Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Народные традиции. Православная Русь"
проект (старшая группа) на тему

Друзья мои!

Внушайте людям веру!

И чаще говорите "Добрый день",

И следуйте хорошему примеру!

Продляйте добрым словом

Жизнь людей!

В. Боков. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 6 «Солнышко»

Среднесрочный педагогический проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

О Москве

Над проектом работали:

Воспитатель

Командрина Марина Михайловна

Дети старшей группы

Родители

2014 – 2015 г.

Среднесрочный   педагогический проект

по нравственно-патриотическому воспитанию

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

В. Боков

«Народные традиции. Православная Русь»

Вид проекта: комплексный, познавательно-творческий.

Продолжительность:6 месяцев. 

 Участники:  педагог группы, 20 детей старшей группы , родители.

 Актуальность: 

Чтобы не плакать нам от чад своих …

21 век. Век технических преобразований, информационных технологий. Бегущий, летящий век, все торопятся, спешат объять необъятное. Наш век -  время перевернутого бытия, когда все встало с ног на голову. Из жизни народа уходит, исчезает, что то, самое необходимое и главное, а  люди как будто бы этого не замечают, им некогда оглянуться назад, задать себе вопрос, а так ли мы живем. Если раньше говорили хлеб всему голова – то сегодня чаще всего мы слышим – деньги решают все.

Оглянувшись вокруг себя, нельзя не заметить общего упадка нравственности: как легко и свободно, без всякого смущения и зазрения совести многие, особенно молодежь, …зло называют добром, и добро  - злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким (Ис. 5,20).  Вот случай с одним молодым человеком, который вместо того, чтобы уступить место старушке в транспорте, цинично рассказал анекдот о том, что у старух потому «ножки»  болят, что они в детстве уступали старшим  место; надо бы не уступать и тогда бы «ножки» не болели.

Этот  вирус нечувствительности и сердечной окаменелости, как зараза, распространяется повсюду – и среди молодежи, и среди старшего поколения. И люди уже  стесняются проявлений добра, нормального человеческого сочувствия и сострадательности у себя и окружающих. Поэтому очень важно с ранних лет учить детей добродетельности, воспитывать в них христианскую нравственность, «чтобы жили они, чтобы живы были мы, и не захлебнулся бы мир злом окончательно» - как сказал архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Душа ребенка отзывчива на все  доброе и прекрасное, и ребенок своим сердцем способен воспринять многое, даже отвлеченные поучения и уроки, о чем нередко взрослые и не догадываются, забывая, что душа человеческая «по природе христианка».

Церковные праздники всегда были любимы и почитаемы  русским народом.  Недаром  дети так любят наши  народные и православные праздники.  И нигде так ярко не проявляются лучшие человеческие качества как в православные  праздники.

Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям познакомиться  с церковными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значений православных праздников.

 Цель проекта. 

Познакомить детей с православными праздниками, народными традициями, обычаями, приметами  при  их  подготовки и проведении.

Задачи: 

  • Продолжать знакомить детей с православными и народными праздниками, формировать представления  о традициях и обычаях русского народа, поддерживать интерес к культуре предков.
  • Воспитывать  у детей чувство  гордости  за русскую культуру, любовь к народным традициям, почтение к православным праздникам, интерес к народному творчеству.
  • Познакомить детей с доступными их пониманию произведениями художественной литературы, иконописи и эмоционально откликаться на них.
  • Развивать артистические способности, умение  инсценировать эпизоды сказок.
  • Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, быть дружелюбными  во взаимоотношениях со всеми.

Ожидаемый  результат:

  1. Дети узнают, что в России есть не только государственные праздники, но и православные, народные.
  2. Дети будут знать историю  церковных праздников, традиции и народные приметы русского народа, связанные с подготовкой и проведением православных праздников.
  3. Дети, будут понимать значимость православных традиций и обычаев для верующих людей и это, будет способствовать проявлению добра, милосердия  и сострадательности  к окружающим.
  4. Дети с желанием и уважением порадуют близких людей памятью о праздниках маленькими праздничными подарками, изготовленными своими руками.
  5. Будут уметь организовывать пасхальные игры и другие  народные игры, на основе имеющихся знаний.

Этапы  реализации проекта:

1 этап -  Подготовительный:

  1. Опрос и анкетирование родителей;
  2. Разработка   плана проекта, в соответствии с его целями и задачами.
  3. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального  материала  по теме проекта.
  4. Подбор  материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
  5. Определение участников проекта.

Работа воспитателя  в ходе проекта:

  • организация просмотра православных презентаций и мультфильмов;
  •  проведение тематических занятий и бесед;
  • организация выставок детских  рисунков «Мой Ангел Хранитель», «Русь Златоглавая», «Крещенская ночь», «Уж, верба вся пушистая», «Благая весть»,  «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны», «Пасхальная открытка»;
  • создание картотеки дидактических игр по данной теме;
  • формирование интереса к проектной деятельности.

2 этап – Основной

 Организация образовательной проектной деятельности.

Ознакомление с окружающим.

  • Беседы о Рождестве Иисуса Христа, Крещении, о Пасхе.
  • Объяснение некоторых заповедей Библии.
  • Слушание духовной музыки, колокольных звонов.
  • Знакомство с живописью на библейские сюжеты (икона - Рождество Христово, икона - Спас Нерукотворный, икона – Благовещение).
  • Рассматривание иллюстраций.

 Видеосалон. Просмотр мультфильмов по духовно-нравственной тематике:

       «Про Василия Блаженного»,

       «Рождественская история»,

       «Сергий Радонежский».

Просмотр презентаций по духовно-нравственной тематике:

«О мире», «О святых ангелах», «Что легче» В. Осеева, «Рождество», «Зачем Бог сошел на землю», «За правым и левым плечом», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Вербное Воскресение», «Детям о Пасхе».

Ознакомление с художественной литературой

Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике:

 Б. Ганаго «Детям о Слове», «Помыслы сердца».

 «Зернышки. Добрые истории для малых ребят» - сборник рассказов.

Монах Варнава (Санин) «Маленькие притчи для детей и взрослых».

Заучивание стихов по духовно-нравственной тематике:

  • К. Фофанов «Под напев молитв пасхальных»,
  • А. Майков «Христос Воскрес»,
  • С. Есенин «Пасхальный благовест»
  • А. Блок «Вербочки»,

Игровая деятельность

Пасхальные игры      

«Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами».

Хороводные игры

«Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».

Игры-драматизации:   

 «Курочка Ряба», «Пасхальный колобок»

Дидактические игры

«Собери Храм»

«Раскрась пасхальное яичко»

«Мой ангел»

Планирование работы.

Январь

  1. Беседа «Народные традиции. Новый год».
  2. Беседа  Рождество Христово. Святки. /Показ презентации./
  3. Народные традиции. Знакомство с колядками.
  4. Беседа «Крещение». /Показ презентации./
  5. Рисование «Крещенская ночь»
  6. Конструирование «Храм - дом Бога».
  7. Беседа «Памятники Кремля. Царь - колокол».
  8. Русские народные игры «Палочка-выручалочка».
  9. Чтение тематической художественной литературы.

Февраль.

  1. Беседа «Памятники  Кремля. Царь - пушка».
  2. Занятие «День защитника Отечества».
  3. Праздник «Колесо истории»
  4. Рисование «Защитники Отечества»
  5. Музейная педагогика «Былинные защитники святой Руси».(В.Васнецов  «Три богатыря»)
  6. Рассказ о Василии Блаженном.
  7. Конструирование «Храм Василия Блаженного»
  8. Народные традиции - Масленица. Праздник «Как на масленой недели, мы свои блиночки ели».
  9. Беседа «Не спорь! Прости!».
  10. Чтение тематической художественной литературы.

Март.

  1. Беседы «Народные традиции. Хлебосольство».
  2. Беседа «Мама слово дорогое».
  3. Пословицы и поговорки о матери.
  4. Беседа «Мой Ангел Хранитель»
  5. Рисование «Мой Ангел Хранитель»

     6.   Беседа «Любовь родителей».

     7.  Беседа «Что хорошо  и что  плохо?».

  1. Беседа «Будь послушным!» «Доброе дело. Трудолюбие и лень».

 9. Чтение тематической художественной литературы.

Апрель.

  1. Беседа  «Наши меньшие друзья». «Необыкновенная дружба святых людей и диких зверей».
  2. Цикл бесед «Православие русского народа» и художественное творчество:

 «Русь Златоглавая»,

           «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны»,

 «Благая весть»,

 «Вербное Воскресение»,

 «Пасхальная открытка».

  1. Итоговое мероприятие - Светлый праздник Пасхи.

Май.

  1. Народные традиции. Именины.
  2. Беседа «Наши добрые дела» «О добрых, жадных, щедрых»
  3. Беседа «Будь скромным! Не хвастайся!»,  «Не кради! Не обманывай!»
  1. Беседа «Моя семья.  Наш род»
  2. Беседа. Русское народно-прикладное искусство. Матрёшка.
  3. Чтение тематической художественной литературы.

3 этап заключительный:

 Мероприятия по реализации проекта.

  1. Выставки рисунков и поделок участников проекта.
  2. Праздничный  досуг «Пасхальный Колобок».

   

Работа с родителями:

  • Анкетирование
  • Родительское собрание «Чтобы не плакать нам от чад своих…»
  • Беседы с целью заинтересовать  родителей в реализации проекта.
  • Привлечение  родителей к обогащению творческой предметно-развивающей среды группы.
  • Участие в конкурсе детско-родительских рисунков и поделок.

Информационные стенды и папки передвижки  для родителей:

«Как и чем можно порадовать ребёнка в праздник»

«Пасхальные обычаи на Руси»

«Почему мы красим яйца на Пасху»
«Праздник Пасхи – о чем можно рассказать детям дома».

«Светлый Праздник Пасха»

Используемая литература:

  1. «Патриотическое воспитание дошкольников» - Н. В Алешина УЦ  Перспектива  Москва 2008 г.

  1. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» - О.В. Дыбина.   Мозаика синтез Москва 2011 г.

  1. «Основы православной культуры» - составитель О.К. Харитонова под редакцией протоирея Виктора     Дорофеева , издательский дом «Покров» Москва 2002 г.

  1. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» - М.Д. Маханева . Творческий Центр «Сфера»  Москва 2010 г.

  1. Православная культура  для малышей  «Добрый мир» - Л.Л. Шевченко

М. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011 г.

  1. Добрый мир. Устроение доброго мира. Прогулки  по дням творения.
  2. Устроения добрых отношений  в мире. Хорошо – плохо
  3. Устроение добрых отношений в нашей  жизни.  Семья. Родина.
  4. Православный  храм. Наши меньшие друзья (человек и мир природы).
  5. Ценности жизни христиан. Чему мы радуемся? Православные праздники.

  1. Живем в «Ладу» патриотическое воспитание в ДОУ.- А.Е. Писарева, В.В. Уткина. Творческий Центр «Сфера» Москва 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Народные традиции. Православная Русь".

Сообщение на педагогическом совете по реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию с использованием презентации....

Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русь 100 лет назад или шаг в прошлое»

Повышение интереса детей к культурным традициям русского народа, его прошлому....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Моя семья и семейные традиции»

Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Традиции и обычаи русского народа" для детей средней группы

Цель проекта: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возра...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 средней группы на тему «Русские народные традиции и культура»

ull;Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинств...