Нравственное воспитание детей раннего возраста через ознакомление с природой
статья (младшая группа) по теме

Толстопятова Надежда Андреевна

В первые годы жизни ребенок посвящает большую часть своей умственной и физической  энергии на познание  окружающего его предметного мира,  в том числе - на познание живой и неживой природы. В это же время у маленького человека начинают складываться элементарные представления о нравственных законах человеческого бытия. Эти представления пока очень зыбки и подвижны, зависимы от всех , кто рядом с малышом. Представления о нравственности в более позднее время оформятся в некие четкие границы и будут определятся как "хорошо" и "плохо", "зло" и "добро". Чтобы эти понятия были верными, чтобы они отвечали общечеловеческим стандартам, необходимо помочь ребенку еще в раннем возрасте найти правильные формы взаимодействия со средой обитания , т.е. с живой и неживой природой. Об этом -мое рассуждение, обоснованное на опыте работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством ознакомления с природой.

 В наш век глобального технического прогресса , антигуманных  влияний человека на природу все больше случается природных катаклизмов,  становится реальной угроза существованию всего человечества.  В связи с этим вопросы воспитания нового поколения в любви к природе и миру , в котором живем, вопросы нравственного аспекта,-становятся особенно актуальны.

 (Слайд 2)Роль воспитателя очень важна здесь , причем не просто как роль некоего экскурсовода  для  жаждущих  познания детей , скорее это роль сподвижника , сотрудника (в изначальном смысле этого слова), внимательного и заинтересованного друга, который не выстраивает перед  детьми систему готовых запретов «не рвать цветы, не бросать бумажки, не давить  жучков», а создает личностно-ориентированную модель отношения с ребенком  в основе которой лежат положительные примеры .(слайд №3) «Не будем рвать эти цветы на нашей клумбе, смотрите, как красив наш участок! Придут мамы и им будет приятно, увидеть эту красоту, давайте лучше вместе уберем сорную траву с клумбы.».

Готовые правила  дети усваивают плохо,  скорее мы с вами должны способствовать тому, чтобы эти нормы и правила каким- то образом сложились,  поселились в маленькой развивающейся душе и остались в ней навсегда, чтобы душа эта обрела необходимый статус «души человеческой». Вспоминаю  прошлогодний конкурс в нашей  группе, мы назвали его «Вместе с папой». Конкурс кормушек для птиц  делали накануне 23 февраля. Получилось замечательно.(слайд №4,5,6) Вот наши кормушки на деревьях ,дети наши подросли и перешли в другую группу, но забота о птичках стала их постоянной заботой. Кормим птиц каждый день. Чтобы птички нас не боялись, предлагаю отойти в сторонку. Тут же рассказываю детям, что птички боятся людей, машин, а еще они очень боятся кошек. Дети затем сами скажут, что птички маленькие, что их нельзя обижать. Кормушки не бывают пустыми, а еще иногда их снимаем и чистим от снега и мусора.  Если забываю, выходя на прогулку, хлеб или семечки , дети обязательно напомнят!  Необходим доступный каждодневный труд: уход за клумбой, уход за растениями в группе, подкорм птиц, иногда и уборка территории ,- все это приводит  малыша к осознанию того, что мы в мире природы не просто соглядатаи, а активные участники в жизни этого мира-мира природы .(слайд №7)

Замечательные возможности в нашей воспитательной работе , построенной на взаимодействии с природой , несет материал о временах года. В дни, когда мы гуляем мало, или не можем гулять вовсе,  используем  иллюстрации , как благодатный материал  для продолжения  знакомства с природой . Конечно, эти иллюстрации будут   восприниматься   еще более глубоко вместе с художественным словом и музыкой.   Рассматривая иллюстрации с  изображением прекрасных осенних деревьев, говоря об осени, читаем стихи 

                 Облетели листья с клена,

               Клен от холода дрожит

               На дорожке у балкона

               Золотой ковер лежит…

                                 (Авдиенко Е.) (слайд №8)

В раннем возрасте очень уместно обратиться к стихам А.Барто.  Говоря  о насекомых, укрывающихся от холода в осеннюю погоду, как не вспомнить жука, закрытого между зимних рам? Это стихотворение трогает даже нас, взрослых, а как ценно оно для воспитания детской души ?..

Мы не заметили жука ,

И рамы зимние закрыли,

А он живой ,

Он жив пока,

Жужжит в окне,

Расправив крылья…

И я зову на помощь маму:

-Там жук живой!
Раскроем раму!

Воспитывать нравственность в ребенке через познание живой и неживой природы вокруг него - значит, вырабатывать  правильные формы взаимодействия, взаимосвязи  со средой обитания человека.  Усвоив  в раннем возрасте  необходимость бережного отношения к миру природы, человек  сохраняет это отношение, как правило,  на всю жизнь. Глубоко нравственное отношение к природе , конечно, может  сложиться лишь у человека , способного к сопереживанию ,  соучастию,  любви. Т.е. необходимо развивать в наших  воспитанниках именно эти чувства, а значит, и детские эмоции.  Правильные формы взаимодействия с природой - что это? Как к этому прийти? Через воспитание любви, т.е. кропотливое, каждодневное,  заботливое внимание к тому маленькому миру, который окружает ребенка сейчас, сегодня.(слайд№9) Если малыш сидит над муравьем, несущим травинку, не пройти мимо, рассказать, дать возможность  соучастия, сочувствия . Рассказать,  что можно о муравьях, об их необычайном трудолюбии.  Превратить прогулку в увлекательное и познавательное путешествие , во время которого дети лучше узнают окружающий мир и научатся видеть его красоту, понимать, что происходит в природе, получат удовольствие от общения с этим прекрасным миром. В этом случае  мне очень помогают развивающие прогулки. У нас маленький детский сад в поселке, много зелени, вокруг множество деревьев.     Развивающие прогулки дают ни с чем несравнимую возможность воспитывать в детках это желание заботиться и помогать всему живому вокруг. Как проходят наши развивающие прогулки? К развивающей прогулке педагогу  надо подготовиться: продумать, что станет в центре именно этой прогулки. Если на прошлой прогулке рассматривали насекомых и обсуждали, как они встретят холода, - где спрячутся; разгадывали загадку про труженика-муравья, а после прогулки познакомились с некоторыми насекомыми на картинках;  то следующую прогулку лучше планировать  на близкую к предыдущей тему, н-р, «Время года-осень…».           И, конечно, мы продумаем, какие вопросы задать детям, рассматривая с ними осенние картины.  Если возможно, тему занятия в группе лучше связать с темой развивающей прогулки. На занятиях по развитию речи мы знакомимся с русской народной потешкой  «Рябинушка» и как замечательно поймут дети, о чем идет речь в потешке,  если вместе с ними, на улице, глядя на рябинку  снова прочесть слова:

              -Ты, рябинушка

                Раскудрявая,

                Ты когда взошла?

                Когда выросла?

              -Я весной взошла,

               Летом выросла,

                По зорям цвела,

               солнцем вызрела.

              (Народ. потешка)(слайд №10)

А если и на занятии по рисованию, рисуя рябиновые красные бусы для куклы Кати, дети вспомнят о рябинке , которую видели на участке, то трогательный образ осенней рябинки навсегда будет памятен каждому ребенку.

Материал для развивающей прогулки нам  необходимо связать с «богатствами» своего участка, с тем, что на нем видим. А еще рекомендую использовать замечательные книги и комплекты карточек Галины Владимировны Лаптевой. Она предлагает разнообразную содержательную  деятельность для детей на прогулках  , подбирает индивидуальную работу и в каждую прогулку включает художественное слово по теме прогулки, а также предлагает игры для прогулок. Материал замечательный, легко подобрать для любой прогулки.

«Через красивое –к человечному- такова закономерность воспитания» - так писал об этом  Сухомлинский.  (слайд №11)

Наша задача- научить детей восхищаться и искренне любить красоту, каждодневно даруемую нам природой. В простом одуванчике и резной листве березки научить эту красоту видеть и замечать. Этому помогут и наши творческие занятия.  На прогулке просто не пройти мимо чудесных осенних листьев.  На нашем участке это листья дуба , клена, орешника и березки. Дети собирают упавшие листья, рассматриваем, определяем, с какого дерева упал листок, дерево тоже рассматриваем, приносим листья в группу, и…продляем им жизнь. Сделали коллективную работу. На большом картоне вместе с воспитателем нарисовали ствол, а вверху  наклеили  подсушенные листочки… Новое  дерево получилось.  Сделали выставку осенних поделок (вместе с родителями) и наше дерево было здесь не худшим экспонатом.  Рисовать  после прогулки – тоже замечательная идея. «Напечатать» листьями пестрый ковер или просто листопад- как умеем – все это развивает детскую эмоциональность,  укрепляет  интерес  детей к природе. И, как всегда, на творческом занятии используем художественное слово.

«Осенние листья»

Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Все летят, летят…

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.(И.Токмакова) .(слайд №12)

Даже маленьких детей завораживает словесная красота,. Стихи, -так много хороших  стихов о временах года.

 В задачу педагога входит необходимость донести до ребенка   понимание  истины: в общении с природой человек стоит в более сильной позиции, человек – защитник природы.

О домашних животных говорим на занятиях по развитию речи. Обязательно спрашиваем, любит ли малыш свою собачку (кошку, рыбку и т.д.) Родителям советую водить деток в зоопарк. Группой мы взяли , образно говоря, «шефство» над старой вороной. Она прилетает на наш участок, взлохмаченная, гортанно каркающая, пытается подобраться  поближе к птичьим кормушкам. Дети как-то побаивались ее сначала, но позже , на прогулке, деткам было рассказано, какие умные бывают вороны, как они выживают в городской среде, какими они бывают старенькими, потому что живут очень долго. Нашу ворону стали звать «бабушка-ворона», теперь бросаем ей кусочки еды за ограду, чтобы синичек не пугала. Дети чувствуют ответственность за «бабушку-ворону» , значит, цель достигнута.(слайд №13) 

Мысль Антуана Де Сент-Экзюпери остается популярной для людей и будет популярна , пока существует человечество: мы в ответе за тех, кого приручили. Пусть не сразу, но шаг за шагом наши хорошие дела приведут детей к осознанию этой мысли.

Пусть не сразу, но став взрослее, дети будут дорожить ближним своим, а впоследствии, возможно, в нашем мире не будет брошенных родителями детей, брошенных хозяевами собак и кошек. Не будет жестокости. Ведь если хорошо поливать росток, он прорастет непременно.(слайд   №14)

   Спасибо за внимание!(слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста через общение с природой.

Работая над проблемой развития воспитательного воздействия природы на ребенка, раскрытию его духовного мира, мы пришли к выводу, что эффективность этой работы напрямую зависит от оптимизации методов и...

Методическая разработка раздела образовательной программы «Познание» на тему: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через ознакомление с природой»

Этот материал был мною использованидля сдачи на первую квалификационную категорию. В презентации отображена работа по стимулированию познавательной активности детей раннего возраста через ознакомление...

культурно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с истоками и традиция русского народа

статья раскрывает работу педагога с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств к своей Родине....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2020 ТЕМА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ»...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

Отчёт по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края.

  Отчёт  по самообразованию Тема: Экологическое воспитание детей среднего возраста через ознакомление с природой родного края....

Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей раннего возраста через ознакомление со своей малой Родиной»

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к сем...