Педагогические условия развития творческой активности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семенова Елена Афанасьевна

Данная статья рассматривает различные взгляды на понятия творчество, творческой активности у дошкольников. И как педагог, опираясь на различные принципы в своей работе, должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия развития творческой активности у дошкольников в художественно-изобразительной деятельности.  

   Рассматривая вопросы определения педагогических условий для  эффективного творческого развития ребенка, формирования его творческой активности, выделяют ряд значимых положений.

Так отмечают, необходимость  определённой этапности, последовательности в формирования творчества у детей дошкольного возраста, которая связана:

«от процесса возникновения и становления этой формы детской деятельности (обогащение жизненными впечатлениями – сам акт творчества – применение в жизни его продукции);

-от путей становления художественного образа у детей (замысел -  поиски средства - воплощение);

-от последовательно меняющихся взаимоотношений взрослых и детей (показ процесса творчества – частичное соучастие в нём – самостоятельная композиция детей)», - отмечала Ветлугина Н.А. в своей книге "Основные вопросы художественного творчества ребёнка"  

     Авторы отмечают ( Н.Н.Григорьева, Т.С.Комарова, Р.Г. Казакова и др.), что одним  из основных условий развития творческой личности дошкольника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни и во всех видах деятельности.

Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества.

Другое важнейшее условие проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества.

Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослый процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом.

Отмечая значение занятий рисованием лепкой, аппликацией, конструированием в развитии детей, Н.П. Сакулина подчеркивает, что организация занятий и указания воспитателя, должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточенно, углубленно выполняли задуманное.

Т. С. Комарова считала, что обучение изобразительной деятельности, способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение…

Вместе с тем, каждая система обучения дошкольников, направлена на формирование творчества, должна  развивать у них мышление, воображение, умение ставить цели и добиваться ее.

Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, - важное условие творческой активности ребенка на занятии.

Еще одно условие развития творческих возможностей детей - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее значение среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность.

Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из основных условий развития творчества в процессе обучения. По мнению Б. Джефферсона, для обеспечения творческого развития детей можно использовать два метода: - предоставление детям возможности самостоятельного выражения своего отношения в рисунке и постановку перед детьми заданной темы.

Большинство педагогов и психологов отмечают спад творчества в начальной школе. Однако, одни из них - вслед за С.Л. Соловейчиком - связывают это с жесткими педагогическими воздействиями, ограничивающими развитие творчества.

Давыдов В.В. считал, что формированию творчества у дошкольников необходимо такими средствами, которые способствуют, прежде всего, развитию его воображения. Эта мысль нашла свое подтверждение в исследованиях Г.Л. Урадовских, Л.А. Парамонова, при сравнении уровней развития воображения, с уровнем развития конструирующего творчества, чем выше уровень воображения, тем выше уровень творчества.

В развитии художественного детского творчества, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще неприменимым условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов.

Л. С. Выготский считал, что для создания новых образований, необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением и воображением. Иначе даже интенсивного, но изолированного развития воображения для творчества деятельности недостаточно.

Каждая система обучения дошкольников, направленная на формирование творчества должна с необходимой предосторожностью развивать у них мышление, воображение, умение ставить цели и добиваться ее.

По мере обогащения разных видов детской деятельности у детей возникает способность к построению новых и достаточных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и на самой детской деятельности.

Детское творчество имеет свою возрастную специфику. Дошкольный период- первый основной этап творческого присвоения социокультурного опыта (Л.С. Выготский, Запорожец) - любое новое знание, любые новые впечатления предполагается ребенком через его уникальный внутренний мир.

При этом главное выступает реализация в обучении, именно в обучении формируется творческая личность (С.Л. Рубинштейн, Эльконин). Детское творчество проявляется в каждой конкретной деятельности, дает возможность определить пути его формирования.

А. Бакушинский, Е. Флерина, В. Глоцер, Б. Джефферсон, считали, что в творчество нельзя вторгаться и нельзя управлять; доступно лишь создавать для него соответствующие условия. В широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сенситивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.

Большое значение - для организации обучения детей с целью формирования у них творчества имеют данные о возможности развития креативности (творчески) с помощью специальных методов, связанных с решением задач открытого типа; т. е. задач, имеющих несколько решений.  (П. Торренс, О.М. Дьяченко, Л.Ф. Обухова).

Руководство художественно-творческой деятельностью детей, основывается на интеграции различных видов искусства, должно осуществляться таким образом, чтобы дети поняли, что одно и тоже явление, образ действий или воображения в разных видах художественной деятельности передается разными средствами. Успешное осуществление воспитания и развития художественного творчества осуществляется под руководством педагога при определенных педагогических условиях.

 Одно из главных условий полноценного формирования художественно-творческих способностей – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностях: игре, изобразительной, конструктивной, которые могут при их оптимальном осуществлении обеспечить всестороннее развитие ребенка.

Также важным условием развития художественного детского творчества является создание эстетической среды в группах детского учреждения. О необходимости организации эстетически благоприятной среды для развития художественных способностей и творческой одаренности детей говорили многие ученые: А.Ф. Лазурский, А.И. Савинков, С.Т. Шатский. Н.М и др.

Конышев Н.М. рассматривает   возможности развития     художественного творчества, используя в работе с детьми образцы аналоги и художественно- комбинаторные задания. Художественное творчество, прежде всего, предполагает создание ребенком оригинального образа (выражающего определенное настроение, отношение) и воплощение этого образа путем самостоятельного подбора необходимых средств. Такой тип занятия исключает работу по образцу, а использует образцы-аналоги, которые демонстрируют возможные варианты творческого решения поставленной задачи. На этих образцах (педагог разъясняет, что именно требуется искать, как это можно сделать, какие практические действия можно предпринять).

Такая организация творческого занятия проистекает из психологической природы творчества, которая предполагает, что процесс творческого поиска человек все- таки от чего-то отталкивается « То, что ни на что не похоже, не существует»,- отмечал Поль Валери в своей книге "Об искусстве" . Прежде всего, они дают представления о том образе и настроении, которые должны быть отражены в композиции. Рассматривая творческую, поисковую деятельность детей, следует особо выделить так называемые художественно- комбинаторные работы, они предполагают создание оригинального художественного образа.

Художественно - комбинаторные задания больше напоминают своеобразную игру с материалом, поиск не запланированных художественных эффектов, использование неожиданных средств. (Эта работа очень важна для детей, поскольку она способствует разработке гибкости и оригинальности мышления). Все разновидности художественного творчества строятся на совершенно особой основе, предполагающие не выдвижение  «научных гипотез», а свободное оперирование соответствующими образами. Именно эти качества и формируют художественно-комбинаторные работы.

Аналогично может быть построена работа по ассоциациям, которые возникают у детей при виде заданной формы. Первоначально эти ассоциации могут быть не очень отчетливыми, а по мере воплощения образа вообще могут меняться. Стимулируя творческую работу в художественно-комбинаторных заданиях, воспитатель (педагог) должен побуждать детей к свободному экспериментированию, поощрять любые оригинальные решения.

И.Г.Андреева в своём автореферате "Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"  выделила условия развития творческой активности в аспекте   театрализованной игре:

  • не регламентировать творческую деятельность детей, избегать  воспроизведения трафаретных  и однообразных действий, сюжетов и приемов;
  • представлять детям возможность выбора в процессе театрализованной игры (сюжета, роли, партнеров и т.п.);  
  • поощрять детей к импровизации по ходу действия (придумывание сюжетов . Введение оригинальных персонажей в традиционные сюжеты, смене и совмещению ролей и пр.)
  • расширять набор предметов заместителей, учить детей гибко использовать их в игровой ситуации;
  • создавать эмоционально  насыщенную атмосферу в процессе театрализованной деятельности (взрослые включаются в игру заряжая детей своими интересами, эмоциями, вносят в игру моменты неожиданности, сказочности и т.д.);
  • внимательно и тактично наблюдать за свободной театральной деятельностью детей, включаться в нее по мере необходимости, в качестве равноправных партнеров.

   Так педагогическая технология  Веселовой Л.Г. формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста на материале экологического содержания, предполагает интеграцию следующих технологических модулей:  

  • организация интегрированных занятий по ознакомлению с экологическими системами;
  • организация игровой деятельности детей;
  • организация предметно-пространственной среды детского сада;
  • организация методическо-просветительской работы с педагогическим коллективом.

Подводя итоги, вышеизложенные рассуждения об условиях развития творчества имеют смысл, если помнить при этом другое замечание большого ученного: «Любимое искусство должно быть не стеной, отгораживающей от мира, а дорогой в мир, окном, через которое лучше всего видна жизнь, способом отражения и выражения своих впечатлений от жизни, языком для общения с людьми», - сказал Б.Н. Теплов в книге "Психологические вопросы художественного воспитания".

Таким образом, рассмотрев различные педагогические условия для развития творческой активности в художественно - изобразительной деятельности можно сделать вывод, что единого подхода здесь нет, и не может быть, руководство художественно - творческой деятельностью детей, основывается на интеграции различных видов искусства, в различных видах деятельности, передается разными средствами