статья "Родители - участники образовательного процесса ДОУ"
статья на тему

Гюльмалиева Елена Викторовна

формы работы с родителями в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родители - участники воспитательно-образовательного процесса.

Гюльмалиева Е.В.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 44»

г. Усолье – Сибирское.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее: слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Иркутская область является особенным регионом. Эффективность перемен в его системе образования должна проявляться в наиболее успешной социализации личности, в ее способности сохранить как общечеловеческие, так и национальные ценности, определить приоритеты, обусловленные средой проживания, жизнедеятельности в условиях, прежде всего, данной территории. Именно этой проблеме была посвящена встреча за круглым столом  прошедшая 31 октября 2014 года в городе Иркутске. Тема круглого стола «Экологическое воспитание, образование, просвещение населения, как фактор развития общественных инициатив на примере города Иркутска» отражает актуальность и необходимость в грамотном воспитании подрастающего поколения.

Детский сад первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их  педагогическое просвещение. От совместной работы родителей,  педагогов и специалистов  зависит дальнейшее развитие и воспитание ребенка.  

В соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в РФ №273-ФЗ» приоритетной задачей работы  дошкольных учреждений, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами нашего ДОУ  встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования с привлечением семьи.

Совместная работа воспитателей, специалистов и семьи ведет  к повышению компетентности родителей в экологическом воспитании собственных детей. Родители наших воспитанников становятся активными участниками всех дел детского сада, помощниками педагогов. Наша задача разнообразить формы взаимодействия с родителями. Система работы дошкольного учреждения с родителями, основанная на реализации главного принципа  – вовлечение семьи в жизнь детского сада, в целях создания единого пространства развития ребенка. Использование  разных форм взаимодействия с семьей  приводит к выводу, что родителей интересуют активные, а самое главное эффективные формы просвещения в экологическом образовании.

Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в нашем  детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях дошкольного учреждения и семьи.

Одной из познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Поэтому мы  изменили  формы и методы их проведения. Общение происходит в форме круглого стола. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам связанным с экологическим воспитанием. К предварительной подготовке к собранию используем конкурсы,  консультирование, индивидуальные беседы с семьей.  Не всегда у родителей есть возможность посетить открытое занятие или мероприятие. В этом случае  могут помочь современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий с детьми или других видов деятельности на видеопленку. Это хорошая "память" для родителей, кроме того, на собраниях с родителями в дошкольном учреждении видеозапись поможет убедительно подкрепить рассказ воспитателя.

В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности экологической направленности. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне группы , так и масштабный на уровне дошкольного учреждения, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. Наш окружающий мир позволяет выбрать любую тему экологической направленности.

 При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле. Педагоги и специалисты разъясняют родителям о необходимости ежедневной работы  по воспитанию бережного отношения к природе. Досуговое  направление по привлечению родителей к различным мероприятиям  очень интересно, увлекательно и  полезно. Старайтесь чаще привлекать родителей к активному участию в проведении праздников, развлечений и досугов.

Хотелось бы отметить один важный момент в работе с родителями, я думаю, многие согласятся со мной. Каждый человек, сделавший какую – либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому не следует забывать  хвалить родителей. Делайте  это при любом удобном случае, во время индивидуальных бесед, во время проведения родительских собраний, активным родителям вручайте  благодарственные письма от администрации ДОУ и подарки.   Родители в  свою очередь тоже отзывчивы на благодарность. Педагоги ДОУ часто слышат слова благодарности в свой адрес.

Немаловажную роль в экологическом просвещении родителей играет «печатное слово». В информационном уголке помещаю  советы для родителей, статьи, информационные листки, буклеты, словесные игры для разучивания с детьми, планы проведения экскурсий и прогулок. Воспитатели и специалисты дошкольного учреждения готовят консультации для родителей по проведению природоохранных мероприятий и акций. Можно  с твердой уверенностью  сказать, что после использования разнообразных форм работы  достигаются определенные результаты: родители из «наблюдателей» и «зрителей» становятся активными участниками экологического воспитания своих детей. И хотя делается по экологическому воспитанию для наших дошкольников немало, наш педагогический коллектив стремится искать все более новые и интересные формы работы  с семьей по экологическому воспитанию. Педагоги убеждены, что роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе.                  

Литература:

  1. А.В. Дронь, О.Л. Данилюк Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель» - ПСБ.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012.
  2. Общие основы регионализации содержания дошкольного образования в Ирк. Обл: учебное пособие / Под. Ред. С.Ф. Сударчиковой. – Ирк. Обл. Из-во Иркут. Гос. пед. ун-та, 2007.
  3. Михайлова-Свирская Л.В. Методические рекомендации в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. «Просвещение» 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфраструктура, образовательные стандарты и здоровье участников образовательного процесса.

Сохранение и укрепление здоровья детей становится основным критерием качества образовательного процесса. Эффективнгость физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит о...

Психолого – педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ. Программа педагога-психолога

Адаптация в детском саду является одной из важной и необходимой работой.  Именно в процессе адаптации можно заметить проблемы, а самое главное предотвратить эти проблемы...

Использование электронных ресурсов для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной программы ДОУ.

В статье можно ознакомиться  как наше ДОУ использует электронные ресурсы для взаимодействия с участниками образовательного процесса с целью реализации вариативной части Образовательной прогр...

Педагогический совет на тему: «Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательной деятельности ДОУ»

Педагогический совет на тему:«Здоровье участников образовательного процесса в образовательном учреждении как социально - педагогическая проблема. Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-о...

«Опыт работы ДОО по внедрению части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы дошкольной организации по реализации вариативной части основной образовательной программы ДОУ, в основу, которой  заложена программа «Приобщение детей к истокам русской народной...

доклад-презентацияТехнологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО как системное решение актуальных для образовательного учреждения задач средствами психологической теории и практики.

Оценка уровня владения аттестуемым педагогом-психологом технологиями психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, зависит от степени владения критериев технологии. Раб...

«Значение образовательных технологий психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в ДОО во время аттестации педагогов-психологов»

Педагогическая технология- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть ...