Прогулка.
методическая разработка (средняя группа) на тему

Юрченко Галина Николаевна

Наблюдения на прогулке с детьми средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2autumn2.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа

ОСЕНЬ:

ДАВАЙТЕ НАБЛЮДАТЬ!

 Во время прогулок с ребенком в парке наблюдайте за изменениями в природе. Обратите внимание на то, что стало меньше цветов, сохнет трава, изменился цвет листьев на деревьях, исчезают насекомые, готовятся к отлету птицы. С наступлением осени становится прохладнее, все чаще идут холодные дожди, дует сильный ветер.

Обратите внимание на то, что по утрам начинаются первые заморозки.

Расскажите, что начало октября называют золотой осенью (листья на деревьях становятся желтыми и красными), леса и парки кажутся золотыми.

Рассмотрите вместе листья и плоды разных растений: каштана, дуба, клена. Побеседуйте о том, какие они разные. Соберите их для поделок.

Выясните, понимает ли ребенок, почему осенью начинается отлет птиц в теплые края (становится холодно, исчезают насекомые, которыми питаются птицы).

Предложите отгадать загадки:

В густом лесу под елками,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Еж)

Я скачу туда-сюда

По деревьям ловко

Не пустует никогда

У меня кладовка.(Белка)

Обратите внимание детей на нахохлившихся ворон, сорок, прыгающих воробьев. Расскажите, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма.

Предложите детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм, закрепите названия частей тела.

Понаблюдайте за первыми морозами, за образовавшейся ледяной коркой на лужицах, за первыми снежинками. Обратите внимание на то, что иногда идет дождь со снегом, а иногда и град. Почему тает первый снег?

После осени наступает зима.

ОСЕНЬ:

ДАВАЙТЕ ПОСЧИТАЕМ!

 Формировать элементарные математические представления у дошкольников можно и в повседневной жизни, дома.

Во время одевания, обратите внимание на сапожки, количество пуговиц (кнопок) на куртке. Посчитайте их - одна пуговица, две пуговицы, три пуговицы. Всего 3 пуговицы. Не забывайте давать ребенку правильный речевой образец при пересчете предметов - один, два, три, четыре, пять, НО НЕЛЬЗЯ говорить "раз, два, три..."

Спускаясь или поднимаясь по лестнице, посчитайте ступеньки.

Для закрепления в памяти ребенка графического образа цифр, на прогулке обращайте внимание на номера домов, машин, на цифры в календаре, на часах и пр.

Закрепляем названия геометрических фигур и форм

Обращайте внимание на предметы в окружающей среде - проговаривайте вместе с ребенком их форму. Например, яблоко круглое, похоже на шар. Яблоко круглое как шар.

Выложите на песке из камушек - круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

Посмотрите на зонт, определите, на какую геометрическую фигуру он похож - на круг.

Сравниваем предметы по величине

Поиграйте с ребенком с использованием природного материала - каштаны, желуди. Разложите маленькие и большие каштаны в разные ведерки, или корзиночки.

Гуляя, обратите внимание ребенка, что кусты - низкие, а деревья - высокие. Найдите маленькие и большие листья. Сравните их.

Обратите внимание на дорожки и тропинки. Дорожки широкие и короткие, тропинки узкие и длинные.

Ориентируемся во времени и пространстве

В разговоре с малышом обращайте внимание на время суток (утро, день, вечер, ночь). Старайтесь закреплять у ребенка ассоциации: утром - встаем в детский сад, завтракаем, умываемся, делаем зарядку, идем в детский сад; днем - обедаем, гуляем, играем, занимаемся; вечером - ужинаем, играем, гуляем, отдыхаем, идем домой; ночью - спим.

Расскажите о том, что осенью дни становятся короче, а ночи длиннее, быстрее темнеет и пр.

В свободное время дома можно поиграть с ребенком в игру "Сюрприз": взрослый заранее прячет сюрприз (это может быть игрушка, яблоко и т.д.) для ребенка в определенном месте. Затем взрослый озвучивает инструкцию: сделай два шага прямо, 3 шага налево и т.д. Тем самым Вы помогаете ребенку ориентироваться в пространстве, закрепляете пространственные представления.

ОСЕНЬ:

ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!

 Сказки:

"Война грибов с ягодами", обр. В. Даля;

"Жихарка", обр. И. Карнауховой;

"Колосок", обр. С. Могилевской;

"Воробьишко" М. Горький;

"Волшебная иголочка" В. Осеева;

"Сказка о кругленьких и длинненьких человечках" Р. Сеф;

"Телефон", "Тараканище" К. Чуковский;

"Винни-Пух и все-все-все" А. Милн, пер. с англ. Б. Заходера.        

Поэзия:

"Листопад" (отрывок) И. Бунин

"Осенние листья по ветру кружат..."А. Майков

"Уж небо осенью дышало..." А. Пушкин

"Мама! Глянь-ка из окошка..." А. Фет

"Первый снег" Я. Аким

"Уехали" А. Барто

"Добежали до вечера" Э. Мошковская

"Ветрено!" И. Токмаковой

"Чудеса" Ю. Тувим,

пер. с польск. В. Приходько.

Проза:

"Братишка" В. Вересаев;

"Показательный ребенок" М. Зощенко;

"Лисята" Е. Чарушин.

ЗИМА:

ДАВАЙТЕ НАБЛЮДАТЬ!

Прежде всего, стоит поговорить с малышом о приметах зимы. Пусть он расскажет вам об этом сам. Ведь у Вашего малыша уже есть приличный жизненный опыт. Наверняка он скажет, что зимой бывает снег. Верно, а почему? Потому, что зимой холодно. Ведь снег - это замерзшая вода. Летом из тучки идет дождь, а зимой дождевые капельки замерзают и становятся снежинками. Пусть малыш подержит в руках немного снега и сам убедится, что он тает и превращается в воду. Наберите снег в детское ведерко и принесите его домой, понаблюдайте, как он тает, а потом опять заморозьте в морозилке.

Гуляя на улице во время снегопада, понаблюдайте, как снежинки кружатся в воздухе рассмотрите их с малышом. Они все разные и удивительно красивые. Но у всех снежинок есть одно общее свойство. Какое? У всех снежинок по шесть лучей. (Сможет ли малыш догадаться?) Дома сделайте снежинки из бумаги. Детвору это занятие завораживает. Просто дух захватывает, когда разворачиваешь бумагу и гадаешь: а что же там получится?

Уместно будет поговорить с ребенком о зимней одежде, о том, для чего люди ее надевают. Вспомните зимние виды спорта и порассуждайте, почему летом нельзя кататься на санках или лыжах.

Вспомните дерево, за которым Вы наблюдали осенью, подойдите к нему и рассмотрите вместе с малышом, какие изменения произошли (ранней осенью на дереве были желтые листья, поздней осенью дерево стояло голое - приготовилось к зиме, а сейчас на ветках лежит снег). Объясните ребенку, почему так произошло. Дерево уже не может вытягивать воду из замершей земли, солнышка зимой недостаточно, поэтому дерево сбрасывает листья - засыпает. И если бы листья не осыпались, ветви могли бы сломаться под тяжестью снега, а с тоненьких голых веточек снег легко соскальзывает, не причиняя дереву вреда.

Сравните лиственные деревья с хвойными. Расскажите, что хвоинки это те же листочки только маленьким иголочкам требуется меньше тепла и воды.

К зиме готовы не только люди и деревья. Животные и птицы тоже ждали холодов и делали на зиму запасы. Пусть ребенок вспомнит, как звери готовились к зиме осенью.

Любой ребенок знает, что пластмассовая лопата на длинной ручке - невероятно нужная и полезная вещь, если на улице лежит снег. И если к моменту лесной прогулки снег уже выпал, интересно будет посмотреть, как чувствуют себя под снегом растения. Раскопайте снег лопатой, разгребите старые опавшие листья и - о чудо! Оказывается, под снегом зеленеет самая настоящая живая травка. Наверняка малышу будет интересно узнать, почему она не замерзает. Расскажите маленькому почемучке, что снег - это теплое одеяло для растений. Под толстым слоем снега многие растения замечательно себя чувствуют до самой весны.

Прогуляться можно и к водоему, увидеть там своими глазами, что реки и озера на зиму замерзают. Расскажите ребенку о том, как зимуют речные растения, рыбы и речные животные. Многие водоросли, насекомые, мелкие рачки вмерзают в лед, но не погибают. Весной они отогреются и оживут. А рыбы зимой опускаются на самое дно. Сверху река замерзает, а внизу, возле дна, остается небольшая прослойка не замерзшей воды. Чем сильнее мороз, тем меньше эта прослойка. Но рыбам все равно хватает.

ЗИМА:

ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!

 Зима! Сколько прекрасных воспоминаний из нашего детства кроется в этом слове. О своих детских воспоминаниях можно рассказать ребенку, посмотреть вместе с ним Ваши детские фотографии, подобрать произведения, доступные пониманию малыша, и эмоционально их прочесть.

Например, предложите детям послушать стихотворение Н. Артюховой "Белый дед".

Обсудите с ребенком содержание стихотворения. Задайте следующие вопросы:

  • - О чем в нем рассказывается?
  • - Что делали с природой вьюги и метели?
  • - Можно ли их назвать помощниками Деда Мороза?
  • - Каким стало все вокруг от снега?
  • - Что не побелело от снега?

Расскажите ребенку русскую народную сказку "Зимовье".

После рассказывания проведите беседу:

  • - О чем рассказывается в этой сказке?
  • - Как ребенок понял, что означает слово зимовье?
  • - Как можно было по-другому назвать эту сказку?
  • - Для чего звери решили построить себе дом?
  • - Кто, что делал?
  • - Как зимовали звери?
  • - Что случилось однажды?
  • - Что помогло зверям спастись?

Предложите послушать пословицу: "У страха глаза велики".

  • - Спросите, как ребенок ее понимает?
  • - О ком в сказке, так можно сказать?
  • - Что показалось волку?

Предложите ребенку нарисовать, как он представляет избушку-зимовье зверей.

Для совместного чтения с детьми мы рекомендуем следующие сказки и стихотворения: "Жихарка", "Три поросенка", "Зимняя сказка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Живая шляпа", "Морозко"; "Как собака друга искала", "Заяц и еж", "Вежливый слон", "В медвежий час", Стихотворение И.Сурикова. "Зима"; Я.Аким "Первый снег"; В.Берестов "Заячий след"; С.Маршак "Вот какой рассеянный", "Про все на свете"; С.Есенин "Поет зима-аукает"; В. Орлов "Почему медведь зимой спит".

ЗИМА:

ДАВАЙТЕ ПОСЧИТАЕМ!

 Закрепляем знания чисел в пределах 5

Посчитайте, из какого количества комков состоит снеговик, выделите самый большой средний и самый маленький по размеру.

Закрепляем названия геометрических фигур и форм

Снег - природное полотно. Нарисуйте на снегу палочкой круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и спросите у ребенка, как называются эти фигуры. Спросите, чем они отличаются (у квадрата 4 угла и 4 равные стороны, у треугольника 3 угла и 3 стороны).

Найдите вместе с ребенком отличия квадрата от прямоугольника - возьмите две веточки, одна из которых равна стороне квадрата и меньшей стороне прямоугольника, а вторая равна большей стороне прямоугольника. Сделайте, вывод об отличиях квадрата от прямоугольника (у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника две стороны длиннее двух других). Найдите сходства между этими фигурами (у квадрата и прямоугольника равное количество углов и сторон).

Рассмотрите вместе с малышом свои и его варежки (перчатки), если на них узор в виде геометрических фигур, пусть ребенок назовет знакомые фигуры, а незнакомые назовите Вы.

Сравниваем предметы по величине

Во время украшения комнаты и новогодней елки, обратите внимание ребенка на то, какой длины мишура, гирлянды. Пусть малыш покажет, где длинная нить, а где короткая. Ребенок может Вам помочь украшать.

Попросите малыша подавать большие, средние, маленькие шары. Так же можно закреплять и названия цветов.

Сравните Ваш шарф и шарфик ребенка, обозначьте словами, чей шарфик длиннее или короче.

На прогулке скатайте из снега комки и сравните, у кого комок получился больше.

Слепите из снега башню, стену при сравнении проговарите, чья башня выше, ниже, уже, шире.

Ориентируемся во времени и пространстве

Продолжаем обращать внимание малыша на время суток и сопутствующими действиями в это время.

Повторите с ребенком названия зимних месяцев (декабрь, январь, февраль).

Одеваясь на прогулку, повторите понятия "право" и "лево". Пусть ребенок сам скажет и покажет, где правая и левая варежка, правый и левый ботиночек.

По дороге в детский сад озвучьте ребенку ваш маршрут (сначала мы идем прямо, сейчас повернем налево и т. д.)

ВЕСНА:

ДАВАЙТЕ НАБЛЮДАТЬ!

 В солнечный день обратите внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небе. Оно стало ярче светить. Солнышко "улыбается" и все вокруг сверкает. От солнечных лучей нагреваются скамейки, стены домов, стволы деревьев, земля, одежда. Днем становится теплее, по асфальту текут ручьи.

Предложите понаблюдать за снегом. Сравните цвет снега (серый, гряз-ный) c тем, каким он был зимой (белый, чистый).

Обратите внимание ребенка, что вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины.

Отметьте характерные признаки начала весны - появление сосулек на крышах. Предупредите детей, что очень опасно ходить под сосульками. Пред-ложите послушать весеннюю капель. Обратите внимание, что в морозную и пасмурную погоду капели нет.

Послушайте с ребенком голоса птиц. Расскажите, что птичкам стало тепло, земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть: нет ни травинок, ни червяков, ни мошек. Необходимо их покормить.

Рассмотрите почки на ветках тополя и березы (у тополя - длинные клейкие и душистые, а у березы - круглые, мелкие).

Наблюдая за природой, прочтите ребенку стихи или загадайте загадки. Например:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает? (Весна)

Снег в лесу. Сугробов много,

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает. (Капель)        

Морковка белая

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

Всю морковку съело. (Сосулька)

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня… (Весна)

ВЕСНА:

ДАВАЙТЕ ПОЧИТАЕМ!

Прочтите и выучите с ребенком стихотворение С. Маршака "О весне". Спросите, о каких признаках весны говорится в стихотворении?

Разберите с ребенком фразы "Облака бегут быстрее", "Весной природа просыпается". Обсудите, какое настроение вызывает у ребенка это стихотворение? Почему?

Прочитайте рассказ Е. Чарушина "Воробей". Побеседуйте с ребенком о прочитанном.

Что вы услышали: рассказ, сказку, стихотворение? (рассказ)

Как ребенок узнал, что это рассказ?

О чем говорится в этом рассказе?

Как бы ребенок назвал этот рассказ?

Предложите придумать загадку о главном герое.

Предложите прослушать сказки: "Петушок и бобовое зернышко", "Лиса-лапотница" и пр.

Для заучивания наизусть: "Ножки, ножки, где вы были?", "Я знаю, что надо придумать", "Олененок", "Пять котят спать хотят", "Кто рассыпал колокольчики".

Разберите с ребенком стихотворение, а затем его выучите.

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетная прогулка "НА ПРОГУЛКЕ"

Уточнить знание детей о птицах, об их повадках.Укреплять здоровье детей, всестороннее физическое рзвитие.-Возле елочки зеленойСкачут, каркают вороны:"КАР-КАР-КАР"-Тут собачка прибежалаИ ворон всех раз...

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки).Тема: "Прогулка по осеннему лесу".

Конспект совместной деятельности с детьми (прогулки) для детей средней группы....

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект прогулки с детьми младшего дошкольного возраста «Прогулка с солнечным зайчиком»»

Интеграция образовательных областей  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»Виды деятельности: познавательно –исследовательская, игровая,  коммуникативная,  двигательна...

Конспект прогулки для 1 младшей группы "На прогулке с куклой Катей"

В данной конспекте отражены основные моменты работы с детьми на прогулке:это наблюдение за изменениями в  природе, труд, разминка, беседы с детьми о животных,подвижные и малоподвижые игры, индиви...

Сюжетно ролевые игры на прогулке. Конспект сюжетной прогулки «На прогулке»

Сюжетно ролевые игры на прогулке.Конспект  сюжетной прогулки«На прогулке» Тема: Сюжетная прогулка «На прогулке»Цель:•  Уточнить знание детей о птицах, об их пова...