Предметно-развивающая среда в ДОУ
методическая разработка на тему

Цыбикова Елена Бимбаевна

Предметно-развивающая среда организованна так, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям, объедениться побгруппам по общим интересам (конструтрование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetno-razvivayushchaya_sreda.docx29.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 19 комбинированного вида

Кировского района Санкт-Петербурга

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей среды в  создании предметно-развивающей среды в ДОУ

       

 

               При создании развивающего пространства в групповом помещении Цыбикова Елена   учитывала  ведущую  роль игровой деятельности в развитии детей. Это, в свою очередь,  обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.

Предметно-развивающая среда организована  так, что каждый ребёнок имеет возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).

В раздевалке группы находятся индивидуальные шкафчики для детей. Здесь же расположен информационный уголок для родителей, куда помещается необходимая информация по детскому саду, консультации и советы родителям, доска для детского творчества.

        Характеристика группы: Группу посещают 24 ребенка в возрасте 3-4 года, из них 11девочек, 13 мальчиков

       Безопасность и психологический комфорт пребывания детей в группе

       Все пространство развивающей группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.

      Мебель соответствует росту и возрасту детей (отсутствует запах, нет острых краев, прочные детали и окраска, есть сертификат качества).  Игрушки, соразмерны параметрам ребенка и обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

       В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов.

       В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.

       Окружающая среда содержит достаточное количество элементов, взаимодействовать с которыми ребёнок может самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя. В группе созданы все условия для безопасной игры, воспитательной и образовательной деятельности дошкольников.

       Вся мебель в зонах активности крепится к стенам, расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной). Педагог регулярно проводит инструктаж по технике безопасности  (безопасность во время образовательной деятельности (обращение с кисточками, карандашами, пластилином); культура и безопасность поведения за столом во время еды; безопасное поведение во время прогулки на площадке).

        Такая организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а воспитателю организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей)

       Предметно-развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ. Созданы условия реализации образовательных областей, в соответствии с ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

      Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков:

• уголок для сюжетно-ролевых игр;

• уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

• книжный уголок;

• уголок познавательно-исследовательской деятельности;

• уголок конструктивной деятельности;

• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);

• спортивный уголок;

• уголок настольно-печатных игр;

      Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Уголок для сюжетно-ролевых игр

     Центры для сюжетно роевых игр разделены, имеются две большие зоны для игр мальчиков и девочек. Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом для удовлетворения, которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, для сюжетно-ролевых игр двухместный автомобиль и грузовик, напольное покрытие имитирует дорогу. Так же имеется большой выбор различных видов машинок, которыми дети могут играть на имитированной автодороге, также есть  большая парковка и автостоянка.

        В уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин», «Семья», имеется уголок «ряженья», где дети могут найти предметы одежды в соответствии с игрой. Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.

       Для игры детей имеются комплексы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

      Это комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики: 1) шкафчик с посудой, кухонная плита, наборы фруктов и овощей, стиральная машина, столик и несколько стульев, стеллаж игрушками-животными. 2) кукольная кровать, шкаф для одежды кукол, коляски.

     В группе расположена зона для игры  «Парикмахерская», где имеется трюмо с зеркалом, стульчик и наборы игрушек для работы парикмахера (фен, расчески, плойка, ножницы, заколки).

     Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.

     В группе круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы). Они используются для огораживания "домика", "машины" и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т.п. Кроме того, имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности

- Кукольный театр (Волк и семеро козлят, Колобок, Маша и Медведь, Три медведя, всего 10 сказочных персонажей);

- Театр настольный (Репка, Три медведя, Волк и семеро козлят и т.д.)

- Ширма

- Маски персонажей

- Музыкальные инструменты

- Диски с музыкой и сказками

- Картотека музыкальных и театрализованных игр

Книжный уголок

- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме

- Стихи для заучивания

- Картотека с артикуляционной гимнастикой

- Настольно-печатные игры по развитию речи

- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками

Уголок познавательно-исследовательской деятельности

        Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п.

        Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе . Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. В группе имеются следующие материалы:

- Пирамидки, окрашенные в основные цвета

- Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов)

- Наборы: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), различных цветов

- Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы)

- Матрешки

- Доски-вкладыши (с основными формами)

- Набор объемных тел (кубы, цилиндры, бруски, шары, диски)

- Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов

- Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)

- Наборы кубиков с цветными гранями (4 цвета)

- Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел

- Емкость с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов)

- Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки)

- Набор для забивания: молоточек с втулочками

- Набор шумовых коробочек

- Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки)

- Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические

изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки

- Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики

- Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей), той же тематики

- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части

- Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой

- Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации)

- Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной,

социально-бытовой), крупного формата.

- Дидактические игры, «Домик»,

- Игры-вкладыши;

- Пирамиды с кольцами;

- Развивающие набор с разноцветными фигурами и пирамидами,

- Кубики, шнуровки;

- Игры с прищепками

Уголок конструктивной деятельности

      Весь строительный материал разложен по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.

      Мелкий строительный материал насыпан в ящики и коробки. В ящиках имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые побуждают детей к использованию их в конструировании.

    Для конструктора отведен стеллаж, так же открытые коробки. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и устроиться с конструктором на ковре.

   В группе имеются:

- Конструкторы разных размеров, форм и материалов (пластмассовый, деревянный, «Лего»)

- Мозаики разных форм и размеров (мозаики и пазлы)

Уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки)

       К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:

     Рисование

В группе имеются: наборы цветных карандашей (12 цветов), восковые мелки (6 цветов), мел, гуашь, акварель, кисти разных размеров, емкости для промывания ворса кисти от краски, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм, подставки для кистей, бумага и альбомы для рисования, раскраски,

представленные для свободного выбора детей.

     Лепка

Для лепки есть все необходимое: наборы пластилина, доски для лепки, салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время лепки; готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач, стеки.

     Аппликация:

Для аппликации, соответственно младшему дошкольному возрасту, имеются: наборы цветной бумаги (различные по своей структуре и плотности) и картона; розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, щетинные кисти для клея, клей ПВА и карандаш, салфетки для разглаживания приклеенных деталей.

     При занятиях изобразительной деятельностью дети надевают специальные защитные костюмы, которые застегиваются на липучку сзади.

Спортивный уголок

       В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с кукольным уголком поставлены игрушки-двигатели (машины, тележки). Крупное физкультурное оборудование расставлено на специальном стеллаже. Спортивные пособия: мячи разных размеров (большие, средние, маленькие) и из разных материалов (резиновые, кожаные, мягкие, пластиковые), обручи, кольцебросы, специальные барьер для лазания и перепрыгивания, мешочки для метания, кегли, массажные дорожки, картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.

Уголок настольно-печатных игр

      В группе представлен большой выбор настольно-печатных игр соответствующих младшему дошкольному возрасту. Игры находятся в свободном доступе, и представлены для самостоятельного выбора детей.

Все игры направленные на формирование и развитие детских способностей:

- на познавательное развитие («Цифры», «Фигуры», "Сопоставь по цвету", «Найди пару», «4 лишний», Пазлы с животными и различными видами транспорта, Домино «Насекомые», игра «Времена года», кубики «Овощи», Лото, «Внимание» и т.п.)

- на социально-коммуникативное развитие (Тематические пазлы - «Летает, ездит, ходит», «Профессии», «Домашние животные» и т.п.

- на развитие речи («Волшебные сказки», дидактические альбомы с иллюстрациями)

- на художественно-эстетическое развитие ("Сопоставь по цвету", "Найди свой цвет",  и др.)

Учет возрастных особенностей детей

        Предметно-пространственная среда соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей; в полной мере реализован принцип «от простого к сложному»: воспитание и обучение дошкольников, их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом

и психическом здоровье; предметно-пространственная среда соответствует своеобразному пространственному восприятия.

       Развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 3 до 4-х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

-экспериментирование с материалами и веществами;

-общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок;

-двигательная активность.

ВЫВОД: развивающая предметно-пространственная среда в группе Цыбиковой Елены создана с учетом ФГОС ДО, обеспечивает безопасность  и психологическую комфортность, реализацию общеобразовательных программ и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно - развивающая, игровая среда в 1 младшей группе

В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно ...