"Влияние художественной литературы на формирование социального опыта дошкольников"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Часовских Валентина Валентиновна

обобщение опыта работы по социализации дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме

«Влияние художественной литературы

 на формирование социального опыта

дошкольников»

        Проблема осознания своего «Я» в окружающем мире привлекает меня давно. Дошкольный возраст – период становления у ребенка действий, которые возможны в умственном плане. Но нельзя при этом оставить без внимания и развитие личности с точки зрения нравственных норм поведения.

        Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие. Литературные произведения открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они развивают мышление и воображение детей, обогащая их эмоции. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое  значение художественной литературы, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша. Художественная литература сопровождает человека с первых лет жизни.

Ведущей идеей опыта для меня стало закрепление знаний о себе и окружающем мире через образы литературных произведений и совершенствование морально-этических представлений через игровое моделирование.

Моя концепция:

  • Формирование направленности на передачу связного содержания произведений художественной литературы.
  • Знание ребенком основ нравственного поведения в среде сверстников и взрослых.
  • Соблюдение ребенком самостоятельно или при небольшом контроле взрослого основных нравственных норм.
  • Проявление ребенком по отношению к другим детям сочувствия, терпимости, желания помочь.
  • Нахождение ребенком в предлагаемой ситуации свое решение и предложение разыграть этот сюжет.
  • Активное использование ребенком речи как средства общения и регуляции поведения.

Для развития морально-этических представлений применяла различные технологии:

  • Комплексные и блочные занятия по ознакомлению с окружающим миром и произведениями художественной литературы.
  • Индивидуальные занятия с малой группой людей.
  • Тематические праздники, посвященные событиям государственного и народного календаря праздников совместно с музыкальным руководителем.
  • Выставки творческих работ.
  • Использование технических средств (мультфильмы, грамзаписи, фонограммы).
  • Игровое моделирование проблемных ситуаций.

При этом, взяв за основу деятельности литературное произведение, мной решались следующие задачи:

  1. Учить детей адекватному поведению в социуме.
  2. Учить принимать собственное решение, опираясь на нравственную оценку и обосновывать свой выбор.
  3. Развивать культуру поведения.
  4. Развивать культуру речи и навыки речевого общения.
  5. воспитывать внутреннюю установку правильного поведения.

Поставленные задачи решала придерживаясь следующих принципов:

- здоровьесберегающего;

- постепенного усложнения материала;

-максимального использования наглядных средств образования;

- систематичности;

- индивидуального подхода;

- взаимодействия в работе педагогов и родителей.

Чтение художественной литературы и ознакомление с окружающим миром до 2009 года происходило на разных занятиях, что сдерживало вхождение ребенка в мир человеческих отношений, тормозило накопление им социального опыта. Теперь с введением ФГОС ДО, на мой взгляд, данная проблема может решаться еще успешнее. В 2014-2015 уч году мной на основе комплексно-тематического плана была проведена работа по интеграции в рамках образовательных областей: «Познавательное развитие» (ребенок и окружающий мир), «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Составлен перспективный план и реализован проект «Формирование социального опыта ребенка на основе литературных произведений через игровое моделирование».

Если придерживаться единства содержания, задач, форм и методов работы, то можно поставить детей в условия, побуждающие их общаться, ориентироваться на действия и высказывания сверстников, налаживать диалог, принимая позицию партнера, тем самым побуждая к созданию игровых ситуаций, в которых они будут моделировать свое поведение в соответствии с необходимыми моральными и этическими нормами поведения. Исходя из этого разработала систему воздействия, которая позволила через образы художественной литературы развивать игровую деятельность детей, все стороны личности, в частности:

- формирование эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров;

- развитие связной речи в процессе чтения и анализа литературных текстов, составление рассказов из личного опыта, заучивание стихов, загадок;

- развитие психологической базы (внимания, памяти, мышления, воображения;

- формирование волевой сферы личности ребенка.

Такой подход, основанный на эмоционально-познавательном интересе, способствует более глубокому пониманию смысла произведений и себя в окружающем мире. Об этом свидетельствуют и данные диагностических исследований: начало В – 45%, С – 30%, Н – 25%; конец В – 70%, С – 18%, Н – 12%.

Правильно организованная взрослым среда, в которой живет ребенок, либо способствует, либо не способствует развитию его способностей. В окружении ребенка должны находиться не только стимулирующие материалы, используемые в процессе непосредственно-образовательной деятельности, но и материалы, предоставляющие возможность применять усвоенные средства и способы познания в других обстоятельствах.

Оптимальным путем для организации предметной среды в нашей группе мы посчитали такой, при котором материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей и игровой деятельности, расположены в разных местах. Нами были созданы: центр активности Для формирования навыка слушания, расширения представлений об окружающем, а также развития творчества детей на основе литературных произведений, создан  уголок «Речецветик», где висит стеллаж для книг, стоят столик и два стульчика, ковролиновое наборное полотно и картинки по изучаемым лексическим темам к нему. Детские книги по программе, любимые книжки детей, книжки- игрушки, предметные и сюжетные картинки по одной - двум лексическим темам на месяц, различные виды театра (плоскостной, настольный, кукольный). Различные атрибуты для ряженья (шляпы, очки, шали, длинные юбки) находятся в центре активности «Драматизация», для развития подражательности и творческих способностей, а также для стимуляции сюжетно-ролевой игры, формирования  коммуникативных навыков и  ролевых действий игре. Далее представлена таблица Материал, используемый в НОД.

Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них? Зачем бы посвящали вечерние часы сказкам да отнимали детское внимание? И разве только дети были слушателями бабушки-сказительницы в семье? С не меньшим удовольствием и волнением погружались в мир волшебства и чудес взрослые члены семьи! Да и где еще можно почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как не в хорошей сказке? Теперь мы подробно разбираем все свойства сказки, ее педагогические, психологические и медитативные возможности. Но суть всех этих рассуждений одна: без сказки нет у ребенка ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Видеоиграми сыт не будешь, особенно если созданы они в чужой стране, где люди живут иными проблемами.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, дает возможность за 15—20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Пользуясь зашифрованным в сказке опытом прошлых поколений, ребенок и взрослый могут проникнуть в мир бессознательного и на ином, внутреннем, уровне разглядеть собственный мир чувств и переживаний.

Не случайно сегодня сказки используются и педагогами, и психологами, и логопедами. Что, как не сказка, позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы, если ему самому никто не угрожает, никто его не обижает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка".

Влияние художественной литературы на формирование интегративных качеств ребенка....

Проект №3 «Влияние художественной литературы на формировании личности дошкольника»

ЦЕЛЬ ДАННОГО ПРОЕКТА:Развивать познавательную активность, любознательность, общую культуру и эрудицию детей, через знакомство с художественной литературой.ЗАДАЧИ: Развивать устную речь, приобщать к уч...

Проект. "Влияние художественной литературы на формирование речи и личности дошкольника".

Проект по развитию речи в подготовительной к школе группе....

Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка

Перспективное планирование для старшей и подготовительной к школе группы....

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста

Влияние художественной литературы на формирование представлений о временах года детей старшего дошкольного возраста...