Картотека индивидуальных изотерапевтических игр и упражнений, используемых логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ДЦП.
консультация (средняя группа) на тему

Данный материал  могут использовать в своей работе  логопеды,  воспитатели детских садов.   Использование данного материала предоставляет педагогу  разнообразные возможности в плане повышения     мотивации к занятиям, преодоления  негативизма, развития зрительно-моторной координации,мышления, развития речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Картотека индивидуальных  изотерапевтических  игр и упражнений, используемых логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с  ДЦП в  группе компенсирующей направленности в детском саду.

 Данный материал  могут использовать в своей работе  логопеды,  воспитатели детских садов.   Использование данного материала  предоставляет педагогу  разнообразные возможности в плане повышения     мотивации к занятиям, преодоления  негативизма, развития зрительно-моторной координации, мышления, развития речи.

Панова Елена Николаевна

учитель-логопед I кв. категории

МБДОУ  «Детский сад №26

 комбинированного вида» г. Муром  

                                Упражнение «Закрашиваем зеркало»

Задачи: активизация диалогической речи, закрепление знания названий частей лица,  развитие пространственной ориентировки, стимуляция  указательного слова «Вот».

Ход упражнения.

Взрослый сажает ребенка на колени перед большим зеркалом, совместно рассматривается лицо ребенка. Затем  взрослый вместе с ребёнком губкой или большой кистью закрашивает зеркало краской, чтобы постепенно  смывая краску  влажной губкой рассказывать ребенку о его частях лица, стимулировать ребенка к сопряженному или  повторному произнесению. В конце игры взрослый несколько раз  эмоционально произносит: «Где  Саша? Вот!», побуждая ребенка к активной речи. Важно чтобы действия по закрашиванию и смыванию краски проводились ребенком или совместно с ребенком, но не самим взрослым.

             

Упражнение «Овощные печати»

Задачи: развитие слухового внимания, закрепление лексической темы «овощи», совершенствование умения соотносить ритмы движений со слуховым ритмом, повышение самооценки.

Ход упражнения:

Взрослый демонстрирует  ребёнку кусочки овощей (свёклу, томат, тыкву и т.д.) Ребёнок определяет, от каких овощей отрезаны кусочки: в зависимости от речевых возможностей произносит названия сопряженно со взрослым или указывает на соответствующую картинку. Затем взрослый выдаёт ребенку ватман и предлагает поиграть в «директора», «начальника»: поставить овощные печати. Взрослый произносит название овоща, ребенок ставит оттиск на ватмане соответствующим кусочком. Опыт овощного рисования способствует процессу формирования адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне.

   

                              Упражнение « Рисование ладошками»

Задачи: формирование умения соотносить ритм движений со зрительно-речевыми координациями, снятие психоэмоционального напряжения.

Ход упражнения. Взрослый предлагает ребенку , воспользовавшись пальчиковыми красками и ватманом, оставить отпечатки ладоней. Одновременно с прикладыванием руки к бумаге ребенок произносит слог

 ( цепочку слогов) вслед за взрослым. То же самое упражнение проводится во время рисования подушечками пальцев.

                                               Упражнение «Части тела»

Упражнение проводится при закреплении соответствующей лексической темы.

Задачи:  совершенствование соматогностических представлений, активизация слов: нога, рука, ухо, щека, пупок (пузо).

Ход упражнения. Взрослый обмазывает части тела (нога, рука, ухо, щека, пузо) ребенка пальчиковыми красками, ребенок оставляет «след» на большом ватмане, называет часть тела, которую он «отпечатал».

                                   Упражнение « Рисуем на льду»

Задачи: активизация слов «кап», «лед», развитие тактильного и зрительного восприятия.

Ход упражнения. Взрослый заранее изготавливает достаточно большой кусок льда. Демонстрирует его ребенку, дает его погадить, затем оставляет кисточкой кляксы на льду, стимулирует ребенка к произнесению «кап», «лед».

                                           Упражнение «Салют»

Задачи: активизация слова «салют», развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Ход упражнения. На темном фоне взрослый совместно с ребенком размазывает цветные кусочки пластилина, стимулируя ребенка к произнесению слов «салют», «ура». Желательно показать ребенку мультимедийную презентацию, видеофрагменты различных салютов. Провести эту игру 9 мая - для того, чтобы слова « праздник», «салют» закрепились в лексиконе ребенка.

                                Упражнение «Волшебные нитки»

В арттерапии существует отдельная техника «ниткопись», на ее основе построено упражнение.

Задачи: активизация лексикона по выбранной теме, формирование подражания, воображения, развития мелкой моторики.

Ход упражнения. Взрослый показывает ребенку шерстяные нити разных цветов, предлагая выложить контуры нитью на шероховатой поверхности. Например, контуры овощей и фруктов. Ребенок может выполнять упражнения совместно со взрослым, «рука в руке» или самостоятельно.

                                    Упражнение «Фруктовая картина»

Задачи: активизация лексикона по теме « Фрукты», ознакомление с окружающим миром, развитие мелкой моторики.

Ход упражнения. Взрослый демонстрирует ребенку большой лист картона и упаковку из-под сока с изображением фрукта. Взрослый совместно с ребенком вырезает изображение фрукта, просит ребенка наклеить на большой лист и назвать, что он наклеил. Взрослый поручает ребенку собирать и приносить упаковки из-под сока, чтобы составить большую картину.

                                 Упражнение « Фруктовая аппликация»

Задачи: ознакомление ребенка со словами: семя, кожура; развитие воображения.

Ход упражнения. Взрослый (при изучении натуральных фруктов) предлагает ребенку очистить от кожуры лимон, киви; достать из лимона косточки. На большом листе бумаги или в индивидуальном логопедическом альбоме взрослый предлагает ребенку составить аппликацию: разрезать кожуру лимона на полоски – наклеить солнышко; семя лимона – камушки; кожура – личи - ежик; кожура киви- земля и т.д.

 

                                      Игра «Магазин»

Задачи: активизация лексикона по выбранной теме.

Ход игры. Взрослый заготавливает различные тематические наклейки, в зависимости от изучаемой лексической темы. На картоне изображаются прилавки магазина, взрослый совместно с ребенком наклеивает стикеры на

« прилавки», называя изображение.

                                        Игра « Волшебный крем»

Задачи: активизация простых слов, развитие воображения.

Ход упражнения. Взрослый показывает ребенку детский крем. Далее взрослый рисует кремом (выдавливая из тюбика или размазывая по руке ребенка) различные фигуры, по контурам похожие на какие- либо предметы, названия которых необходимо закрепить в лексиконе ребенка: часы, весы, бак, изюм и др. Взрослый стимулирует ребенка к произнесению названий. В конце игры можно предложить ребенку поменяться ролями для того, чтобы и он попробовал рисовать кремом на руке взрослого.


                                      Игра « Дорисованные картины»

Игру удобнее проводить на компьютере с помощью графического редактора или текстового редактора Word

Задачи: активизация слов простой слоговой структуры, развитие памяти и внимания.

Ход игры. Взрослый демонстрирует ребенку картину на компьютере, затем просит закрыть глаза и быстро дорисовывает (вставляет из заготовки)  любой элемент картинки, название которого соответствует простой слоговой структуре: дым, туча, кот  и т.д. Ребенку необходимо заметить что изменилось и назвать добавленный элемент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Картотека игр и упражнений, используемых на различных этапах логопедической работы

Картотека игр и упражнений, используемых на различных этапах логопедической работы...

Комплекс коммуникативных и пальчиковых игр, используемых логопедом в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР в группе компенсирующей направленности в детском саду.

Данный материал адресуется дефектологам, воспитателям коррекционных учреждений, детских домов, работающих с детьми дошкольного возраста с ТНР и сложным дефектом развития и родителям, воспитывающим реб...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...