Роль адаптационного периода детей раннего возраста в позитивном отношении к детскому саду
консультация на тему

Котлячкова Светлана Петровна

При работе в ясельной группе хочется помочь родителям и детям побыстрее адаптироваться в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_adaptatsii.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Роль адаптационного периода детей раннего возраста в позитивном отношении к детскому саду

Ясли – это серьёзно!

В.Алямовская

Адаптация – это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, это процесс, приводящий или к позитивным, или к негативным (стресс) результатам. При это выделяются 2 основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

Учёные выделяют 3 фазы адаптационного процесса:

Ι. Острая фаза. Снижение веса, частые респираторные заболевания, нарушение сна, снижение аппетита (1 месяц).

ΙΙ. Подострая фаза. Адекватное поведение ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенного психического (3-5 месяцев).

ΙΙΙ. Фаза компенсации или период адаптирования. Характеризуется быстрым темпом развития, дети ориентируются в окружающей среде и ведут себя спокойно.

Различаются также 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: легкая адаптация: к двадцатому дню пребывания в дошкольном учреждении нормализуется сон, ребенок хорошо ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более 10 дней, без осложнений; адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к тридцатому дню пребывания в дошкольном учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется. Заболеваемость до двух раз со сроком не более 10 дней, без осложнений; тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 месяцев) и тяжестью всех проявлений.

В своей группе я стремлюсь к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации и всячески не допускаю проявлений тяжелой адаптации.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин: от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка; от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы; от состояния здоровья; от редкого контраста между обстановкой, к которой ребенок привык находиться дома, и той, в которой он находится в дошкольном учреждении; от разницы в методах воспитания.

В нашем детском саду знакомится с детьми мы начинаем за год до того, как они начнут его посещать. Для детей 1-2-х лет и их родителей работает группа кратковременного пребывания «Малыш».

Цели деятельности группы: ранняя социализация детей, позволяющая обеспечивать их успешную адаптацию к поступлению в детский сад; педагогическое просвещение родителей.

Задачи:

  • охрана жизни и здоровья детей, развитие индивидуальных возможностей каждого ребенка, его психическое и физическое развитие;
  • формирование у детей способов и средств общения со взрослым и сверстниками;
  • взаимодействие с родителями с целью развития педагогической рефлексии для полноценного развития каждого ребенка.

Приоритетные направления деятельности:

  • социализация детей раннего возраста в обществе сверстников и их развитие в основных видах детской деятельности;
  • развитие речи и речевого общения детей раннего возраста.

Детей вместе с родителями приглашаем на новогодний утренник, где мы знакомимся с ними, присматривается к детям. После утренника родители получают памятку, в котором даются советы, как приблизить домашний режим к режиму детского сада, к чему приучать ребенка, как психологически подготовиться самим родителям и подготовить детей.

В конце мая мы приглашаем родителей на первое родительское собрание, где они получают необходимые сведения об учреждении, о сотрудниках, об оплате, задают вопросы, знакомятся с родительским договором.

При поступлении ребенка в ясельную группу с родителями проводится анкетирование по следующим вопросам:

Какое у ребенка преобладает настроение (бодрое, подавленное, неустойчивое)?

Как он засыпает(быстро или медленно)?

Долго ли и спокойно ли спит?

Какой у него аппетит?

Есть ли нежелательные привычки?

Имеет ли навыки самообслуживания?

Каковы особенности поведения?

Какая любимая игрушка?

Как ласково дома называют его родители?

Во время адаптационного периода гибко подхожу к режимным процессам: сначала на 2 часа, затем удлиняю пребывание с учетом того, как ребенок привыкает.

Индивидуально подхожу к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим. Выполняю все просьбы детей и родителей, которым трудно. Стараюсь отвлечь таких детей и книгой, и игрой, и игрушкой-забавой. Сотрудничаю с родителями, объясняю, что необходимо предъявлять единые требования к ребенку, обговариваю с родителями каждый день, прожитый ребенком в детсаду.

Каждый из детей по-своему реагирует на трудности в адаптации.

Большие затруднения испытывают ослабленные дети, быстро устают от шума, с трудом засыпают, плохо едят. Нелегко адаптируются дети, чрезмерно опекаемые родителями, привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, не имеющие навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов. Особая помощь и поддержка нужна боязливым, беззащитным и неуверенным в себе детям. Труднее адаптироваться единственным и поздним детям, которых опекают многочисленные родственники.

Невротическое состояние матери особенно неблагоприятно влияет на адаптацию ребенка, поскольку у нее усиливается беспокойство за него, и ребенок отвечает еще большей привязанностью. В беседах с мамой объясняю ей, что её беспокойство передается и малышу. Уменьшаю время пребывания ребенка в группе, приглашаю маму побыть вместе с ним, посмотреть, чем занимаются дети на занятии.

Большую роль в адаптации детей играют и занятия в группе, в зале (музыкальные и физкультурные), игры, общение с другими детьми. Стараюсь создать у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивать умения, соответствующие возрастным возможностям, формировать потребность в общении со взрослыми и детьми и облегчить протекание адаптационного процесса.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду проходит легче, если начать работу с родителями задолго до посещения им детского сада. И если родители желают помочь своему ребенку легче привыкнуть к детскому саду, они прислушиваются к нашим советам и стараются следовать им.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с семьей в адаптационный период детей раннего возраста

В данной статье раскрыто понятие "адаптация", ее основные стадии, их характеристики. Даются практические советы воспитателям и родителям....

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста...

Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста.

Консультация для воспитателей "Здравствуй детский сад"....

круглый стол «Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста»

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов ДОУ в организации  воспитательно-образовательного процесса в  адаптационный период  с детьми раннего возраста....

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ

Проблемы адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ...

Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду

Адаптационный период детей раннего возраста в детском саду...

Роль игры в адаптационный период детей раннего возраста в детском саду

В данной статье я обсуждаю роль игры в детском саду. Во время игры дети могут преодолевать свою неуверенность, больше раскрываться как личности, учиться общаться со сверстниками и взрослыми. Поскольку...