проект по знакомству детей с русской народной игрушкой
методическая разработка (младшая группа) на тему

Кузьмина Татьяна Владимировна

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

Пгт. Назия

                  Воспитатели: Кузьмина Т.В.

                                          Кочеткова Л.А.

Проект  «Знакомство детей 1 младшей группы с русской народной игрушкой — деревянной матрёшкой»

2016

Вид проекта: краткосрочный (недельный)

Дата проведения: 25.04-29.04.16

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

Гипотеза:

Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить малыша выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, цвету. Все это способствует установлению координации рук и глаз, развивает у ребенка правильное восприятие окружающего мира, его мышление.

Проблема:

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

Цель проекта:

Познакомить детей с народной игрушкой – деревянной Матрёшкой.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с произведениями прикладного искусства – на примере игрушки - деревянной Матрешки;

2. Учить детей рассматривать народную игрушку – Матрешку, отвечать на вопросы педагога, расширять словарный запас;

3. Воспитывать у детей интерес, любознательность, эмоциональный отклик на отдельные свойства и качества деревянной игрушки – Матрешки.

Решение задач осуществлялось через образовательные области:

Познание. Ребенок и окружающий мир - «Знакомства с русской народной игрушкой-Матрёшкой».

Познание. Математическое развитие - «Одна-много».

Познание. Конструирование - «Построим домик для Матрёшки».

Художественное творчество:

Рисование - «Украсим Матрёшкам сарафан».

Коллективная аппликация «Мы веселые матрешки».

Была подготовлена консультация для родителей - «Как играть с Матрешкой».

ЭТАПЫ    ПРОЕКТА

1 этап (подготовительный).

Сбор материалов для реализации проекта:

1.Составление плана работы

2. Подбор литературных произведений.

3.Подготовка атрибутов для игр.

2 этап (основной)

Познание. (Формирование целостной картины мира.)    

Тема: «Знакомство с матрешками».

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой, учить рассматривать матрешку. Учить выделять особенности внешнего вида (у матрешки есть голова круглой формы, туловище, ручки, она наряжена в сарафан, кофточку и фартук, на голове у неё косынка, вся её одежа украшена цветами), учить замечать яркость цветовых образов в народной игрушке, продолжать эстетические чувства детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать воспитателей, развивать мелкую мускулатуру мышц, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Материал: большая деревянная матрешка, маленькие матрешки на каждого ребенка, строительный материал (кубики, пластины и т.д.).

Художественно-эстетическое развитие. Чтение песенки – потешки «Как у нашей у матрешки».

Цель: познакомить с художественным произведением помочь понять содержание новой потешки, способствовать восприятию интонационной речи.

Русская народная песенка в обработке Н.Колпановой.

Как у нашей у Матрешеньки,

Сад зеленый, дом хорошенький,

Ванька-встанька у ворот громко песенки поет.

Балалайка звенит, заливается

А матрешенька глядит, улыбается.

Игра «Хитрые матрешки»

Цель: познакомить детей с тем, что у матрешки есть вкладыши.

Материал: деревянная матрешка с вкладышами.

З.Медведева «Матрешка»

У меня матрешка есть,

Новая игрушка.

В желтом сарафанчике,

Славная толстушка.

А её откроешь-

В ней сидит вторая,

Вся в зеленом,

Как весной травка молодая…

А вторую отвернешь-

Там еще матрешка.

Там матрешка - вовсе крошка.

То-любимая матрешка.

Вся она, как маков цвет:

Сарафан на ней надет

Алый как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Маленькую крошку –

Красную матрешку.

Воспитатель открывает игрушку.

Воспитатель снимает следующую верхушку.

Художественное творчество (рисование).  

Тема: «Укрась наряд для матрешки».

Цели: развитие мелкой моторики, цветовое восприятия, закрепление понятий об игрушке.

Конструирование

Игра со строительным материалом: «Дорожки для матрешки»

Цель: учить строить дорожку узкую и широкую из кирпичиков и пластин.

Материал: матрешки по количеству детей, строительный материал: кирпичики и пластины.

Художественное творчество (лепка).  

Тема: «Угощаем матрешек».

Цели: Развивать у детей чувство формы, мелкой моторики, умение раскатывать, сплющивать, защипывать края.

Формировать умение  выполнять  предметно игровые  действия;  учить  расставлять  посуду  каждой  матрёшке.

Настольно-печатная игра «Сложи матрешку»

Дидактическая задача: упражнять детей составления целого предмета из двух, четырех частей.

Музыкальное.

Программное содержание: средствами музыки обогащать и расширять представление детей о матрешке; обогащать слуховой опыт детей и создавать запас музыкальных впечатлений; развивать элементарное эстетическое восприятие музыки, эмоциональную отзывчивость на нее, ее характер и настроение на музыкальный образ, доступный ребенку; приобщать детей к выразительному исполнению не сложных танцев, хороводов, вызывать желание детей с удовольствием участвовать в них и связывать движения с музыкой; побуждать детей активно участвовать в музыкально-ритмической деятельности, посильно выполняя под музыку образные движения, передавая особенности музыкального звучания; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в певческой и ритмической деятельности.

Мы – матрешки крошки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Чистые ладошки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Как у нас (2 р)

Новые сапожки.

Мы – матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Поиграем, поиграем

На своих гармошках.

Мы матрешки (2 р)

Вот какие крошки

Потанцуем, потанцуем

Под свои гармошки.

Держат пальчики у щечки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Показывают свои ладошки.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону.

Показывают ноготок

Выставляют ножки, ручки на пояс.

Держат пальчики у щечки, кивают гововами из стороны в сторону. 

Показывают ноготок. Изображают, что играют на гармошке, растягивая их.

Держат пальчики у щеки, кивают головами из стороны в сторону. Показывают ноготок. Кружатся, подняв одну руку над головой.

Всё! (кланяются разводя руки в стороны)

Танец с ложками.

Мы матрешки (2 р)

Невидны под платьем ножки

Очень длинный сарафан,

А на нем большой карман.

Топ-топ ножки,

Топ-топ ножки,

Ай да мы матрешки!

Ай да мы матрешки!

Мы матрешки (2 р)

Мы в карманах носим ложки

Чтобы весело плясать,

Громко ложками стучать

Хлоп-хлоп ложки,

Хлоп-хлоп ложки

Ай да мы матрешки!

Ай да мы матрешки!

Дети выставляют ноги на пяточки

Дети кружатся, топая ногами (топатушки)

Дети приседают (пружинка)

Стучат ложками

Танец с платочками.

Мы вокруг матрешки

Хороводом встали

Яркие платочки

Мы все в руки взяли.

Припев:

Ты, матрешка, посмотри, посмотри-

Это пляшут малыши.

Мы вокруг матрешки

Весело гуляли, (2 р)

Ножками шагали.

Припев.

Мы с тобой матрешка

Поиграем в прятки.

Отгадай, матрешка,

Где же все ребятки!

А теперь, матрешка

Нам пора проститься.

Нам пора проститься,

Низко поклониться.

Дети машут платочками перед собой, стоя в кругу.

Дети кружатся.

Дети, подняв платочки, идут друг за другом по кругу.

Дети присаживаются на корточки, накрываясь платочками.

Дети машут платочками- «прощаются», кланяются.

Веселые матрешки.

Мы веселые матрешки

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки.

Проигрыш – дети выставляют ноги на пяточки.

Завязали мы платочки.

Ладушки, ладушки.

Раскраснелись наши щечки.

Ладушки, ладушки.

Проигрыш – дети кружатся, топая ногами (топатушки).

В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки.

Проигрыш – дети приседают (пружинка).

Матрешки – крошки.

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Поплясать хотим немножко.

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

У нас новые сапожки.

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Побежать хотим немножко.

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Погуляем по дорожке.

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Ох, устали наши ножки.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, притопывают ногами.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, медленно выставляют вперед то одно, то другую ногу.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, бегут за воспитателем.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, дети идут за воспитателем на ходу обмахиваются обеими руками (жарко).

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, присаживаются на корточки, поддерживая кистью правой руки, локоть левой.

Воспитатель: отдохнули?

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Снова пляшут наши ножки.

Мы матрешки

Все мы крошки (2 р)

Всем поклонятся матрешки.

Стоят на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, поворачиваются то вправо, то влево.

Стоя на месте, покачивают головой вправо-влево, кружатся на месте, кланяются.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Дидактическая игра «Больше – меньше»

Дидактическая задача: упражнять детей в различении, сравнении величины матрешек (больше-меньше, одинаковые), воспитывать внимание.

Вот матрешка-мама, дочка где, не знаю.

Прячется малютка, вот она какая!

Появилась дочка маленького роста

С ней матрешка-мама, загляденье просто!

(с.Резщикова)

Математическая игра «Одна и много»

Цель: формировать умение находить в окружающей обстановке одну и много матрешек.

Материал: рисунки с изображением одной и несколько матрешек, деревянные матрешки.

Математическая игра «Помоги матрешке найти свой домик»

Цель: закреплять умение группировать однородные и соотносить разнородные предметы по цвету.

Материал: рисунки матрешек разного цвета, домики разного цвета.

3 этап (заключительный):

Итоговое занятие:

Художественное творчество (рисование).  

Тема: «Укрась наряд для матрешки».

Цели: развитие мелкой моторики, цветовое восприятия, закрепление понятий об игрушке.

Структура, организации, деятельности, взрослым.

Деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность детей

ххх

Высокий уровень

Низкий уровень

Игровая мотивация

Постановка игровой задачи

Постановка учебной задачи

Показ способа изображения (пальчиком) взрослым и детьми

Прием напоминания

Руководство выполнением задания

Воспитатель: «жила-была матрешка. И была она веселой, озорной, любила играть, петь и танцевать. А больше всего она очень любила своих подружек и часто приглашала их в гости, пекла для них пироги и угощала их чаем с пирогами. Решила матрешка пирогов напечь, да поспешила. Засыпала совой нарядный сарафанчик мукой и не видно на нем ни цветочков ни листиков. Надумала она переодеть сарафан, нарядиться красиво, но потеряла ключик от сундучка, где лежат ее наряды.

-Не грусти матрешка, мы сейчас что-нибудь придумаем. Вы хотите помочь матрешке?

(взгляд-вопрос обращает к детям, делает паузу). Если результата нет спрашиваю:

-А вы, ребятки не хотите помочь матрешке украсить сарафан?

Получив ответ, воспитатель раздает ответы матрешек. На столы ставит гуашевую краску разных цветов.

-Вот она наша матрешка. Давайте, поможем ей, украсим сарафанчик: нарисуем цветочки, листики, развеселим ее.

-Чем можно украсить сарафан? (обращаю внимание на краски) Какие краски нам подарил художник?

-Каким цветом будем рисовать листочки?

-А что нарисуем красной, желтой краской?

-Мы постараемся, разукрасим красиво сарафанчик, порадуем матрешку.

-Окуну я пальчик в желтую краски и тык-тык пальчиком нарисую желтенький цветочек. А ты, Настенька, иди нарисуй еще цветочек. Ну как матрешка получается у наших помощников?

-Молодцы! Какие яркие цветочки получились.

А теперь нарисуем красные цветочки. Окунем пальчик в красную краску и тык-тык – появились красные цветочки.

-Сейчас давайте разрисует листочки. Обмакивайте пальчик в зеленую краску. (Наблюдаю за работой детей, оказываю индивидуальную помощь, напоминаю о необходимости промыть пальчик)

-Много листиков и цветочков на сарафанчике.

-Матрешка беспокоится, что вы забудете промыть пальчики после того, как нарисуете.

-Не волнуйся, матрешка, ребятки не забудут.

- Даши цветочек спрятался за листочек, а Дани высоко поднял голову, а у Антоши только-только распускается.

-Ах, какие красивые сарафанчики получились! (даю возможность полюбоваться работами.)

-Мы старались. Давайте улыбнемся друг другу и матрешке.

Матрешка.

-Ой, какие красивые сарафанчики у вас получились. Спасибо вы мне помощь. Наряжусь - ка я в новый сарафанчик. А сейчас с вами поиграю. Игра шли матрешки по дорожке.

Мы наших красавиц матрешек пригласим в хоровод, и полюбуемся ими.

Слушают

Высказываются

Утвердительные ответы детей 

Перечисляют цвета красок

Отвечают

Привлечение к показу ребенка

Дети рисуют приговаривают тык-тык

Смотрят, высказываются

Дети улыбаются, убегают от матрешки

Слушают

Высказываются

Утвердительные ответы детей

Показывают краски

Отвечают

Смотрят

Помогаю направляю пальчик

смотрят

Художественное слово

Наши ручки рисовали,

Грязными от краски стали.

Ручки нужно нам помыть.

Полотенцем посушить

Итог проекта:

1. Повысили интерес детей к произведениям прикладного искусства.

2. Развили интерес детей к дидактическим играм на тему «Матрёшка».

3. Организовали выставку детских работ.

4. Повысили интерес родителей к занятиям детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Знакомство детей с русским-народным праздником Кузминки"

Данный проект знакомит детей с русским народным праздником Кузминки. Позволяет детям немножко прикоснуться к истории нашего народа....

Проект во 2 младшей группе «Знакомство детей с русской народной культурой»

Тема проекта: «Знакомство детей с народной культурой и традициями» »Вид проекта: краткосрочныйПродолжительность: с 04.02.2019г. по 08.02.2019г.Актуальность. Традиционная народная кул...

Консультации для родителей.«Кто не знает своего прошлого-тот не имеет будущего»."Знакомство детей с русской народной игрушкой".

laquo;Кто не знает своего прошлого — тот не имеет будущего»    Знакомство детей с русской народной игрушкой....

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Рекомендация для родителей. Знакомство детей с русской народной игрушкой. Матрёшка.

Задание1. Расскажите детям о русских народных игрушках, рассмотрите их на иллюстрациях, фотографиях или в натуральном виде.Определите материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, ...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....