Сущность и основные направления работы с родителями в ДОУ.
статья на тему

Агамирова Людмила Сергеевна

Сущность работы с родителями заключается в нахождении наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей в повышении их педагогической компетентности. Направление работы с родителями строится исходя из конкретных потребностей и запросов родителей, с учетом знаний педагогов о семье воспитанника и адекватного подбора содержания и форм работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_raboty_s_roditelyami.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и  основные направления работы с родителями в ДОУ.

Родители и педагогии дошкольного учреждения являются партнерами в осуществлении педагогического процесса, субъектом которого является ребенок. Старший воспитатель ДОУ, организуя методическую работу с педагогами, должен предусмотреть необходимость подобной работы с родителями для того, чтобы выработать единство требований и воздействий на ребенка. Под методической работой в современном дошкольном образовательном учреждении понимают  целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных  мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала всего коллектива, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

П.И.Третьяков под педагогической системой понимает «социально-обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности».

Дошкольное образование, которое осуществляется в семье или общественном учреждении, является первой ступенью общей педагогической системы, а дошкольное образовательное учреждение, может рассматриваться как социально-педагогическая система. Следовательно, оно отвечает определенным свойствам: целенаправленность, управляемость, взаимосвязь и взаимодействие компонентов, открытость, связь со средой.

Социальный заказ ДОУ определяется целями и задачами, которые формируются в программе развития и образовательной программе ДОУ с учетом его видового разнообразия, основных направлений деятельности, социума, в котором находится детский сад, запросов на основные и дополнительные услуги со стороны родителей, чьи дети посещают детский сад.

Сущность работы с родителями заключается в нахождении наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей в повышении их педагогической компетентности. Направление работы с родителями строится исходя из конкретных потребностей и запросов родителей, с учетом знаний педагогов о семье воспитанника и адекватного подбора содержания и форм работы.

Работа с родителями имеет различные направления- просветительские, досуговые,организационные,хозяйственные,познавательные,информационно-аналитические, наглядно-информационные.

Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Диалог лучше вести с использованием методов активизации родителей. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (логопед, психолог, музыкальный работник и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Целесообразно сочетать разные формы работы. После проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания.

На собрании должно быть деловое, серьезное обсуждение насущных дел детского сада, семьи,  направленное на всемерное улучшение воспитания дошкольников. Групповые родительские собрания затрагивают интересы одной возрастной группы, поэтому тематика бесед, докладов должна быть приближена к запросам родителей данной группы.

Правильно организованные родительские собрания помогают позитивному общению воспитателей с родителями, способствуют выработке единой стратегии воспитания той или иной возрастной группы, анализу и коррекции поведения детей. Грамотно организованное и проведенное собрание для эффективности и интереса стимулирует участие родителей в мероприятиях ДОУ.

На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по дошкольному учреждению, познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.

Васильева А.И. предлагает примерную тематику групповых и общих родительских собраний.

 Н.М.Метеновой подробно освещена методика подготовки и проведения  родительских собраний. Тематика общих и групповых родительских собраний может быть составлена на весь период пребывания детей в дошкольном учреждении.

А.В.Козлова и Р.П.Дешеулина считают родительские собрания одной из главных форм работы с семьей дошкольника. Одной из задач общения считают важным раскрыть перед родителями стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в ее получении и понять, какой именно информации недостает им. В работе детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических.

Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат и другие. Однако работа с детьми  в рамках дошкольного учреждения осуществляется не одним педагогом, но в тесном взаимодействии с коллегами. Поэтому так важно создать благоприятный климат среди сотрудников, условия взаимопомощи при общении с детьми и их родителями. М.А. Аралова для  установления плодотворного контакта с родителями  предлагает:

- информационно-практические занятия, (тренинги) в ходе которых  воспитатели получают новые знания, могут продемонстрировать свои достижения в области педагогики и психологии; практическая часть позволяет овладеть психотехниками общения, обрести уверенность в себе, увеличить творческий потенциал;

- темы и материалы для психологических дискуссий, которые можно проводить с воспитателями и родителями;

- психологические зарядки для воспитателей и  родителей, позволяющие овладеть навыками релаксации и концентрации, повысить энергетический потенциал;

- темы и примерные сценарии родительских собраний, проводимых воспитателями в группах ДОУ.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна. Главное назначение консультации- родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Каждый специалист, работающий в образовательном учреждении, проводит индивидуальные беседы по запросу родителей и осуществляет консультирование по плану, с которым родителей знакомят в начале года. Цель индивидуальных форм работы- оказать помощь конкретному родителю в решении тех проблем, которые у него вызывают затруднения или являются предметом его интересов.

Т.Н.Дороновой и коллективом авторов подробно разработаны консультации специалистов для родителей.

Собрания, групповые консультации строятся на основе принципов- открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению, общение на основе диалога.

Такая форма работы с родителями  как  «помощь родителей учреждению» включает в себя организацию и помощь в проведении мероприятий (экскурсий, походов), спонсорство, участие в субботниках.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

В настоящее время, когда семьи сталкиваются с экономическими трудностями, а некоторые живут  в состоянии  стресса, недовольства жизнью, атмосфера праздника может явиться именно той формой, которая психологически наиболее адекватна сегодняшнему времени.

 Поэтому праздники и досуговые мероприятия надо использовать не только с целью радостного торжества, а как средство повышения  педагогической культуры  родителей. Но для этого надо пересмотреть организацию праздников, отбор содержания, отношение к детям и родителям.

Доронова Т.Н. представляет  праздник как место:

  • встречи и общения детей и их родителей;
  • проведения игр, развлечений, которые могут быть использованы родителями  в домашней обстановке;
  • получения ребенком социального опыта общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной атмосфере;
  • где родители могут увидеть своего ребенка на фоне других детей, соотнести свои действия с действиями других родителей;
  • знакомства с практическими приемами работы педагога с детьми в той или иной ситуации;
  • где педагоги предоставляют родителям возможность почувствовать очарование детства и получить опыт полноценного взаимодействия со своим ребенком.

Основной задачей информационно- аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно- ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а  также наблюдают процесс его общения с другими детьми  и взрослыми. Эти формы общения предназначены для ознакомления родителей с рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

М.Д.Маханева считает, что самая эффективная форма работы с семьей- занятия в семейных клубах, позволяющие осуществить полноценный индивидуальный подход к разностороннему развитию ребенка через взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов, психологов, медиков, строящих работу на основе профессиональных знаний педагогики, психологии и медицины.

В настоящее время особой популярностью пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются педагогами. Практические рекомендации к проведению занятий с родителями разработаны В.П.Дубровой.

Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов. Пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. К ним относятся информационные проспекты для родителей, информационные стенды, папки-передвижки. 

Подробно освещены подходы к оформлению и содержанию наглядной информации  для родителей Н.М.Метеновой.

Действенность наглядных форм организации работы с родителями обусловлена большой конкретностью, доступностью представляемого материала. При оформлении средств наглядной информации нужно продумывать ее содержание (направленность, конкретность), художественное оформление (красочность, удачная компоновка материала), что возбуждает у родителей интерес к наглядной информации, способствует более глубокому восприятию ее материалов. Одним из требований к оформлению наглядной информации является единство текстового и иллюстративного материалов.

Средства наглядной информации могут быть подчинены единой теме или охватывать целый ряд различных вопросов, они могут освещать самостоятельные вопросы или выступать в качестве дополнения к другим формам работы.

Наглядно- информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них - информационно- ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом, психологом).

 К ним относятся - организация дней (недель) открытых дверей, просмотров занятий, презентация дошкольного учреждения

Т.В.Кротова обращает внимание на то, что дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. Задачи другой группы- информационно- просветительской- близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное- через газеты, организацию выставок, организацию мини- библиотек.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.  «Погружение» в жизнь дошкольного учреждения способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длительное наблюдение ребенка в  новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Организация клубов для родителей предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями- что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Выбор темы для обсуждения обуславливается интересами и запросами родителей. Педагоги стараются подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, пригласить различных специалистов-психолога, педиатра, астролога.

Удачной находкой для согласования работы всех служб  и родителей дошкольного учреждения стали «информационные корзины», в которые каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения, замечания по работе каждой службы учреждения. Руководитель имеет возможность сделать оперативные выводы о вопросах, беспокоящих родителей, и эффективности работы каждого подразделения.

Таким образом, мы видим, что в организации работы с семьей можно использовать различные по направленности  формы   работы, но  их выбор для каждого конкретного мероприятия должен определяться целями и задачами, особенностями содержания, контингентом педагогов, потребностями и запросами родителей, конкретным состоянием учебно-воспитательного процесса в данном учреждении. Содержание форм работы направлено на повышение  педагогической  культуры  родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направление работы с родителями

Презентация взаимодействие с родителями...

Современные направления работы с родителями (из опыта работы)

Современные направления работы с родителями (из опыта работы)...

Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО

Консультация для воспитателей "Основные направления работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО" Выделены 4 основных направления....

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Направления работы с родителями»

Консультация в рамках «Школа молодого воспитателя» «Направления работы с родителями»...

Направление «Работа с родителями». Тема: «Разнообразные формы работы семьи и ДОУ в современных условиях»

Направление «Работа с родителями». Тема:  «Разнообразные формы работы семьи и ДОУ  в современных условиях»...

Консультация для родителей "Направления работы с родителями в системе психолого-педагогического сопровождения.".

Направления работы с родителями в системе психолого-педагогического сопровождения.Система работы с родителями в психолого – педагогическое сопровождение детей с ЗПР отдельным направлением работы...