Дополнительно - образовательная программа по художественно - творческому развитию "Волшебный квадрат "Оригами"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Райкова Наталья Александровна

Пояснительная записка

 

         Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

         Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. .        

     Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

            Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

           Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_origami._-_kopiya.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида

№16 «Радуга».

Программа рассмотрена и одобрена

 на заседании педагогического совета

 МБДОУ  детский сад комбинированного

№  16 «Радуга»

Протокол № __от «_»_______2016г.

Утверждаю:

Зав. МБДОУ д/с комбинированного вида

 № 16 «Радуга» ____________Правдина Е.М.

                            Дополнительная

                 образовательная  программа

по художественно- творческому развитию детей

   «Волшебный квадрат «Оригами».

Программа рассчитана на детей 5-7  лет.

Разработали  воспитатели:  

                                                                              Райкова Н.А.

 

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Список детей.

3. Сетка занятий и режим работы.

4. Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки        реализации, режим занятий, наполняемость групп)

5. Содержание педагогической работы по освоению детьми программы.

6. Система диагностики и мониторинга достижений детей.

7. Литература

Пояснительная записка

         Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.

         Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. .        

     Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой  моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

            Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

           Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

1.  Обучающие 

·  Знакомить  детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

·  Формировать  умения следовать устным инструкциям.

·  Обучать  различным приемам работы с бумагой.

·  Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать  словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

2.  Развивающие: 

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное  воображения.

· Развивать мелкую моторику  рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. 

· Развивать у детей способность работать руками, приучать  к точным движениям пальцев,  совершенствовать мелкую моторику рук, развивать  глазомер.

· Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

·  Воспитывать интерес к искусству оригами.

·  Расширять коммуникативные способностей детей.

·  Формировать культуру  труда и совершенствовать  трудовые  навыки.

·  Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

  ·  Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

 Список детей  группы «Колокольчик» посещающих кружок

«Волшебный квадрат «Оригами.

Сетка занятий: среда.

Режим работы: 15.15 – 15.40.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа «Волшебное оригами» рассчитана на 1 года (подготовительный возраст.) Для успешного освоения программы занятия в численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек. Кружок «Волшебное оригами» посещают дети по запросам родителей.  Занятия проводятся  два раза в неделю, с октября  по  май.

Количество занятий

Кол-водетейв группе

В неделю

В месяц

в год

 

 

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Форма занятий – тематическая совместная деятельность.

Ожидаемые результаты:

         В результате обучения по данной программе дети:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами

 – будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством оригами;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. 

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Составление альбома лучших работ.

Проведение выставок детских работ.

Инсценировки с использованием работ.

Содержание педагогической работы по освоению детьми программы.

Месяц

Тема

Содержание

Сентябрь

1.Знакомство с оригами.            

2.Изготовление квадрата.

3.Дом.

4.Блин.

5.Гриб.

6.Рыба.

7.Птица.

8.Лягушка.

Познакомить  детей с новым видом искусства «оригами». Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги.

Учить детей складывать прямоугольный

лист бумаги по диагонали, отрезать лишнюю часть, получая квадрат.                                                                Используя базовую форму «книжечка» , изготовить дом.

Используя базовую форму «треугольник» , изготовить дом.

Октябрь

Базовая форма «треугольник».

1.Стаканчик.   

  2.Лиса.

3.Щенок.

4. Котёнок.

5-6.Черепашка.

7-8.Муха.

Учить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния». Перегибать треугольник пополам, опускать острые углы вниз.

Ноябрь

1-2.Базовая форма «воздушный змей». 3-4.Композиция «Два весёлых гуся».

5.Репка.

6. Морковь.

7-8. Подготовка и инсценировка сказки из изготовленных игрушек.

Используя новую базовую форму, учить детей изготавливать детали моделей гусей, соединять их в определённой последовательности, используя аппликацию, создавать коллективную композицию.

Учить детей, используя  различные приёмы оригами, создавать композицию «Осенний урожай».

Развивать у детей фантазию, умение обыгрывать свои поделки.

Декабрь

1-2.Базовая форма «конфетка».

3-4.Новогодняя открытка.        

5-6.Снеговик.

     

Учить детей складывать квадратный лист бумаги новым способом, следуя словесным указаниям воспитателя.

Соединять детали в единое целое (еловая шишка), мастерить Новогоднюю открытку.

Учить детей сворачивать бумагу разными способами, делать мягкие складки, соединять детали между собой, использовать в одной работе бумагу разного вида (мягкую гофрированную).

Январь

1-2.Базовая форма «дверь».

3-4.Снежинка.

5-6. Елочная звезда

7-8. Елочка на снегу.

Познакомить детей с новой базовой формой «дверь».учить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке.

Познакомить детей с новой базовой формой и моделями при изготовлении которых она используется. Учить складывать бумагу  новым способом, закреплять умение находить и называть углы.

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.

Февраль

1-2.Праздничные салфетки.

3-4.Самолёт для папы.

5-6.Модели на основе квадрата.

Сердечко.

7-8.Валентинка на подставке.

Выставка детских работ.

Учить детей работать с бумагой разного качества, складывать её по словесному указанию воспитателя. Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз.

Март

1-2. Цветы для мамы «Тюльпаны».

3-4.Салфетка «Веер» для праздничного стола.

5-6. Роза из салфетки.

Учить детей складывать бумагу разными способами, из знакомой базовой формы складывать лепестки цветка, соединять детали, накладывая одну на треугольник другой, совмещая вершины углов и стороны деталей.

Плотно защипывать салфетку, сжимая все её слои и расправлять в виде хвоста лебедя или лепестка роз.

Апрель

1-2.Кораблик.

3-4.Пароход.

5-6.Золотая рыбка.

7-8. Парусник.

Учить детей делать заготовки, используя разные базовые формы.

Май

Подведение итогов.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

             

Литература:

1. С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,»  2001 – 20

2. С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.: Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

3. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия  Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.

4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997

5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995

6. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002

7. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992

8. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999

9. Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998

10. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996

11. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996

12. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. С-Пб, «Химия», 1994

13. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Зоопарк в кармане. С-Пб, «Химия», 1994

14. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Рождественское оригами. М, «Аким», 1994

15. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами в вашем доме. М, «Легкая промышленность», 1995

16. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. оригами на праздничном столе. М, «Аким», 1995

17. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты. С-Пб, «Химия», 1995

18. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Ферма оригами. С-Пб, «Химия», 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...

Дополнительная образовательная программа по художественному творчеству «Умелые ручки». Разработана на основе программы И.А. Лыковой « Цветные ладошки».

Перспективный план составлен с опорой на педагогические технологии:•          И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», « Цветные лад...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Волшебное оригами»

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать п...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей "Волшебное оригами"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Программа дополнительной образовательной услуги по художественно-творческой направленности

Проведение занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста оригами «Сказочный мир оригами»...