Сценарий занятия "Имя человека"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Звягина Любовь Сергеевна

Цель: Формировать положительное отношение к именам, представление  о праве на имя. Донести до ребёнка значение имени для человека.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием.

Познакомить с историей возникновения имен.

Дать детям представление о важности права на имя.

Продолжать учить детей употреблять имя в ласкательной форме.

Учить называть себя полным именем.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к своему имени.

Развивать любознательность у детей.

Развивать наблюдательность, способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к именам сверстников и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_imya_cheloveka.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Каликино

Добровского района

Открытое занятие

по духовно  - нравственному

 воспитанию детей

старшего дошкольного возраста

Тема: "Имя  человека"

СТАРШАЯ ГРУППА

                                                         

                                                           Воспитатель Звягина Любовь Сергеевна

                                                     

                                                      Май  2016г

Цель: Формировать положительное отношение к именам, представление  о праве на имя. Донести до ребёнка значение имени для человека.

Задачи: 

Обучающие:

Познакомить детей с миром имён, их значением, своеобразием.

Познакомить с историей возникновения имен.

Дать детям представление о важности права на имя.

Продолжать учить детей употреблять имя в ласкательной форме.

Учить называть себя полным именем.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к своему имени.

Развивать любознательность у детей.

Развивать наблюдательность, способность рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к именам сверстников и взрослых.

Интеграция областей:  Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Оборудование: свидетельство о рождении,  игрушка сердечко, старая книга, кукла, книга со стихотворением, для аппликации – лепестки  ромашки,  картинки зайчиков, птичек, звёздочек, солнышек.

Предварительная работа:

 - чтение художественной литературы в группе: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали», А. Успенская «Я не заноза»

Активизировать словарь: 

имя, отчество, фамилия, тезка

Методические приемы:

Весёлая минутка, чтение стихотворения, дискуссия, выполнение упражнений, пальчиковая игра, беседа,  поощрения.

                                                         

                                                   

                                             

         

                                                     Ход занятия

                 Дети заходят в группу, здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, я вижу у вас сегодня хорошее настроение. А давайте мы его ещё улучшим  улыбнувшись друг другу  нежной, красивой улыбкой.

                                             (Дети улыбаются друг другу)

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга  и скажите      чем  мы отличаемся?                 (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа и рта, характером, походкой.

Воспитатель: А что нас объединяет?      (Мы все ходим в детский сад, в одну группу, одного возраста, жители одного села, мы – друзья)

Воспитатель: Умницы. А сейчас присядьте пожалуйста  на стульчики.

                                      (Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:   Для таких замечательных девочек и мальчиков я приготовила очень интересную картинку. Мне нужен один помощник. Иди помоги мне пожалуйста.             (Дети могут подойти все)

Воспитатель: Спасибо конечно, но я всех не просила ко мне подойти. Я попросила как?    - Иди помоги мне, а почему вы пришли все? (Или почему ко мне подошёл ты? Я попросила подойти не тебя)     (Ответы детей)

Воспитатель: Вы считаете, что я не правильно  попросила? А как мне нужно было вас попросить, что бы ко мне подошёл 1 человек?   (Ответы детей: Назвать этого человека по имени и посмотреть на него, улыбнуться)

Воспитатель: Правильно, ребята, как же я об этом не подумала, ведь действительно трудно понять к кому ты обращаешься,  если не называть человека по имени.

Воспитатель: Кирилл, помоги мне пожалуйста  повесить вот эту картину.

(Крепит на магнитную доску картинку  - мама и папа  с ребёнком)

Воспитатель: Ребята,  представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша.   Как вы думаете, можно ли ребёнка оставить без имени? Почему?                     (Ответы детей)

Воспитатель:  Да, у каждого человека есть своё имя. И сегодня мы с вами поговорим о праве человека на имя.

                              (Показать свидетельство о рождении)

Воспитатель: У меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Через несколько дней, после того как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Сюда записывают фамилию, имя и отчество ребенка, дату и место рождения. Также фамилии, имена и отчества его родителей. Каждому из вас выдано такое свидетельство. Когда придете домой, попросите маму или папу показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше имя, как звучат фамилии, имена и отчества ваших родителей.

Воспитатель:  Ребята, этого  малыша  родители назвали Женя.  А как вы думаете  кто он: мальчик или девочка?         ( Ответы детей)

А какие вы ещё знаете имена, которыми могут быть названы и мальчики и девочки?                     (Александр)

Воспитатель: Если у вас в семье появится малыш мальчик,  каким бы именем вы хотели его назвать?   (Ответы детей)    А девочку каким именем?       (Ответы детей) 

 Воспитатель:   Нравится ли  вам ваши  имена?   (Ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, я попрошу вас встать в круг. (Дети  образуют круг)   

Воспитатель: Интерес к именам во все времена неслучаен. «Как тебя зовут?» - с этой фразы начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад.  

Воспитатель: Каждому нравится, когда его называют ласково! Давайте вспомним  ласковые имена своих друзей  и передавая сердечко будем их произносить.   – Кирюша, Кирюшенька……..

Игра «Назови ласково»

(Дети называют ласково друг друга по имени,передавая  друг другу сердечко)

Воспитатель:  Ой, ребята, а в сердечке что то есть (все смотрят что лежит в сердечке)

Воспитатель: Посмотрите, здесь какая то старая, старая, старая книга. Я знаю это  книга наших про -  про -  про -  бабушек и про -  про -  про  - дедушек.  Эта книга может творить чудеса и  может нас отправить в те далёкие, далёкие  времена, когда  жили наши предки. Вы хотите попасть в прошлое?     (Да)

Тогда давайте до коснёмся ладошкой до книги, закроем глаза   и  сосчитаем до 3.                               (Дети считают)

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались во времени много – много лет назад.   Видите здесь нет наших стульчиков, присаживаемся на скамеечку.

Воспитатель: Ребята,  раньше не было имён,  как сейчас,  а как же звали людей, какие имена  давали человеку? Вы знаете?   (Нет) И я не знаю. А как же нам об этом узнать? А давайте посмотрим в нашу чудесную книгу.

Имена давали

 - По внешним признакам (Чернава, Кудряш, Белёсая…)  Почему Кудряш?                      (Ответы детей)

 - По черте характера (Добрыня, Молчун, Прыгунок…)  Почему Молчун?  

                                                                     (Ответы детей)

 - По очереди рождения в семье (Первой, Вторуня, Пятой, Осьмой…)   Вот тебя  бы Саша как могли  звать?           (Ответы детей)

 - По явлениям природы (Метелица, Знойник, Снегурочка…)  Когда могла родится  девочка которой дали имя Снегурочка?  (Ответы детей)

Воспитатель: Шло время… Появилась новая традиция: имя человеку давали во время крещения по специальной книге, которую называют месяцесловом. В книге в каждый день записаны имена святых, которых в этот день вспоминают.  День, когда в Церкви празднуется память того святого, в честь которого вы названы, то есть чьё имя носите, для вас – день именин. Именины ещё называют днём Ангела, Своего святого можно увидеть на иконе, найти и выучить краткую молитву ему можно в любом храме, купить и прочитать книгу о его житии.  У родителей вам нужно узнать в честь какого святого вы названы и когда у вас День Именин.

Воспитатель: А после  совершения таинства Святого Крещения  настоятель храма выдаёт родителям  вот такую книжечку.                         (Показать документ о крещении)

В которой написана дата вашего крещения,  ваши родители,  в честь какого святого вы названы и кто совершил таинства Крещения Это ещё один очень важный ваш документ. Вы тоже можете попросить маму  показать вам его и зачитать, что там написано.

Воспитатель:  Что бы нам вернуться назад, нам нужно выполнить задание.

Так, что у нас здесь – различные имена людей. Я буду произносит имя на карточке, если оно вам знакомо, то вы карточку кладёте в розовую коробочку, если нет, значит это старинное имя – то кладёте карточку в синюю коробочку.                                        

                                           Игра  «Различи имена»

                     (Дети разделяют имена старинные и современные)

Воспитатель: Ребята, вы  узнали что то  нового из прошлого?    (Да)  

 И так возвращаемся в настоящее время. Касаемся книги и считаем до 3

Воспитатель:  Ребята,  дорога у нас была очень длинная и я предлагаю вам  провести  Весёлую  минутку.

Раз, два, раз, два - у детей есть права (дети шагают)

Три, четыре, пять - мы должны их знать (дети шагают)

Я могу быть чёрным и белым (развод рук в стороны)

Я могу быть ловким и смелым (бег на месте)

Я могу иметь своё имя (хором назовёт каждый свое имя)

Я могу быть просто любимым (руки скрещиваются на груди)

Мы имеем право на всём белом свете (ладонь одного ребёнка ложится на ладонь другого и так все, друг за другом)

Мы – дети!

                                      (Дети садятся на стульчики)

 Воспитатель:  Ребята, на свете очень много разных имен. А у нас в группе есть имена, которые встречаются редко?  (Да)  Какие?   (Девид, Карлен) 

Ребята, а какие имена в нашей группе встречаются часто?   (Ответы детей), Но встречаются люди, у  которых имена одинаковые.  Вот и в вашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.    (Ответы детей). 

Воспитатель: Люди с одинаковыми именами называются «тезками».

 Воспитатель:  Давайте скажем,  кто является вашей тёзкой.     (Ответы детей)

Воспитатель: Это могут быть даже известные люди – поэты, музыканты, певцы.

Воспитатель: А вы знаете, что имя может расти? Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Послушайте. Жила была маленькая девочка и звали эту девочку ласково: Любочка. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю. Конечно же, о себе. Моя мама звала меня. Как? Любаша, Любочка, правильно. Мои дети называют меня «мама», муж и друзья зовут Люба. А в детском саду я для всех Любовь Сергеевна.

- У каждого человека есть не только имя, но и отчество и фамилия.

- Как надо обращаться к взрослому человеку? (На «Вы» или по имени и отчеству).

Правильно, тем самым мы проявляем к нему уважение

Воспитатель: Кто знает, что такое отчество?          (Ответы детей)

Правильно, это имя папы.  Надо знать имена, отчества и фамилии своих родных, быть вежливым, приветливым, когда здороваешься, прощаешься или обращаешься с просьбой.

Воспитатель: Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца.  Вспоминаем имя своего папы.    (Дети называют  полные имена своих пап)

Воспитатель: Кроме имени и отчества у человека есть еще и фамилия. Она переходит к нам от дедов и  прадедов. Как вы думаете, зачем нужна фамилия?            (Чтобы различать людей с одинаковыми именами)

Воспитатель: Каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию!

Я предлагаю вам поиграть в игру. Но для игры нам нужна кукла. Она у нас есть.              (Показывает куклу)

 - Но  у неё нет имени. И так как в куклы играют девочки – предоставим им возможность дать имя кукле. Представьте, что мама вам купила вот эту куклу. Каким именем вы её назовёте?         (Ответы детей)   

  - А какие имена у ваших кукол, которые у вас есть  дома?   (Перечисляют имена кукол)                  

Воспитатель:  Ну и как мы назовём нашу куклу, какое имя вам нравится больше?                                (Ответы детей) 

                                       Игра в кругу «Взрослое имя».

Воспитатель:  У меня в руках кукла Катя.

Куклу Катю ты передай

И скорее отвечай.

Как  тебя  будут называть,

Когда ты вырастешь?

Моё полное имя - Звягина Любовь Сергеевна

А твоё?                

(Передает  куклу  сидящему в кругу ребенку

и говорят свое «взрослое» имя)

Воспитатель:  Объясните, пожалуйста, смысл поговорки: “Не имя красит человека, а человек имя”                                (Ответы детей)

Воспитатель: Послушайте пожалуйста  стихотворение

Чтение стихотворения Н. Григорьевой «Не имя красит человека»

Спорили мы очень долго,
Чье же имя красивей –
Александр, Владимир, Ольга,
Эдуард, Олег, Андрей?

- Ссориться так неприлично, -
Няня нам совет дала, -
И не имя красит личность –
Красит имя лишь дела.

Коль прославишься обманом,
Так вруном и будут звать,
Кто же станет хулигана
Александром называть?

Будешь ты без дела драться,
Будут звать все драчуном.
Станешь часто задаваться,
Прослывешь ты хвастуном.

Имена же Ваши, - знайте,
Все красивы – спору нет!
В чистоте их берегите,
Берегите с юных лет.

Воспитатель: Что значит беречь имя в чистоте?                (Ответы детей)

Воспитатель: Если человек за свою жизнь делал много добрых дел, заботился сначала о людях, а потом о себе, его имя остается в памяти людей, его именем или фамилией называют города, села, улицы, площади)

 - В нашем селе есть улица Мичурина. Она названа в честь учёного Мичурина, который  создал сорта яблонь. Есть улица Быкова, названная в честь Героя Советского Союза Быкова Михаила Никифоровича. Побеседуйте с  родителями, бабушками и дедушками   о том, почему или в честь кого названа ваша улица на которой вы живёте.

Воспитатель:  Ребята, а вы любите делать добрые поступки?    (Да).

Воспитатель:  Вот здесь у нас находится цветочная полянка. Но чего то здесь не хватает. Чего?               (Лепесточков)

А давайте превратим нашу полянку в полянку добрых дел?      (Давайте)

Я предлагаю каждому  сделать свою ромашку,  наклеить столько лепесточков  сколько добрых поступков вы совершили для окружающих людей.  А потом  мы друг другу расскажем о них.

                                     МУЗЫКА      Песня «Твори добро»

(Дети наклеивают лепесточки к сердцевинам.

Воспитатель тоже делает свою ромашку.)

                                               

 Воспитатель: Какая красивая  полянка  у нас получилось! Вот уже сколько добрый поступков вы совершили своим именем.                             

                                                              Итог занятия:

 - Что нового вы сегодня узнали?

- Почему у  нас всё получилось?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень умные, добрые и внимательные. Я верю, что вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел, новых открытий для  всех людей и прославите свое имя, отчество,  фамилию. Всего вам доброго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника « Человек и вселенная» для детей младшего возраста

На празднике дети демонстрируют знания, полученные в результате изучения темы по блоку "Человек и вселенная"....

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ "ЧЕЛОВЕК- ЧАСТЬ ПРИРОДЫ" ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Цель: обобщить знания детей об охране природы, о взаимосвязи человека и природы; ;  учить выражать свои  эмоции при выполнении заданий; развивать любознательность и интерес при решении пробл...

День пожилого человек в ДОУ. Старшая группа. Сценарий ко дню пожилого человека: "Бабушки и дедушки"

День пожилого человек в ДОУ. Старшая  группа.  Сценарий ко дню пожилого человека: "Бабушки и дедушки"...

Программное содержание: научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек часть природы). Развивать познавательную активность детей в проце

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, здоровье, чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6 летФорма организации: подгруппа.Предварительная р...

Сценарий праздника "Нам года - не беда" посвященный Дню пожилого человека (номинация "Лучший сценарий мероприятия")

Сценарий праздника "Нам года - не беда" посвященный Дню пожилого человека (номинация "Лучший сценарий мероприятия")...

Сценарий развлечения “Человеку друг огонь ,только зря его не тронь “

Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях...

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе. «Я – человек». «Как устроен человек». «Части тела человека». подготовительный к школе возраст (6-7 лет)

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме.Задачи:Формировать представление о внутреннем строении человека (кости, кожа, мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, мышцы).Формировать...