Сообщение из опыта работы "Трудовое воспитание дошкольников"
статья (старшая группа) на тему

Рамазанова Наталья Евгеньевна

Сообщение из опыта работы "Трудовое воспитание дошкольников" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы «Трудовое воспитание дошкольников».

Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием  успешной подготовки детей к обучению в школе.

      На протяжении нескольких лет мы работаем над проблемой «Трудовое воспитание дошкольников». Прежде всего, на одном из педсоветов мы наметили основные направления в работе  с  детьми по трудовому воспитанию, конкретные задачи. Важное место отвели созданию условий  для  труда  детей. Наметили план повышения теоретических знаний и практических умений, совершенствование методики трудового воспитания.

       В методическом кабинете подобрали литературу по трудовому  воспитанию, разработали конкретные рекомендации по организации и руководству трудовой деятельностью детей, составили список инвентаря. С воспитателями систематически проводили беседы, консультации, которые помогали нам более рационально организовывать трудовую деятельность детей.

        Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.

         Воспитание навыков самообслуживания у  маленьких детей- длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения.

        Научить детей одеваться самостоятельно, правильно, аккуратно, оказалось не так просто. Необходимо было учесть при этом индивидуальные особенности каждого ребёнка, продумать доступные детям правила действия и их последствия. Прежде всего, мы учим  детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясняем, что прежде чем обуться, надо туфли поставить так, чтобы они «смотрели» друг на друга . Одновременно с объяснением показываем детям, как это сделать.

         Мы учим детей самостоятельности и во время еды, используя такие приёмы, как показ с пояснением. Показываем детям, как правильно есть, как держать ложку.

       В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыков мытья рук и умывания. Мы с первого дня показываем детям, как взять мыло, намыливать руки, затем смывать водой, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать. Мы добились того, что все дети самостоятельно засучивают рукава (иногда с помощью взрослого), правильно пользуются мылом и водой.

       Конечно,  дети  неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребёнка вырабатывается стремление всё делать самостоятельно.

       Что касается хозяйственно-бытового труда, то мы в первую очередь позаботились о том, чтобы в хозяйственных уголках было всё необходимое: тряпочки, щётки, метёлки, совки.

         Расположили всё так, чтобы детям было легко ими пользоваться.

         Во время дежурств по столовой иногда проводили конкурс на лучшую сервировку стола. При этом до начала работы беседуем о том, как лучше накрыть стол, чем можно его украсить. С интересом и желанием приступают они к выполнению своих обязанностей, относятся к ним очень ответственно.

         К коллективной уборке групповой комнаты готовимся накануне, намечаем, что будем делать. Дети самостоятельно распределяют, кто с кем будет работать и, что будут делать. Дети любят этот труд, так как работать в коллективе им веселее и работа лучше спорится.

         Детей выполнивших свою работу хорошо, мы хвалим за старание, добросовестное отношение к делу, доброжелательное отношение к товарищам.

         Удобно постарались устроить в группе  и центр природы. Растения расположили на доступной высоте, чтобы легче было ухаживать за ними.

          Большое внимание в нашем детском саду уделяется труду в природе. Участок хорошо озеленён. С приходом весны дел становится много: надо вскопать клумбы, окопать и побелить деревья, бордюры и др. И хотя эту работу в основном выполняют сотрудники, но дети принимают самое активное посильное участие.

          Большое место в формировании правильных взаимоотношений в труде мы отводим ознакомлению детей с трудом взрослых. Дети наблюдают за  работой дворника, слесаря, водителя. Они никогда не остаются  равнодушными к их деятельности на территории детского сада.

          Осенью дети совместно со взрослыми сгребают листья, переносят их в одно место. Одни сгребают листья граблями, подметают, другие набивают ими вёдра, коробки. В трудовой процесс дети вносят элементы игры: гудят самосвалы, тарахтят бульдозеры. И пусть грузовик- это коробка, бульдозер - грабли, это никого не смущает.

         В холодное время года дети отдают предпочтение ручному труду. Наши воспитанники очень любят мастерить игрушки из  спичечных коробков, из собранных летом шишек, желудей, веточек, бросового материала. Так приятно играть с ними. Но не менее приятно отнести их малышам, увидеть, как они радуются.

Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка.

Прав был замечательный педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Воспитание духовности у детей через поэзию". Составила Евдокимова Людмила Дмитриевна воспитатель МБДОУ №12 ст. Каневская.

Материал из районного семинара на тему: "Формирование духовности у детей через различные виды искусства"....

Презентация. Сообщение из опыта работы "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью художественного слова».

Раннее детство – самый благоприятный период для привития первичных культурно-гигиенических навыков. Образовательная область «Здоровье» требует от педагогов  уже с ранних лет у детей формировать п...

Сообщение из опыта работы: «Воспитание культуры поведения и речевого общения в подготовительной к школе группе»

Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают  в наши дни. Взрослые часто стараются дать детям большой объем знаний, забывая о душе, чувствах. "Ничто не обходится нам так де...

Сообщение из опыта работы. " Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе."

в сообщение излагаю основные задачи и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонтисекой стороны речи и правильному произношению всех звуков родного языка....

Сообщение из опыта работы «Воспитание звуковой культуры речи в различных формах образовательного процесса».

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до по...