План самообразования
методическая разработка на тему

Глухова Елена Николаевна

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  комбинированного вида №5»   г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район Республики Татарстан

План самообразования воспитателя

Глуховой Елены Николаевны

2016-2021 гг.

        

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Цель: изучить и внедрить в активную практику систему работы по развитию познавательной активности дошкольников посредством проектной деятельности. 

Задачи: 

1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития;

2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности и проблемам развития познавательной активности;

3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе;

4. Разработать перспективный план работы с детьми;

5. Разработать комплекс проектов, направленный на развитие познавательной активности детей  дошкольного возраста;

6. Сформировать познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; общую культуру личности детейразвивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребёнка; развивать способности и творческий потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

7. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу;

8. Экспериментальным путем выявить эффективность использования комплекса проектов как средства развития познавательной активности у детей  дошкольного возраста. 

9.Обобщить свой собственный опыт в вопросах проектной деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

У меня, как у воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества: 

  • умение анализировать научно-методическую литературу  по проектной деятельности и проблемам развития познавательной активности
  • повысится уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение  проектной деятельностью как наиболее инновационной педагогической  технологией воспитания и обучения детей дошкольного возраста
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике.

У детей сформируется: 

  • умение творчески мыслить и логически рассуждать;   любознательность, познавательная активность, креативность, умение наблюдать и экспериментировать, синтезировать полученные знания;
  • умение проявлять инициативу и самостоятельность в процессе групповых взаимодействий, познавательно-исследовательской деятельности;
  • повысится уровень познавательных способностей в процессе проектной деятельности.

Перечень вопросов по самообразованию:

  1. актуальность применения проектной  деятельности как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО в ДОУ;
  2. цели и задачи проектной деятельности детей  дошкольного возраста;
  3. методика организации исследований детей дошкольного возраста;
  4. этапы работы над проектом;
  5. прогнозируемые результаты;
  6. группы умений, формируемые проектным методом;
  7. особенности  проектной деятельности в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста;
  8. сотрудничество родителей, детей и воспитателей в проектной деятельности;
  9. практическая реализация проектов детей дошкольного возраста.

Актуальность: В настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного деятельностного подхода в работе с детьми, использование метода проектной деятельности, направленного на развитие творческих и познавательных способностей детей в различных видах деятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.  

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

 

Гипотеза: познавательная активность у детей  дошкольного возраста может быть значительно повышена, если в воспитательно-образовательном процессе дошкольников использовать проектную деятельность.

Методы и приемы для развития познавательной, исследовательской активности у детей:

игровой, наглядный, словесный, практический, проблемно-поисковый, исследовательский, сюрпризный момент, элементы загадочности, создание воображаемой  ситуации, использование музыки, предметно-схематические модели, презентации.

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Аналитический

Изучение литературы по

2016 -

Курсы повышения

проблеме.

2017

квалификации.

год

Изучение ФГОС.

Изучение образовательных технологий (выбор

Изучение психолого -

технологий для получения прогнозируемых результатов)

педагогической литературы.

Прогностический

Определение целей и задач

темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

Исследовательская работа в малых группах (внедрение проектной деятельности).

2017-

2018

год

Публикация «Из опыта

работы» (статьи, доклады-

показать промежуточные

результаты) на сайте.

Изучение литературы и интернет-сайтов по данной

теме

Изготовление игр,

дидактических пособий.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического

комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа

(применение проектной деятельности)

2018-

2019

год

Составление перспективного плана. Разработка групповых проектов.

Выступление на педсоветах, ДМО, ММО по теме самообразования.

Участие в муниципальных, республиканских конкурсах профессионального мастерства по теме самообразования. Участие в семинарах, конференциях ДОУ, сети интернет.

Беседы, игры, образовательная деятельность, наблюдение за детьми в различных видах деятельности.

Проведение мероприятий совместно с родителями, с детьми других групп.

Диагностический

Проведение диагностики

2019-

2020

год

Проведение диагностики по всем образовательным областям

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы.

2020-

2021

год

Оформление стенда о проделанной работе (фотоотчёты).

Презентация о проделанной работе.

Отчёт о проделанной работе.

Публикация накопленного материала на  педагогических сайтах.

Обмен опыта с коллегами.

Изучение методической литературы по данной теме (в течение года):

1. Белая, К. Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.

2. Маханева, М. Д. Самообразование педагогов / М. Д. Маханева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г.

4. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.                                                                

5.Гусарова Л.ф.Проектная деятельность в детском саду. Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.-Махачкала:ДИПКПК,2013г.

6. Захарова М. А. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Издательство: Школьная пресса, 2010 г. 

7. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников», М-2014

* Регулярный просмотр интернет ресурсов

- www.nsportal.ru

- www. maam.ru.

- www.detskysad.ru

- www.doskolnik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...