Психолого – педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС.
статья на тему

В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) довольно многопланово. Но отечественная система сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста недостаточно раскрыта и нуждается в доработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические условия сенсорного развития

детей раннего возраста в ДОУ с учетом ФГОС

Составила: педагог – психолог МДОУ «Д/с № 9 о.в.»

г. Магнитогорска

Кулягина Анастасия Геннадьевна

В отечественной педагогике и психологии вопросы сенсорного развития в воспитании детей дошкольного возраста изучались группой научных работников (Венгер Л. А., Запорожец А. В., Сакулина Н. П. и др.) довольно многопланово. Но отечественная система сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста недостаточно раскрыта и нуждается в доработке.

Актуальность и важность этой проблемы в настоящее время определяется тем, что современная концепция воспитания детей раннего возраста, исследования Павловой Л. Н. познавательной активности детей в раннем детстве, показатели психического развития первых лет жизни, целевые ориентиры образования в раннем детстве,  показали значимость предметной деятельности и общения ребенка со взрослым, как ведущих видов деятельности в раннем детстве и позволяют обратиться к вопросам сенсорного развития детей раннего возраста с новых позиций.

Уже в раннем возрасте дети сталкиваются с многообразием форм, красок и других свойств предметов. Каждый ребенок ощущает и воспринимает эти свойства с помощью зрения, слуха, осязания и обоняния. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль, так как именно в этом возрасте закладывается чувственный опыт ребенка.

Сенсорное развитие – это сложный процесс, который  включает в себя в качестве основных моментов накопление чувственного опыта, формирование представлений о предмете, его качествах и свойствах. (Л. А. Венгер)

В первые годы жизни ребенок получает огромное количество впечатлений из окружающего мира. Но не все свойства предметов и не во всех случаях привлекают внимание ребенка, становятся признаками, которые он учитывает в своих действиях. Иногда он выделяет такое – либо одно свойство наиболее бросающееся в глаза, не замечая при этом других свойств.

Как отмечают психологи: подчеркивание, выделение каких – либо отличительных свойств не развивает восприятие предмета, а лишь ослабляет внимание ребенка ко всем остальным, не выделенным свойствам.

Поэтому, в раннем возрасте важнейшая задача педагога – максимально расширить чувственный опыт ребенка, обогатить восприятие, обеспечить накопление разнообразных представлений, чтоб создать фундамент для последующего усвоения сенсорных эталонов.

И это одно из важнейших условий сенсорного развития ребенка и его необходимо учитывать с первых дней жизни ребенка.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – значит сформировать у ребенка представления об основных особенностях каждого свойства предмета. Способность сравнивать свойства воспринимаемого предмета с усвоенными образцами – это значит научиться обследовать предмет.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств предметов.

Для сенсорного развития ребенка в раннем детстве и более быстрого достижения результатов в освоении свойств предметов в окружающем мире, определяющим условием является учет индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка.

Постоянно ориентируясь на уровень психического развития ребенка (по методике диагностирования Смирновой Е. О., Ермолаевой Т. В., Мещеряковой С. Ю), можно четко установить исходное состояние сенсорного развития в процессе:

а) предметной деятельности (по видам действий с предметами)

б) общении

в) познавательной активности (интерес к предметам и действиям с ними, настойчивости в деятельности, эмоциональной вовлеченности ребенка) и определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Это условие позволяет сделать процесс сенсорного развития системным и целенаправленным.

Предметные действия побуждают ребенка сравнивать предметы между собой, сопоставлять их.

На втором году жизни, овладевая сравнением предметов по их свойствам путем подбора предметов с одинаковыми свойствами, дети не сразу видят их различие. Накладывая, прикладывая, сравнивая предметы по размеру и цвету, дети с помощью взрослого, у детей закладываются основы  сравнения предметов на глаз.

Для детей третьего года жизни, чувственное восприятие окружающего мира имеет решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, учась строить целостные образы предметов. Так возникает взаимодействие в работе разных органов чувств – при восприятии формы, величины, а затем и цвета предмета.

Как отмечает Венгер Л. А в своих работах «Каждый ребенок, так или иначе, воспринимает все, что его окружает, но такое усвоение окружающего, происходит стихийно и бессистемно. Очень важно, чтобы процесс развития сенсорных способностей осуществлялся с первых дней жизни, целенаправленно и системно, а чувственный опыт ребенка расширялся с первого года»

С расширением представлений, путем сравнения их по свойствам в общении со взрослым, у ребенка начинают формироваться и сенсорные эталоны.

Непременным условием развития сенсорных способностей ребенка, безусловно, является развивающая предметно – пространственная среда, задействуемая как в процессе НОД, так и в свободной деятельности, организованная с учетом требований ФГОС:

  1. Насыщенность
  2. Трансформируемость
  3. Полифункциональность
  4. Вариативность
  5. Доступность
  6. Безопасность

Список литературы

1. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду/Т.Н. Доронова .- М. : Просвещение, 2005.

2. Павлова , Л.Н.Практическая психология раннего развития ( от года до трех лет) / Л.Н. Павлова. – М.:ЗАО «РОСМЕН – ПРЕСС», 2012

3. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет.: метод. Пособие для практических психологов/ Е.О. Смирнова.- 2 изд.- СПб.: «Детство – пресс», 2013

4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные и психолого - педагогические условия восприятия детьми дошкольного возраста фольклора.

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.Форму...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к ДОУ

В презентации представлен материал, посвященный проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....

Мои презентации на тему: "Психолого - педагогические условия сенсорного развития детей дошкольного возраста"

—сенсорное развитие у детей дошкольного возраста может быть более успешным, если создать педагогические условия:—- осуществление его в процессе содержательной деятельности.—- сенсорное воспитание наиб...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...

Итоговая работа по курсу «Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи». Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей в раннем возрасте средствами народного фольклора».

Итоговая работа по курсу«Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи».Тема: «Духовно - нравственное воспитание детей...

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем возрасте своеобразие деятельности и особенности воспитания»

Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях ДОО и семьи» Тема: «Самообслуживание детей в раннем  возрасте своеобразие деятельности и особе...