Физкультминутка в режиме дня- практический материал в копилку воспитателя
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Лаптева Татьяна Валерьевна

Практический материал из опыта работы. Подборка физкультминуток для использования на занятиях с детьми. В копилку воспитателя и старшего воспитателя. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon физкультминутки на занятиях63 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутка в режиме дня

       Физкультминутки (физические упражнения) проводят с целью предупреждения общего утомления организма ребенка, мышечного напряжения (от статичного напряжения при занятиях за столом, н-р) и утомления нервной системы детей (н-р, на занятии с большой умственной нагрузкой и недостатком мышечной деятельности).

      Физкультминутки переключают ребенка с одного вида деятельности на другой, являются физической разрядкой, улучшающей самочувствие ребенка.

     

        Для физкультминуток подбираются доступные и эффективные физические упражнения, помогающие поддерживать хорошее настроение, самочувствие и работоспособность детей на занятии и в повседневной жизни.

      При выборе упражнений важно учитывать особенности нервной системы ребенка: спокойные упражнения в среднем темпе предлагаются легко возбудимым детям, а для заторможенного ребенка рекомендуются упражнения, активизирующие его мышечную систему.

       В комплекс, рассчитанный на 2-3 минуты, следует включать знакомые детям упражнения для крупных групп мышц: упражнения для плечевого пояса, наклоны, повороты, приседания, подскоки. Полезны также упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, н-р мышц шеи, кисти. В физкультминутках можно использовать упражнения для кисти с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами, выполнять перекрестные движения и пр.

        В перерывах между занятиями в старшей и подготовительной группе можно давать упражнения с мячами, скакалками, детскими тренажерами, а также подвижные игры, игры-эстафеты и др.

       Не следует предъявлять особых требований к технике выполнения упражнений, лучше акцентировать внимание на моменте расслабления, активном выдохе. В некоторых случаях полезно применить и более интенсивные упражнения: 10-15 подскоков, 10-12 приседаний, бег на месте (30-40 секунд).

        Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной для детей, проходить в игровой форме и давать детям мышечную разрядку от сравнительно неподвижной позы и устойчивого внимания.

     Важно, чтобы физкультминутка сняла утомление, но не перевозбудила детей.

Литература в помощь воспитателям:

  1. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез. 2005.
  2. Научно-практический журнал «Здоровье дошкольника» - выходит 6 раз в год.

           ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника» - (в методическом  кабинете).

КОМПЛЕКСЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

НА ЗАНЯТИЯХ

ЗАНЯТИЯ ПО  ФЭМП

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

Комплекс №1

1. До пяти считаем,                     И.П.: Стоя, ноги слегка расставлены.

   гири поднимаем.                         В.: Руки поднять медленно верх - в стороны,

                                                             пальцы сжаты в кулаки.

2. Сколько раз ударю в бубен           И.П.: Стоя, ноги на ширине плеч, руки в

    Столько раз дрова мы рубим.             замок, подняты вверх.

                                                             В.: Резкие наклоны вперед вниз.

3. Сколько клеток до черты,          И.П.: Произвольное

   Столько раз подпрыгни ты.       В.: На доске изображено 5 клеток.

                                                               Восп. указывает на них. Дети прыгают.

Комплекс №2

1. Сколько точек будет в круге,          На доске круг с точками.

   Столько раз поднимем руки.            Считают. Выполняют.

   (4-5 раз)

2. Сколько елочек зеленых,                 И.п.: стоя, ноги врозь, руки на поясе.

   Столько выполним наклонов.

   (4-5 раз)

3. Приседаем столько раз,              И.п.: Стоя, ноги расставлены,

   Сколько бабочек у нас.                          Во время приседания руки вперед.

  (10-12 раз)

Комплекс №3

1. На носочки встанем -                    И.п. : Руки на поясе.

   Потолок достанем.                            В.: Поднимаясь на носки, руки вверх,

   (5 раз)                                                        в стороны, потянуться.

2. Наклонились столько раз,             И.п.: Стоя, ноги врозь. При наклонах

   Сколько уточек у нас.                              ноги не сгибать.

3. Сколько покажу кружков,             И.п.: Стоя, руки на поясе.

    Столько выполним прыжков.

   (5* по 3 раза)

Комплекс №4.

1. Сколько черточек до точки                   И.п.: О.С.

   Столько встанем на носочки.                В.: При подъеме на носках,

                                                                            Руки в стороны, вверх, ладони

                                                                           Ниже уровня плеч.

2. Будем считать, грибы собирать.        И.п.: стоя, ноги на ширине плеч,

                                                                       наклоны вперед («собираем грибы»)

3. Ягоды считаем, дружно приседаем.    И.п.: О.С. руки на поясе.

   (10-15 раз)                                                 голову не опускать, спина прямая.

Комплекс №5.

1. И.п.: О.с., руки к плечам.

   На 1-2 локти назад /вдох/

   На 3-4 в и.п. медленно.                   То же, вращение локтями назад (4 раза).

2. И.п.: стоя, ноги врозь /вдох/

   на 1-2 поворот вправо, правая рука за спину. Левая рука вперед /выдох/

  на 3-4 вернуться в и.п.

 (Резкие повороты в стороны с захлестом рук)

 Бег на месте (30 сек). Темп средний.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Текст произносится во время выполнения упражнений. Все упражнения выполняются стоя.

Комплекс №1.

1. Лебеди летят.                                       Плавные движения руками с большой

   Крыльями машут.                                  амплитудой.

2. Прогнулись над водой.

   Качают головой.                                    Наклоны вперед.

3. Прямо и гордо умеют держаться.       Приседают 2-3 раза.

   Очень бесшумно на воду садятся.

Комплекс №2.

1. Конь меня в дорогу ждет.                    Руки за спиной сцеплены в замок.

Бьет копытом у ворот.                        Ритмичные поочередные поднимания

На ветру играет гривой                        согнутых в коленях ног, покачивание

Пышной, сказочно красивой.                головой.

Быстро на седло вскачу,                       Подскоки на месте.

Не поеду – полечу. Цок-цок.                 Руки полусогнуты в локтях перед

Цок-цок. Там за дальнею рекой           собой.

Помашу тебе рукой.

Комплекс №3.

Медвежата в чаще жили,                   Круговые движения головой

Головой своей крутили,                        поочередно в разные стороны.

Вот так, вот так.

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,                     Наклоны в стороны, руки вперед.

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так.

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили                          Ходьба по-медвежьи,

И из речки воду пили.                         наклоны вперед.

Вот так, вот так,

И из речки воду пили.

А потом они плясали,                       Подскоки на месте.

Выше лапы поднимали.

Вот так,  вот так.

Выше лапы поднимали.

Комплекс №4.

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики            Энергичные движения

Прыг - скок, прыг – скок                                           руками. Прыжки.

Стоп, сели.                                                                 Приседания.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше высоко,

Прыгать на носках легко.                                   Прыжки на месте.

Комплекс №5.

 Вот мотор включился,                           Вращательные движения руками

Пропеллер закрутился,                           перед собой.

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж.

К облакам поднялись,                              Поочередные поднимания колен,

И шасси убрались.                                    Покачивание руками разведенными

                                                                   в  стороны.

Вот лес, мы тут приготовим парашют.

Толчёк, прыжок, летим дружок.           Прыжок вверх, руки в стороны,

Парашюты все раскрылись,                  приседания.

Дети мягко приземлились.

Комплекс №6.

Как головою между листвою              Движения головой вверх-вниз

Дятел деревья долбит.

Как на рыбалку и вперевалку              Бег на месте с разведением рук

Гусь за гусыней бежит.                      в стороны.

Как удивились, остановились             Наклон вперед, руки назад.

Гуси у самой реки.

Воду попили, крылья раскрыли           Руки в стороны, плавные движения

И потихоньку пошли.                          в  вверх-вниз.

Комплекс №7.

Эй, лошадки, все за мной!                    Руки вперед, пружинистые движения

Поспешим на водопой!                        ног.

Вот река, широка и глубока,              Плавное разведение рук в стороны,

Не достанешь до дна.                         Наклоны вперед.

А водица вкусна, пейте!

Хороша водица!

Постучим копытцем!                          Притопывание ногой.

Эй, лошадки, все за мной!                    Прыжки на месте.

Поскакали домой!

Гоп! Гоп! Гоп!

ИЗО- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст произносится во время выполнения упражнений. Все движения выполняются сидя.

Комплекс №1.

Мы сегодня рисовали,                         Активное сгибание и разгибание пальцев.

Наши пальчики устали.                     Встряхнуть руками перед собой.

Пусть немного отдохнут,                Энергично отвести локти назад.

Снова рисовать начнут.              

Дружно локти отведем,

Снова рисовать начнем. (2 раза)

Комплекс №2.

Мы сегодня рисовали,                     Плавно поднять руки перед собой,

Наши пальчики устали,                 встряхнуть кистями.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь                  Разводить и сводить ноги.

Заколачиваем гвоздь. (4-5 раз)

Комплекс №3.

Руки подняли и покачали-                  Плавное покачивание поднятыми

Это деревья в лесу.                            руками, встряхивание рук перед собой.

Руки подняли, кисти встряхнули-    Горизонтальные одновременные

Ветер сбивает росу.                         Движения руками вправо/влево.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем -        Присесть, руки назад.

Крылья сложили назад. (2 раза)

Комплекс №4.

Долго-долго мы лепили,                      Встряхивание кистями перед собой

Наши пальцы утомились.                  Отвести руки назад-вниз,

Пусть немного отдохнут                  отклоняясь на спинку стула

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем.

Комплекс №5.

Наши алые цветки                           Плавное раскрывание пальцев.

Распускают лепестки.                     Помахивание руками перед собой

Ветерок чуть дышит                      и плавное опускание их на стол.

Лепестки колышит.

Закрываясь лепестки

Тихо засыпают.

Тихо засыпают,

Головой качают. (2 раза)

Комплекс №6.

В прятки пальчики играли                           Сжимание и разжимание кистей.

И головки убирали,

Вот так, вот так

И головки убирали.

Комплекс №7.

На зарядку солнышко поднимает нас

Поднимаем руки по команде «раз».

А под нами весело шелестит листва

Опускаем руки по команде «два».

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише. Деревцо все выше, выше.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК

В  РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ

  1. Только в лес мы все зашли-

Появились комары.

Руки вверх - хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз-два, раз-два,

Позади уже вода.

  1. Раз - подняться, потянуться.

                                                                   Два – согнуться, разогнуться.

                                                                   Три – в ладоши три хлопка.

                                                                  На четыре – руки шире.

                                                                 Пять – руками помахать.

                                                                 Шесть – за стол спокойно сесть.

  1. Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы считать!

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше.

И легко, легко подышим.

Раз-два: выше голова!

Три – четыре: руки шире!

Пять-шесть: тихо сесть!

                                                     4.На моей руке пять пальцев,

                                                        Пять хватальцев, пять держальцев,

                                                        Чтоб строгать и чтоб пилить,

                                                       Чтобы брать и чтоб дарить,

                                                                 Чтобы их же сосчитать:

                                                                 Раз, два, три, четыре, пять.

  1. Паровоз кричит «ду-ду»!

Я иду, иду, иду.

А колеса говорят:

«Так-так-так, так-так-так».

  1. Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши

На два счета поднялись,

Три-четыре: руки вниз.

                                           

                                               6.Ветер тихо клен качает,

                                                 Вправо-влево наклоняет.

                                                Раз - наклон, два-наклон,

                                                Зашумел листвою клен.

7.По острову бродит пират.

  Он глядит на восход, на закат.

  Под каждую пальму глядит,

 Одну только фразу твердит.

 Он думает глядя вокруг,

 Не здесь ли запрятан сундук?

                                              8.Руки на пояс поставьте вначале,

                                                 Влево и вправо качните плечами

                                                Вы дотянулись мизинцем до пятки?

                                                Если сумели, все в полном порядке.

9.Раз-два, выше голова!

Три-четыре. руки шире!

Пять-шесть, тихо сесть!

10. Буратино потянулся,

     Руки в стороны развел.

     Раз –нагнулся, два-нагнулся.

    Вот присел.

    Потом пошёл.                

                                            11. Мы читали и писали,

                                                  И немножечко устали.

                                                 Физкультминутку проведем

                                                 И все вместе отдохнем.

                                                Руки в стороны держите,

                                                И на пояс опустите.

                                               Шаг на месте – раз, два, три!

                                                Плечи шире разверни.

                                                Проведем одну игру,

                                               Все присядем, скажем: «У-у»!

                                               Быстро встанем, скажем: «А»!

                                               Нам пора уж за дела!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал из опыта работы "Самоанализ воспитателя"

От того,как воспитатель умеет проанализировать свою деятельность зависит его настоящее и будущее....

Библиотека, практический материал для воспитателей и родителей

Тема недели библиотека. практический материал по данной теме для воспитателей и родителей. Игры, загадки, стихи, пословицы....

Физкультминутки (практический материал)

Очень важно использовать физкультминутки во время занятий, а также в течение всего дня между разными видами деятельности детей!...

Практический материал для воспитателей «Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы»

Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, они продиктована не только требованиями гигиен...

"Виды работ по закреплению функции фонематического анализа" Практический материал для учителей-логопедов и воспитателей старших логопедических групп для детей с ТНР.

Данный комплекс способствует развитию быстрому и точному побуквенному анализу, помогает лучше ориентироваться в звуко-слоговом составе слова и тем самым не допускать ошибки в процессе чтения и письма....

Практический материал в помощь воспитателям «Виды театров в детском саду»

Практический материал в помощь воспитателямТеатр кукол в детском саду...