«Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков этикета у детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Пидченко Ольга Валерьевна

Консультационный материал для воспитателей ДОО по основам формирования культурно-гигиенических нвыков и навыков этикетного поведения у детей дошкольного возраста (для всех возрастов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №75 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей»

муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

Консультация для педагогов

на тему:

«Формирование культурно-гигиенических навыков

и навыков этикета у детей дошкольного возраста»

Подготовила

старший воспитатель МАДОУ №75

Пидченко Ольга Валерьевна,

1 квалификационная категория

Чебоксары

2016

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

 В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

 Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

 Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.

 Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях? Вежливость, деликатность, скромность, общительность. Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т. е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

 Первая младшая группа.

 Одна из задач воспитания детей I младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Создание предпосылок культурного поведения маленького ребенка ведется по нескольким направлениям. Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе. При этом у детей развивается чувство коллективизма. Не менее важно привить интерес к трудовой деятельности взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в I младшей группе детского сада.

 Важной задачей в работе с детьми I младшей группы детского сада является воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным, увлекательным.

 Вторая младшая группа

 С переходом в эту группу программные требования к воспитанию у них навыков культуры поведения, планирование воспитательного процесса, усложняется. У детей на 4-ом году жизни продолжают формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Предъявляется сложные требования к выполнению действий в ходе режимных процессов, бережному отношению к игрушкам, к труду старших. Воспитатель большое внимание должен уделять формированию у детей и выполнению ими правил вежливого обращения, организованного поведения в детском саду, на улице.

 Планируя работу, педагог особое внимание уделяет формированию таких качеств, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку видеть и различать состояние человека, решив, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность.

 Средняя группа

 Дети пятого года жизни наблюдательны, любознательны, активны. Их интересы становятся разносторонними. Увеличивается объем знаний, расширяются возможности ознакомления детей с явлениями общественной жизни. Предметом детского внимания становится труд взрослых, их взаимоотношения в процессе труда. А также яркие, заметные события в ближайшем окружение, дома. И атмосфера жизни в детском саду приобретает для формирования нравственных чувств и качеств особое значение. Сочетание руководства самостоятельной практической повседневной деятельности детей в детском саду и дома с привлечением их внимания к труду взрослых, общественному значению этого труда содействует успешному расширению задач воспитания уважения к взрослым, культуры общения с ними.

 Старшая группа

 Содержание педагогического процесса на этом этапе составляет воспитание уважения к родным и близким, привязанности уважения к воспитателям, осознанного стремления порадовать старших хорошими поступками, желание быть полезным окружающим. У детей старшей группы необходимо активно и последовательно формировать дружеские взаимоотношения, привычку играть и заниматься сообща, умение подчиняться требованиям, в своих поступках следовать примеру хороших людей, положительным, героическим персонажем известных художественных произведений.

 В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Формирования уважения к окружающим, доброжелательности, волевых качеств, сдержанности происходит в коллективе сверстников. Коллектив играет в жизни детей все большую роль, взаимоотношения детей усложняются. Главным в целенаправленной воспитательной деятельности педагога на ступени старшего дошкольного возраста, продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.

 Подготовительная группа

 Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. Приобретают большую обобщенность, и навыки нравственного поведения – более естественные и прочные, обретают большую широту и устойчивость, чтобы ребенок всегда вел себя по правилам не только в детском саду и дома, но и в любой обстановке, не только на глазах взрослых, под контролем, но и по собственному побуждению. Особое внимание воспитателя, в данной возрастной группе, должно быть сосредоточено также на воспитании потребности в соблюдении правил личной гигиены, и в естественной взаимопомощи детей в различных режимных процессах, в формировании волевых качеств, в накоплении опыта гуманных отношений и культуры поведения.

 Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.

Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков

в разных возрастных группах

Группа

раннего

возраста

(от 1 года

до 2 лет)

*   Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 г. 2 мес.).

*  Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пишу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.

*   Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 г. 2 мес.).

*   Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 г. 5 мес.).

*    Обучать детей с помощью взрослых мыть руки перед едой, правильно пользоваться  полотенцем {с 1 г. 6 мес.).

Первая

младшая

группа

(от 2 до 3 лет)

*   Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, тщательно пережевывать пищу, держать ложку  в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

*   Сформировать умение выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить «спасибо».

Вторая

младшая

группа

(от 3 до 4 лет)

*    Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

*   Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Средняя

группа

(от 4 до 5 лет)

*    Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды

Старшая

группа

(от 5 до 6 лет)

*   Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

*   Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

Подготовительная к школе группа

(от 6 до 7 лет)

*   Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.


Усложнение умений и навыков по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков культуры еды

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая и подготовительная к школе группы

Культурно-гигиенические навыки

Уметь засучивать рукава при умывании, мыть лицо и руки, не разбрызгивая воду, правильно пользоваться мылом, тщательно вытирать руки и лицо полотенцем, вешать его на место, пользоваться носовым платком по мере необходимости.

Уметь самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, тщательно вытирать лицо и руки,  вешать полотенце на отведённое место. Уметь своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

Уметь обращаться к взрослому для устранения непорядка в одежде и внешнем виде.

Уметь самостоятельно умываться, следить за чистотой своих рук, мыть их по мере необходимости и после туалета с мылом. Уметь правильно чистить зубы, причёсываться, при кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.

Уметь самостоятельно либо с частичной помощью взрослого приводить в порядок свой внешний вид и одежду.

Уметь самостоятельно контролировать своих действий личной гигиены. Уметь самостоятельно следить за чистотой рук, ногтей, лица, ног, мыть их по мере загряз-нения, самостоятельно устранять непорядок в причёске, внешнем виде и одежде.

Уметь тактично подсказывать товарищу о неполадках в его одежде, обуви, помогать устранять их.

Навыки культуры еды

Уметь есть самостоятельно и аккуратно, не крошить хлеб, тщательно пережёвывать пищу, держать ложку правильно в правой руке. Уметь вести себя за столом спокойно, не мешать соседу. По окончании пользоваться салфеткой и благодарить.

Уметь кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не проливать суп, чай, правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой.

Уметь кушать аккуратно; принимать во время еды правильное положение за столом и сохранять его. Уметь пользоваться столовыми приборами в зависимости от вида пищи, брать пищу понемногу, есть бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой, по окончании благодарить.

Уметь свободно пользоваться вилкой и ножом, есть аккуратно, во время еды сохранять правильное положение, по окончании благодарить.

Поддерживать желание садиться и находиться за столом в опрятном виде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие культурно-гигиенических навыков и самообслуживание детей дошкольного возраста

Навык - это частично автоматизированное действие. Он формируется в результате многократных повторений. Навык, ставший потребностью - это привычка. Навык - позволяет ребенку делать все ловко и быстро. ...

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

«Формирование навыков этикета у детей дошкольного возраста»

Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения образования различных взглядов убе...

Перспективный план работы по формированию культурно – гигиенических и трудовых навыков у детей средней группы

Перспективный план работы по формированию культурно – гигиенических  и трудовых навыков  у детей средней группы...

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания у детей дошкольного возраста 3–4 лет»...