

2

2

2

2

2

12

2

с

Ярослав

1

2

2

2

1

2

9

1,8

с

Маша

2

2

2

2

2

2

12

2

с

Сравнительная диаграмма экспериментальной группы

Сравнительная диаграмма контрольной группы

Заключение

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.

Применительно к художественно-эстетической деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развивающего обучения художественно-эстетической деятельности в соответствии с ФГОС ДО.

Художественно-эстетическаядеятельность - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.

Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Для наибольшей результативности развития художественно-творческих способностей необходимо применять разнообразныевиды деятельности  в соответствии с ФГОС ДО. Их цель - создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в образе.

Таким образом, разнообразные виды деятельности  являются решающим фактором художественного развития детей дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальная работа была проведена в три этапа, на протяжении которого осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих способностей у детей второй младшей группы, путем проведения диагностики по изобразительной деятельностии выявлению уровня освоения сенсорных эталонов детьми 3-4 лет.

Диагностика показала, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня изобразительных способностей, иначе эти способности могут угаснуть.

Практическая значимость заключается в использовании разработанных видов деятельности в качестве методических рекомендаций в работе воспитателя в соответствии с ФГОС ДО, обобщение научной литературы способствует установлению содержания художественно-творческих способностей в рисовании.


Список литературы

1.        Грановская Р.М. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.

2.        Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников, М. 1999

3.        Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., 2000

4.        Донин А. Введение в искусствознание. - Н. Новгород: изд-во «Астрель» 1998, - 153 с.

5.        Дорфман Л. Эмоции в искусстве. М.: 1997.

6.        Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: изд-во «Сфера», 2005. - 128 с.

7.        Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М.: изд-во «Приор», 1998. - 344 с.

8.        Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей. М, 2002

9.        Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 192 с.

10.        Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. - М., «Психология», 1998. - 344 с.

11. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

12. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста/ Нетрадиционные техники, сценарий занятий, планирование. М., 2005.

13. Костерин Н. Учебное рисование. - М., изд-во «Наука», 1980. - 234 с.

14. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. - Киев, изд-во КНЕУ, 1986. - 223 с.

15. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. - М.: изд-во «Приор», 1987. - 455 с.

16. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро», 2008. - 96 с.

17. Пантиков В.П. Диалектика рисунка в содержании занятий по изобразительному искусству. Красноярск, 1992

18. Пластические искусства // Краткий терминологический словарь. - М.: «Наука», 1995. - 451 с.

19. Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. М.; Рига, 2000

20. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: МГУ, 1982. - 443 с.

21. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. - М. «Просвещение», 1996. - 333 с.

22. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов. - О., Издательство «Титул», 1996. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе "Встреча с колобком"

Конспект НОД по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе "Встреча с колобком"...

Календарно-тематическое планирование в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с использованием нетрадиционных техник рисования (II младшая группа).

Важнейшую роль, на всех этапах жизни ребёнка играет - движение рук. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координ...

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие "Пятнышки для жирафа"

Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования в младшей группе по реализации образовательной области "Художественно-эстетическо...

Конспект НОД. Художественное творчество с использованием нетрадиционной техники рисования вторая младшая группа Тема:«Украсим рукавичку»

Продолжать знакомить воспитанников с техникой нетрадиционного рисования с целью развития креативных способностей в процессе изобразительной деятельности....

Программа кружка по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головно...

Конспект ООД по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе

Занятие по рисованию в младшей группе с использованием нетрадиционных техник рисования...

Конспект ООД по рисованию с использованием нетрадиционных техник рисования в младшей группе «Осенний листопад».

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой - рисование ватными палочками.Образовательная задача: учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование ватными палочками; развивать виде...