Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ким Любовь Матвеевна

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.

Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx72.72 КБ

Предварительный просмотр:

От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

  1. Пояснительная записка.

Актуальность.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психолого-педагогического обследования детей показывает, что далеко не все дети (тем более дети с тяжелым нарушением речи) всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Очень часто уже в первом классе обнаруживается, что ребёнок не готов к школьному обучению – у кого-то проявляются нервно-психические расстройства, у кого-то – проблемы с речью, такие как дисграфия и дислексия. По мере усложнения школьной программы и возрастания нагрузки на школьников, возрастает и количество детей с различного рода проблемами, затрудняющими их обучение в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, родители (первые и самые важные его воспитатели) многое могут сделать для ребёнка в этом отношении. Включившись в воспитательно-образовательный процесс даже за несколько месяцев до начала учебного года, можно организовать целенаправленные развивающие занятия детей, которые помогут им.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада.

Одной из наших основных задач является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности при подготовке дошколят к школе.

Выбранное нами направление деятельности это результат анализа социокультурных условий микрорайона, заказа родителей, школы и государства. Одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе:

  • Первое направление – повышение уровня педагогической   компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, дискуссии, круглые столы.
  • Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.

Адресат.

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей «Готовимся к школе вместе» адресована родителям детей речевой подготовительной к школе группе.

Цель и задачи программы.

Цель: развитие компетентности родителей будущих первоклассников по вопросам готовности детей к школе, их социализации в школьной жизни.

Задачи программы:

1. Пропаганда психологических знаний по теме "Психологическая готовность к школе".

2. Помощь в осознании специфики возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.

3. Формирование позиции сотрудничества со своим ребенком и с детским садом.

4. Создание коллектива родителей, планирование совместных работ.

Ожидаемые результаты:

  • Уменьшение факторов риска школьной дезадаптации, оптимальная адаптация детей к школе.
  • Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей и детей.
  • Создание условий для адекватного развития ребенка.
  • Овладение родителями методикой определения уровня сформированности психических процессов своего ребенка, методами контроля за динамикой развития детей в домашних условиях.

Оценка результативности программы.

По итогам проведения программы можно говорить о следующих результатах (по итогам анкетирования, наблюдений):

  • Удовлетворенность родителей полученными знаниями.
  • Готовность к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.
  • Ориентация родителей в вопросах психологической готовности будущего первоклассника.
  • Преодоление родителями неадекватных личных установок, особенностей поведения.
  • Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.
  • Увеличения количества обратившихся за консультативной помощью в адаптационный период.

Теоретические основы.

В основу программы положены труды специалистов по дошкольному воспитанию и коррекции отклонений в развитии ребёнка: Парамоновой Людмилы Георгиевны, Головневой Нины Яковлевны, Ильиной Маргариты Николаевны.

  1. Содержание программы.

Программа состоит из 14 занятий (14 часов) с родителями, построенных в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга, индивидуальных консультаций для оказания помощи в решении конкретных проблем. Занятия с родителями проводятся с сентября по май.

Учебно-тематическое планирование.

Тема занятия

Методы, приемы

Месяц, количество занятий

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Пять компонентов готовности к школьному обучению.

Дополнительные услуги в ГБДОУ.

  • Лекция
  • Беседа
  • Анкета «Готовы ли мы отдать ребёнка в школу?»

сентябрь

1 занятие

(1 час)

Общий взгляд на задачи начальной школы.

Образ учителя в моем представлении и в представлении моего ребенка.

Мотивационная готовность:

  • мотивация перед школой;
  • работа по развитию мотивации в группе.
  • Групповое обсуждение
  • Практикум

сентябрь

1 занятие

(1 час)

Мы и наш ребёнок.

Поиски взаимопонимания:

  • безоценочная коммуникация;
  • признание чувств;
  • право выбора.

Типы семейного воспитания.

Возможности изменения стиля родительского отношения к детям.

Формирование самостоятель-ности и ответственности.

Что делать, если он не хочет.

  • Беседа
  • Тест "Правильно ли вы воспитываете ребёнка?»
  • Ролевые игры
  • Дискуссия

октябрь

2 занятия

(2 часа)

Интеллектуальная готовность:

  • содержание интеллектуаль-ной готовности;
  • достаточно ли хорошо развиты у ребёнка познавательные процессы;
  • игры и упражнения для развития интеллекта и навыков общения у ребёнка.
  • Лекция
  • Беседа
  • Тест "Готов ли ребёнок к школе?»
  • Игры

ноябрь

2 занятия

(2 часа)

Физическая готовность:

  • здоровье - важнейший фактор будущего первоклассника
  • работа по оздоровлению и закаливанию
  • содержание занятий из серии "Забочусь о своем здоровье"
  • коррекция осанки
  • Лекция
  • Беседа
  • Практикум

декабрь

1 занятие

(1 час)

Эмоционально-волевая готовность:

  • содержание эмоционально - волевой готовности
  • волевые проявления у детей
  • рисунки детей - проявления внутреннего мира
  • экран настроений
  • Психотренинг

январь

1 занятие

(1 час)

Речевое развитие детей:

  • речь детей 7-го года жизни;
  • особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи (звукопроизношение, запас слов, грамматические нормы языка, связная речь, зрительно-пространствен-ные представления);
  • занятие по обучению грамоте;
  • подборка игр и упражнений по развитию речи;
  • рекомендации.
  • Лекция
  • Беседа
  • Практикум
  • Индивидуальные консультации

февраль

2 занятия

(2 часа)

март

1 занятие

(1 час)

Развитие моторики:

  • хорошо ли развита тонкая моторика пальцев рук;
  • занятия по моторике;
  • роль тонкой моторики в подготовке руки к письму;
  • определение ведущей руки.
  • Лекция
  • Беседа
  • Практикум

март

1 занятие

(1 час)

В преддверии школы:

  • о подготовке детей к школе;
  • итоги школьной готовности;
  • условия успешной адаптации детей к школе;
  • легко ли собрать портфель.
  • Лекция
  • Беседа
  • Практикум
  • Анкета

апрель

1 занятие

(1 час)

Подведение итогов.

  • Индивидуальные консультации

май

1 занятие

(1 час)

Всего:

14 занятий

(14 часов)

Методика построения программы.

Занятия с родителями проводятся в форме групповых консультаций с элементами психологического тренинга, на которых применяются следующие методические средства:

  • психогимнастические упражнения на создание и поддержание работоспособности, формирование позитивной эмоциональной атмосферы, на групповое сплочение;
  • короткие лекции (10-15 мин.);
  • групповое обсуждение;
  • упражнения на овладение навыками;
  • работа в парах и малых группах;
  • индивидуальная работа;
  • практические задания.

Краткое содержание занятий.

Тема 1. Психологическая готовность ребёнка к школе.

Пять компонентов готовности к школьному обучению.

1 Компонент – мотивационная готовность.

Включает в себя стремление ребёнка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Ребёнок хочет идти в школу, чтобы учиться, а не какие - либо другие причины.

2 Компонент – волевая готовность.

У ребёнка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца, сосредоточенно заниматься каким либо делом (лепить, мастерить и т.п.).

Одним из распространённых упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условиям учебной деятельности, является «Графический диктант» (по образцу, на слух) – две клеточки вверх одну вниз две клеточки вправо и т.д.

Ребёнок, поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придётся наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти своё место в коллективе. Это мешает первокласснику быстро адаптироваться к школе.

Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к 3 компоненту – социально-психологической готовности к школе.

Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность – 4 компонент. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Умение составлять рассказы из опыта или по картинке имеет важное значение для развития речи ребёнка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию.

Умение учиться – 5 компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать результат.

Психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь по тому, умеет ли ребёнок читать и писать.

Игра.

Цели игры: Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе. Способствовать определению позиций, по которым дети нуждаются в помощи при подготовке к школе.

Материалы и оборудование: плакаты, распечатки анкет, информационные листы на каждого участника деловой игры, лист ватмана, маркеры.

Ход игры

Педагог. Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше - до поступления в школу? Что же такое "готовность к школе"? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем разобраться.

Задание №1.

Педагог.  Заполните, пожалуйста, тест "Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу" Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик, если не согласны, оставьте клетку пустой

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всего:

  1. Мне кажется, что мой ребёнок будет учиться хуже других детей.
  2. Я опасаюсь, что мой ребёнок часто будет обижать других детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребёнка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребёнок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
  15. Мой ребенок часто говорит: "Мама, мы пойдем в школу вместе!"

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение

до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 - необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 - нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 - предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями

4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

Этот краткий тест дает представление о тех психологических сложностях, которые возникают у первоклассников. Внимательные родители умеют предвидеть и избегать проблем школьной адаптации, но для этого необходимо быть уверенным, что Ваш ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для того, чтобы учиться в школе.

Педагог.  Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т. к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

2. Возникают отношения "ученик-учитель". Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т. е. умения слушать и выполнять указания учителя.

З. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе ребенок, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность - это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе. Какие же компоненты включает в себя "психологическая готовность к школе"? Прежде чем ответить на вопрос, познакомьтесь с информацией на плакате.

На доске появляется плакат, на котором указаны компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе:

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя:

• интеллектуальную готовность;

• мотивационную готовность;

• волевую готовность;

• коммуникативную готовность.

Родителям раздаются распечатки с описаниями компонентов психологической готовности к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

К 6-7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок "не наигрался".

Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые "не наигрались", придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы. Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей ставить перед собой цель, принять решение о начале деятельности, наметить план действий, выполнить его, проявив определенные усилия, оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Задание №2.

После того как родители познакомятся с распечатками, психолог предлагает им разделиться на четыре команды. Каждая из них по жребию выбирает ситуацию, относящуюся к одному из компонентов школьной готовности, и предлагает варианты действий по его развитию. Время на подготовку задания - до 10 минут, по истечении которых по очереди выступают представители от группы. По окончании каждого выступления проводится обсуждение.

В заключение педагог подводит итоги игры и организует среди участников обмен мнениями по проблеме готовности детей к обучению в школе.

Тема 2. Общий взгляд на задачи начальной школы.

Цель: Соотнесение представлений о задачах семьи и школы, поиск единых взглядов на задачи обучения семьи и школы.

Вступление. Каждое последующее занятие начинается с рефлексии первоначального состояния родителей. Что рассказали дети о занятиях на подготовительных курсах в школе? Что беспокоит сейчас родителей? Что хотели бы обсудить?

Задание 1

Педагог: мне хотелось бы задать вам первый вопрос: "Какими качествами должен обладать, на ваш взгляд, "идеальный" первоклассник?".

Родители называют качества, педагог записывает их маркером на вывешенном альбомном листе. На выполнение этого задания отводится 3-5 минут, после чего проводится обобщение и анализ ответов.

Обсуждение.

Задание 2

Педагог: в приведенном ниже списке основных целей начального образования отметьте 2-3 наиболее важные, с вашей точки зрения (учтите, что задачи могут быть необходимыми, взаимодополняющими и взаимоисключающими).

Я считаю, что начальная школа должна в первую очередь:

Сохранить (восстановить) душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. Обучить каждого ученика бегло читать, грамотно писать, хорошо считать. Дать ребенку максимально широкое образование, помочь сориентироваться в самых разных областях культуры и найти сферы своих собственных интересов.

Научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.

Развивать интеллектуальные способности ребенка, его речь, мышление, память, внимание, воображение.

Помочь ребенку предельно полно реализовать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность.

Воспитать в ребенке те человеческие качества и умения, которые необходимые в общении и совместных делах.

Снабдить ребенка навыками, необходимыми в повседневной жизни; вырастить его умельцем, способным браться за любое новое дело.

Другое ……….

Обсуждение. Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества - приоритетные ценности.

Мотивационная готовность или что стоит за желанием учиться?

Цель: познакомить родителей с мотивационной готовностью будущего первоклассника

Задание 1. Если бы сейчас мы спросили у детей, почему они хотят идти в школу, как вы думаете, что бы они ответили? (Педагог записывает все предположения на доске).

Как вы думаете, какие из этих желаний связаны с внешней стороной школы? (внутренние и внешние мотивы)

Как вы думаете, какие мотивы будут дольше способствовать учению?

Задание 2. Как, по-вашему, можно формировать желание учиться? (обсуждение в группах ситуации, представление результатов в форме ролевой игры)

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью - учебой. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки и суждения с легкостью заимствуются детьми, воспринимаются некритично.

Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок "не наигрался".

Но в возрасте 6-7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые "не наигрались", придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого современного человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Задание 3. попробуйте выяснить у своего ребенка, что привлекает его в школе, почему он хочет учиться.

Тема 3, 4. Мы и наш ребёнок.

Поиски взаимопонимания:

Безоценочная коммуникация

Цель: познакомить родителей с основными условиями личностного развития.

Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Её удовлетворение - необходимое условие нормального развития ребенка. Потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такое сообщение содержится в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: "как хорошо, что ты у нас родился", "Я рада тебя видеть", "Ты мне нравишься", "Я люблю, когда ты дома", "Мне хорошо, когда мы вместе ... ".

Известный семейный психотерапевт Виржиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.

Поэтому отправная точка общения с ребенком это безусловное принятие или безоценочная коммуникация. Безусловно принимать ребенка - значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!.

Приведите примеры, когда вам доводилось слышать от взрослых такое обращение к детям: "Если ….., то …..". (Если, ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить; Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь (лениться, драться грубить), не начнешь (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться))

Знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища, растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же этого не происходит, ребенок не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания.

Причины, мешающие родителям, безусловно, принимать ребенка и показывать ему это:

  •  настрой на "воспитание", сначала дисциплина, а потом уже добрые отношения.
  •  незапланированный ребенок.
  •  мечтали о девочке, а родился мальчик.
  •  стремление компенсировать свои жизненные неудачи, неосуществившиеся мечты, или
  •  желание доказать свою крайнюю необходимость, незаменимость, "тяжесть бремени", 'которое приходится нести.
  •  непроизвольное копирование стиля взаимодействия собственных родителей.

Индивидуальная работа с активизирующим опросником "Высказывания родителей" Коллективное обсуждение: Что на самом деле стоит за каждым из этих высказываний? Коллективное обсуждение способов безоценочной коммуникации в ситуациях: ребенок принес готовый рисунок, и молоко пролилось.

ВЫВОДЫ:

Если мы обвиняем, то ребенок вынужден обороняться.

Если мы констатируем факт ("игрушка сломалась", "молоко пролилось" ... ) у него появляется выбор.

Если мы оцениваем, мы загоняем ребенка в ловушку (ловушка - роль называется "тупица" или "гений").

Что дает освобождение от оценки и чувства вины? ЧУВСТВО БЕЗОПАСНОСТИ. Если мы называем то, что видим и слышим, мы открываем перспективу роста.

Признание чувств, право выбора.

Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия

Вступительное слово педагога: На прошлом занятии мы познакомились с принципом, который можно считать основой взаимоотношений с ребенком -безоценочным, безусловным принятием. Попробуйте ответить еще на один вопрос: скажите, а почему важно слышать своего ребенка?

Что чувствует человек, которого внимательно слушают? (что его пытаются понять, понять, что он переживает и чувствует)

ВЫВОД: когда умеешь слушать другого человека, он чувствует себя значимым, ценным и принятым и относится к себе с тем же уважением. Правильное слушание гораздо более верный способ обрести друга, чем постоянное стремление показать себя в лучшем свете. У человека научившегося правильно слушать, появляется возможность испытывать то, что в психологии называется эмпатической связью между людьми.

Задание: Представьте себе, что у вас на работе произошел серьезный конфликт с начальником. Вы пришли домой, и позвонили подруге или рассказали об этом близким. Какой ответ эмоционально вы примите положительно, а какой отрицательно? Что вы почувствовали?

Упражнение в группах. Разбор заданий по картинкам.

Упражнение "Принятие чувств".

Участники делятся на микрогруппы, необходимо переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка.

"Не смей его бить! Это же твой старший брат!" ("Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя")

"НЕ бойся! Собака тебя не тронет" ("Симпатичный пес .. Но если боишься - давай перейдем на другую сторону")

"Улыбнись. Всё не так плохо как тебе кажется" ("Я бы тоже расстроился. Но может мы вместе найдем ВЫХОД?")

"Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты ... " ("Да, укол это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку")

В процессе этого упражнения родители знакомиться с понятием "активного слушания". Слушать активно - значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать

на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучить эти слова своими словами, окрашивая свои слова пониманием и неподдельной заботой.

Коллективное обсуждение: Что дает принятие чувств?

Вывод: Для детей восприятие их чувств оборачивается воспитанием чувств. Дети что-то переживают. Мы называем их переживания своими именами. Говорим не о том,

Что они должны или не должны чувствовать, а то, что они действительно чувствуют. От нас они узнают, как называется то, что они переживают сейчас. Если это слово можно произнести, значит можно признать это чувство, а раз так, значит, ему можно доверять. Не бояться, не стыдиться, а признавать и справляться. Другими словами, эмоции которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение, радость, ощущение близости с родителями, осознание того, что, тебя слышат и понимают.

Обсуждение ситуаций в группах.

Коллективное обсуждение: Предоставление права выбора - что это дает ребенку? Чувство ответственности и самостоятельности.

Тема 5, 6. Интеллектуальная готовность.

Цель: познакомить родителей с игровыми приемами интеллектуального развития дошкольников.

Педагог: на первом занятии мы говорили об интеллектуальной готовности будущего первоклассника. Напомню, что интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, ребенок должен Ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Для того, чтобы Вы могли еще раз объективно оценить подготовленность ребенка к школе, предлагаем Вам короткий тест.

Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей:

1.Хочет.ли Ваш ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?

3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?

6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? 7.Умеет ли он изменять существительные по числам?

8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?

10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

11. Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?

12 любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?

15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?

17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д.?

18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.

Если оно составляет

15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;

10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения 'дальнейших усилий;

меньше 9 баллов - ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!

Если результаты теста Вас несколько тревожат, оценить подготовленность Вашего ребенка к школе и при необходимости провести с ним курс развивающего обучения помогут педагоги, психолог вашего детского сада.

Педагог: Сегодня на занятии мы рассмотрим игровые приемы развития интеллектуальной сферы будущего первоклассника. Игра основной вид деятельности дошкольников, не только удовольствие, радость, но важное средство самовыражения, проба сил. Игры, в которые мы попробуем поиграть, не требуют специальной подготовки, условий, главное интерес, желание. Играть в них можно по дороге в детский сад, в магазин, коротая время в ожидании автобуса, на прогулке и т. д.

Объяснение игры обязательно сопроводите примером или показом.

Родителям раздаются буклеты с описанием игр. Можно предложить поиграть в форме соревнований между родителями заранее разделив их на группы. При этом необходимо обратить внимание родителей на то, что, играя с ребенком, следует отмечать даже небольшое продвижение вперед, при этом форма соревнования не всегда может быть уместной.

В конце занятия необходимо отметить активных участников занятия, поблагодарить родителей за участие в работе курса, и предложить заполнить анкету для анализа эффективности совместной работы.

Тема 7. Физическая готовность.

Цель: Раскрываются методы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Особое внимание уделяется роли родителей в формировании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у детей. Затрагиваются вопросы динамики роста ребенка и формирование осанки. Форма проведения - беседа, рассказ, публичная лекция с использованием наглядных пособий (таблицы, слайды) и технических средств обучения.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками - факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость. Некоторые шестилетки не адаптируются к школьному режиму даже в течение всего года, что свидетельствует о недостаточном внимании к их физическому состоянию в предшествующий дошкольный период жизни.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Хорошая закалка помогает не только противостоять различным неблагоприятным факторам, возникающим в новых школьных условиях, но и без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть развита способность переносить статические нагрузки, сформулировано умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств. Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. Суточная норма шагов - 1200-1500. Несмотря на то, что дети сильно различаются по типам подвижности и особенностям характера, у каждого из них необходимо формировать интерес к урокам физической культуры, желание участвовать в играх, проявлять активность на занятиях.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста включает в себя систематические занятия физической культурой, которые проводятся три раза в неделю в разных формах, включая учебную работу: физкультурно-оздоровительные мероприятия, утренняя гимнастика, физкультминутка, физические упражнения и подвижные игры на прогулках. Для обеспечения активности отдыха введены новые формы физкультурно-оздоровительной работы: физкультурные досуги, праздники здоровья, дни здоровья. Наполненные сюжетно-тематическим содержанием, они оставляют яркие эмоциональные впечатления, способствуют развитию интереса и творческой активности ребят.

Вместе с организованными формами физического воспитания необходимо уделять внимание и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Именно здесь наиболее ярко проявляются индивидуальные потребности в активных движениях, что требует соответствующих воспитательных воздействий. Одним из показателей хорошей физической подготовки в, школе является высокая работоспособность. Она связана со множеством биологических, социальных, гигиенических и других факторов, поэтому при ее развитии надо учитывать возраст детей, состояние их здоровья, уровень познавательных способностей и т. д.

Важно учитывать не только объем и качество выполненной ребенком работы, но и состояние его организма во время трудового процесса, затраты энергии, которая нужна 'для осуществления данной деятельности.

Тема 8. Эмоционально-волевая готовность.

Цель: познакомить родителей с гармоничным развитием эмоционально-волевой стороны личности.

Педагог: Перед поступлением в школу у ребенка важно развить желание учиться, пробудить интерес к знаниям, к самостоятельной деятельности. Заинтересованный содержанием материала и умеющий работать дошкольник без особого труда выдержит продолжительность занятия, активно будет участвовать в образовательном процессе.

Эмоциональное, интересное начало способствует незаметному «вхождению» в работу и избавляет воспитателя от необходимости делать дисциплинарные замечания.

Важная сторона готовности к школе относится к сфере самосознания личности ребенка. Замечено, что с переходом в новый возрастной период происходят серьезные изменения в отношении ребенка к самому себе. Расширяется не только внешний круг жизнедеятельности ребенка, но и его внутренняя жизнь. Это происходит благодаря уже известному нам новообразованию - открытию ребенком собственных переживаний. До этого он, безусловно, имеет переживания, но не знает, что переживает и что является переживающим субъектом. Теперь же возникает активное действенное отношение к собственным эмоциям.

Меняется все самосознание ребенка, в том числе самооценка

Мы знаем, что самооценку дошкольника отличают явная необъективность и завышенность. Когда ребенка просят поставить на ступеньки нарисованной лестницы детей его группы, ранжировав их по какому-либо социально одобряемому признаку (самый «сильный», «добрый», «умный», «лучший друг» и т. п.), то себя он, как правило, ставит на самую верхнюю ступень, не испытывая неловкости или стыда. Иная картина наблюдается в самооценке младших школьников. Они тоже обычно ставят себя на лестнице выше ее середины, но уже не на самую верхнюю ступень. Кроме того, у них появляется тенденция к обоснованию своих самооценок и оценок. Это исключительно важно для последующего формирования умения оценивать свою деятельность и результаты учения.

В психологической готовности к школе все стороны переплетены, смешаны.

Выделение какого-то одного аспекта производится условно, в целях учебного анализа. Так, волевая готовность пронизывает все стороны готовности. Ребенка ждет напряженный труд, от него потребуется делать не то, что хочется, а то, чего требуют учитель, дисциплина, режим, программа.

Неудача в достижении цели может лишить ребенка стимула; если же ему сопутствует успех, то он стремится довести работу до конца, преодолевая возникающие трудности. Успех закрепляет в нем мотивацию достижения. Именно поэтому все руководства по воспитанию дошкольника рекомендуют очень осторожно указывать ребенку на неудачи и ошибки.

В целом старшие дошкольники уже могут подчинять свое поведение наиболее значимому (часто - социально одобряемому) мотиву. Но если деятельность сложна и длительна, ребенок помнит о цели только в присутствии организующего его поведение взрослого. Именно взрослый - организатор мотивации и волевого поведения ребенка, определяющих целенаправленность.

Особо нужно упомянуть такой элемент волевой готовности, как соподчинение мотивов. Ситуации, в которых противопоставляются «хочу» и «надо», чрезвычайно трудны для ребенка, и далеко не всегда воли ребенка достаточно, чтобы не последовать за непосредственным «хочу». Но при поддержке взрослого ребенок легче следует более значимому мотиву, хотя отличительная черта волевой регуляции поведения дошкольников и типичное отношение к трудностям - отступить, избежать, а не преодолевать. Первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание активного отношения к препятствиям, мотивации достижения, небоязни трудностей, самостоятельного принятия решения, ориентации на принятие ответственности за свои действия и поступки. Все исследователи развития воли дошкольников отмечают, что волевое поведение легче формируется при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников (в случае, например, командной игры).

Произвольность в поведении ребенка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, общественного поручения (дежурство по классу или столовой и т.д.), оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т.д.), преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе.

Условием психологической готовности к школе, связанным с волевым поведением, является и освоение ребенком функции планирования собственной деятельности. В старшем дошкольном возрасте он умеет выделять этапы предстоящей деятельности, выстраивать их в систему (что сначала, что потом), удерживать конечную цель при выполнении промежуточных этапов и т.д. Здесь огромная роль принадлежит речи, 'подчинению ребенка сначала словесным инструкциям взрослого, а позже - собственным словесным требованиям. Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Задание 1.

Цель: Раскрывается роль семьи в духовном становлении личности ребенка, в развитии чувственно - эмоциональных доминант ребенка. Форма проведения: «Конверт дружеских вопросов».

Конверт дружеских вопросов - свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом равным количеству присутствующих) вопросов по теме занятия. Но формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: «Если Вы разозлились, то учитываете ли Вы в это время состояние того, на кого разозлились»?» и др. Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем, ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.

Видоизмененный вариант Конверта дружеских вопросов с успехом можно использовать во время чаепитий, «огоньков», посиделок и др. форм работы с родителями.

Тема 9, 10, 11. Речевое развитие детей.

Цель:         дать представление об особенностях развития детей с тяжелыми нарушениями речи, познакомить родителей с игровыми приемами речевого развития детей.

Особенности обучения детей.

Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. А это означает, что он должен научиться правильно произносить все звуки речи, приобрести достаточно большой словарный запас, научиться правильно (в соответствии с законами грамматики) объединять слова в предложения и предложения в связные высказывания.

Для свободного владения речью ребенок прежде всего должен овладеть достаточно большим запасом слов. Чем больше в его словаре будет существительных, глаголов, прилагательных, наречий, тем точнее и полнее он сможет выражать свои мысли, тем легче ему будет общаться при помощи устной речи, а в дальнейшем овладеть и письменной речью.

Правилам изменения и образования слов уделяется особо пристальное внимание, поскольку овладение правилами словоизменения и словообразования является буквально неограниченным источником самостоятельного обогащения ребенком своего словарного запаса.

Главной задачей специального обучения дошкольников  является овладение ими навыками речевого общения. Ее решение предполагает развитие у детей понимания речи окружающих, накопление речевых средств (постепенное увеличение словарного запаса, а также уточнение и развитие грамматических форм), усвоение различных форм общения.

Успешному выполнению данной задачи способствуют занятия. Логопедические занятия в речевой группе проводятся ежедневно. Используются разнообразные формы работы, в большинстве: индивидуальные, подгрупповые. Выбор той или иной формы работы определяется задачами, которые надо решить, а также индивидуальными особенностями детей.

В процессе обучения комплексно решаются развивающие и коррекционные задачи. Осуществляется развитие неречевых психических функций: процессов восприятия, тактильной, зрительной и слуховой памяти, внимания, общей и тонкой моторики, оптико-пространственных представлений, операций мышления.

Работа по развитию речи, как системы, включает в себя коррекцию нарушений звукопроизношения, развитие фонетико-фонематического, грамматического и лексико-семантического компонентов речи.

О логопедических домашних заданиях

Результативность коррекционной помощи ребенку зависит от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи важная роль в сотрудничестве родителей и учителя-логопеда отводится домашним заданиям. Задания усложняются при переходе ребенка в подготовительную к школе группу.

Логопедические задания - это различные виды заданий, направленные на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на групповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.

Основные правила работы при выполнении заданий логопеда

1. логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник (даже в случае болезни ребенка).

2. Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 15-20 минут 2-3 раза в день. При выполнении компьютерных заданий логопеда необходимо следить за временем пребывания ребенка за компьютером: по 10-15 минут не более трех раз в неделю.

3. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.

4. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. консультацию о правильном ее выполнении вы можете получить

у логопеда.

5. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.

6. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находится на этапе автоматизации (т. е. поставлен), родителям нужно в ненавязчивой форме напоминать о его правильном произношении.

7. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.

8. Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам (карточки сдаются вместе с тетрадью).

При подготовке домашних заданий для детей логопеды используют как традиционные, так и нетрадиционные подходы, в частности привлекают компьютерные технологии.

Дети выполняют задание совместно с родителями, которые контролирyют произношение и ответы ребенка, количество времени, проведенного у компьютера, поэтому логопеды не предлагают компьютерные игры, где ребенок играл бы самостоятельно. Прежде чем купить ребенку новую компьютерную развивающую программу, посоветуйтесь с логопедом о целесообразности приобретения.

Поговорим о связной речи

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что помимо этих знаний есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития связной речи.

Что же означает понятие «связная речь»? Связная речь - это

последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный

конкретными и точными словами, соединенными в грамматически правильные предложения. Связная речь помогает ребенку устанавливать связи с окружающими его людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Речь детей седьмого года жизни, как правило, достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны и завершены. В этом возрасте дошкольники способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах. Будущие первоклассники способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Но надо помнить, что без помощи и руководства взрослого связная речь развивается очень медленно или не развивается совсем. Чтобы избежать этого и в то же время ускорить и облегчить процесс усвоения дошкольником полезных навыков, родителям необходимо совместить при его подготовке к школе три важных компонента: общение, игру и обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства игры, так и специальные методики обучения.

Не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих. Как можно чаще разговаривайте с ребенком, просите его задавать вопросы и отвечать на них.

Чтобы ответить на вопрос «Достаточно ли развита речь ребенка?,), попробуйте самостоятельно провести тестирование уровня ее сформированности. Для этого лучше использовать время, когда дошкольник не перевозбужден, не утомлен и не голоден. У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если занятия будут проводиться в форме игры. Не делайте ему замечаний. Заметив ошибку, не пытайтесь тут же учить отвечать его правильно. Это материал для проверки, а не для работы над ошибками.

Игры по развитию речи.

Игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.

"Подбор прилагательных"

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям - словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, "собака" - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

"Что бывает?"

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, "зеленый" - помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения.

В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

"Узнавание"

Цель игры - узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, "зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная" - береза; "сверкает, землю согревает, тьму разгоняет" - солнце.

Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений "вычерпывал" из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр ("Какое бывает?", "Что делает?"). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

"Цепочка слов"

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, В словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый - одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать - кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный "поезд" из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово - "кошка".

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная ...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор ...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым ...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд ... и т. д.

"Кто что делает"

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: "Что с этим можно делать? Для чего это нужно?" Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: "Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?"

б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы.

Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: "Машина". Ребенок отвечает: "Едет. Художник". Следующий игрок: "Рисует. Рука" и т. д. В дальнейшем к одному слову - существительному придумывают несколько глаголов. Например, "ветер" - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей - назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки - это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее - это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки - кошка и собака. После того как дети познакомились с ними рассмотрели, поиграли, - предложите описать их внешний вид, повадки,) местожительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.

"Подбор объектов к действию"

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, "кто и что плавает?" - человек, доска, собака, корабль; "греет?" - солнце, печь, грелка; "летает?" - самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Игра "Добавь слово"

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.

Вариант 1. Взрослый начинает игру: "В корзину я положил яблоки". Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: "В корзину я положил яблоки и лимоны".

Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя! И так далее.

Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: "В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос, ... апельсин" и т. д. Во втором так: "На столе стоит ваза, а в ней - апельсины, бананы, виноград, груша..."

Игра "Дополни предложение"

Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово "солнце":

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце ...

Тема 12. Развитие моторики.

Цель: познакомить родителей с игровыми приемами развития мелкой моторики детей.

Педагог: Уважаемые родители, вы слышали выражение «поставить руку»? Это значит - подготовить ручку малыша к тому, чтобы в школе она не уставала, была натренирована.

Поиграйте со своим ребенком в школу, возьмите и любимую игрушку - пусть тоже готовится к школе. Вместе с куклой Катей или медвежонком Мишей пусть малыш обводит клеточки, рисует овалы, заштриховывает и раскрашивает узоры.

Очень полезная, хотя и трудная игра «Трафарет». Из картона сделайте трафарет какой-либо фигуры (например, кружок) и научите ребенка прикладывать его к бумаге и обводить. Потом из кружков можно будет составлять другие фигуры, узоры, заштриховывать их, раскрашивать.

Многие дети любят лепить из пластилина. Не жалейте испачканную одежду и клеенку. Пусть лепит из пластилина, из глины. Чем больше ваш ребенок лепит, тем лучше 'его начинают «слушаться» руки, тем точнее его движения, развивается и речь малыша ведь в процессе лепки он проговаривает свои действия вслух или мысленно.

Научите ребенка пользоваться иголкой и ниткой, не хуже будет, если научите вязать - и в жизни пригодится, а сейчас руку натренируете.

Если научитесь пришивать пуговицы - хорошо, а до этого можно из них составлять различные узоры, даже целые композиции.

Сейчас во многих семьях появились компьютеры, насколько они полезны или вредны - отдельный разговор. А вот игра «Клавиатура» очень полезная и веселая, и играть в нее нужно без компьютера. Завязав глаза, нужно под диктовку рисовать до конца строчки, то, что говорят, например - квадраты, на второй строчке - треугольники или цветочки (снежинки) и т.д. Навряд ли получится ровно и красиво даже у взрослых, не волнуйтесь, ведь было интересно, смешно и полезно. Правда?

Подобные игры есть во многих книжках для подготовки детей к школе.

Посоветуйтесь с учителем, какие из них стоит приобрести. Подобные игровые задания можно найти и в различных детских журналах. Поверьте, детишки будут рады позаниматься с родителями, да еще вместе со своими игрушками! Только делайте это постепенно, ненавязчиво, не ругайте за неудачи, хвалите за успех. Любите своего ребенка таким, какой он есть.

Тема 13. В преддверии школы.

Как готовить ребёнка к предстоящему обучению в школе?

Прежде всего создайте у себя дома условия, способствующие нормальному росту, развитию и укреплению здоровья детей. Чёткое и строгое выполнение режима дня приучает ребёнка к определённому распорядку: в одно и то же время ложиться спать, просыпаться, принимать пищу, играть, заниматься. При достаточной продолжительности ночного и дневного (в сумме примерно 12 часов) дети не утомляются, с удовольствием не только играют и резвятся, но и занимаются - рисуют, вырезают, выполняют несложные работы по дому.

  • Дайте понять ребенку, что завтра его ждет великое событие: будет праздник, цветы, музыка, поздравления.
  • Помогите ребенку собраться в школу. Главное, чтобы ничего не было забыто, а то первый день будет испорчен.
  • Не допускайте высказывания, способные вызвать негативные мысли о школе: «Будешь такой рассеянный, учителя не будут тебя любить». Вообще старайтесь не допускать отрицательных оценок ребенка: не умеешь, не стараешься и Т.П. Замените их оптимистическими типа «У тебя все получится», «Терпение, и труд все перетрут» и т.п.

Чаще спрашивайте, не «Какую отметку ты получил?», а «Чем ты занимался?», «Что у тебя хорошо получилось?»

Не стоит играть на контрасте между детским садом и школой - «Это тебе не детский сад ... ». Зачем вызывать излишнюю ностальгию по детсадовскому времени.

  • Помните: «первое сентября» не только ответственный момент, но и праздник. К возвращению ребенка из школы накройте стол, пригласите родственников, приготовьте подарок.
  • Обязательно подробно расспросите первоклассника, как прошел первый день, с кем он познакомился, с кем подружился, с кем сидит за партой, что нового узнал, какие были уроки. Спросите обо всем этом, даже если знаете все сами из других источников. Это вы делаете не для себя, а для своего ребенка.
  • Все недоразумения с учителем, возникшие в первые дни учебы, должны быть тут же выяснены.
  • Если первоклассник первый - второй день является домой в слезах, срочно, не откладывая, идите в школу. Такие вещи на самотек пускать нельзя! Чем раньше вы разберетесь в причинах, тем лучше!
  • Начало интенсивной умственной деятельности требует полноценного питания. Приготовьте поливитамины, соответствующие возрасту ребенка. Они ему необходимы, несмотря на осеннее «фруктово-овощное» время.

Оценка результативности программы.

Анкетирование по итогам проведения программы.

Оцените по пятибалльной шкале:

«1» - очень низкий результат;

«2» - низкий результат;

«3» - средний результат;

«4» - высокий результат;

«5» - очень высокий результат.

№ п/п

Вопросы

Оценка

Ваша удовлетворенность полученными знаниями.

Ваша готовность к дальнейшему сотрудничеству в рамках психолого-педагогического просвещения.

Ваша ориентация в вопросах психологической готовности будущего первоклассника.

Преодоление Вами неадекватных личных установок, особенностей поведения.

Отработка новых приемов и способов взаимодействия с ребенком.


Литература для родителей

  1. Баркан А.И. Его Величество Ребёнок какой он есть. Тайны и загадки. – М.: АО «Столетие», 1996.
  2. Безруких М.М. Пора ли в школу? М., 2002.
  3. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. М., 2001.
  4. Бортникова Е.Ф. Проверяем готовность ребенка к школе (для детей 6-7лет): тетрадь. Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2012.
  5. Васильева И. Книга сказочных игр. Волшебный сундучок. – СПб.: Речь, 2009.
  6. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так? – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008.
  8. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб.: Дельта, 2001.
  9. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. М.: Просвещение, 2004.
  10. Крэри Элизабет Не разбрасывай носки … или Что ещё должен уметь ребёнок: Советы родителям / Пер. с англ. О.В. Рыбаковой – М.: Айрес-пресс, 1999.
  11. Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер. М., 2001.
  12. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. М., 2002.
  13. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2009.
  14. Настольные игры для всей семьи. / Сост. Барышникова Т. – СПб.: КРИСТАЛЛ, 1999.
  15. Парамонова Л.Г. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. СПб, 2010.
  16. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб, 2007.
  17. Популярная психология для родителей: 2-е изд, испр. / Под ред А.С. Спиваковской. – СПб.: СОЮЗ, 1997.
  18. Слуцкий В.И. Мои дорогие дети. – СПб.: Речь, 2009.
  19. Фромм. А. Азбука для родителей. М., 1994.
  20. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. СПб, фирма «Стройлеспечать» 1996.
  21. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
  22. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. – СПб.: Питер Пресс, 1997.


  1. Список литературы.

  1. Бабенкова Е.А. Здоров ли ваш ребенок? М., 2002.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. М., 1998.
  3. Безруких М.М. Пора ли в школу? М., 2002.
  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе: Книга для педагогов и родителей. М., 2001.
  5. Безруких М.М., Ефимов С.Л. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М., 1994.
  6. Берёзина Т.А., Галкина Э.Е., Негода Т.Л., Ромашкина А.В. Программы педагогического образования родителей в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: метод. рекомендации. / Под ред. Т.А. Берёзиной. СПб, 1997.
  7. Бортникова Е.Ф. Проверяем готовность ребенка к школе (для детей 6-7лет): тетрадь. Екатеринбург, 2012.
  8. Головнева Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. Подготовка к школе. – СПб, 2001.
  9. Диагностика школьной дезадаптации (научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов). М., 1993.
  10. Дымнова Т.И. Психология семейного образа жизни. М., 2005.
  11. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М., 2005.
  12. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4 – 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. М., 2004.
  13. Компьютер для дошкольников. М., 2008.
  14. Леонова Л.А. Дошкольник и компьютер. М., 2001.
  15. Леонова Л.А., Макарова Л.В. Компьютер и здоровье ребенка. М., 2002.
  16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16
  17. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей. СПб, 2011.
  18. Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. СПб, 2008.
  19. Парамонова Л.Г. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет. СПб, 2010.
  20. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб, 2007.
  21. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Я., 1997.
  22. Фромм. А. Азбука для родителей. М., 1994.
  23. Чеппи Д. Готовность к школе. М., 1992.
  24. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. СПб, 1996.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

Конспект коррекционной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе «Путешествие в страну сказок»

Задачи:Коррекционно-образовательные:- уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;- закреплять умение пересказывать эпизоды из  сказок, совершенствовать интонационную в...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Рабочая образовательная программа по реализации АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Рабочая  программа подготовительной  к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) № 6 «Аистенок» (далее – р...

Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)

Инструментарий мониторинга по усвоению программы для детей с тяжелыми нарушениями речиподготовительная к школе группа компенсирующей направленности (возраст детей 6-7 лет)...

Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.

Комплекс стихотворений для заучивания летом для детей с ТНР подготовительной к школе группы....