Семейный клуб: "Роль игрушки в развитии ребенка, как выбрать игрушку".
консультация на тему

Жигулина Ольга Александровна

Статья посвящена повышению педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста, о достоинствах и недостатках детских игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий семейного клуба.59 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему: "Роль игрушки в развитии ребенка, как выбрать игрушку".

ГБОУ Гимназия №1595,  г. Москва,  2016г.

Воспитатель: Жигулина О. А.

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме  игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.

Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

 Обсудить вопрос о достоинствах  и недостатках  игрушек.

Участники: воспитатели, родители

Подготовительная работа:

анкетирование родителей (приложение 1),

памятки для родителей (приложение 2),

памятка по игрушкам (приложение 3),

советы (приложение 5),

материалы для творческой работы (приложение 6),

Оборудование:

- столы расставлены по кругу;

- магнитофон.

Ход мероприятия

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.

1. Вступительная часть

– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей.

Психологическая разминка «Улыбка»

- Но в начале нашего разговора я хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.

Игра с мячом. «Знакомство». 
Воспитатель:
- Уважаемые родители, для начала мы с вами познакомимся.  Давайте образуем круг. Называем своё имя и по первой букве своего имени даём себе характеристику. Меня зовут Ольга Александровна, первая буква моего имени О, я – обаятельная (далее родители называют свои имена и дают себе характеристику).
- Очень приятно познакомиться.

        Эта тема «Роль игрушки, как выбрать игрушку» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других  видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша – машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Игрушка — предмет, предназначенный для игры. Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Очень тяжело переоценить значение детских игрушек в развитии наших детей. Пластмассовые, деревянные, мишки, куклы – это инструмент познания окружающего мира детьми. С их помощью ребенок строит образы, которые в той или иной мере являют собой фундамент способа мышления на протяжении всей жизни.  Игрушки позволяют также более естественно организовать общение ребёнка с родителями, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.

        Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребёнок, играя, воспроизводит те или иные действия. Например, кукла – обобщенный образ человека. Играя с ней, дети выполняют действия, свойственные образу жизни человека: укладывают спать, кормят, купают, катают в коляске, переодевают и др. В детских играх кукла поет песни, танцует, принимает гостей. Таким образом, игрушка необходима для того, чтобы ребёнок мог выполнять реальные действия.

        Основа развития маленького ребёнка – крепкое здоровье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч и др.) побуждают малышей бегать, метать, прыгать, ловить, т. е. развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки с   сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребёнка счастливее. Игрушки для маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор, пробуждают любознательность.

        По мнению психологов, именно игрушки, которыми играет ребенок, в дальнейшем определяют принципы его мировосприятия и мышления. Все как один утверждают о том, что правильно подобранные игрушки (начиная с самых первых погремушек) обеспечат ребенку нормальное развитие психики и укрепление нервной системы.

         Каковы же критерии хорошей игрушки? Прежде всего она должна вызывать желание играть с ней, говоря словами специалистов, стимулировать детскую активность, то есть быть такой, чтобы ребенок мог разбирать и собирать ее, передвигать различные части, возить, извлекать звуки, «укладывать спать», «кормить». Второе свойство хорошей игрушки — она должна быть простой по функции и понятной для ребенка по назначению. Такие популярные во всех поколениях игрушки, как мячи, каталки, куклы, кубики, машинки, именно благодаря своей простоте позволяют играть в разнообразные игры с ними и не могут наскучить ребенку.                                                                                                                                             Игрушки разнообразны и достаточно сложны. Часть из них имитирует объекты «взрослой» жизни (куклы, машинки, кукольная посуда, домики, игрушечные инструменты — лопатки, молоточки, ведерки и т.д.).

Другие представляют достаточно абстрактные элементы для «создания» новых объектов: конструкторы, трансформеры, кубики, мячи, палки и т. д.

К трём годам ребенок осваивает простейшие конструкторы, которые собирает вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. Конструктор Лего обладает огромным спектром возможностей. С ним можно играть в любом возрасте и всегда ваш ребенок будет доволен. Именно такие игрушки развивают крупную и мелкую мускулатуру руки. А следовательно развивают не только физически, но и интеллектуально.                                                                                                                   Родители должны знать, что покупая ребенку агрессивные игрушки, вы тем самым предоставляете это как «норму». Играя в агрессивные игры, ребенок также становится агрессивным и, конечно же, считает это нормой. Происходит так потому, что эту злость ребенок видит в самом первом инструменте познания окружающего мира – игрушке. Очень важно оградить малыша от такого негативного качества человечества хотя бы на первых годах жизни. Понятно, что рано или поздно он узнает и о плохом, но пусть это случится позже. Так будет лучше для него и его психологического здоровья. 

        Также полезны игры, которые развивают фантазию и творческое мышление малышей. В этом помогут наборы для игры в доктора, кукольные домики, игрушечная касса для игры в магазин. Кроме того, игрушечная касса помогает и развитию первых навыков счёта, в частности сложения и вычитания. Ребёнок сможет освоиться с бумажными деньгами и монетками, понять их назначение.

        Настольные игры (дидактические, развивающие) для детей этой возрастной группы должны быть направлены на развитие памяти, умения сравнивать и сопоставлять различные предметы.

        Также полезны игры, которые развивают фантазию и творческое мышление малышей. В этом помогут наборы для игры в доктора, кукольные домики, дудочки, игрушечная касса для игры в магазин. Кроме того, игрушечная касса помогает и развитию первых навыков счёта, в частности сложения и вычитания. Ребёнок сможет освоиться с бумажными деньгами и монетками, понять их назначение.

        Игры-шнуровки позволят овладеть навыками завязывания верёвочек, развивают мелкую моторику пальцев.

        Не забывайте, что любая игра или игрушка приобретает особую ценность, когда ребенок играет в нее с мамой или папой. Окружите своего ребенка заботой и позитивом. Позаботьтесь о том, чтобы его игрушки излучали добро, радость. Так вы обеспечите ребенку правильное развитие и положительное мышление в жизни.

Тренинговое упражнение: Конверт дружеских вопросов.

 Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и  откровенно.

-- В какую игру играли недавно с ребенком?

-- Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

-- Какие игры чаще играет ваш ребенок?

-- При выборе новой игрушки  что учитываете, чем руководствуетесь?

-- Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

-- Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

-- Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

-- Какие  игрушки любимые у ребенка?

-- Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

2. Анализ результатов анкетирования (приложение 1)

- При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)

3.«А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)

Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения  знаний  и для развития  наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

Музыкальные игрушки -- погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

- Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания,  слуха.

Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

- Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

- Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

4.Заключительная часть.

- Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания:  «Роль игрушек в жизни ребенка».

Рефлексия:

Впечатление от родительского собрания.

Какие выводы вы сделали  (высказывания родителей).

- Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми.   Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

И в заключении хочу вам  сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

 

Приложение 1.

Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?

 

Приложение 2.

Памятка для родителей.

 Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 3.

Советы взрослым:

Не забывайте, что любая игра или игрушка приобретает особую ценность, когда ребенок играет в нее с мамой или папой. Никакая, даже самая дорогая и самая «развивающая» игрушка не даст Вашему ребенку такого ценного жизненного опыта, как игра с мамой в изготовленные совместно с ребенком игрушки. Окружите своего ребенка заботой и позитивом. Позаботьтесь о том, чтобы его игрушки излучали добро, радость. Так вы обеспечите ребенку правильное развитие и положительное мышление в жизни.

Список литературы

Н. М. Метенова. Родительское собрание в детском саду. Ярославль, 2000.

Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду. Учебно-методическое пособие / Т.Н. Зенина. - М.: Педагогическое общество России, 2007

Анкета для родителей

1. Какие условия созданы в семье для игр ребёнка? (наличие игрового уголка, места и времени для игр, набор игрушек, соответствие их возрасту ребёнка)____________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

2. Есть ли у ребёнка среди игрушек любимые? Какие это игрушки?

__________________________________________________________

__________________________________________________________

3. Кто и как часто покупает игрушки? По какому принципу осуществляется выбор игрушки?______________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

4. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как вы поступаете в таких случаях?___________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

5. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком? Что вызывает трудности?____________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

6. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли Вы, во что играют дети, организуют ли старшие дети игры?______________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

7. В какие игры чаще всего играет ребёнок?_____________________

___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...

"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...

Консультация для родителей: «Игра в жизни ребенка. Как выбрать игрушку».

Привлечь  внимание родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка. Актуализировать и дополнить представление родителей о правилах выбора игрушек для детей.Эмоциональный мир ре...

Семейный клуб «Роль бабушек в воспитании детей»

Семейный клуб«Роль бабушек в воспитании детей»МДОУ д\с «Сказка»2 младшая группа Воспитатели: БалдинаЛ.В.Халикова Л.Э. Задача:   - Привлечение внимания бабушек к ...

"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...

Папка-передвижка «Как правильно выбрать игрушки для развития научно-технического мышления ребенка».

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Научно-технический прогресс, проникая во все сферы человеческой деятельности, не только изменяет наше пре...