Рабочая программа дополнительного образования кружок "Смелые ребята"
рабочая программа (старшая группа) на тему

Коррекционно-развивающая программа по дополнительному образованию "Смелые ребята". Коррекция тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhkasmelye_rebyata.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Республика Хакасия

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 4 «Чиполлино»  г.Саяногорска

Саяногорского городского отдела образования

665600, Республика Хакасия,  г.Саяногорск

Комсомольский  мкрн., д.65

т. 8 (39042) 2-92-87, 2-07-55

Принято:

На заседании

методического совета

протокол № ______

«_____» __________ 2016г.

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ

детский сад № 4 «Чиполлино»

_______________О.М. Баранникова

приказ № _____

«____» ___________ 2016г.

             

Рабочая программа

дополнительного образования

(социально-педагогической направленности)

кружок "Смелые ребята"

Разработала:

Мельникова О.В.

педагог-психолог

Саяногорск, 2016г.


Содержание

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1 Пояснительная записка

3

1.2 Цели и задачи реализации программы

4

1.3 Принципы  формирования программы

4

1.4 Планируемые результаты освоения программы

5

1.5 Диагностический инструментарий

5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

6

2.1 Примерная структура коррекционно-развивающей деятельности

                        6

2.2 Методы реализации программы

6

2.3 Тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности

                        6

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

13

3.1 Оборудование, задействованное при реализации программы и его назначение

13

         

Список литературы:

                       14


1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими методическими приемами, используемыми для развития и коррекции поведенческой и эмоциональной сфер личности  детей:

  1. Релаксация.
  2. Концентрация.
  3. Функциональная музыка.
  4. Арт-терапия. 
  5. Элементы акватерапии.

Данные приемы и методы выбраны как следствие теоретического анализа подходов к коррекции тревожности и актуализации страхов.

Релаксация.
Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.

Концентрация.

Сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Телесная терапия.Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.

Арт  терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии  задачи, которой развитие, коррекция, воспитание и социализация.

.Арттерапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других .Арттерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием. Арттерапия развивает творческие возможности. Во время занятий арттерапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Арттерапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Акватерапия - это эффективный метод коррекции психоэмоциональной сферы взрослых и детей. Ее воздействие значительно деликатнее, чем традиционные психотерапевтические методы, а также не вызывает сложности в понимании форм и методов работы с детьми. Акватерапия позволяет человеку расслабиться, освободиться от зажимов, снять запреты, быть свободным. Акватерапия влияет на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений, снятие психического напряжения, снижение агрессивности и тревожности.

Значимость коррекции тревожности   в практическом аспекте определяется тем, что именно она, как отмечают многие исследователи и практические  психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства,  в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Тревожность рассматривается как показатель «преневротического состояния», ее роль чрезвычайно высока и в нарушениях поведения, таких, например, как делинквентность и аддиктивное поведение. Значения профилактики тревожности, ее преодоление важно при подготовке детей к трудным   ситуациям (выступления, соревнования и др.),    при овладении новой деятельностью.

Проблема преодоления тревожности распадается на две: проблему овладения    состоянием     тревожности,     снятия    отрицательных последствий и проблему устранения тревожности как относительно устойчивого личностного образования.

1.2 Цели и задачи реализации программы

Цель программы: снижение уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

I. Повышение уверенности в себе (самооценка) - устранение внутреннего конфликта ребенка, расширение эмоционального опыта, повышение самооценки, развитие навыков взаимодействия друг с другом.

II. Снятие страхов - снятие эмоционального и мышечного напряжения, устранение, преобразование, страхов, формирование умения у детей преодолевать опасности, мобилизовать свою волю, проявлять активность, стимулирование собственных возможностей детей для преодоления стрессовых ситуаций.

III. Развитие коммуникативных навыков-уменьшение суетливости, нервозных движений, множества ненужных движений и мимики, снижение скованности, боязливости в движениях и речи, развитие умения сотрудничать с взрослыми и детьми, развитие умения активно слушать, задавать вопросы и выражать свое мнение.

Предмет психокоррекции: признаки тревожности (постоянное беспокойство, невозможность сконцентрироваться, мышечное напряжение, раздражительность, нарушение сна).

Объект психокоррекции: дети старшего дошкольного возраста с высоким уровнем тревожности.

1.3. Принципы  формирования программы

  • Признание самоценности дошкольного детства как важнейшего периода развития личности человека.
  • Обеспечение эмоционального благополучия.
  • Создание таких условий жизни, которые обеспечат ребенку комфорт и защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие, что позволит растить общительного и доброжелательного ребенка.
  • Использование форм, средств и методов, разработанных психолого-педагогической наукой и соответствующих логике развития личности.
  • Интеграция разных видов деятельности в целях повышения эффективности педагогических усилий.
  • Вариативность заданий в рамках одного содержания, позволяющих  ребенку выполнять то, что ему по силам, проявлять творчество в соответствии с его интересами и наклонностями.

1.4. Планируемые результаты освоения программы

Физическое развитие:

  • целостное психосоматическое состояние, снятие мышечного напряжения, мышечных зажимов;

 Социально-коммуникативное развитие:

  • способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия;
  • чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение;
  • чувство собственного достоинства;
  • способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений;
  • адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать;  

Познавательное развитие:

  • умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы;

Речевое развитие:

  • навыки диалогического общения;
  • уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.  

Художественно-эстетическое развитие:

  • выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно.

1.5 Диагностический инструментарий для оценки эффективности реализации программы

Диагностика детей приводится в два этапа: сентябрь, май, с применением следующих методик:

  1. Методика «Паровозики»;
  2. Методика «Какой Я» на определение самооценки;
  3. Тест «Страхи в домиках» (модификация М.А.Панфиловой);
  4. «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова);
  5. Цветовой тест (М.Люшер);
  6. Тест «Кактус» (М.А.Панфиловой).


2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Примерная структура коррекционно-развивающей деятельности

I.Этап. На первом этапе предоставляется возможность создания у детей эмоционального настроения и атмосферы безопасности в группе.

II. Этап. На данном этапе используются специальные игры, упражнения.

III. Этап. Дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения.

IV. Этап. Мышечное расслабление.

V. Этап. Рефлексия.

2.2 Методы реализации программы

1.Словесные: беседы, направленные на переформирование деструктивного поведения;

демонстрация мультимедийных сказок, показ иллюстраций, картин;

2.Практические: сюжетно-ролевые игры, игровые упражнения, упражнения на расслабление.

Объем программы: рассчитан  на 28 встреч, при частоте 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут.

Наполняемость группы: 7-10 человек. Основой для зачисления ребенка в коррекционную группу служат заключение психолога, наблюдение и отзывы воспитателей и специалистов, заключение ТПМПК о необходимости коррекции тревожности.

Форма работы: подгрупповая.

Место проведения: кабинет психолога.

2.3 Тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности

Месяц

Тема

Цель

Материалы, оборудование

Упражнения

ОКТЯБРЬ

1Вводное

Знакомство участников друг с другом.

Оборудование сенсорной комнаты, мяч, спокойная музыка

Упражнение «Давай познакомимся».

Релаксация.

2. Вместе веселее

Позитивный настрой и сплочение детей, эмоциональное и мышечное расслабление

Оборудование сенсорной комнаты, ватман, карандаши

 Упражнение «Ау!» (О.Хухлаева).

Игра «Отряхивающийся щенок»

Рисунок Город ладошек

3.Сказочная шкатулка

Формирование положительной “Я-концепции”, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.

Магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы

Игра “Сказочная шкатулка”

3. Упражнение “Конкурс боюсек”

4. Игра “Принц и принцесса”

5. Упражнение “Придумай весёлый конец”

6. Рисование на тему “Волшебные зеркала”

4.Смелый зайка

Для снятия тревожности и развития эмоций, экспрессии

Оборудование сенсорной комнаты

Игра «Смелый зайка»

Игра «Смелый разведчик»

Игра «Отряхивающийся щенок»

НОЯБРЬ

НОЯБРЬ

5.Дружба начинается

Развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог

Оборудование сенсорной комнаты;

Игра «Интервью»

Упражнение «Дружба начинается»

Упражнение «Доброе животное»

6.Воздушный шарик

 Раскрытие своего “Я”, Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости .

Магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомы для рисования, воздушный шарик.

Упражнение “Узнай по голосу”

Игра “Моё имя”

Упражнен6ие воздушный шарик

7. “Настроение»

осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы; “пружинки” на отдельных листах.

Упражнение “Росточек под солнцем”

Упражнение “Возьми и передай”

 Упражнение “Неваляшка”

Упражнение “Превращения”

8. «Наши страхи»

стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги, подушка.

Упражнение “Росточек под солнцем”

Упражнение “Петушиные бои”

Упражнение “Расскажи свой страх”

Рисование на тему “Чего я боялся, когда был маленьким.”

ДЕКАБРЬ

9.Я больше не боюсь

преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.

Упражнение “Смелые ребята”

Упражнение “Азбука страхов”

Упражнение “Страшная сказка по кругу”

Упражнение “На лесной полянке”

Упражнение “Я тебя не боюсь”

10. «Волшебный лес»

развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев, макеты кочек,

Упражнение “Росточек под солнцем”

Упражнение “За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д.”

Упражнение “Лягушки на болоте”

Упражнение “Неопределённые фигуры”

11. Волшебники

снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия

магнитофон, спокойная музыка,

Упражнение “Росточек под солнцем”

Игра “Путаница”

Игра “Кораблик”

Упражнение “Кони и всадники”

Дети делятся на пары – один Упражнение “Волшебный сон”

12.Солнце в ладошке

освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.

магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.

Упражнение “ Неоконченные предложения”

Игра “ Баба- Яга”

Упражнение “Солнце в ладошке”

Игра “ Комплименты”

Упражнение “ В лучах солнышка”

ЯНВАРЬ

13.   «Аквариум»

Снятие напряжения, развитие тактильной чувствительности.

Миски, пуговицы, спокойная музыка

Игра «Аквариум»

14. Мыльные пузыри»

Снятие напряжения, развитие воображения, выразительности движений

Мыльные пузыри, бумага, краски, кисточки

Игра «Пузыри»

15. Петрушка

  Обучение приемам саморасслабления

Игрушка петрушка, музыка

Упражнение Петрушка

Упражнение спящий котенок 

Релаксация

ФЕВРАЛЬ

16.«Золотые   капельки».

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое.

Музыкальное сопровождение Д.Христова «Золотые капельки».

Упражнение «Золотые капельки»

Игра «Аквариум»

Релаксация

17.“Разговор с руками”

Отреагирование эмоций, развитие позитивного самовосприятия

Необходимые приспособления: карандаши, лист бумаги.

Упражнение «Разговор с руками».

Упражнение “Что я люблю?”

Упражнение “Качели”

18.«Дотронься…»

Развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Карандаши, ватман, музыка.

Рисование самого себя.

 Упражнение “Доверяющее падение”

Упражнение “Горячие ладошки”

19. «Злые и добрые»

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение выразить свое.

Оборудование сенсорной комнаты, функциональная музыка

Упражнение “Злые и добрые

Игра “На что похоже моё настроение?”

Упражнение “Ласковый мелок”

Упражнение “Угадай что спрятано в песке?”

МАРТ

20. «Волшебный»лес

развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

.Спокойная музыка, карандаши, краски

Упражнение Неопределённые фигуры”

Игра “Тропинка” Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему : “Волшебный лес”

21. «Водный мир»

Развитие  воображения.

Развитие   саморегуляции.

Миска, вода, краски, кисточки

Игра «Водный мир»

22»Ласковое имя»

Создание   атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Оборудование сенсорной комнаты

. “Мы тебя любим”

 “Подари улыбку

“Ласковое имя”

“Мы тебя любим”

формирование

23 «Дружба”

Формирование  позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.

повышение уверенности в себе, в своих силах.

Клубок ниток

Бумага, карандаши

Связующая нить”

“Только вместе!”

“Обзывалки”

“Взаимоотношения

АПРЕЛЬ

24“Мы вместе”

Формирование согласованных действий

Формирование эмпатии - эмоциональное и

Оборудование сенсорной комнаты

“Закончи предложение”

“Разведчики”

“Аэробус”

“Доброе животное’

25 Волшебная игра”

Способствует  снятию беспокойства и напряжение.

Бумага, карандаши, тактильная тропинка

“Бумажные мячики’'

“Два барана”

26 «Волшебный клубочек»

Способствует сплочению группы.

Снятие эмоционального и мышечного напряжения

Клубок шерстяных ниток

Игра «Волшебный клубочек»

Упражнение «Дыши и думай красиво»

27. «Зеркало»

Формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплоченности, умение передавать положительное эмоциональное состояние

Оборудование сенсорной комнаты

Игра «Зеркало»

Игра «Возьми и передай»

МАЙ

28. «Смелые ребята»

Сплочение группы,

Ватман, карандаши, краски, кисточки

 Рисунок «Смелые ребята»

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Оборудование, задействованное при реализации программы и его назначение

Наименование оборудования

Назначение

Оборудование сенсорной комнаты

«Сухой» бассейн

Снижение уровня психоэмоционального напряжения, двигательного тонуса; развитие мышечного напряжения, кинестетической и тактильной чувствительности, пространственных восприятий и представлений; коррекция уровня тревожности, агрессивности.

«Сухой» дождь

Стимуляция тактильных ощущений, развитие восприятия пространства, своего тела в пространстве.

Сенсорная тропа для ног

Развитие тактильных ощущений, профилактика плоскостопия

Кресло-подушка с гранулами «Пуфик»

Расслабление мышц, стимуляция циркуляции крови, развитие фантазии и воображения, снижение тревожности и агрессивности, формирование навыков саморегуляции.

Пузырьковая колонна

Развитие зрительного и тактильного восприятия, цветового восприятия, активизация внимания. Релаксация в процессе представления образов.

Музыкальный центр и набор CD-дисков

Обогащение восприятия и воображения, создание психологического комфорта. Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения. Релаксация. Активизация двигательной активности. Формирование навыков саморегуляции.

Тактильная панель «Мечта»

Тактильная панель «Клоун»

Развитие тактильного восприятия

Акустическая панель «Колокольчик»

Развитие слухового восприятия

Проектор «Солнечный», «Жар-птица», «Плазма-100»

Развитие зрительного восприятия

Пучок фиброоптических волокон «Фонтан», «Звёздный дождь»

Развитие зрительного и тактильного восприятия, релаксация.

Оборудование для активных игр-импровизаций

Мягкие модули, напольные маты, макеты кочек, мячи коробка, обруч, веник.

Снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия, сплочение коллектива детей.

Материалы для изобразительной деятельности

Ватманы, краски, кисти, карандаши, цветная бумага.

Развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Материалы для акватерапии

Ванночки, губки, цветные камушки

Снятие эмоционального напряжения, развитие тактильных ощущений

Список литературы:

  1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми - М.: Книголюб,  2004.
  2. Картотека социально-психологической коррекционно –развивающей работы с детьми (игротерапия, сказка терапия, проигрывание ситуаций)
  3. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе – М. 2005.
  4. Клюева Н.В.,  Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. - Ярославль, 1997.
  5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Пазухина И.А. Давай познакомимся. - Санкт – Петербург,   Детство-Пресс,  2004.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.
  8. Чистякова М.И. Психогимнастика -  М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Программа дополнительного образования "Спортивные ребята" на координационной лестнице с детьми 4-5 лет на 2021-2022 уч. год

Приоритетным естественной биологической потребности детей в движении и направлением ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей, достижение всестороннего двигательного развития, что нево...

Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята»

Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста.Программа разработана в целях  обогащения детей подготовительной  груп...

Программа дополнительного образования "Весёлые ребята"

Данная программа предусматривает реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Одним из важнейших напра...

Рабочая программа дополнительного образования социально-коммуникативной направленности «Дружные ребята»

laquo;Самая главная формула успеха – знание, как обращаться с людьми»Теодор РузвельтПрограмма «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей...

Рабочая программа дополнительного образования «Дружные ребята»

Программа «Дружные ребята» - это практический курс обучения основам коммуникации детей дошкольного возраста....