Из опыта работы:АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
методическая разработка (старшая группа) на тему

Циглер  Евгения  Давидовна

Аннотация: данная статья посвящена детскому экспериментированию как средству познания действительности. Автор приходит к выводу о решающей роли экспериментирования в развитии ребенка.

Ключевые слова: познавательная деятельностьэкспериментированиеформы работыразвитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Циглер Евгения Давидовна
первая квалификационная категориявоспитатель
МБДОУ «Д/С «Березка»
Омская обл

Аннотация: данная статья посвящена детскому экспериментированию как средству познания действительности. Автор приходит к выводу о решающей роли экспериментирования в развитии ребенка.

Ключевые слова: познавательная деятельностьэкспериментированиеформы работыразвитие.



В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,исследовательской активности.

Широкие возможности для развития исследовательской активности дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами и материалами.Следует отметить, что детское экспериментирование – это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности и интегрируетсясо всеми образовательными областями.

Работа с детьми.

Формы работы с детьми:

‒ занимательные опыты, эксперименты в исследовательских уголках;

‒ осуществление исследовательских проектов;

‒ непосредственная образовательная деятельность;

‒ наблюдения, опыты (живая и неживая природа);

Много интересного, необычного может подарить и детям, и взрослым исследовательская деятельность. Толчком к началу экспериментирования может послужитьудивление, любопытство, выдвинутая кем – то, проблема или просьба. Причём, удивление и любопытство могут вызвать, такие традиционные методы и приёмыработы как наблюдения, рассматривание иллюстраций, видео презентации и др. (наглядные методы); словесные (беседы, чтение художественной литературы,загадки, использование фольклорных материалов) ; практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры сэлементами экспериментирования, настольно-печатные игры. Развивать положительные эмоции помогают игры-превращения, фокусы, занимательные опыты.

Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя –куклы.

Эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников – это детские исследовательские проекты.

Определённые требования можно предъявить к теме проекта.

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

При проведении опытов следует придерживаться следующей структуры:

‒ постановка проблемы;

‒ поиск путей решения проблемы;

‒ проверка гипотез, предположений;

‒ обсуждение увиденных полученных результатов;

‒ формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребенка, обеспечивающей его развитие, возможна при выполнении педагогом важного условия –стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включаться в реальный, фактически осуществляемый ребенком эксперимент.Постановка цели, и задач эксперимента, нахождение способов их решения, их совместное достижение – таковы три составляющие личностно развивающегообучения.

Чтобы активность детей не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных знаний. Пусть дети самостоятельноищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворениелюбознательности ребят должно сочетаться с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения. Такаястратегия проблемного обучения выстраивается по «принципу развивающей интриги…».

Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольномвозрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитиидетей, на способности обучаться в дальнейшем.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельностьэкспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Игровая деятельность возникает значительно позжедеятельности экспериментирования».

«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам».

(Р. Эмерсон.)

Список литературы

1. Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. – М: Педагогическое общество России, 2007.
2. Доронова Т.Н. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников / Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2003. – №3.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2003. – 64 с.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"

Опыт работы воспитателя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Галий Светланы Ивановны на тему: "Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования"...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРОВЫХ СЮЖЕТОВ»

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В СОЗДАНИИ ИГРО...

Организация познавательной деятельности дошкольников средствами ИКТ

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игр...

Организация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников при проведении прогулки

Прогулка - это способ организации образовательной деятельности в ДОУ при планировании содержания ее частей (наблюдение, трудовая деятельность, игровая деятельность (подвижные игры), индивидуальная раб...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольников средствами экспериментирования».

Сосеты родителям по безопасному проведению экспериментальной деятельности в домашних условиях...