Тематическое направление «Патриотичкое воспитание средствами проведения праздников, экскурсий, спортивных мероприятий и других форм работы в дошкольном учреждении» Доклад: «Опыт работы «Как воспитать патриота?»
статья на тему

Барабашина Елена Андреевна

В настоящее время все здравомыслящие силы понимают важность вопроса: «Как  воспитать патриотизм?» и объединяются для его решения. Так в мае текущего года в здании правительства Нижегородского кремля по инициативе митрополита Нижегородского и Арзамаского Георгия прошел круглый стол о патриотическом воспитании подрастающего поколения, на котором присутствовали представители разных конфессий, Нижегородского правительства, ректора ВУЗов – (НГПУ им. К. Минина  и  НДС-духовная семинария). И наши «Педагогические чтения» можно считать продолжением начатого в мае диалога.

Тема патриотического и духовно-нравственного воспитания детей остается для меня приоритетной в течение многих лет. Поэтому я хотела бы поделиться с вами опытом работы, которую провожу более двух лет в детском саду, а именно о формах и методах организации совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и их родителями.

И считаю данную тему очень актуальной в наше время. На социальном этапе развития общества  патриотизм, народная культура, духовные традиции способны стать единой системой закладки в наших детях высоких человеческих стандартов. Чувство патриотизма я бы приравняла к инстинкту самосохранения нации.

В современном обществе мы наблюдаем  массовое строительство храмов, различные патриотические течения, вовлекающие в свои ряды молодежь , но  параллельно с этим  разрастается засилье социальных сетей, компьютерная зависимость, стремление прославиться любым путем, пропаганда по ТВ потребительского отношения к жизни «Бери от жизни все», не отдавая ничего взамен. На этом сейчас построен весь маркетинг. Полное отсутствие цензуры  в СМИ. Происходит потеря нравственных ориентиров, подмена истинных ценностей мнимыми. И как следствие, порождение безнравственности, агрессии и в будущем родителей, не в состоянии воспитывать своих детей достойными членами нашего общества.

Мы порой просто теряем своих детей из-за непонимания друг другом.

И вот начинаются проблемы. А почему? Потому что нарушена связь поколений, передача положительного опыта, традиций от старших младшим. А ведь все знают, что детям свойственно подражать родителям, и сколько не говори «делай так», ребенок повторит поведение взрослых.

А что мы можем им передать? Когда на место старых проверенных, но ушедших в прошлое, детских организаций мало создано новых. Необходимо возрождать новые кружки, секции. Но отсюда вытекает следующая проблема – нехватка педагогов – специалистов. Их нужно готовить, обучать. Снова упираемся в то, что нет для них специально-обучающей базы, кроме интернет - ресурсов. При этом страдает правильность подбора форм, методов, литературы  при работе с детьми  по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. И  главное, у педагогов должна быть не только теоретическая база и профессиональное содержание, а духовно-нравственная зрелость человека, обучающего детей. «Случайные люди» принесут не столько пользы, сколько вреда хрупким детским душам.

«Камнем преткновения» еще служит недооценка родителями важности данной  темы, а вместо этого чрезмерное попустительство детям, порой,  доходящая до вседозволенности с одной стороны или равнодушием к ним, с другой. Поэтому надо работать в тесном взаимодействии с семьей,  и просвещать не только детей, но и их родителей, чтобы они помогали друг другу на этом пути.

 Работая воспитателем, эти проблемы я видела изнутри, непосредственно соприкасаясь с большим количеством людей. Я рискнула предложить родителям своих воспитанников (теперь уже первоклассников) заниматься с детьми просветительской работой по духовно-нравственному воспитанию на основе православия, как части нашей культуры и истории, имея опыт преподавания в Воскресной школе и, как человек  верующий, воспитывающая своих детей на незыблемых во все времена, ценностях.

 И получила единодушный отклик.

Так, заручившись поддержкой родителей, я стала с помощью разных

форм и методов наглядных, образных, доходчивых для детского сознания,  способствовать воспитанию  в детях нравственно - патриотических  и духовных качеств.

Стараюсь использовать в работе с детьми современные образовательные технологии. В детском саду имеется проектор, мультимедийный экран, ЖК телевизор, ноутбук, которые помогают через показ презентаций и видео донести информацию до детей и легко её ими усвоить.

В своем докладе я расскажу о разнообразных формах работы по данной теме, которые применила на практике.

Мною была использована одна из современных образовательных, и новых технологий, а именно - проектная деятельность с детьми и членами их семьи.

·                   Реализованы несколько проектов:

1. «Семейное древо» - дети узнали свои «корни»

2. «История моей семьи в истории моей страны» - переплетение личных  судеб и событий страны.

3. «Я + моя семья!» - ребенок ощутил себя важной частью целого.

4. «Мы за здоровый образ жизни!» - мы против вредных привычек.

5. «Малая Родина - часть Родины большой» - провели экспедицию по поселку.

 6. «Россия - страна многонациональная» - о тех, кто живет с нами рядом.

7. «Летопись нашей славы» -  о родных, участниках ВОВ, работниках тыла. Этот проект положил начало для создания новой традиции - каждый год в подготовительной группе собирать материал для «Летописи Славы».

Так же я использую следующие формы работы:

·                   Тематические мероприятия:

1.                «Война - глазами детей» - встреча с «детьми войны» - дети с замиранием сердца, со слезами  на глазах слушали рассказ гостей: мальчика – блокадника Шапран В.Ф. и ребенка из многодетной семьи, пережившей войну Эльмеметова А.Д.

2.                Презентация «Безмолвный подвиг животных на войне»

·                   Оформлены наглядные информационные стенды:

1. «Маленькие герои – большой войны» - о детях-героях.  Даже маленькие дети должны знать, что  война – это горе, страдания и смерть. У дошкольников необходимо начинать формировать чувство патриотизма, любви к своей Родине и уважения к людям, которые ковали Победу.

     2. Выставка открыток - портретов «Мой папа - опора и друг» -  равнение на папу и видение ребенком себя как будущего защитника Отечества.

·                   Проведены праздники:

1. «Рождество Господне!» - Рождественские елки стали нашей традицией, их мы проводим уже 10 лет.

2 «Богатыри земли русской»

3. «Масленица»

4. «Пасхальный перезвон»

5. Конкурс чтецов «Поэзия осени» - в детском саду и на региональном уровне дети читали стихи русских поэтов о красоте родного края.

·                   Открытые занятия для родителей и педагогов:

1. «История возникновения колокола на Руси»

2. «Пасхальный калейдоскоп»

·                   Серия экскурсий

1. «Вот она - улица Центральная!»

2. «Наши пруды в поселке Пруды»

3. «Первая служба»

4. «Крестный ход!»

5. «Престольный праздник- 6 мая»

Не осталась без внимания и спортивная сторона нашей детсадовской жизни – совместные с родителями эстафеты, спортивные соревнования и летние и зимние. Заняли II второе призовое место в районной  «Малышиаде». С успехом выступили на районном фестивале народного творчества, получив грамоты за I и III места.

Неоценимо участие родителей. Они всегда активны, отзывчивы на инициативу, легки на подъем, творческие, дружные и доброжелательные. Вся работа велась в тесном c ними сотрудничестве. Мы встречались на собраниях и мастер-классах.  Проводили совместные экскурсии и выставки. Участвовали в проектах, конкурсах и соревнованиях.

Я им очень благодарна за постоянную поддержку, понимание просьб и пожеланий.  Ведь единственная наша цель - благополучие наших детей.

Мы реализуем главную идею нашей работы через приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения истории нашей родины, воспитывая в детях осознанную любовь к родному краю, желанию жить и трудиться на родной земле: « Где родился, там и пригодился» - как говорили наши деды, сохраняя и продолжая национальные и семейные традиции, накапливая у детей личный жизненный опыт и доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым, используя разные средства музыкального, поэтического, изобразительного искусства.

Результатом моей работы я вижу в том, что мои выпускники и их родители продолжают выбранное направление в познавании своей Родины. Организуют совместные поездки в музеи, по родному краю, продолжают посещать храм.

Исходя из их отзывов, в этом году при приеме новой группы, родители изъявили желание в продолжение начатой мной работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию их детей. Преемственность выбранной линии продолжается не только родителями дома, но и в школе. В начальных классах начали преподаваться «Основы духовно-нравственной культуры народов России».  Для меня это радостное событие. Так, что наши инициативы живут и развиваются.

И если бы я не видела перспектив и надежды, то не развивала бы эту тему дальше. В этом году она тема моего самообразования. Свой наработанный опыт я транслирую  через профессиональные сообщества на сайтах: MAAM.ru;  Социальная сеть работников образования nsportal.ru «Наша сеть».

Хочу сказать, что процесс моей работы по обсуждаемой сегодня теме непрерывен, а не от случая к случаю и носит системный характер. И не только в представленных в докладе формах. Ведь постоянно приходиться беседовать с детьми и родителями, разбирая те или иные ситуации, отправной точкой которой служит именно нравственный посыл. Дети на сравнении и примере собственного поступка с поведением других, четко понимают, что хорошо, что плохо. При  этом в  их сознание закладывается модель поведения на будущее. Чтобы ребенок научился, как можно раньше проявлять заботу о ком-либо, не перекладывать ответственность и вину на другого. Не бездействовать, когда рядом происходит зло, а остановить его, помочь нуждающемуся в помощи. Не делить людей на лучших и худших по национальным и этническим признакам. А нам не игнорировать, не скупиться на похвалу детям их добрых поступков. Вот тогда мы вырастим действительно новое общество патриотов и  высоко - нравственных людей.

Мы, взрослые, родители и педагоги, каждой на своем месте, должны воспитывать личным своим примером. Тогда, как круги по воде, будет оздоравливаться наше общество, начиная с самого младшего поколения.

Ведь это здоровый дух исцеляет тело, а не наоборот! Можно вырастить отличника учебы, спорта и т.д., но при этом холодного бездушного циника.

Так давайте воспитывать детей так, чтобы нам на пути всё чаще встречались добрые, нравственно - чистые, душевно и духовно богатые люди.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический план работы по подготовке и проведению праздника «День матери» в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста.

Тематический план работы окажет помощь воспитателям подготовительной группы разнообразить формы работы в работе с родителями и детьми....

Экологические акции как форма работы воспитателя дошкольного учреждения с родителями.

На сегодня взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников является важной составной частью в работе воспитателя дошкольного учреждения. Только в тесном сотрудничестве, во взаимопонимании педагогов и родит...

Доклад на тему: «Опыт оздоровительной работы в дошкольном учреждении»

  Здоровье - одна из главных ценностей человека. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья детей - основная задача дошкольного образования, и тем самым  физкультурно - оздоровительная...

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Многолетняя практика работы детских дошкольных учреждений п

В системе физического воспитания ребенка дошкольника прочное место заняли физкультурные праздники, которые зарекомендовали себя как наиболее приемлемая и эффективная форма активного отдыха детей. Мног...

Презентация "Нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста по средствам проведения праздников"

laquo;Нельзя пробудить чувство Родиныбез восприятия и переживания окружающего мира.Пусть в сердце  малыша на всю жизнь останутся воспоминанияо маленьком уголкедалёкого детства.Пусть с этим уголк...

Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"

Консультация для родителей "Туристический поход-прогулка – эффективная форма работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию здорового ребёнка"...

Выступление на педагогическом совете «Особенности современных форм, методов работы в дошкольном учреждении по развитию речи дошкольников» по теме: «Пальчиковые игры как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...