Статья
статья (старшая группа)

Шакирова Гульшат Камилевна

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии»

Шакирова ГульшатКамилевна, воспитатель МАДОУ ДС №34 «Дюймовочка», г. Нижневартовск, nv-madoy34@mail.ru.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

Слайд 2  С введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, вступившие в силу с 1 января 2014 года, актуальным становится создание условий для развивающегося вариативного дошкольного образования, открывающей возможности для личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками, что будет способствовать более глубокому и многостороннему познанию предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.

В специальной и учебно-методической литературе (Т.А.Ткаченко, С.Е. Гаврина, М.В. Крулехт, Л.В. Куцакова и др.) достаточно подробно представлена тематика и содержание работы по изобразительной деятельности для дошкольников. Процесс обучения данному виду деятельности зачастую рассматривается с точки зрения обеспечения наиболее успешного овладения детьми художественными, конструктивными умениями и навыками. Однако менее разнообразен материал по развитию творческих способностей старших дошкольников в рисовании пластилином, авторы не акцентируют внимание на богатых возможностях пластилинографии для развития творческих способностей ребенка и подготовки ребенка к школе. Особенности развития детских творческих способностей обусловлены психическим и личностным развитием дошкольника. В первую очередь это особенности основных психических процессов, способствующих реализаций творческого процесса.

Исследования Л.С. Выготского А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Н.Н. Палагиной и др. утвердили возможность формирования воображения в дошкольном возрасте. Для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как именно оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.

Само понятие «творческое» предполагает акцентирование новизны, оригинальности создаваемых воображением образов. А.В. Петровский определяет творческое воображение следующим образом: «Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности».

Л.А. Парамонова выделяет следующие особенности проявления творческих способностей в продуктивной деятельности: дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт, новизна открытий и продукта субъективна; процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата; ребенок с легкостью начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам.

Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Множество важных дел наполняют жизнь детей эмоционально значимыми событиями, создают «поле» для содержательного общения с родителями, педагогами и другими детьми. И этот продукт имеет два уникальных признака – польза и красота в их гармоничной согласованности.

Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта: педагогические теории о возможности развития творческого потенциала личности (Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С. Комарова, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина); прогрессивные концепции  гуманистической  психологии и педагогики по развитию детского творчества (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Л.А. Парамонова, А.В. Петровский, И.С. Якиманская), теория развивающего обучения, личностно - деятельностный подход (Э.Ф.Зеер, И.А.Зимняя, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Трубайчук, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманская).

Слайд 3 Анализ методологической и психолого-педагогической литературы выявил наличие объективного противоречия между высоким воспитательно-образовательным потенциалом интегративного подхода в развитии творческих способностей старших дошкольников посредством пластилинографии и недостаточной разработанностью научно-методических рекомендаций по руководству развитие творческих способностей детей в данном виде деятельностей. Педагогический опыт представлен в форме проект «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии». Пластилинография может быть органично объединена с занятиями, предусмотренными образовательной программой, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Данная технология содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач.

Слайд  4 Представленная инновационный проект основана на следующих педагогических принципах:

1. Принцип учета возрастных особенностей.

2. Принцип личностного подхода.

3. Принцип социальности.

4. Принцип системности.

5. Принцип гуманности и цивилизованности.

6. Принцип единства воспитания, образования, обучения и развития.

Слайд 5 Новизна представленной проекта заключается в создании специальных педагогических условий в группе дошкольной организации по развитию творческих способностей старших дошкольников посредством технологии пластилинографии в рамках дополнительной образовательной услуги «Пластилиновое чудо», а также создания атмосферы творческого взаимодействия между детьми, педагогом, родителями (законными представителями), и установления рационального соотношения репродуктивной и творческой деятельности, многообразия и вариативности заданий и видов работ творческого характера, используемых в системе развивающего обучения.

Слайд 6 Цель проекта: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Слайд 7 Задачи:

1.Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, подводить детей к созданию выразительного образа посредством объёма и цвета.

2.Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе.

3.Развивать интерес  к художественной деятельности.

4.Развивать мелкую моторику рук

5.Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность.

        Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности проводилась педагогическая диагностика, направленная на выявление уровня творческого воображения.

 Данная деятельность содержит в себе возможность решения широкого круга дидактических, развивающих и воспитательных, задач.

В основе проекта лежит личностно - ориентированный подход, и построена на следующих принципах: принцип  дифференциации и индивидуализации, принцип вариативности, принцип научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, активности и прочности, целостного развития ребенка.

Применение личностно-ориентированного подхода в развитии творческих способностей у дошкольников старшего возраста посредством пластилинографии позволяет достичь высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах, что свидетельствует о его оптимальности.

Осуществление реализации проекта проводилось в течение 2 лет; учтены возрастные и индивидуальные особенности детей; учтен принцип гуманизма, целостности, научности, системности.

Слайд  8 Проект инновационный, практико-ориентированный, включает в себя следующие этапы:

Подготовительный этап включал работу по подборке и изучению методологической и психолого-педагогической литературы, подбор диагностического инструментария для выявления уровня творческих способностей.

На диагностическом этапе проводился мониторинг по выявлению уровня  развития художественно-изобразительных навыков ребенка.

На основном этапе проводились практические занятия с воспитанниками согласно перспективному плану работы дополнительной услуги, организована творческая мастерская для педагогов, воспитанников и родителей.

Разработанный цикл занятий направлен на развитие творческих способностей воспитанников и реализуется в рамках работы дополнительной образовательной услуги «Пластилиновое чудо».

Слайд 9 Составлен перспективный план работы с родителями, педагогами направленный на повышение педагогической компетентности в вопросах развития творческих способностей дошкольников. Осуществлен подбор практического материала для работы с родителями: консультации, папки - передвижки, беседы.

На IV этап были подведены итоги внедрения проекта, внесение поправок. Были сформулированы выводы по итогам реализации проекта, разработаны рекомендации.

Работа по развитию творческих способностей детей старшего возраста велась в трех направлениях:

Работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

Слайд 10 Поэтапная реализация педагогического проекта «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством пластилинографии» способствует раскрытию творческих способностей у детей. Результаты работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей старших дошкольников, имеющих на начальном этапе низкий и средний уровень творческих способностей и подражательно-исполнительские качества деятельности. Общими показателями улучшения образовательной ситуации являются высокая самостоятельность в деятельности детей творческого характера, высокое качество результата деятельности с элементами новизны, высокие комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла.

Слайд 11В целом результаты проведенной работы и практические рекомендации могут быть использованы воспитателями, специалистами ДОУ, а также педагогами дополнительного образования центра детского творчества, воспитателями групп продленного дня при работе с младшими школьниками.

Литература

1.Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. –

СПб.: Союз, 1997

2.Гаврина С.Е .Щербинина  С.В. Топоркова Л.Н. Школа для дошколят Развиваем мышление.;2005 год

3.Григорьева.Г.Г «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.» М 2000г

4.Давыдова Г.Н «Пластилинография» - М. Издательство «Скрипторий 2003»

5.Данилюк А.Я. Теория интеграции образования.– Ростов/Д.: Издательство Ростовского педагогического университета, Знание.

6.Интегрированная программа интеллектуально-художественного творческого развития личности дошкольника /Под ред. Д.И. Воробьевой. СПб.: ЛГОУ, 1996

7.Крулехт М.В. Ребенок и рукотворный мир. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002

8.Куцакова  Л.В. «Конструирование и художественный  труд в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2006

9.Рейд.Б. «Обыкновенный пластилин»-М.,1998

10.Лепить чудо творить. Максутова  Г.Н.;Воспитатель.,2010№2.

11.Немов Р.С. Психология учебник для студентов высших  педагогических заведений. В 3 книге-3 издание

12.Яковлева. Т .Н. Пластилиновая живопись.Сфера.2010.Методическое пособие.

13.Коморова Т.С. Дети в мире творчества. - М. Мнемозине 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...