Пальчиковые и речевые игры.
консультация на тему

Гольнева Валентина Даниловна

Упражнения для пальчиков и речевые игры, помогающие укреплять и развивать речевой аппарат, дикцию и артикуляцию дошкольника, развивают также чувство ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_i_rechevye_igry2.docx14.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые и речевые игры.

Речь у дошкольника формируется, и упражнения для пальчиков и речевые игры, помогающие укреплять и развивать речевой аппарат, дикцию и артикуляцию, развивают чувство ритма. Речевые игры с использованием звучащих жестов, развивают мышечные и тактильные ощущения. В речевых упражнениях восприятие детей происходит через зрение, слух, ощущение.

Педагогические принципы идут в ногу с природой ребёнка, а не наоборот, когда стихотворение запоминается только на слух, в одной модальности, а зрение, ощущения «спят», бездействуют.

   Дети дошкольники воспринимают информацию в 3-ёх модальностях:

  1. Визуальной – вижу, как делает педагог.
  2. Аудиалистической – говорю и повторяю за педагогом.
  3. Кинестической – делаю вместе с педагогом.

Модели пальчиковых игр можно представить как:

-пальчиковая «азбука» (1, 2, 3, 4, 5, -- вышли пальчики играть);

-пальчиковый аккомпанемент («пять обезьянок»);

-пальчиковая «кантилена» («Улитка»);

-позиционные пальчиковые игры;

-пальчиковые игры-песни («Паучина»).

Интересные игровые упражнения с использованием «собственных» музыкальных инструментов являются важным этапом процесса обучения игре на детских музыкальных инструментах, т. к. они дают ребёнку возможность легко усвоить и осмыслить понятие ритма (ритмический рисунок), составляющего обязательный элемент мелодического движения.

В теле человека содержится и заключено всё, что необходимо для продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Эти «инструменты» даны человеку самой природой и их исполнение отличается уникальностью. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др. Для каждого из звучащих жестов существуют варианты исполнения.

   Ритм – Это последовательность звуков различной длительности. Выполнение речевых упражнений: произношение имён, ряда слов, состоящих из названий деревьев и цветов, потешек, речевых и пальчиковых игр – позволяют детям хорошо ориентироваться в соотношении звуков по длительности и перенести эти навыки в исполнительство на музыкальных инструментах.

   Ритмические речевые упражнения – это возможность формирования у детей музыкальных и творческих способностей, которую предлагает система элементарного музицирования австрийского педагога К. Орфа. В качестве собственных музыкальных инструментов используются хлопки (всей ладонью, пальцами, горстью, посередине ладони и возле пальцев), шлепки по коленям (правому, левому, одновременно), притопы, удары по полу (всей ступнёй, пяткой, носком), щелчки пальцами и др.

   В играх приём «Эхо» даёт возможность ребёнку постоянно участвовать, быть ведущим. Сначала ребёнок способен только повторять то, что слышит, а после у него появляется свой вариант, свой ритмический рисунок, своя модель, свой образ, своя мелодия. Тексты для упражнений подбираются ритмичные и удобные в произношении.

   Речевые и пальчиковые игры доставляют детям радость, они играют словами, звуками, тембрами, красками и оттенками речевых интонаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Конспект НОД для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Речевое развитие» с использованием игровых технологий (дидактическая, пальчиковая и словесная игра) Тема: "Дикие животные наших лесов"

Думаю, кому-нибудь может быть интересна моя разработка, где я использую интеграцию игровой деятельности в речевом развитии младших дошкольников....

Пальчиковые, речевые игры на тему: "Осень"

Уже давно ученые доказали, что развитие речи у детей напрямую связано с развитием мелкой моторики рук и тонких движений пальцев. Дело в том, что благодаря тактильным ощущениям ребенок исследует окружа...

Мастер класс по теме самообразования "Активизация словаря, через пальчиковые и речевые игры"

Подобраны речевые и пальчиковые игры по теме самообразования. Отработана практическая часть с педагогами. Предствлен опыт работы по заучиванию стихотворений. Зарисовка схем....

Картотеки к Планам по воспитательно-образовательной работе:пальчиковая гимнастика;речевые игры;загадки;физминутки;зрительная гимнастика в картинках.

Коррекционная педагогика.Картотеки к Планам по воспитательно-образовательной работе:пальчиковая гимнастика;речевые игры;загадки;физминутки;зрительная гимнастика в картинках;комплексы пальчиковых и зри...