Конспект интегрированного занятия "Россия-наша Родина"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Селёдкина Наталья Валерьевна

Патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия
«Наша страна – Россия»

с детьми логопедической группы

Автор: воспитатель МАДОУ  Детский сад «Планета детства»

Селёдкина Наталья Валерьевна

второй квалификационной категории


Цель: воспитание любви к родной стране, гордости за неё, бережного отношение к ней.
Задачи: 

- обобщить и систематизировать знания детей о России;

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- закреплять умение выразительно декламировать стихи, названия российских городов и рек, понимать и объяснять смысл русских пословиц о Родине;

- уточнить знания детей о столице России;

- развивать связную речь, познавательный интерес и логическое мышление;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства.
^ К концу занятия: 

- дети научатся обобщать и систематизировать знания о России;

- проявлять уважительное отношение к государственным символам;

- выразительно декламировать стихи, объяснять смысл русских пословиц о Родине, называть российские города и достопримечательности столицы России;

- обогатится лексический словарь;

- осознают себя патриотами своей Родины
^ Предварительная работа: 

- чтение литературных произведений, басен, стихотворений, пословиц и поговорок о родине и выборочное заучивание их наизусть: В.Степанов «Родные просторы», «Флаг России», «Герб России», Родная земля», «Москва», «Что мы Родиной зовём?», В.Гусев «Небо синее в России…», П.Воронько «Жура-жура-журавель…» и другие;

- создание работ в процессе творческой деятельности: «Российский флаг» (конструирование), «Спасская башня на Красной площади» (рисование), «Где я видел флаг России?» (рисование)»;

- знакомство с фотоальбомом «Москва – столица нашей Родины»;

- словесные игры: «Города России», «Реки России» и дидактические игры: «Узнай наш флаг (герб)»; 

- прослушивание записей песен о Родине; 

- экскурсия (по улицам города Лесозаводска) на тему «Где развивается российский флаг?».
^ Оборудование и материалы:

политическая карта России, плакат-схема «Мой Кремль»; конверты со схемами к пословицам и стихотворениям; дидактическая игра «Узнай наш флаг (герб)»; фотографии с изображением памятников Москвы; физическая плакат-карта России, магниты; звукозаписи с песнями: «Гимн России», «Моя Россия». 

^ Ход занятия
Две команды проходят и становятся в шеренгах друг напротив друга.

Воспитатель: читает стихотворение:

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

В.Степанов

Воспитатель: сегодня у нас не обычное занятие, а викторина на тему «Наша страна – Россия». В игре участвуют две команды, оценивать игру будет жюри. Команды, поприветствуйте друг друга.
^ Команда «Васильки» 

Василёк – цветок России,

Он, как небо, синий-синий.

Любит русская душа

Васильковые глаза.

Л.Осипова
Команда «Ромашки»

Мы – ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи.

Л.Осипова
Команды садятся за столы ( в центре каждого - цветок-символ).

Воспитатель: много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Ребята, задание обеим командам: подберите слова-родственники к слову «Родина». (Родной, родимый, родственники, родители, род (людской), родились).

Вопрос ко всем: как вы думаете, что такое Родина? (Родина – это значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живём. Родина у каждого человека одна).
^ Появляется иностранец

- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

Я гражданин другого государства.
Воспитатель: Ребята, а как по-другому мы назовём нашего гостя? Если он приехал из другой страны, значит он – 
ино – странец – это сложное слово, оно состоит из двух слов – иная (значит другая) и страна.

Джон: Ребята, зовут меня – Джон. Я приехал к вам в Россию в первый раз. Расскажите мне, пожалуйста, о вашей стране. (Гостя усаживают на видное место).

Воспитатель: расскажем ребята? Из ответов команд наш зарубежный гость сможет узнать самое главное о нашей стране.

Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Итак, вопрос «Василькам»:

- Наша страна называется …… Россия.

«Ромашкам»:

- Граждане России называются …. Россияне.

«Василькам»:

- Столица России – город … Москва.

«Ромашкам»:

- Президента России зовут …. Дмитрий Анатольевич Медведев.

- «Василькам»:

- Предков русских называют … славяне.

«Ромашкам»:

- Защитник в древней Руси … богатырь.

Воспитатель: я вижу, что вы готовы к игре. (Удар в гонг).
^ Конкурс №1 «Государственные символы»
Ребята, представьте, что наша спортивная команда отправилась на соревнования в другую страну, но ведь там будут выступать команды и из других стран. Итак, внимание: по каким государственным символам Джон сможет узнать российскую команду? Назовите государственные символы России.

Отвечает команда «Ромашка» и называет один символ России (Герб).
Отвечает команда «Василёк» и называет второй символ России (Флаг).

- И третий символ: Российский гимн.

- Молодцы!

- А, для того, чтобы Джон смог увидеть и запомнить наши символы, команда «Ромашка» должна выбрать на столе среди флагов разных государств российский флаг и подготовить рассказ о нём.

- А команда «Василёк» найти на другом столе среди гербов других стран российский герб и подготовить рассказ о том, что изображено на нём.

(Команды находят флаг и герб и рассказывают о них, Джон слушает и удивляется)

Воспитатель задаёт дополнительные вопросы: кроме спортивных соревнований, где можно ещё увидеть российский флаг? (под флагом сражаются за свою страну воины, флаг поднимают во время побед, его можно увидеть на государственных зданиях, кораблях, самолётах, на жилых домах в дни государственных праздников).

А где мы, с вами видели в нашем городе российский флаг? (на здании администрации, на здании суда, так как, это госуд. здания).

Воспитатель: что изображено на нашем гербе? Что орёл держит в лапах? (скипетр и державу – символы царской власти, но конечно нет сейчас царей, этому российскому гербу много-много лет и поэтому, корона, скипетр и держава напоминают нам о том, что наша Родина очень древняя, что она возникла очень давно).

- Что в центре герба изображено? (герб Москвы, потому что Москва – столица нашей Родины). Где можно увидеть российский герб? ( на паспорте, на государственных печатях, документах, деньгах).

- И вот наши спортсмены победили на соревнованиях и поднялись на пьедестал для награждения, какая песня будет звучать в честь российских спортсменов? (Гимн России).

- Что такое гимн? (Это главная песня страны, она прославляет нашу Россию и воспевает мощь и могущество нашей Родины).

- Сейчас, вы, ребята, прослушав отрывки из музыкальных произведений, должны будете определить российский гимн.

- А почему вы встали? ( Ребята при звучании гимна надо вставать, это значит, что вы проявляете уважение к своей стране).
- Ребята, какая наша страна? (Любимая, родная, прекрасная, богатая, красивая, могучая, весёлая, речная, горная, таёжная, необъятная, бескрайняя).

- Джон, вот ребята сказали, что наша Родина большая, огромная, а ведь это правда, например, на поезде нашу страну можно пересечь только за семь-восемь дней, долететь на самолёте за один день; когда на западе утро, на востоке – уже вечер. Вот какая большая страна!

- Ребята, давайте сейчас все вместе расскажем и покажем Джону какая красивая и великая наша Россия, выходите, становитесь в круг.
Физкультминутка

Родные просторы
Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда 

и леса, и города,

Океанские просторы, 

ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна, 

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

^ Конкурс №2 «Города России»
Воспитатель: а теперь давайте познакомим Джона с городами России, ведь наша Родина самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень.

- Проводим конкурс. Каждый участник по очереди из каждой команды должен назвать российский город, подойти к этой карте и обозначить его на ней магнитиком, два раза один и тот же город называть нельзя. Посмотрите, как это сделаю я (Волгоград).

- Молодцы! Много назвали городов России, но это ещё не все города, их очень-очень много.

- А, в каком городе мы с вами живём? (Лесозаводске). Какая река у нас протекает? (Уссури). Как называется край, в котором мы живём? (Приморский). Это наша…. Малая Родина.

^ Конкурс №3 «Пословицы о Родине»
Дорогой наш гость, русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, её защите, любви к ней. Хочешь их услышать? (Джон – да).

- Сейчас каждая команда получит конверт с зашифрованными в рисунках пословицами. Вы, ребята, должны не только угадать и назвать пословицу, но и объяснить её смысл.

Пословицы

Человек без Родины – соловей без песни
В чужой стране и солнце не так светит

(Команды отвечают, объясняют смысл пословиц, иностранец восхищается)
^ Конкурс №4 «Музыкальный»
Очень много красивых, задушевных песен написано о России, но мы тебе Джон, споём нашу любимую - «Моя Россия». (Дети исполняют песню)

^ Конкурс №5 «Художественный»
Воспитатель: ребята, наши деды и прадеды сохранили для нас красоту и богатство России, уберегли её от врагов. А теперь уже наша очередь. Подумайте, что бы вы могли сделать хорошего, полезного и доброго для своей страны?

(Участники команд называют по очереди: «Поливать цветы, деревья, заботиться о птицах, любить Родину, не давать загрязнять реки, леса, беречь каждый кустик, дерево, травку, не допускать пожаров, работать, хорошо учиться, трудиться и т. д.»).

- Ещё я предлагаю вам помечтать о том, какой подарок вы подарите своей стране, своей Родине, когда вырастете? Кем вы будете, когда вырастете?

Воспитатель помогает детям: вот, например, я мечтала стать воспитателем и я сейчас работаю в детском саду и дарю своей стране свой труд – учу вас, маленьких граждан нашей страны. Лесники охраняют леса России, поэты и писатели пишут книги о России, строители строят дома стране – всё это подарки нашей стране от её граждан.

Джон: ребята, вы рассказали мне очень много интересного о своей стране России, я полюбил её также как и вы, спасибо вам. Можно мне получить от вас в подарок о нашей встрече ваш российский флаг? 

(Дети рисуют российский флаги и готовый флаг дарят Джону).

Воспитатель: слово предоставляется жюри.
Жюри: «В этой игре победителями стали сразу две команды и поэтому награда вам – русский пирог!» 

^ Художественное слово
Пословицы и поговорки о Родине

Всякому мила своя сторона

***

Человек без Родины – соловей без песни

***

Любовь к Родине на огне не горит и на воде не тонет

***

Родина – мать, умей за неё постоять

***

Для Родины своей ни сна, ни жизни не жалей

***

Глупа та птица, которой гнездо не мило

***

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха

***

Своя земля и в кулачке родная

***

Та земля мила, что меня родила

***

В чужой стране и солнце не так светит
^ Пословицы и поговорки о Москве
Москва – сердце России
Москва – всем городам мать
Кто в Москве не бывал, тот и красоты не видал
Москвой – столицей весь народ гордится
Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву
^ Стихотворения о Родине
Небо синее в России, реки синие в России.

Васильки и незабудки не растут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы, а какие здесь грибы!

А ещё пекут в печи вот такие калачи!

В.Гусев
Песня

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.
^ Герб России

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.
^ Флаг России

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска – солнечный рассвет.
Москва

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

В.Степанов
^ Родная земля
Холмы, перелески, луга и поля –

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог

И понял, что это раздолье полей –

Частица великой отчизны моей.

^ Родные просторы

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.
^ Слава России

Где кончается Волга?

Где такие места?..

Волга – удаль России

И её красота.
Волга – слава России:

В колыбели своей

Многих Волга растила

Знаменитых людей.
Волга – песня России

И её тишина.

Где кончается Волга?

Бесконечна она.

В.Степанов

^ Российская семья
Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.
У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна 
Наш дом

Нарте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом. 
Чистоговорка
Жура-Жура-Журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили Журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

П.Воронько
^ Текст для пересказа

Наше Отечество

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовём, её потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

По К.Д.Ушинскому.

^ Песня

Моя Россия

Слова Н.Соловьёва

Музыка Г.Струве

1

У моей России длинные косички

У моей России светлые реснички

У моей России голубые очи

На меня Россия ты похожа очень

Припев:

Солнце свети, ветры дуют

Ливни вьются над Россией

В небе радуга цветная

Нет земли красивей

2

Для меня Россия – белые берёзы

Для меня Россия – утренние росы

Для меня Россия – ты всего дороже

До чего на маму ты похожа очень
Припев 

Солнце свети, ветры дуют

Ливни вьются над Россией

В небе радуга цветная

Нет земли красивей
3

Ты моя Россия всех теплом согреешь

Ты моя Россия песни петь умеешь

Ты моя Россия неразлучна с нами

Ведь Россия наша

Это я с друзьями

Припев:

Солнце светит, ветры дуют

Ливни вьются над Россией

В небе радуга цветная

Нет земли красивей

^ Дидактическая игра
«Узнай наш флаг (герб)»

Цель игры: закрепить знания детей о государственном флаге (гербе), научить узнавать флаг (герб) России среди флагов (гербов) других стран.
Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть государственный флаг России, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран. Воспитатель предлагает детям найти российский флаг.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз. 

^ Основные результаты внедрения материала:


  1. Применение полученных знаний о России в дальнейшем изучении истории нашей Родины.

  2. Сформированность знаний и ценностного отношения о России как о родной стране и о государственной символике нашей Родины. 

  3. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания (музыка, изодеятельность, художественное слово); воспитание гуманных, духовно-нравственных личностей, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия "Наша Родина",

конспект занятия в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия "Наша Родина-Россия" для старшей группы.

В этом занятии дети отправляются в путешествие по бескрайным просторам нашей Родины. Знакомятся с символикой России, ее достопремечательностями....

План-конспект интегрированной НОД "Россия – Родина моя".

Мы представляем вашему вниманию конспект интегрированной НОД, разработанный учителем-логопедом и педагогом-психологом для детей подготовительной группы....

Конспект интегрированного занятия "Моя родина Кузбасс" с элементами экспериментирования

Воспитание любви и уважения к Малой родине, развитие познавательного интереса к истории Кузбасса. ...

Конспект интегрированного занятия "Наша Родина - Россия" Средняя группа

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину....

Конспект интегрированного занятия "Наша Родина - Россия"

Россия - священная наша держава,Россия - любимая наша страна!Могучая воля, великая слава - твое достоянье на все времена!        Что такое Родина? Значений этого слова очень много....