Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Материал содержит рекомендации по гендерному воспитанию детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста.

В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание , общие цели которого одинаковы для обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы. Главные задачи гендерного воспитания – формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.

«Бесполость» воспитания приводит к тому, что в дальнейшем немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить нормальные семейные отношения. С каждым годом растёт число мужчин и женщин, для которых семья и дети не являются важной частью их жизни. Главным становятся карьера, материальное благополучие, а некоторые даже считают, что детей иметь «не модно».

Дошкольный  возраст наиболее сензитивен для усвоения полоролевых отношений. В этот период формируется представление о себе, своём «Я». К двум годам ребёнок узнаёт, что существует два пола , и начинает понимать , кто он – девочка или мальчик. С четырёх лет до семи лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или желаний ребёнка. Нельзя одинаково воспитывать мальчиков и девочек, нельзя предлагать девочкам быть похожими на мальчиков, ни в чём не уступать им, соревноваться с ними.

Дифференциация мужских и женских социальных ролей всегда должна предполагать их взаимодополняемость. Только тесно общаясь, дети разного пола могут научиться уважительному отношению к чувствам и поступкам друг друга. Многие исследователи считают, что в центре внимания девочек находится человек, его внутренний мир. Их больше привлекает внешняя эстетика, волнуют переживания человека. Мальчиков  в большей мере интересует окружающий мир, у них чаще проявляется стремление к риску, к преодолению опасностей.

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интересах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объединение дошкольников для сюжетно – ролевых игр со сверстниками своего пола. Контакты  и игровое взаимодействие детей дошкольного  одного пола в большинстве случаев более продолжительны. При этом меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются , если среди девочек играет один мальчик . Появление второго мальчика  влечёт за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей . Мальчики в свои игры тоже принимают девочек, но не любят, когда  их много . В возрасте 3 – 4 лет девочки первыми начинают отдаляться от мальчиков. Несколько позднее мальчики создают свою гендерную субкультуру. В результате различия  между мальчиками и девочками  настолько велики, что Э. Маккоби считает возможным говорить о существовании двух разных культур детства, благодаря которым формируются и закрепляются свойства, с которыми чаще всего формируются и закрепляются свойства, с которыми чаще всего ассоциируются маскулинность и фемининность

Важно не только поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях и в повседневной жизни, но и учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Учёные считают, что в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять  те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители женского и мужского пола.

Гендерная социализация ребёнка связана с окружающими его взрослыми. Дети, посещающие дошкольные учреждения, больше времени проводят с воспитателями, нежели с родителями. Они доверяют им, стараются строить своё поведение, подражая им. При  обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных, прежде всего на слуховое восприятии. Для мальчиков предпочтительнее  использовать  визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, её публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии  других детей родителей. Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чём – то конкретном. Каждый приобретённый навык позволяет ему гордиться  собой и стремиться к новым достижениям. Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей: хорошие девочки и плохие мальчики и наоборот!

Совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек укрепляет связи между представителями разного пола. Педагоги дошкольных учреждений проводят с детьми игры, беседы и занятия, которые строятся на принципах гендерного равенства с учётом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка, равных условий и возможностей для развития детей обоих полов. В результате этой работы дети не только усваивают определённые знания, но и учатся применять их в жизни, совместной деятельности, играх.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

               В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  гендерное  воспитание – процесс, направленн...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Предлагаемый материал содержит методическую разработку семинара-практикума для педагогов ДОУ по теме "Гендерные аспекты воспитания и обучения детей дошкольного возраста", проведённого на базе нашего Д...

Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность  в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспи...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе. ...

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе....

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...