Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Кризисы в развитии детей.

    Иванова Татьяна Ивановна

    Ребенок проходит через ряд возрастных кризисов в своем развитии. Их невозможно предотвратить, но можно смягчить.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл krizisy_v_razvitii_detey.docx26.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кризисы в развитии детей.

    Консультация для родителей о воспитании личности ребенка.

    "Учите детей легко и свободно делиться с друзьями тем, что у них есть, и заставьте их убедиться на опыте, что самый щедрый человек всегда оказывается и самым богатым, да вдобавок еще пользуется признанием и одобрением; и тогда они быстро научатся быть щедрыми на деле."

      Локк  

     Все взрослые знают, что в развитии детей бывают особые трудные периоды- кризисы. В связи с этим возникает много вопросов. Что же такое кризисы развития? Сколько их, в каком возрасте они бывают? Обязательно ли каждый ребенок проходит через все кризисы? Можно ли, действуя разумно и грамотно, смягчить проявление кризисов, или совсем избежать их? Естественны ли вообще кризисы для нормального развития? Дают ли они какой-либо положительный результат?

    Кризисы развития -это относительно короткие( от нескольких месяцев до года- двух) периоды в жизни человека, в течении которых он очень заметно меняется, становится совсем другим, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве. Личность человека развивается в течение всей жизни. При этом происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных- стабильных и более коротких и бурных- критических. Классические периоды отделяют стабильные  друг от друга, являются переходными между ними.

    Каждый человек может вспомнить   такие переломные моменты в своей жизни. Часто они совпадают с этапами биографии: начало самостоятельной жизни- женитьба или замужество, профессиональное становление, взросление детей. потеря близких, выход на пенсию- все это может знаменовать кризисы у взрослых. Но бывает и так, что жизненная ситуация уже объективно изменилась, а человек все тот же, что и был. Но рано или поздно новая жизненная реальность и внутреннее состояние приходят в соответствие друг с другом- к сожалению, не всегда наилучшим образом.

    Например, бывает так: человек воспринимал свою жизнь, как дорогу , уходящую вверх. Но с возрастом приходит осознание того, что подъем давно закончился, достигнутая высота и есть его жизненный  предел .Впереди, а  может быть, уже  частично  и за плечами- спад. Поверить в это непросто, а еще труднее примириться .Бывает, человек и не хочет с этим мириться. Он обманывает и себя, и других , строит несбыточные планы, терпит совершенно неизбежные поражения и не верит в их неизбежность.. Внутреннее кризисное состояние нарастает, оставаясь неразрешенным. Выходы из такого состояния бывают печальные.

    Но если все-таки удается примириться со своей новой жизненной ролью, принять ее, то кризис поздней зрелости успешно преодолевается. Тогда личностное развитие не только не замирает, но получает новый импульс. Жизненный путь может снова уйти на крутой подъем- уже в новом . более духовным качеством.

    Кто помнит какой-нибудь  кризис, пережитый им или близкими людьми в сознательном возрасте, поймет, какое это непростое время.

    Кто легче переживает кризисы развития- взрослые или дети? Однозначно трудно ответить. Взрослые в значительно большей мере способны понять, что с ними происходит. У них есть представление о целостной человеческой жизни и о том, в какой точке жизненного пути они находятся сегодня, были вчера, будут завтра.  Взрослые могут сознательно утвердиться в новом качестве или, по крайней мере, примириться с ним.

    Для детей ,живущих  в условиях современных, чаще малочисленных семей, и одновозрастных детских коллективов  в детских садах, лишенных постоянного общения со старшими и младшими ребятишками, их собственное ближайшее прошлое и будущее остается абстракцией, не имеющей конкретного содержания. Конечно, каждый ребенок вообще -то знает, что он растет, что  он был совсем маленьким и будет большим. Но, находясь преимущественно среди взрослых и детей своего возраста, он не видит, не чувствует  того, что с ним скоро будет.

    Если ребенок живет в условиях многодетной семьи , то, общаясь со старшими детьми, безусловно, стремится быть на них похожим, ориентируется на их интересы и занятия, хочет научиться чему-то из того, что они умеют. Все это не может не задавать для него некое полуосознанное направление развития. В то же время, видя малышей, сталкивающихся с трудностями, которые он  сам только недавно преодолел, ребенок не может не понимать их, не жалеть, не стремиться помочь. Реальная доброта, любовь снисхождение, снисхождение к слабому и маленькому могут возникнуть только в реальной ситуации близости с младшими и слабыми. Необходимо для этого и то, что сам ребенок тоже является объектом любви и заботы те только не только взрослых, но и старших детей. В таких многодетных семьях дети в основном переживают кризисы развития легче, чем в маленьких. Конечно, у этого правила есть и исключения- вполне возможно, что у ребенка из  благополучной многодетной  какой-то из кризисов протекает остро, и в то же время не исключено, что у единственного в семье ребенка развитие проходит гладко.

    Нельзя считать, что острота протекания кризиса -однозначно отрицательный показатель хода развития. Нередко ярко проявляющееся стремление ребенка утвердиться в новом возрастном качестве говорит о том, что в его познавательной и эмоциональной сферах сложились все возрастные       новообразования, нужные для дальнейшего развития. И наоборот, внешняя" бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, Свидетельствовать , что в развитии не произошло соответствующих возрасту качественных изменений. Нежелательны не сами проявления кризисов, а те проблемы, которые возникают в связи с этим у родителей и педагогов, если они оказываются не в состоянии их разрешить.

    Сложность в том, что стабильные периоды у детей по сравнению со взрослыми очень коротки. У взрослых  межкризисные периоды( их можно определить обиходными словами "молодость", "зрелость", "старость") измеряются десятилетиями. За малую часть такого времени кризисное состояние, каким бы острым оно не было не было, обычно успевает стабилизироваться. Проблемы, возникшие в кризис, как правило, разрешаются. У детей это проходит по- другому. В относительно короткое время( от рождения до поступление в школу) ребенок переживает ЧЕТЫРЕ кризиса и три стабильных периода.  Это: кризис новорожденности, младенчество; кризис одного года, раннее детство; кризис трех лет, дошкольное детство; кризис семи лет.

    Продолжительность кризисов и стабильных периодов в детстве- величины одного порядка. Но самое неприятное следствие такой быстрой смены периодов развития в детстве- это то, что возникшие в одном из кризисов сложности не успевают стабилизироваться к началу следующего. В итоге одни проблемы наслаиваются на другие, ломая как ход   последующих  кризисов, так и стабильные периоды.

    Во время каждого кризиса почти всегда возникают те или иные друге проблемы. Бывает, что у ребенка появляется только слегка повышенная тревожность. Часто повышенная возбудимость выражается  в упрямстве, обидчивости. Иногда появляется  излишняя двигательная активность.

    Взрослые не всегда знают, как надо реагировать на " плохое поведение" ребенка. Часто вместо того, чтобы найти ему подходящее занятие, приласкать его или, наконец, просто твердо его остановить, пока еще не разошелся, родители начинают бороться с возникшей воспитательной проблемой " в лоб". Они могут идти при этом двумя путями.

    Первый путь- это терпеть все выходки ребенка, поставив себе цель не раздражаться. Это возможно до известного предела,      по достижении которого терпение лопнет и последует реакция, может, более резкая и суровая, чем хотели бы родители и чем ожидал ребенок. Нужно учитывать. что у детей есть достаточно выраженное чувство справедливости. Ребенок знает, когда он ведет себя плохо, и ждет за это наказание, считая его справедливым. Если родитель его простил, ребенок чувствует облегчение, но если прощения не последовало, а наказание откладывается, это беспокоит его. Он ждет какой-то расплаты и, к сожалению, иногда оказывается прав  в своих ожиданиях, если взрослый терпел его выходки долго и скопил раздражение. Такие ситуации могут повторяться часто.

    Второй путь- при каждом проявлении нежелательного поведения пытаться "правильно"( с точки зрения родителей) отреагировать на него,   осудить его, заставить сделать "как надо", добиться обещания больше так не делать.

    Какая из этих линий родительского поведения менее вредна - трудно сказать. Скорее всего, обе они, если проводятся достаточно последовательно, ни к чему хорошему не приведут. Во всяком случае ,любая из них скорее всего зафиксирует и для ребенка, и для родителей возникшую проблему  как серьезное жизненное осложнение- а значит, и сделает ее такой в действительности. Получается своего рода заколдованный круг- взрослый поддерживает в себе состояние "полной боевой готовности ",  ожидая, что ребенок "опять начнет", и собираясь  в зависимости от позиции или терпеть ,или давать отпор. А ребенок не заставляет  долго ждать- ведь вся ситуация общения           со старшим  повторяется изо дня в день и стала привычной. Взаимные ожидания оправдываются, сделав еще один оборот по замкнутому кругу. Было бы наивно со стороны взрослого ждать, что маленький ребенок будет стремиться       каким-то образом изменить свое поведение, даже если удастся довести его до сознания, что он поступает неправильно.

    Так же наивно думать, что, "сражаясь" с действительно заупрямившимся маленьким ребенком. можно "победить" его с какой-то пользой для его воспитания.

    Для взрослых такая борьба чревата опасностями. Ведь у каждого  из нас есть своя система ценностей. В частности, это касается и области воспитания детей. Разные люди считают главными разные качества. Но существенно еще и то, что взрослый, конфликтуя с ребенком, всегда хочет сохранить при этом образ " хорошего воспитателя( как он его себе  представляет). Во время ссоры это бывает довольно трудно. Потеряв соответствие образу "хорошего воспитателя", взрослый рискует потерять и самоуважение. Этого он старается избежать любой ценой. Приходится уступать ребенку. Взрослому не удается добиться от ребенка желаемого результата, не поплатившемся чем-то существенным  для самооценки- а это явное "поражение".

    Ребенку, в отличии от взрослого , терять нечего. У него еще нет устойчивого представления о том, как он должен себя вести со взрослым. Он не боится "потерять" лицо. Пока он уверен, что его любят, он не воспринимает всерьез   никакие доводы взрослого.  Малыш еще не умеет прогнозировать будущее развитие ситуации- поэтому он не боится, что дальше будет еще хуже, и беззаботно нагнетает напряженность.  Его ведет чисто эмоциональное стремление  настоять на своем, не отягощенное пока никакими далеко идущими соображениями и опасениями, которые так свойственны взрослым.

    Единственная по-настоящему страшная для маленького ребенка угроза- лишиться любви родителей. Если ребенок действительно испугался, что его разлюбят, это нанесло ему такую разрушительную травму, что о каких-либо позитивных результатах говорить не приходится.

    Как же может взрослый попытаться разорвать этот круг, возникший     и укрепившийся  в процессе конфликтного общения с ребенком? Главное  , что может поддержать решимость взрослого,- это четкое понимание того, что если он отчается и прекратит прилагать усилия- все останется  по-прежнему и станет даже хуже. Иногда помогает уже само понимание сложившейся ситуации. Ведь понять ситуацию- это значит посмотреть на нее как бы сверху.

    Часто очень ценным может оказаться хотя бы временное изменение привычных ситуаций, провоцирующих конфликты с ребенком. это. конечно. требует времени, усилий,  выдумки. Любой момент повседневной жизни- одевание, еда, сборы на прогулку и с улицы домой, укладывание спать- можно сделать интересным для ребенка. Копушу могут заинтересовать и увлечь песочные часы, дающие на еду  десять минут, а на еду- пять. На манной каше можно нарисовать вареньем рожицу, из помидора и яйца соорудить мухомор- если все это непривычно, должно подействовать. Наконец , любую ситуацию можно ввести в контекст игры. Условие одно- взрослый должен тоже получать удовольствие от игры с ребенком. Важно только не показать ребенку, что вы торопитесь придумать что- то интересное, чтобы он не успел начать привычную ссору.

    Конечно, ребенок не изменится ,как по волшебству. При каждой возможности  он будет по инерции демонстрировать все те же фокусы, провоцируя взрослого  на новый конфликт. Задача взрослого устоять и не отчаиваться при неизбежных срывах. Усилия, необходимые для поддержания безконфликтного существования вначале очень значительные, будут постепенно уменьшаться, пока не сведутся  к уровню автоматизма- взрослый привыкнет постоянно ориентироваться на интересы и чувства ребенка и делать все не только для его физического благополучия и  умственного  развития,  но и для того, чтобы ему было интересно.

    Что же представляют собой стабильные и критические периоды развития дошкольников?

    Младенчество кончается кризисом одного года, который у одних детей наступает раньше, у других- позже. Это связано с индивидуальными особенностями и темпом развития, а также с условиями жизни. Большое значение имеет, кто ухаживает за ребенком, много ли его носят на руках. достаточно ли с ним разговаривают, играют и т. д.

    Кризис одного года отделяет младенчество от раннего детства.  Малыш от младенца отличается двумя существенными вещами: он самостоятельно передвигается и разговаривает. Правда, и то , и другое не всегда хорошо получается, но есть большая активность в этом направлении.

    Малыш топает( ползает ) по всей квартире. Его уже не посадишь в манеж, если надо сделать дела. Он поднимает такой рев, что уже все равно ничего не даст сделать. Малыш постоянно цепляется за мать и вто же время умудряется залезть куда возможно и невозможно. Малыш требует неустанного надзора. Его надо все время занимать, чтобы он ничего не натворил. Приходится срочно все опасное и ценное из нижнего яруса жилья. Опытная мама заполнит этот ярус не только игрушками, но и теми бытовыми предметами, которые ребенку можно трогать,- кухонной утварью небьющейся посудой, коробкой со всякими лоскутками  и т. д.

    Требуется несколько недель, чтобы жизнь снова вошла в колею- по-новому. Когда все относительно успокоится- можно считать, что кризис одного года позади. Ребенок устойчиво утвердился на новой ступени.

    Что же главное в этой ситуации? Малыш стал требовательней и капризней. Хорошо еще, что годовалый ребенок очень легко отвлекается- он легко отдаст то, чем завладел незаконно, в замен на что-то другое. Он раб наглядной ситуации. Он действует только с теми предметами, которые видит и чувствует в настоящее время.

    Малыш умудряется объясняться с помощью  так называемой речи, включая  в нее жесты- выразительные и указывающие, междометия и, главное всю ситуацию общения. Такую детскую речь психологи называют "автономной".

    Л.В. Выготский считал, что, пока ребенок объясняется  с помощью автономной речи, он находится в кризисе одного года. Исключения из этого правила он наблюдал очень редко..Эта зависимость - возникновение и исчезновение автономной детской вместе с кризисом одного года справедлива в большинстве случаев и в наши дни. однако современные наблюдения показывают, что все большее количество детей остаются на этой стадии речевого развития довольно долго- до двух, а то и почти до трех лет, причем другие явления, свидетельствующие о кризисе, успевают полностью пройти. Особенно часто это случаются с теми детьми, у которых наблюдается склонность к леворукости или есть левши среди близких родственников. Когда эти дети, наконец, начинают говорить, используя настоящие слова, они сразу строят достаточно сложные фразы, что соответствует их возрастной норме.

    Существует мнение, что такие псевдозадержки речевого развития -приспособленная реакция психики детей на слишком мощный поток речевых раздражителей- мультимедийные средства, особенно у детей с отклонениями от праворукости, чей мозг более уязвим для различных факторов внешней среды.

    Еще одна особенность малыша- он учится множеству конкретных действий с предметами. Но и здесь малыш подчиняется наглядной ситуации: попалась машинка -катает, попалась кукла -качает. Ребенок растет, многому учится. Его игры и другая деятельность усложняется. Он уже по-настоящему говорит, самостоятельно ест, одевается. Но вместе с тем он- все еще малыш.

    И вот наступает кризис трех лет. Это- тяжелое испытание. Малыш был все-таки довольно покладистым если взрослые не успели закрепить у него сложности, возникшие в прошлом кризисе,- и вдруг новые капризы и упрямство. Да такое упрямство, какого еще не было! Трехлетка- это уже не годовалый малыш, которого было так легко обмануть и отвлечь. Даже если предмет, который ему предлагают. очень интересный, ребенок будет упрямо отворачиваться и скандалить, требуя, чтобы ему дали не это, а то, что он просил. Это очень неприятная черта трехлетнего ребенка и в то же время это его достижение. Он больше не раб наглядной ситуации. Важно и то: ребенок осознал, что он хочет чего-то! И будет добиваться, чтобы сделали так, а не иначе. Л.С. Выготский приводит пример с маленькой девочкой, которая очень огорчилась и не могла выйти из положения, когда ей разрешили  или идти с отцом в интересное для нее место, или не идти- как она хочет. А она-то хотела поступить так, как не велят, наоборот. Они же разрешили и то, и это- на выбор. Она же не знала, какое принять решение, и плакала.

    Существенное приобретение кризиса трех лет- самостоятельная сюжетная(режиссерская ) игра. Эта такая игра, в которую играют  в одиночку с маленькими игрушками или заменяющими их предметами. Режиссерская игра- это создание и обыгрывание ситуаций. У трехлетнего ребенка начинается расцвет таких игр .Ребенок говорит и действует за всех своих персонажей.

    В режиссерской игре у ребенка младшего дошкольного возраста развивается новый, исключительно важный вид речи- так называемая эгоцентрическая речь . Малыш проговаривает частью громко, частью шепотом, частью про себя весь ход игры, все слова и действия, а также свои соображения по этому поводу.  Эгоцентрическая речь- предтеча и основа для внутренней речи, которая у старших детей и взрослых является необходимым средством речевого мышления. Без эгоцентрической речи не может появиться абстрактное, теоретическое мышление.

    Кризис трех лет заканчивается.

    В возрасте от трех до семи лет( собственно дошкольном) ведущей деятельностью ребенка считается игра. Абсолютно все, что произвело на него впечатление в повседневной жизни, дошкольник включает  в свои придуманные ситуации., т. е. в игру. Игра видоизменяется на протяжении дошкольного возраста. Высшая форма детской игры- сюжетно- ролевая игра. Она характерна для старших дошкольников, но ее элементы появляются и раньше. Сюжетно- ролевая игра- коллективная. Чтобы дети смогли организовать такую игру, каждому из них нужно продумывать и всю игровую ситуацию в целом, и свою роль в отдельности; ориентироваться на других ив общем ходе развития сюжета, ив конкретном ролевом взаимодействии. Это очень сложная деятельность, которая, вероятно, не по плечу многим взрослым. Воспитатели детского сада знают, как трудно бывает включиться на равных в такую игру, как изобретательны бывают дети.

    На основе сюжетно-ролевой игры появляется игра с правилами. Игра с правилами больше похожа на всякие взрослые дела, регулируемые правилами. Ребенок, увлеченно играющий в игры с правилами,- при условии, что в его арсенале остались и сюжетно-ролевая, и режиссерская игра,- скорее всего входит или уже вошел в кризис семи лет. Не всегда это случается к семи годам- бывает раньше, бывает позже.

    Кризис семи лет выражается в том, что могут снова появиться периоды двигательного возбуждения, когда видно: ребенок не может овладеть собой ; необходима какая-то разрядка этого напряжения, которое нередко выливается в ссоры со слезами и грубыми пререканиями. Семилетний ребенок более, чем трехлетний, сознает свое стремление к утверждению самостоятельности. Уместно, по возможности, предоставить ему свободу- если не в той форме, которой он требует, то в другой, обоюдно приемлемой. Если удастся снять остроту "борьбы за независимость", скорее всего уже через несколько недель проблема отступит и постепенно забудется. Будет хуже, если родителям придется вступить в борьбу за беспрекословное выполнение своих требований. Возможно, это будет совершенно необходимо для обеспечения безопасности ребенка. Хорошо, если возникшую проблему удастся снять до наступления подросткового периода.

    У ребенка, прошедшего кризис семи лет, завершается  формирование внутренней речи. Это  выражается в том, что он уже умеет рассуждать про себя, обдумывая разные вопросы. Внутренняя речь совершенно необходимо не только для учебы, но и для познавательного развития в течение всей  жизни.

    Детская игра- это овладение универсальным механизмом человеческого творчества. Без игры, в той или другой форме и мере, присущей каждому ребенку, овладение способностью к творчеству в любой области культуры просто невозможно.

    Кризис семи лет дает ребенку средства и возможности для строительства его собственных, уже не только игровых, но и относящихся к миру общечеловеческой культуры, осмысленных и актуальных для него ситуаций.

    Очень важно, чтобы развитие ребенка в дошкольном возрасте, пройдя все свои закономерные этапы и периоды, дало ему возможность, когда придет время, погрузиться в реальность человеческой культуры и действовать  в ней.

    Литература

    .Л.С.Выготский"Психология развития ребенка" М., Издательство "Эксмо",2006.

    Е.Н.каменская "Психология развития и возрастная психология",  Ростов-на- Дону, 2004.

    В.С.Мухина"Возрастная психология", М.2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Кризисы в развитии ребенка"

    В консультации представлено описание возрастных кризисов развития детей и приемы общения с ребенком в эти периоды....

    Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"

    КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития».

    «Роль нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»....

    Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

    Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста  Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывае...

    Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

    Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

    Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

    Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....