Детско-родительский клуб как форма организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников
статья на тему

Безыкорнова Любовь Александровна

Из опта работы "Детско-родительский клуб "Доброе средце"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детско-родительский клуб «Доброе сердце» как способ организации поисково-исследовательской деятельности дошкольников

(из опыта работы)

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать –  и я пойму.»

(китайская пословица)

Формирование экологического сознания и экологической культуры детей   - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Работая по этой теме уже более пяти лет, я поняла, что традиционные методы формирования экологического сознания и экологической культуры— занятия (1 раз в неделю), наблюдения на прогулках, труд в природе, тематические праздники позволяют сформировать у детей лишь самые общие представления о взаимосвязи  всего живого в природе и о роли человека как хранителя хрупкого природного богатства.

Но эти знания, не будучи по-настоящему пережитыми детьми, а «вложенными» в них педагогом, не становятся их личными убеждениями, а лишь позволяют правильно отвечать на вопросы воспитателя. А значит, поведение и способы взаимодействия с природой у детей не претерпевают существенных изменений. Поэтому представляется важным не просто дать детям сумму знаний по  экологии, но сформировать на базе этих знаний навыки нравственного поведения в природе и в мире. Именно поэтому я сформулировала для себя следующую цель обогатить традиционную «теоретическую» парадигму экологического воспитания  максимально объемной практической частью.    

Другим наблюдением, полученным из опыта работы, стал тот факт, что изолированно, без вовлечения всей семьи в процесс экологического воспитания, ничего достигнуть не получится. Поэтому для работы по формированию экологического сознания участников образовательных отношений  я выбрала нетрадиционную форму организации образовательной деятельности — форму детско-родительского клуба. В чем ее преимущества?

  • Форма детско-родительского клуба позволяет разнообразить методы и формы работы, направленные на экологическое образование и воспитание, объединив их общей идеей — идеей Клуба, то есть сообщества людей, увлеченных одним общим делом.
  • Клуб позволяет установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей, объединив их усилия для экологического воспитания ребенка.
  • Форма клуба предполагает неформальное общение, а значит, создает более доверительную и дружескую атмосферу в семье и в детском саду. Именно такая атмосфера доброжелательности и заинтересованности позволяет добиться главной цели экологического воспитания— вырастить человека, неравнодушного у проблемам окружающей среды и поступающего в соответствии со своими нравственными убеждениями.

Чтобы проработать для себя идею, я представила организацию детско-родительского экологического клуба как долгосрочный социально-значимый педагогический проект.

Название проекта: Экологический детско-родительский клуб «Доброе сердце».

Вид проекта: долгосрочный, социально-значимый

Участники: дети, родители, педагоги.

Цель: Повысить эффективность работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста,  при помощи организации клуба «Доброе сердце».

Задачи:

1. Разработать плана работы экологического детско-родительского Клуба «Доброе сердце» на 2015-2016 учебный год.

  1. Создать условия для овладения детьми активными формами поисково-исследовательской деятельности: проектной деятельностью и экспериментированием.
  2. Формирование у детей практических навыков нравственного поведения в природе.
  3. Привлечение родителей к активному творческому участию в работе Клуба.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе как к живому организму, в котором все взаимосвязано, у детей и у взрослых.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровня экологического сознания и экологической  культуры детей и взрослых.
  2. Создание в группе творческой атмосферы, направленной на исследование природных явлений и установление связей в мире природы.
  3. Формирование практических навыков заботы о природных объектах и правилах поведения в природе.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап: июнь — сентябрь 2015 г.

Разработка плана работы

Подготовка сценариев мероприятий

Организация зоны экспериментирования

Подбор литературы и видеоматериалов по экологии

  1. Основной этап: октябрь 2015г.  — август 2016 г.

Проведение мероприятий, в соответствии с планом работы Клуба

  1. Заключительный этап: август-сентябрь 2016 г.

Анализ, обобщение, презентация результатов.

Формы работы, которые используются в работе Клуба «Доброе сердце» (групповые, подгрупповые и индивидуальные мероприятия):

  • Мероприятие для детей и родителей КВН «Мы — друзья природы!»
  • Творческая мастерская: «Нам природа подарила...» (выявить красоту природных материалов), «Покорми птиц»,  «Здравствуй, росточек!»
  • «Лаборатория клуба «Доброе сердце»: «Секреты воды (воздуха, силы растений и т.д.)» - мероприятие для детей и родителей
  • Экологический патруль клуба «Доброе сердце»: труд на участке, в уголке природы и за территорией детского сада, сбор природного материала для уголка
  • Создание фотоальбома клуба «Доброе сердце»: «Наши добрые поступки»
  • Организация агит-бригады «Доброе сердце»: постановка спектаклей, разучивание стихотворений и песен на тему экологии
  • Тренинги для детей и родителей «А как бы поступил человек с добрым сердцем?»
  • Кинозал клуба «Доброе сердце»: просмотр видеороликов по различным тематикам
  • Книжная ярмарка: организация книжной выставки по теме
  • Детские мини-проекты «Доброе сердце — это...» (добрые дела в природе), «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
  • Общегрупповой практико-значимый проект «Экологическая тропа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды и формы организации детской музыкальной деятельности дошкольников

Занятия музыкой содействуют воспитанию многих положитель­ных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими, радо­стными, эстетическими переживаниями, совместными действия­ми, учат культуре поведен...

Мастер-класс "Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников"

Цель мастер-класса: обучить участников мастер-класса методам творческо-речевой деятельности дошкольников...

Презентация к семинару "Формы организации творческо-речевой деятельности дошкольников"

Культура речи – это умение правильно, то есть в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средст...

«БАНК ИНТЕРЕСНЫХ ДЕЛ» - НОВАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В статье описаны идея создания, цели и задачи, этапы реализации собственной педагогической технологии, направленной на развитие инициативности и познавательной активности дошкольников....

«Проектирование как форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников»

Выявление и обоснование возможностей метода проектов в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников....

Коллекционирование - форма организации познавательно- исследовательской деятельности дошкольников

Коллекционирование -форма организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников...

«Творческая мастерская» как форма организации продуктивных видов деятельности дошкольников.

Автором представлен материал о «творческих мастерских», которые могут быть использованы в различных направлениях деятельности детей...