Познавательное развитие детей заведующая Тарасова М.В.
консультация на тему

МБОУ "Учхозская СОШ" отделение дошкольного образования детский сад "Ласточка"

Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательное развитие.

Познавательное воспитание-это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью обогащения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации в окружающей жизни и формирования на этой основе познавательных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.odt9.71 КБ

Предварительный просмотр:


   Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательное развитие.

    Познавательное воспитание-это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью обогащения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации в окружающей жизни и формирования на этой основе познавательных процессов.

      Великий славянский педагог Ян Амос Каменский, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчеркивал, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут.

       Среда, способствующая познавательному развитию, включает в себя предметную (материальную) среду и познавательный дух взрослых, окружающих детей.

        Предметно-развивающую среду для познавательного развития педагоги создают начиная с младшей группы. Предметы, пособия, оборудование, книги и пр., являющиеся основой среды, организованной для познания, помогают детям расширять кругозор: уточнять, конкретизировать новые и имеющиеся знания; активизировать собственные познавательные интересы.

          Главный принцип предметно-развивающей среды заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, с этим можно играть и действовать.

          В нашем детском саду тоже есть познавательная игротека, тематика у них разная. Материал представлен дидактическими и настольно-печатными играми; игровыми панно (магнитными, бумажными); разнообразными коллекциями и демонстрационными экспонатами; оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений и многим другим. В каждой группе есть красивые растения. Предусмотрено место для познавательной литературы, альбомов, наборов открыток. Так же имеется телевизор и видеотехника для просмотра познавательных передач и фильмов; часы (настенные, будильник); глобус; тематические подборки по темам: «Моя Республика» и многое другое.

           Одним из важных принципов руководства познавательным развитием детей является обязательная потребность взрослых в познавательном саморазвитии. Педагог, который не читает познавательной литературы, не посещает библиотеки, музеи, выставки, интересные места и доступные достопримечательности, не может полноценно и эффективно руководить познавательным развитием ребенка, не может зажечь в его сердце и сознании жажду познания мира.

    Познавательно развитие детей осуществляется на специальных занятиях, а также на мероприятиях, проводимых в свободной деятельности детей (вне занятий). Реализовать поставленные задачи и объемы только на занятиях практически невозможно. Поэтому огромное значение придается работе с детьми вне занятий.

      На занятия педагоги выносят наиболее сложные содержания. При этом многие занятия-это старт к последующей деятельности детей в повседневной жизни. Занятие, как пусковой механизм, запускает последующую деятельность детей в рамках определенного содержания. Этот механизм может сработать, а может и нет. Если у детей после занятия появилось желание погружаться в данное содержание, расширять и уточнять полученные сведения, то работу следует активно продолжать. Если педагоги отмечают, что интерес у детей отсутствует, то не следует надолго удерживать их внимание на этом содержании. Ведь воспитатели предлагают детям достаточно большой диапазон познавательных содержаний, и какие-то из них обязательно их заинтересуют. Именно те содержания, которые вызывают интерес у большинства детей группы, следует углублять и расширять.

         Педагоги справятся с руководством познавательного развития детей, если:

  • проводили познавательное развитие в системе, начиная с младшего дошкольного возраста;
  • в процессе работы были созданы и сохранены наглядные материалы, созданные с помощью детей пособия и альбомы;
  • они владели методикой организации и проведения познавательного развития детей вне занятий.

     Большую помощь могут оказать родители наших воспитанников. С их помощью проводятся традиционные «Встречи с интересными людьми», формируются альбомы, которые дети любят рассматривать.

       Проблема познавательного развития важна сегодня как никогда. В современном мире ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Требования программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно. Современный ребенок живет в более широкой информационной среде, чем его сверстники несколько десятилетий назад.

        Практика убедительно показала, что познавательные занятия очень эффективны: дети становятся активны, любознательны, сообразительны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

«Познавательное развитие детей. Внимание! Внимание!» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Игры для развития связной речи у детей с ОВЗ»

Вниманию родителей представлены ряд игр, способствующих развитию связной речи у детей с ОВЗ в домашних условиях...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)

Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности   «Почему, зачем и как?&rdquo...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...