Опыт работы по эмоциональному развитию дошкольников
методическая разработка

Терёхина Наталья Викторовна

Основная цель – повысить  осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ                

                                               

                                                       ДЕТЕЙ

   

      ВОСПИТАТЕЛЯ: ТЕРЁХИНОЙ НАТАЛЬИ ВИКТОРОВНЫ

                             

                      СП « ДЕТСКИЙ САД № 7, ГБОУ СОШ № 30, г.о. СЫЗРАНЬ

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание.

Умственное развитие ребёнка тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Маленькие дети не могут управлять своими чувствами, что приходит к импульсивности поведения, осложнениями в общении со сверстниками и взрослыми.

 Мой опыт работы с детьми показывает, что с эмоциями нужно начинать знакомить детей с трёхлетнего возраста  (вторая младшая группа). В этом возрасте они уже усвоили необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя слово « эмоция» не вводится, оно заменяется для детей более доступным словом «настроение».

Работая с детьми не один год, играя, общаясь с ними каждый день, я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы нужно рассматривать, как одну из наиболее важных задач воспитания.

 Дети стали мало общаться  с  взрослыми, сверстниками, замыкаясь в телевизоре, компьютере, а вот именно общение обогащает чувствительную сферу ребёнка. Дети разучились чувствовать, сопереживать эмоциональное состояние другого человека, сверстника, реагировать на него. Поэтому, моя работа была направлена на развитие эмоциональной сферы ребёнка.  Основная цель – повысить  осознание ребёнком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений, всестороннее гармоничное развитие его личности, эмоциональный комфорт.

 Кому, как не нам педагогам, понятно,  что нужно поддерживать радостное настроение, воспитывать умение находить радость. Дети  все разные по характеру, темпераменту, интересам, развитию эмоциональной сферы. Не всегда можно создать радостное настроение у ребёнка, когда он в первый раз приходит в детский сад. Незнакомые люди, другая обстановка-это всё настораживает, угнетает, волнует малыша.

 Поэтому я  в своей  работе,  прежде  всего, стараюсь снять напряжение, в группе создать такую обстановку, чтобы дети себя чувствовали, как дома, что здесь их ждут, они здесь нужны. С первых дней посещения ребёнка в саду, я пыталась установить эмоционально положительные отношения с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.

 Изучила много литературы по эмоциональному воспитанию дошкольников, авторов: В.М. Минаева, И.А. Пазухина, А.Д. Кошелев, Н. Л,Кряжева.

  В течение года в совместной деятельности с детьми много провожу игр, упражнений, занятий, на которых использую элементы психогимнастики, аутотренинга, которые  способствуют воспитанию эмоций.   Дети   играют в игры: « На что похоже настроение», « Выбери такое  же настроение»,  «Подурачимся», «Добро и зло живут в одной душе», « Я и мои чувства»,

«Наши эмоции».

 В играх, я стараюсь снизить уровень агрессивности у детей, умении  изображать  различные эмоции.

Кроме игр, упражнений, для развития эмоциональной сферы детей, провожу организационную образовательную деятельность, где дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с героями литературных произведений, переживают и оценивают поступки, настроения героев.

 В результате такой работы у детей расширяется круг  понимаемых детьми эмоций, они начинают понимать себя, других, проявляет своё отношение к окружающим.

 Один раз в неделю, провожу с детьми кружок по эмоциональному развитию « Улыбка».  Где  знакомлю детей с формами и способами поведения в отношении с другими людьми,  в различных ситуациях. Помогаю детям понять, что делать что-то  совместно не только интересно, но и трудно, так как  нужно договариваться, прислушиваться к мнению сверстников. Дети знакомятся с помощью упражнений « Здравствуй, это я», использую,  игры-драматизации, проблемные ситуации на темы: « У нас новенький», « Что делать, если…..». Здесь дети понимают, что  дружба даёт общение, радость и умение доставлять радость другому человеку.

 Для достижения наилучшего результата необходимая организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей.

 Я  изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания, провела анкетирование родителей, по результатам анкетирования я составила план работы с родителями.

 На первом этапе моей работы я познакомила родителей с формами и особенностями игр по эмоциональному развитию детей, проводила родительские собрания с чаяпитием, где знакомила с целями, задачами, особенностями развития эмоционального развития детей, знакомила родителей с результатами педагогического наблюдения.

 На втором этапе я подключила родителей к созданию  предметной среды, групповой атмосферы, родители  оформляли и оснащали групповую комнату, участвовали в праздниках детей, домашние задания « Вместе с детьми»,  в которых родители вместе с детьми повторяют игры, упражнения, разученные на занятиях, с целью подержать и улучшить контакт родителей с детьми.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой стороны сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЙ ОПЫТ РАБОТЫ . Тема: «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора».

"Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в...

Презентация "Опыт работы "Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театрализованной деятельности"

Вы познакомитесь с целями, задачами, схемами построения НОД, правилами распределения ролей, оборудованием театральных зон....

Опыт работы "Духовно- нравственное развитие дошкольников подготовительной группы"

Духовно - нравственное воспитание жошкольников на сегодняшний день  - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душ...

Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.

План.Особенности организации образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников в новых условиях введения ФГОС ДО.Познавательный интерес как важнейший мотив и средства педагогов, не...

Опыт работы по познавательному развитию дошкольников в новых условиях ведения ФГОС ДО.

Познавательный интерес - основа познавательного развития дошкольников.Современные образовательные технологии в рамках интерактивного обучения:- игровые технологии- информационно-коммуникационные техно...