Родительское собрание во 2-й младшей группе на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Сайфутдинова Наталья Владимировна

Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного речевого развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vo_2-y_mladshey_gruppe_na_temu.docx563.44 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2-й младшей группе на тему:

«Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей»

Форма проведения: семинар-практикум

Предварительная работа:
- Расставить столы и стулья в виде прямоугольника.

- Установить оборудование для интерактивной мультимедийной презентации
- Подобрать музыкальное сопровождение.

- Подготовить материал для игр «Чудесный мешочек», пальчиковых игр, «Угадай звук».

- Оформить выставку «Такой разный театр», на которой представлены виды театров, книги о речевом развитии (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).

Цель. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного речевого развития ребенка.

План проведения:

  1. Вступительное слово о значении развития речи детей 3-4 лет.
  2. Некоторые методы познавательно-речевого развития:
  • Формирование словаря посредством игры «Чудесный мешочек».
  • Использование мнемотаблиц в пальчиковых играх.
  • Звуковая культура речи (артикуляционная гимнастика) с привлечением учителя-логопеда.
  • Развитие слухового внимания через игру «Угадай звук».
  1. Большую роль в познавательно-речевом развитии играет театрализованная деятельность:
  • Рассказ о разных видах кукольных театров с применением мультимедийной презентации;
  • Выставка «Такой разный театр», на которой представлены виды театров, книги о театре (возможно, о речевом развитии).
  1. Оценка родительского собрания посредством определенных символов.

.

Ход собрания

1.Приветствие.


Воспитатель 1. Добрый вечер. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Сегодня мы вместе с вами уделим пристальное внимание познавательно-речевому развитию детей младшего возраста.
Всем известно, что развитие речи является одной из самых важных задач, стоящих как перед родителями, так и перед ДОУ. Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. 

2.Вступительное слово о значении развития речи детей 3-4 лет.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети  имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Воспитатель 2. Какие же формы совместной деятельности  с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста?

Чтобы ответить на этот вопрос, были проанализированы возрастные особенности детей данного возраста: им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры, они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям этого возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Следовательно, игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой  активности ребенка.

В работе по развитию речи детей раннего возраста используются следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; игры на формирование словаря, развитие мелкой моторики рук; игры на формирование звуковой культуры речи; дидактические игры и упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия; бытовые и игровые ситуации; театрализованные игры.

3. Практическая реализация методов познавательно-речевого развития 

Воспитатель 1. Работа по познавательному речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматически строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания.

Воспитатель 2. И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

  1. Расширять и активизировать словарь  мы должны на основе  обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов-- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы;  качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шороховатая).
  2. Обогатить словарь названиями  частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

Практическое задание

Игра «Чудесный мешочек».

ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие, формирование словаря.

ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме.

Родителям предлагается угадать на ощупь предмет, спрятанный в мешочке. После того, как отгадали, описать его по алгоритму:

  • Что (кто) это?
  • Какой он? (величина, цвет, форма и пр.)
  • Для чего нужно?
  • Где растёт (живёт)?

Воспитатель 1. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Для работы по развитию мелкой моторики рук можно использовать: игры-шнуровочки, игры с прищепками, игры со счётными палочками и многое другое. Безусловно, пальчиковые игры. В младшем возрасте во время проведения пальчиковых игр эффективно использовать мнемотаблицы (схемы).  Мнемотаблицы также эффективны  при разучивании стихотворений, при обучении рассказыванию и пересказу. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение, текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение, текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Пальчиковая игра с использованием мнемотаблиц.

C:\Users\Наталья\Desktop\Род собр февр мл гр\IMG_9090.JPG

Воспитатель 2.

У многих детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Необходимы специальные упражнения (артикуляционная гимнастика) для мышц речевого аппарата. По своим результатам артикуляционная гимнастика подобна утренней зарядке, она усиливает кровообращение, укрепляет мышцы лица, гибкость частей речевого аппарата.

Сегодня с вами попрактикуется в этом деле наш учитель-логопед Смыслова Марина Михайловна.

Артикуляционные упражнения под руководством логопеда.

Задачи для детей 3-4 лет:

  1. Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки ( п-б-т-д-к-г-ф-в-т-с-з-ц)

Практика:

Упражнения для губ и щек
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка
1. Птенчики.
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка.
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка.
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка (Стрелочка. Жало).
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Упражнения для губ
1. Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. Хоботок (Трубочка).
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор).
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

Упражнения для развития подвижности губ
1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

C:\Users\Наталья\Desktop\Род собр февр мл гр\IMG_9095.JPG

  1. Помимо развития моторики речедвигательного аппарата, необходимо развивать слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.

Учим ребенка отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Практика:

Развитие интонационной выразительности:

  1. Говорить голосом мышки, медведя, волка;
  2. Рассказывать стихи с разной интонацией (как робот, принцесса и пр.)
  3. Разучивание скороговорок

Развитие слухового внимания:

  1. Игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай звук», «Послушаем тишину», «Чей голос?» (аудиозаписи голосов животных или голосовая импровизация)

Развитие речевого дыхания:

  1. Игры: «Снежинка», «Прожорливые фрукты», «Бабочки» и пр.

C:\Users\Наталья\Desktop\Род собр февр мл гр\IMG_9093.JPG

Игра «Угадай звук»

Воспитатель 1.  Большую роль в познавательно-речевом развитии играет театрализованная деятельность. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

4. Театрализованная деятельность в  познавательно-речевом развитии 

Рассказ о видах кукольных театров с применением мультимедийной презентации.

Воспитатель 1. В нашей группе представлены некоторые виды кукольных театров. Наша коллекция постоянно пополняется, и мы очень надеемся, что с вашей помощью наш уголок театра приобретет новый вид. Также для вас мы подготовили небольшую выставку книг о театре и речевом развитии.

C:\Users\Наталья\Desktop\Род собр февр мл гр\IMG_9088.JPG

Воспитатель 2. В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.

Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.

5. Оценка родительского собрания.

Воспитатель 1. Наша встреча подошла к логическому финалу. Вашу оценку родительскому  собранию я предлагаю дать, поместив на магнитную доску красную маску (если собрание понравилось, узнали что-то новое и интересное), или синюю (если не понравилось и посчитали, что время было потрачено зря).

C:\Users\Наталья\Desktop\Род собр февр мл гр\IMG_9103.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание во 2-й младшей группе на тему: «Будем знакомы»

Младший возраст – важней период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым о...

Родительское собрание в средней группе "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста - важная задача педагога.Необходимо способствовать повышению педагогичес...

Родительское собрание во 2-ой младшей группе на тему "Экологическое воспитание"

Сценарий родительского собрания с исльзованием дидактических игр, рассматривание картин, иллюстраций о лесе....

Конспект родительского собрания-встречи во второй младшей группе на тему: «Наш детский сад Вас видеть рад!»

Конспект родительского собрания-встречи во второй младшей группе на тему: «Наш детский сад Вас видеть рад!»...