Программа вокального кружка для детей 6-7 лет (ДОУ)
рабочая программа по музыке (подготовительная группа)

Киселева Елена Александровна

В возрасте 6-7 лет при эффективном педагогическом процессе дошкольники могут свободно овладевать азбукой певческого исполнительства. Программа предназначена для дошкольников  с разной степенью музыкальной одаренности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vokalu.docx59.49 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №2 «Булжамуур» г.Улан-Удэ*

Программа кружка « Вокализ»

Для дошкольного возраста, 6-7 лет

Автор: Киселева Е.А,, муз.руководитель

2016-2017уч.г


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно  реализовать творческий потенциал ребенка,  сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое  способствует развитию творческой фантазии.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие детей должны идти взаимосвязано, начиная с самых ранних лет.

Цель программы: развитие индивидуальных вокальных способностей, раскрытие творческого потенциала, формирование  у  учащихся  устойчивого интереса  к пению через активную  музыкально-творческую деятельность.

Задачи:

 Образовательные:

    1. Приобщение детей к  основам  музыкальной культуры.

    2.Обучение петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширять диапазон.

3. Обучение выразительному пению,  исполнять вокальное произведение, передавая характер песни.

4. Обучение чистому интонированию, правильно  брать дыхание.

 Развивающие:

  1. Развитие  вокальных способностей.
  2. Развитие музыкально-ритмического слуха.
  3. Развитие музыкально-эстетического вкуса
  4. Развивать ясную и выразительную речь

  Воспитательные:

1.Формирование устойчивого интереса к пению;

2.Формирование общей  культуры личности ребёнка;

3.Обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение;

4.Воспитание воли и характера;

5 Расширение музыкального кругозора;

6.Прививать любовь и уважение к духовному наследию, понимание и уважение певческих традиций через изучение детских  песен.

1.1 Методические принципы построения программы:

  • последовательность и системность - один из ведущих. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе.
  • доступность и индивидуализация - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка
  • постепенное повышение требований – заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Обязательным для успешного обучения, является чередование нагрузок с отдыхом.
  • сознательность и активность – для успешного достижения цели ребенку необходимо представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
  • повторяемость материала. Эффективность занятий выше, если повторение вариативно, т.е. в деятельность вносятся какие-либо изменения и предлагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, что вызывает интерес, привлекает внимание детей, создаёт положительные эмоции.
  • наглядность – безукоризненный практический показ

1.2 Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса.

  • Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка;
  • Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

В данной программе нашли отражение основные тенденции современной музыкальной педагогики:

  • ориентир на дошкольный возраст 6-7 лет, как наиболее благоприятный в плане развития средствами музыки;
  • опора на игровую деятельность, как преобладающую в этом возрасте.

1.3 Актуальность. Характеристика возрастных возможностей детей от 6-7 лет в музыкальном воспитании

На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор, достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, т. е. обладает большими возможностями для слушания довольно сложных музыкальных произведений. К этому времени у него имеется значительный запас музыкальных впечатлений, он знает некоторых композиторов.

В этом возрасте дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, довольно тонко слышать и осознавать характер музыки, комплекс средств музыкальной выразительности, поскольку у большинства из них в этот период интенсивно развиваются такие способности, как музыкальное воображение и мышление. Поэтому ребенок также способен давать анализ музыкального произведения, сравнивать, выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. Он желает и может осваивать элементы музыкальной грамоты, а также хочет получать новые знания, поскольку в этом возрасте дети очень любознательны.

Успешность ребенка в данном виде музыкальной деятельности объясняется тем, что к этому возрасту достаточно развит психологический механизм восприятия музыки:

  • эмоциональная отзывчивость на музыку;
  • развитый музыкальный слух;
  • память;
  • музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия;
  • способности к творчеству.

Кроме того, при системном подходе к педагогическому процессу музыкального образования на седьмом году у большинства детей прекрасно развиты музыкально- сенсорные способности, так как к этому времени совершенствуется работа анализаторов (слух). Это объясняется, с одной стороны, улучшением работы мозговых центров, а с другой — постоянным упражнением органов слуха, прежде всего в процессе тренировки их во время музыкально-дидактических игр и упражнений, а также во время восприятия музыкальных произведений.

Таким образом, у детей этого возраста имеются большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох. Однако необходимо бережно относиться к ребенку, не перегружая его большим количеством различных музыкальных впечатлений (барабанные перепонки еще очень нежны и легко ранимы, не закончилось окостенение слухового канала и височной кости).

На седьмом году жизни ребенок обладает довольно большими возможностями в певческой деятельности. Происходит дельнейшее развитие высшей нервной деятельности ребенка, повышается работоспособность его нервной системы. Он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя вокальные связки еще не сформированы окончательно, дети поют негромко, но напевно и звонко.

Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы. Большинство детей имеют значительный запас песен, выделяют любимые. Они могут осознанно осваивать различный по тематике и более яркий по средствам музыкальной выразительности песенный репертуар.

В этом возрасте при эффективном педагогическом процессе дошкольники могут свободно овладевать азбукой певческого исполнительства. При собранности внимания все дети могут чисто интонировать, однако при малейшем отвлечении некоторые из них поют мелодию неверно. Ритмический и динамический ансамбль, как правило, отличается слаженностью и не вызывает затруднений.

Ребята могут самостоятельно петь подолгу, однако это не желательно. Взрослым необходимо постоянно заботиться охране детского голоса.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребенка: внимание его становится более сконцентрированным, развивается воображение и мышление, он свободно ориентируется в пространстве. В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку,— они становятся легкими, изящными и пластичными. У дошкольников резко возрастает способность к овладению довольно сложными по координации и темпу исполнения движениями, которые могут исполняться ими ритмично и грациозно.

В движениях под музыку дети легко ориентируются на композицию игры, на форму исполняемого танца, на характер музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. Это возможно за счет развития музыкальных способностей, прежде всего чувства ритма и эмоциональной отзывчивости на музыку.

На седьмом году жизни у детей уже имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление.

Как правило, сформирована потребность в освоении новых движений, овладении играми, плясками. Некоторые ребята без напоминания со стороны взрослого стремятся самостоятельно осваивать новые движения, добиваясь качественного их исполнения, принципиально оценивают качество как своего исполнения, так и движений сверстников.

Таким образом, на седьмом году жизни у дошкольников имеются прекрасные возможности для овладения в совершенстве музыкально-ритмической деятельностью. Однако необходимо помнить, что, хотя они уже способны исполнять довольно крупные композиции, это все же требует от них немалых физических усилий. Поэтому педагог должен обязательно учитывать группу здоровья каждого ребенка.

1.4 Условия реализации программы:

Программа предназначена для дошкольников 6-7 лет с разной степенью музыкальной одарённости. На кружковые занятия отводится 2 часа в неделю до 30 минут.  Данный курс рассчитан на 1год. В подборе дидактических материалов, игр, пособий, упражнений, репертуара учитываются особенности разноуровневого  развития дошкольников, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого учащегося.

Структура занятий:

В структуру занятия входят следующие виды музыкальной деятельности:

1. Распевание. Цель: последовательное расширение диапазона, формирование  певческой установки, дыхания, правильного голосообразования.

2. Разучивание и исполнение новых песен. Цель: обучение исполнению песен различного характера и темпа, развитие музыкального слуха, исполнение песен с эмоциональным настроем.

3. Рече - ритмические игры и упражнения, игра на детских музыкальных инструментах. Цель: развитие чувства ритма, заинтересованности ребенка в занятии.

На каждом занятии представлены все элементы структуры.

Основные направления в подборе репертуара.

  • Народная песня
  • Произведения современных авторов

Принципы подбора репертуара:

  • Исполнительские возможности
  • Художественная ценность произведения

Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.

Основные методы, используемые на занятиях:

1.Словесные:        Устное изложение.

                               Беседа.

                               Анализ текста.

2.Наглядные:        Показ, исполнение педагогом.

                               Работа по образцу.

3.Практические: Повторение пройденного.

                               Вокальные упражнения.

                               Разучивание нового материала.

                               Слушание.

                               Выступления.

Ожидаемый результат воспитанника в силу своих музыкальных способностей:

За период обучения по ОП «Вокал» ученик должен в силу своих способностей:

  • Увлечённо и заинтересованно слушать музыку, определять характер музыкального произведения;
  • Владеть начальными исполнительскими навыками (спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, выработка кантилены и округление гласных, выразительная чистая интонация, правильная артикуляция, чувство ритма);
  • Освоение необходимого объёма музыкально-теоретических знаний (понятия: высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки, мажорный и минорный лад, пауза, темп, сольное и хоровое исполнение);
  • Приобретение навыка концертного выступления (умение передавать в пении музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки -  средства музыкальной выразительности, так и жесты, мимику, выражение глаз и др.).

1.5 Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию

Основные направления работы

  • Изучение семьи и условий семейного воспитания,
  • Пропаганда музыкального образования детей среди родителей,
  • Активизация и коррекция музыкального образования в семье.
  • Дифференцированная и индивидуальная работа с семьёй.

Ориентация на индивидуальность ребенка требует тесной взаимосвязи между детскими садом и семьей, и предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе.

Очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом.

Диагностика уровня развития певческих умений. Подготовительная группа

№ п/п

Показатели (знания, умения, навыки)

Оценка/баллы

Начало года

Конец года

1

Качественное исполнение знакомых песен.

                       Ф.И.

Вика Л.

Ярослав К.

Золто

Маша П.

Арьяна Б.

Денис К.

Маша С.

Айлана Г.

Саша Н.

Рита А.

Артем  Л

Арсений Я.

2

Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации

Начало года

Конец года

                          Ф.И.

Вика Л.

Ярослав К.

Золто

Маша П.

Арьяна Б.

Денис К.

Маша С.

Айлана Г.

Саша Н.

Рита А.

Артем  Л

Арсений Я.

3

Умение импровизировать

Начало года

Конец года

Вика Л.

Ярослав К.

Золто

Маша П.

Арьяна Б.

Денис К.

Маша С.

Айлана Г.

Саша Н.

Рита А.

Артем  Л

Арсений Я.

4

Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту

Начало года

Конец года

                                  Ф.И.

Вика Л.

Ярослав К.

Золто

Маша П.

Арьяна Б.

Денис К.

Маша С.

Айлана Г.

Саша Н.

Рита А.

Артем  Л

Арсений Я.

5

Навыки выразительной дикции

Начало года

Конец года

Ф.И.

Вика Л.

Ярослав К.

Золто

Маша П.

Арьяна Б.

Денис К.

Маша С.

Айлана Г.

Саша Н.

Рита А.

Артем  Л

Арсений Я.


КАЛЕНДАРНО  -  ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Сентябрь

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

1,2,3

МОНИТОРИНГ творческих, вокальных способностей дошкольников

4

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – знакомство с микрофоном

Вокально-певческая постановка корпуса,

Железнова. Логоритмические попевки.

«Листики летят», Б3 вверх, вниз

Пение на одной ноте

«Осень»

 

«Светофор»

Пальчиковая игра

«ПАУЧОК», игра на аккордеоне

5

 6

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково. Спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке,

Вокально-певческая постановка корпуса

(сидя, стоя). Железнова. Логоритмические попевки.

«Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – Б3 вверх, вниз

«Осень»

«Светофор»

Пальчиковая игра

«ПАУЧОК», игра на аккордеоне

7

8

Выступление на развлечении «Школа безопасности» Песня «Светофор» 

Приобретают навык концертного выступления (умение передавать в пении музыкальный образ

Октябрь

приветствие

муз. грамотность

распевание

пение

муз. игра

1

«Здравствуйте»-

подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений

Вокально-певческая постановка корпуса,

Железнова. Логоритмические попевки.

«Листики летят», Б3 вверх, вниз

Пение на одной ноте

«Осень»

«Дождик» Подготовка к конкурсу «Оливье» ,из сборника А.Лыкова

Пальчиковая игра

«ПАУЧОК», игра на ксилофоне

2

3

Попевка«Здравствуйте»,

Развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма;

Вокально-певческая постановка корпуса

(сидя, стоя). Железнова. Логоритмические попевки.

«Листики летят», «Считалочка»М. Сидорова – Б3 вверх, вниз

«Осень»,

«Дождик»

Парцхаладзе

Подготовка к конкурсу «Оливье» ,из сборника А.Лыкова

Пальчиковая игра

«ПАУЧОК», игра на ксилофоне

4

5

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково

Вокально-певческая постановка корпуса

Железнова. Логоритмические попевки.

«Листики летят», -Б3 вверх, вниз

Пение на одной ноте

«Осень»,

«Дождик»

Парцхаладз Подготовка к конкурсу «Оливье» ,из сборника А.Лыкова е,

Пальчиковая игра

«Капуста», игра на ложках

6

7

«Давайте познакомимся»

Пропой своё имя – ласково. Спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке,

Вокально-певческая постановка корпуса

Железнова. Логоритмические попевки.

«Листики летят», -Б3 вверх, вниз

Пение на одной ноте

«Осень»,

«Дождик»

Парцхаладз Подготовка к конкурсу «Оливье» ,из сборника А.Лыкова е,

Пальчиковая игра

«Капуста», игра на ложках

8

Ноябрь

Участие в конкурсе «Арт-Оливье»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа вокального кружка «Весёлые нотки» для детей 6-7 лет

Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности. Программ...

Рабочая программа вокального кружка "Колокольчики" для детей в возрасте 5 - 7 лет

Рабочая программа вокального кружка "Колокольчики" является авторской разработкой. Программа расчитана на 2 года обучения.  Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, ...

Программ вокального кружка "Звенящая капель" в ДОУ ,для детей 5-7 лет(2ой год обучения)

Программа включает подразделы: ·        развитие музыкального слуха и голоса;·        песенное творчество;·...

Программа вокального кружка "Голосок" для детей 5-7 лет

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, раскрытие творческого потенциала ребёнка, исполнительского мастерства....

Рабочая программа вокального кружка "Весёлые нотки" для детей старшего дошкольного возраста"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоцио...