Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Сегодня принято считать, что сказки - это просто инструмент развлечения, детское увлечение. Однако сказка содержит нравственные ценности; с помощью  которых ребенку можно избавиться от вредных привычек, привить хорошие качества; то общение, которое больше всего понятно ребенку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как часть воспитательного процесса детей

дошкольного возраста

Сегодня принято считать, что сказки - это просто инструмент развлечения, детское увлечение. Однако сказка содержит нравственные ценности; с помощью  которых ребенку можно избавиться от вредных привычек, привить хорошие качества; то общение, которое больше всего понятно ребенку.

Сказка влияет на сознание ребёнка  своим терапевтическим действием и помогает  находить решения его маленьких проблем. Они обладают замечательным набором чётко прорисованных ролей. Именно в сказке легко найти себе героя «по душе» - то есть похожего на тебя самого. А потом пройти с ним вместе долгий путь испытаний и вернуться из него другим – обновленным,  более мудрым. Они являются важным механизмом развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира человека, способом снятия тревоги и страха и воспитания уверенности в своём будущем. Сказки помогут воспитать ребёнка, помочь преодолеть негативные стороны его формирующейся личности.

 Сказка – незаменимый помощник в нашей работе. Она помогает выявить особые причинно-следственные связи и явления, приоткрывает для дошкольника занавесу в чудесный мир фантастических образов. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это мы передаём детям с помощью сказки. Об этом же пишут отечественные специалисты в области сказкотерапии Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева, И.В. Вачков, К. Натрова-Бочарев, О.В. Защиринская, Д.Ю. Соколов и др.. В своих работах они подчёркивают, что сказка не просто одно  из направлений психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

Наряду с применением инновационных технологий я использую методику сказкотерапии. Мы с удовольствием сочиняем сказки! Сказки получаются добрыми, волшебными и умными. В наших сказках предметы оживают, разговаривают, радуются, смеются. И конечно всегда с ними происходят волшебные превращения. Наши дети очень любят сказку о «Витаминке», где происходит её знакомство с микробами, о «Зубной фее», которая учит детей правильно чистить зубы и другие сказки. Ребята слушают с большим интересом. У сказки практически безграничные возможности. С её помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребёнка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы, дать информацию, которую ребёнку было бы трудно воспринять без сказочной обёртки.

В своей работе используем коллективные и индивидуальные творческие задания:

  • рассказать знакомую сказку по кругу;
  • нарисовать сказку;
  • разыграть сказку (дети распределяют роли);
  • рассказать о пользе продукта и о том, какие блюда из него можно приготовить;
  • придумывание своей сказки;
  • оформление книги “Полезные сказки“ (обложка, иллюстрации);
  • изготовление костюмов-нагрудников (ткань, бумага);
  • разыгрывание придуманных сказок;
  • узнай сказку по песенке героев;
  • продолжить сказку.

Могут быть и другие творческие задания.

 «Встречи героев».

        Цель: игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и её сюжет. Ход игры: ребёнку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребёнка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать дуг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

 «Новые сказки»

        Цель: развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Ход игры: в возьмите хорошо знакомую, любимую ребёнком сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. А что произойдёт, если там появится ещё злой волшебник или герои найдут волшебную палочку исполняющую любые желания. Чтобы воспитание было более эффективно, мы проводим для родителей консультации, например: «Все ли сказки хороши», «Воспитание  сказкой», «Через сказку, фантазию, игру – верная дорога к сердцу ребёнка»; родительские собрания, выпускаем буклеты: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!», «Народная мудрость в пословицах и поговорках» и многое другое.

        Ребята под руководством взрослых сочинили свои сказки.

               

Берегите зубки

        Девочка Катя очень любила конфеты, мороженое и пирожное. А вот  чистить зубки не любила, и ходить к стоматологу боялась. У неё заболел зубик, и она не пошла в садик, осталась дома. Внезапно в комнате стало темно. Катя услышала злой голос в своей комнате «ха-ха-ха»! Катя испугалась и спряталась под одеяло. Через несколько минут Катю кто-то позвал добрым, ласковым голосом. Она выглянула из-под одеяла.  В комнате стало светло, посреди комнаты стояла королева – Зубная паста. У меня к тебе очень серьёзное дело, Катя,- сказала королева. Один из моих друзей заболел, и помочь ему можешь только ты.  Он лежит в больнице на планете здоровья, а обидел его коварный Кариес. Как только он видит, что кто-то на земле не ухаживает за своими зубами или не ходит к зубному врачу, то сразу же нападает. Кате стало стыдно. Она догадалась, что зубик заболел из-за неё и поэтому очень ему помочь. Королева это поняла и посоветовала следовать её совета, чтобы зубик быстрее выздоровел:

- чистить зубы утром и вечером                    

-После еды полоскать рот

- не грызть твёрдое

- не есть много сладкого

- посещать зубного врача

        Ведь злобный Кариес слабеет, когда дети правильно ухаживают за своими зубами. Есть у меня ещё хороший друг - стоматолог, который всегда помогает детям. Королева Зубная паста улыбнулась и попрощалась. А Катя решила, что завтра пойдёт к стоматологу, и будет следовать советам королевы Зубной пасты.        

                                                   Коллективно составленная сказка детьми старшей группы

Сказка про кошечку.

        Жила была кошечка Мурка. Как-то утром она проснулась и увидела, что на улице светит яркое , весёлое солнышко решила прогуляться в парк. Она позвонила своим друзьям, чтобы они погуляли вместе с ней. В парке они катались на каруселях, качались на качелях, ели мороженное, играли на зелёной травке в догонялки.  И нечего не предвещало беды. Но вдруг Мурка наступила на стекло от разбитой бутылки, которое лежало в траве. Она заплакала – ей было больно, из лапки бежала кровью Друзья не оставили её в беде. Помазали ей лапу йодом, перевязали бантиком. Но ей всё равно было больно наступать на лапку. Тогда они придумали надуть воздушные шарики, чтобы Мурка полетела домой. Берегите природу – не мусорьте! Ведь такое может произойти с каждым.                                       Шурко Полина,                                                         

        Подводя итог нашей работы,  хотелось бы дать совет родителям. Пусть в вашей библиотеке будут сказки русских писателей, таких как Л. Н. Толстой, А. Н. Толстой, А. С. Пушкин, И. С. Аксаков и т. д. Пусть найдется место таким великим зарубежным сказочникам, как братья Гримм, Г. Х. Андерсен, Ш. Пьеро. Пусть будут книги со сказочными историями для повзрослевших детей и сборники с коррекционными сказками, из которых вы сами сможете подбирать ту историю, которая необходима сейчас вашему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия для дошкольников -современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко ...

« Сказкотерапия как средство коррекции страхов детей дошкольного возраста»

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может ...

«Организация общего взаимодействия педагога и родителей по формированию интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста»

«Организация общего взаимодействия педагога и родителей  по формированию  интереса к образовательно-воспитательному процессу детей дошкольного возраста» ...

Консультация «Сказкотерапия, как часть воспитательного процесса детей дошкольного возраста»

Сказка – это прекрасный и увлекательный мир! Сказка – самое яркое воспоминание детства: сказки читали нам родители в детстве, и мы видели чудесные сны, в которых каждый...

Роль мультфильмов в воспитательном процессе детей дошкольного возраста.

Методическая подборка мультфильмов для детей младшего и среднего возраста.Роль использования мультфильмов в воспитании детей....

Роль мультфильмов в воспитательном процессе детей дошкольного возраста.

Методическая подборка мультфильмов для детей младшего и среднего возраста....

мастер-класс для педагогов «Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детей дошкольного возраста в ДОУ»

Одними из основных принципов обучения детей дошкольного возраста являются наглядность, сознательность и активность детей в усвоении и применении знаний.  Мощным современным инструментом для реали...