Круглый стол для педагогов ДОО "Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Сороковикова Ирина Викторовна

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит педагогу, как транслятору народной и этнической культуры.

Задачи круглого стола - познакомить педагогов с проблемами этнокультурного воспитания дошкольников и формировать у педагогов толерантное отношение к представителям других этнических групп. В программу круглого стола входит выступление педагога-психолога, просмотр и обсуждение видеофильмов, созданных на основе социального эксперимента,  выступление воспитателя с докладом по этнокультурному воспитанию детей и дисскусия по данной проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_dlya_pedagogov_doo.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов ДОО

Тема: «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: создание дискуссионной площадки по актуальным проблемам этнокультурного воспитания детей.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с проблемами этнокультурного воспитания дошкольников и её задачами;
  2. Обмен опытом и активизация сотрудничества  педагогов ДОУ   по этнокультурному  воспитанию детей дошкольного возраста;
  3. Формирование у педагогов толерантного отношения к представителям других этнических групп.

Присутствующие: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели.

Программа круглого стола:

  1. Вступительное слово старшего воспитателя.
  2. Выступление педагога-психолога «Проблема этнической толерантности и пути её решения».
  3. Просмотр видеофильмов на основе социального эксперимента «Проверка на человечность» и «Армянин в Баку».
  4. Обсуждение видеофильмов.
  5. Выступление воспитателя «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста».
  6. Дискуссия по проблеме

Старший воспитатель: Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить проблему этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста.

В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит педагогу, как транслятору народной и этнической культуры.

Педагог-психолог: Я хочу каждому из вас дать по три разноцветных листочка с символа нашего круглого стола – дерева толерантности.

Пожалуйста, поднимите желтые листочки – если в вашей семье есть представители разных этнических групп;

красные листочки – если среди ваших коллег есть представители разных этнических групп;

синие листочки – если среди вашего ближайшего окружения есть представители разных этнических групп.

Вывод: яркая картинка – так или иначе, все имеем опыт общения с представителями разных этнических групп. Сохраним картинку – прикрепим листочки к одежде.

Удивительная трактовка понятия «Толерантность» принадлежит учительнице из Амурской области Татьяне Николаевне Загитовой

Я пришел в этот мир

не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в это мир

не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

не для того, чтобы отвечать моим интересам,

не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.

Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать. Чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

Наша страна многонационально и образовательные организации посещают дети разных этнических групп. Для детей другой этнической группы чужды русский язык, культура и обычаи, уклад нашей жизни. А для русских детей не всегда понятны традиции, обычаи и особенности поведения сверстников других национальностей. Адаптация детей в новой непривычной социокультурной среде не всегда протекает гладко и просто. Тем самым усложняет процесс совместного воспитания дошкольников разных этнических групп в едином поликультурном образовательном пространстве.

Задача педагогов рассказать детям об особенностях поведения, уклада жизни, ценностях и традициях людей разных иных этнических групп. Выявить причины того или иного поведения, показать исторические предпосылки поведения воспитанника, тем самым сформировать толерантность со стороны сверстников и взрослых.

Толерантность заключается в том, что несмотря на особенности культуры, языка, цвета кожи, дети должны научиться видеть в человеке, прежде всего человека, пытаться понять его и принять таким каков он есть.

Некоторые взрослые думают, что нет необходимости особо заботиться о том,  чтобы ребенок четко определял жизненные позиции, и они глубоко  заблуждаются. Каждый взрослый обязан осознавать свою ответственность за воспитание в детях  толерантности к людям других национальностей. Педагог является посредником между  ребёнком и культурой, он вводит его в мир культуры и оказывает поддержку личности  ребенка в индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей. Этнокультурная компетентность современного педагога является залогом успешной профилактики агрессивного национализма и разрешения проблем, связанных с межнациональными  отношениями. Современный педагог содействует    формированию человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в  многонациональной среде, обладающего умениями жить в мире и согласии. 

Сегодня детский сад развивается как детский сад диалога культур, мы воспитываем в детях национальную и этнокультурную толерантность.  

В условиях нынешней цивилизации народы уже не могут жить изолированно каждый в своем собственном культурном мире. В настоящее время все сильнее  и сильнее наблюдается стремление народов возродить, сохранить и развивать свои  культурные традиции и язык, утвердить современную культуру. При этом причиной конфликтов и столкновений, происходящих в различных регионах в последнее время, является чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения.

А теперь предлагаю вам посмотреть два видеофильма, основанные на социальных экспериментах в многонациональном социуме.

Просмотр видеофильмов «Проверка на человечность» и «Армянин в Баку».

Обсуждение просмотренных фильмов, разбор ситуаций, выводы.

Вопросы для обсуждения:

  1. Если учитывать тот факт, что территория Российской Федерация, издревле заселена представителями абсолютно разных этнических групп, как можно избавиться от нетерпимости по отношению к ним?
  2. Согласны ли вы с утверждением – «К представителям другой этнической группы станут относиться лучше, если они изменят своё поведение»? Почему?

Воспитатель- докладчик:

Следующая тема для обсуждения «Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста».

Как вы считает необходимо ли в детском саду в воспитании детей отводить место этнокультурному воспитанию?

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства.

Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Концепция этнокультурного образования в РФ основана на «Национальной доктрине образования в РФ», в которой обозначен приоритет образования в государственной политике, определены стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны.

В основу концепции были положены труды выдающихся педагогов: П. П. Блонского, В. И. Водовозова, К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, С. Т. Шацкого и др. Реализация Концепции направлена на преодоление духовно-нравственного кризиса современного российского общества; патриотическое воспитание граждан России на основе лучших традиций нашей многонациональной культуры; возрождение и развитие самобытных национально-культурных традиций народов России в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

Детский сад является первой ступенью в системе  непрерывного образования, и именно в нём закладывается фундамент развития личности. С введением в действие закона РФ « Об образовании в РФ» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений  стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным региональным культурным наследием и истории страны, края.

Педагог находится в условиях, когда к нему предъявляются постоянно определенные требования, и на данном этапе развития системы образования эти требования достаточно высоки. Это касается, в том числе, и этнокультурной компетентности, владение которой предполагает, что педагог не только должен обладать определенным набором знаний о культуре и  традициях своего народа и других народов, но должен проявлять такие личностные качества, как эмпатия, толерантность, должен уметь организовывать процесс этнокультурного образования, учитывая все особенности данного процесса, должен уметь использовать разные технологии для организации этнокультурного воспитания и образования.

 Среди важнейших средств воспитания: личный  пример, слово, художественная литература, произведения устного народного творчества, изделия декоративно-прикладного искусства, музыкальные произведения, разнообразные виды игр.

Детство – это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток  времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его  следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит, мы должны  научить детей любить свою семью, Родину, окружающих их людей, знать историю, быт и  культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними.

Этнокультурное воспитание детей в ДОУ должно осуществляться в трех направлениях:

1. Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).

2. Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе каждого ребенка, «расшевелить» его чувства).

3. Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его  собственном поведении).

Каждый человек должен воспитываться и обучаться в духе понимания, признания  и уважения собственной расы, национальности и культуры, преодоления стереотипов и  однозначности мышления, уважения иных точек зрения, обычаев и ценностей. Образование является важнейшей функцией культуры, так как именно оно обеспечивает ее сохранность, трансляцию и потенциальное развитие.

Вопросы для обсуждения.

  1. Какова основная цель этнокультурного воспитания дошкольников?
  2. Какие на ваш взгляд существуют проблемы осуществления этнокультурного воспитания детей? Пути решения.
  3. Какова роль семьи в этнокультурном воспитании детей?
  4. Плюсы и минусы многонационального детского сада.
  5. Хотите ли вы, чтобы среди ваших воспитанников были дети разных этнических групп?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Половое воспитание детей дошкольного возраста"

Статья о значении полового воспитания в дошкольном возрасте, полоролевой социализации детей в условиях детского сада...

Круглый стол по вопросам формирования у детей дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области обеспечения безопасности жизнедеятльности дошкольников...

Круглый стол. Выступление на тему: "Приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям народов России через народные подвижные игры"

Народная игра - самостоятельный вид деятельности , направленный на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, развитии у детей определенных навыков и умений....

Круглый стол «Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста»

Представлены доклады педагогов по теме круглого стола...

Родительское собрание в форме круглого стола: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

Сценарий родительского собранияв форме круглого стола: "Семейные традиции"Задачи:- приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работ...